Рабочая программа "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ.К.А.ТИМИРЯЗЕВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности
13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»
2020
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи".
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузки обучающегося 48 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 32 | |||
Тема 1.1 Природоохранный потенциал | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1 | Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования | |||
2 | Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Современное состояние окружающей среды России и планеты. Воздействие негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение. | |||
3 | Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация промышленных и бытовых отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Малоотходные и безотходные технологии | |||
4 | Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя Земли, «парниковый эффект», кислотные дожди и другие проблемы. Пути их решения. Роль человеческого фактора в решении экологических проблем | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентацию на тему виды растений и животных занесенные в Красную книгу России" | 2 | |||
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1 | Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. | |||
2 | Демографическая ситуация в России и мире. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. | |||
3 | Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и воспроизводства сельскохозяйственной продукции. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение о состоянии и использовании природных ресурсов в России и мире. Подготовить доклад на тему "Альтернативных источников энергии" | 4 | |||
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1 | Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Прямое и косвенное воздействие загрязнителей биосферы на человека. | |||
2 | Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. | |||
3 | Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. | |||
4 | «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение об экологических нарушениях на территорий проживания обучающихся Проанализировать учебный материал и выявить основные принципы гармоничного взаимодействия человеческой цивилизации со средой обитания | 4 | |||
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | 16 | |||
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1 | История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию. | |||
2 | Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности | |||
3 | Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить статьи водного, лесного, земельного кодексов. Описать жизни производственную ситуацию (из реальной) о нарушении статей водного, лесного, земельного кодексов Проанализировать деятельность международных природоохранных организаций | 6 | |||
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | |||
Зачет | 2 | |||
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Рабочая программа дисциплины реализуется в учебном кабинете экологии и безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования», видео- и кинофильмы, видеоролики;
- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы:
Основная литература:
- Валова (Копылова) В.Д. «Экология» - М.: «Дашков и К», 2017.
- Колесников С.И. «Экологические основы природопользования» - М.: «Дашков и К», 2017.
Дополнительная литература:
- Арустамов Э.А., Баркалов Н.В., Левакова И.В. «Экологические основы природопользования» - М.: "Дашков и К", 2011.
- Гальперина М.В. «Экологические основы природопользования» - М.: «Форум: Инфра», 2012.
- Константинов В.М. «Экологические основы природопользования» - М.: «Академия, НМЦСПО», 2011.
- Нормативные материалы - ФЗ "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и размещения" и др.
- Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии, Растов - на - Дону 2013.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М; Академия, 2010.
- Земельный кодекс Российской Федерации
- Водный кодекс Российской Федерации
- Лесной кодекс Российской Федерации
Интернет-ресурсы
- www.1september.ru
- www.ecologysite.ru
- www.ecoportal.su
Периодические издания
- Журнал «Экология и жизнь»
- Журнал «Экологические системы»
- Журнал «Химическая и биологическая безопасность»
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности | наблюдение и оценка выполнения практических работ |
Знания | |
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | устный (письменный) опрос, решение задач |
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; | устный (письменный) опрос, |
принципы и методы рационального природопользования; | устный (письменный) опрос, решение задач |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | устный (письменный) опрос, решение задач |
принципы размещения производств различного типа; | устный (письменный) опрос, |
основные группы отходов, их источники и масштабы образования; | устный (письменный) опрос, |
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; | анализ производственных ситуаций |
методы экологического регулирования; | устный (письменный) опрос, |
понятие и принципы мониторинга окружающей среды; | устный (письменный) опрос, |
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; | устный (письменный) опрос, |
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; | устный (письменный) опрос, |
природоресурсный потенциал Российской Федерации; | письменная проверка |
охраняемые природные территории; | устный опрос |
принципы производственного экологического контроля; | устный опрос |
условия устойчивого состояния экосистем | устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...
КТП "Основы экономики" специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» -
КТП "Основы экономики " для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» -...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики" специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов средн...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 &la...
РП Английский язык 13.02.09 МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
13.02.09 МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»
Рабочая программа для СПО....
Календарно-тематический план Преподавателя Гусятинской Екатерины Юрьевны по дисциплине Экологические основы природопользования Специальность 15.02.03 «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики».
Календарно-тематический план Преподавателя Гусятинской Екатерины Юрьевныпо дисциплине Экологические основы природопользованияСпециальность 15.02.03 «Техническая эксплуатация гид...