Рабочая программа "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"
рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ.К.А.ТИМИРЯЗЕВА»

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности

13.02.09  «Монтаж и эксплуатация линий электропередачи»

2020


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи".

1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

- методы экологического регулирования;

- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;

- принципы производственного экологического контроля;

- условия устойчивого состояния экосистем

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузки обучающегося 48 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме  зачета  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная  работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

32

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

8

2

1

Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования

2

 Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Современное состояние окружающей среды России и планеты. Воздействие негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение.

3

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация промышленных и бытовых отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Малоотходные и безотходные технологии

4

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя Земли, «парниковый эффект», кислотные дожди и другие проблемы. Пути их решения. Роль человеческого фактора в решении экологических проблем

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить презентацию на тему виды растений и животных занесенные в Красную книгу России"

2

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

6

2

1

Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

2

Демографическая ситуация в России и мире. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.  

3

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и воспроизводства сельскохозяйственной продукции.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение о состоянии и использовании природных ресурсов в России и мире.

Подготовить доклад на тему "Альтернативных источников энергии"

4

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами

Содержание учебного материала

8

2

1

Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Прямое и косвенное воздействие загрязнителей биосферы на человека.

2

Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

3

Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

4

«Зеленая революция»  и ее последствия. Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение об экологических нарушениях на территорий проживания обучающихся

Проанализировать учебный материал и выявить основные принципы гармоничного взаимодействия человеческой цивилизации со средой обитания

4

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

16

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Содержание учебного материала

6

2

1

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

2

Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности

3

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить статьи водного, лесного, земельного кодексов.

Описать жизни производственную ситуацию (из реальной) о нарушении статей водного, лесного, земельного кодексов

Проанализировать деятельность международных природоохранных организаций

6

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

2

2

1

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Зачет

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Рабочая программа дисциплины реализуется в учебном кабинете экологии и безопасности жизнедеятельности.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования», видео- и кинофильмы, видеоролики;

- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень  учебных изданий, дополнительной литературы:

Основная литература:

  1. Валова (Копылова) В.Д. «Экология» - М.: «Дашков и К», 2017.
  2. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования» - М.: «Дашков и К», 2017.

Дополнительная литература:

  1. Арустамов Э.А., Баркалов Н.В., Левакова И.В. «Экологические основы природопользования» -  М.: "Дашков и К", 2011.
  2. Гальперина М.В. «Экологические основы природопользования» - М.: «Форум: Инфра», 2012.
  3. Константинов В.М. «Экологические основы природопользования» - М.: «Академия, НМЦСПО», 2011.
  4. Нормативные материалы - ФЗ "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и размещения" и др.
  5. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии, Растов - на - Дону 2013.
  6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М; Академия, 2010.
  7. Земельный кодекс Российской Федерации
  8. Водный кодекс Российской Федерации
  9. Лесной кодекс Российской Федерации

Интернет-ресурсы

  1. www.1september.ru
  2. www.ecologysite.ru
  3.  www.ecoportal.su

Периодические издания

  1. Журнал «Экология и жизнь»
  2. Журнал «Экологические системы»
  3. Журнал «Химическая и биологическая безопасность»

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

наблюдение и оценка выполнения практических работ

 соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности

наблюдение и оценка выполнения практических работ

Знания

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

устный (письменный)  опрос, решение задач

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

устный (письменный) опрос,

принципы и методы рационального природопользования;

устный (письменный) опрос,

решение задач

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

устный (письменный) опрос, решение задач

принципы размещения производств различного типа;

устный (письменный) опрос,

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

устный (письменный) опрос,

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

анализ производственных ситуаций

методы экологического регулирования;

устный (письменный) опрос,

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

устный (письменный) опрос,

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

устный (письменный) опрос,

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

устный (письменный) опрос,

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

письменная проверка

охраняемые природные территории;

устный опрос

принципы производственного экологического контроля;

устный опрос

условия устойчивого состояния экосистем

устный опрос

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП "Основы экономики" специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» -

КТП "Основы экономики " для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» -...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы экономики" специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программе подготовки специалистов средн...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности 13.02.09 "Монтаж и эксплуатация линий электропередачи"

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 &la...

РП Английский язык 13.02.09 МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

13.02.09 МОНТАЖ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ...

Календарно-тематический план Преподавателя Гусятинской Екатерины Юрьевны по дисциплине Экологические основы природопользования Специальность 15.02.03 «Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики».

Календарно-тематический план Преподавателя  Гусятинской Екатерины Юрьевныпо дисциплине  Экологические основы природопользованияСпециальность 15.02.03 «Техническая эксплуатация гид...