Статья на тему "Зависимость успеваемости студентов от выбора моделей, методов и технологий обучения"
материал на тему

Джелялова Севиля Наримановна

В статье рассматривается следующее:

  • подход к образованию в Российской Федерации;
  • в общем различные модели образования и выполняется их сравнение;
  • выполнен сравнительный анализ педагогических технологий обучения;
  • сделаны выводы по итогам опроса студентов учебного заведения и темы статьи.

Материал статьи представлен в виде текста и презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Зависимость успеваемости студентов от выбора моделей,

методов и технологий обучения

Автор: Джелялова Севиля Наримановна, преподаватель компьютерных дисциплин Государственного бюджетного профессионального учебного заведения Республики Крым «Феодосийский политехнический техникум»

(Слайд 2) Кризисные явления в системе высшего образования напрямую связаны с качеством образования. Во всем мире, в том числе и в России, происходит понимание влияния качества образования на ставшее массовым образование. Массовый характер обучения и образования входит в противоречие с тем, что каждая личность имеет свой темп обучения, свой уровень познавательных и творческих способностей. Данное противоречие порождает проблему дифференциального и индвидуального подхода к  обучению.

Задачи воспитания и творческого саморазвития личности в обучении современного преподавателя (курсивом выделены задачи, которые рассматриваются в статье):

  • обновление и конкретизацию целей обучения, воспитания и творческого саморазвития личности;
  • индивидуализацию, дифференциацию и профилизацию обучения и воспитания;
  • разработку и внедрение новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания;
  • социализацию личности и ее профессиональное самоопределение;
  • духовно-нравственное воспитание и саморазвитие личности;
  • обучение и воспитание творчески одаренных, способных  и «трудных» студентов;
  • педагогическую диагностику и управление качеством образования и воспитания.

(Слайд 3) Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения студента , под которыми понимаются.

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности студента в образовательном процессе.

Иерархия компетенций :

  • ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

(Слайд 4)

Исторически возникло огромное количество различных моделей образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.

Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего, под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка. Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение ставит своей задачей, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами.

Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. В ней не предусмотрено место таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность. Обучающиеся, получая определенные знания, умения и навыки, при обретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. Рационалистическая модель образования обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству.

Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям.

(Слайд 5) Неинституциональная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Интернет, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

В мировой педагогике хорошо осознана роль «параллелъной школы» – так называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Например, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения.

Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса. Система Интернет резко расширила возможности получения информации, появился термин интернет-образование, который означает обучение людей с помощью программных электронных устройств. Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

Число лиц, прошедших обучение без получения диплома, превосходит число обучающихся для получения диплома почти в 4 раза. Это свидетельствует о том, что знания и информация все больше начинают приобретать ценность сами по себе, а не как средство для получения диплома, что радикально меняет характер образовательной мотивации.

(Слайд 6)                Сравнительный анализ современных моделей образования

Охарактеризованные модели образования обладают рядом достоинств и недостатков, по которым их можно объединить в отдельные группы. Целесообразно особо выделить традиционную (формирующую) модель образования, рационалистическую же модель можно считать разновидностью традиционной.

Так, традиционная и рационалистическая модели не ставят в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. Обучаемый является лишь объектом педагогического воздействия. Предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы главным образом на возможности среднего студента. Используется прямой (императивный) стиль управления учебной деятельностью. Для этих моделей образования характерны монологизированное преподавание, недооценка роли инициативы и творчества субъектов образовательного процесса. Обе модели направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу содержания или способов обучения в готовом виде.

В современном мире все большее распространение и развитие получает гуманистическая личностно-ориентированная модель образования.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика моделей образования

Сравниваемые показатели

Модель образования

традиционная

(формирующая)

гуманистическая

(личностно-ориентированная)

Цель

Формирование личности с заранее заданными свойствами

Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры

Роль ЗУНов

Цель обучения

Средство развития личности

Положение обучающегося

Объект процесса обучения

Субъект процесса обучения

Основные дидактические средства

Монолог, знания, умения, навыки

Диалог, полилог, сотрудничество, творческая учебно-познавательная деятельность

Аксиологическая основа

Потребности общества и производства

Потребности и интересы личности

Роль учителя, преподавателя

Источник и контролер знаний

Координатор, консультант, помощник, организатор (менеджер)

Основные результаты

Уровень обученности и социализированности

Уровень личностного развития, учебная самостоятельность, самоопределение и самореализация

(Слайд 7)                                Технологический подход в обучении.

Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.

Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в равной ответственности  перед собой и обществом, смягчить трудности при необходимости многократно изменяться и подстраиваться  в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

  •   технологий;
  •   содержания образования;
  •   стиля жизни образовательного учреждения;
  •   типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Слайд 8)        Любая технология обучения включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и обучающегося;
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании.

Сравнительный анализ технологий показывает, что нет «идеальной» технологии, отвечающих всем поставленным задачам и целям, заявленным требованиям. Однако можно применять несколько методик при преподавании.

В настоящее время в педагогической  и дидактической литературе выделено более 50 методов преподавания (воспитания) и самовоспитания (учения), значительная часть из которых прямо или косвенно ориентирована на развитие творческих способностей личности.

(Слайд 9-10) Таблица 2 – Сравнительный анализ обобщенных педагогических технологий (цветом выделены технологии, применяемые мною на практике)

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентри-рованное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение студентов в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

(Слайд 11) В последние годы наиболее плодотворным и перспективным оказался управленческий подход к разработке и классификации методов обучения. Наиболее характерным в  этом плане является классификация методов, предложенная Ю.К.Бабанским, выделившим три большие группы методов (рис.1)

Рисунок 1 – Классификация методов обучения

На сегодняшний день мы имеем конфликт классических норм и правил образования и необходимости соответствовать современному обществу и видению мира. В связи с этим нужно пересмотреть методы и модели преподавания и изложения материала.

(Слайд 12) Выводы. В РФ к образованию компетентностный подход, т.е. студенты должны обладать не только теоретическими навыками, но и уметь применять их на практике, при решении определенного круга профессиональных задач. Следовательно, в условиях внедрения современного стандарта ФГОС (3го поколения) стоит обратить особое внимание на развитие у студентов личностной заинтересованности в высокой успеваемости по дисциплинам и профессиональным модулям.

В связи с развитием современных информационных технологий и высоким темпом изменения изменений в политической и экономической ситуации в мире, повышается необходимость применения на занятиях не только традиционных методик обучения, но и активных, инновационных методов обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств).

(Слайд 13)  В результате опроса студентов нашего образовательного учреждения было выявлено несколько проблем  при изучении дисциплин:

  1. Зачем оно мне нужно? Где я могу это применить?

Студентам еще на первых занятиях необходимо определить  и рассказать, где и как они могут применять полученные знания. В дальнейшем стоит акцентировать внимание на наиболее важных темах, приводить примеры из практического опыта.

  1. Мне достаточно тройки.

Студентов необходимо мотивировать на получение более высокого балла. Например, сказать, что работодатель будет обращать внимание на оценку по профилирующим предметам в конкретной области, или акцентировать внимание на дальнейшем обучении и возможности постубление на бюджет с более высоким средним баллом.

  1. Мне неинтересно, скучно.

Нередко студента становится скучно на дисциплине из-за применения сложившихся, традиционных методов обучения. Стоит попробовать использовать дополнительные материалы или подобрать интеренсые факты, может использовать игровые технологии, к примеру, брейн-ринг или «крокодил».

  1. Я не понимаю.

Случается, что невозможно всех студентов оценивать одинаково и давать равноценные задания. Здесь на практике видно дифференцированный подход к студентам. Возможно к успевающим студентам стоит прикреплять более слабых для того, чтобы они работали малыми группами, или объединять несколько слабых в одну группу.

Возможно стоит рассмотреть такой метод обучения, как видео-уроки и онлайн-консультации или найти уже существующие видео-уроки и мастер-классы и разместить их на сайте техникума, т.е. частично реализовать модель дистанционного обучения. Ведь очень часто наши студенты бывают больны или в отъезде, как в случае с заочниками.

В заключении  хотелось бы заметить, что нередко успеваемость студентов еще зависит и от личной заинтересованности преподавателя: насколько ему интересна его работа, совершенствует ли он свое педагогическое мастерство, уделяет ли внимание новым тенденциям и открытиям, технологиям в преподаваемой дисциплине.

В педагогической науке появился такой термин «андрагогика».

Андрагогику можно определить как теорию обучения взрослых, научно обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по определению целей, задач, содержания, форм и методов обучения, по организации, технологии и осуществлению процесса обучения взрослых людей.

То есть, данная технология применяется при обучении сзрослых, на курсах повышения квалификации. Но не стоит забывать, что мы с вами готовим студентов для выхода во взрослую жизнь, специалистов и управленцев среднего звена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Обучение студентов специальности сварочного производства созданию информационных технологий для автоматизации сварочных процессов

Статья для участия в VI Всероссийской межвузовской научной конференции «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России 2014»...

Выбор оптимальных методов обучения на уроках

Одним из важнейших принципов научной организации труда педагога является принцип организации, требующий выбора оптимального варианта деятельности. Сама жизнь подводит преподавателя к осознанию острой ...

Статья в сборнике материалов Региональных педагогических чтений "Современные методы и технологии обучения и воспитания"

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ»...

Ролевой тренинг как интерактивный метод инновационных технологий обучения

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста постоянно обращает внимание исследователей на разработку и реализацию технологий обучения, обеспечивающих наиболее эффективный обр...

Тезисы к региональным педагогическим чтениям. Современные методы и технологии обучения и воспитания. Усольцева С.Р., Паутова И.В.

Материалы Региональных педагогических чтений, г. Тюмень, 20 декабря 2018 г.Социально-экономические, политические и общекультурные изменения, происходящие в России, приводят к необходимости коррекции с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПМ УП - ПМ 03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале Тема № 3 Обработка поясных изделий (Брюки история.Выбор модели....)

Методическое пособие включает: 1. Пояснительную записку. 2. Введение. Классификация и история брюк. 3. Детали кроя брюк, название срезов, линий, направление нити основы 4. Примерный план составления т...

Материал для самостоятельной работы студентов специальности "Дошкольное образование" на тему "Технология обучения детей составлению метафор"

Материал для самостоятельной работы студентов специальности "Дошкольное образование" на тему "Технология обучения детей составлению метафор"...