Материал для самостоятельной работы студентов специальности "Дошкольное образование" на тему "Технология обучения детей составлению метафор"
учебно-методический материал
Материал для самостоятельной работы студентов специальности "Дошкольное образование" на тему "Технология обучения детей составлению метафор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obucheniya_metafor.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обучения детей составлению метафор
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
- Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
- У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
- Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
- Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
- Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
- Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Протокол занятия с детьми
Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях?
- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).
- А какие они?
- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
- Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).
- Так что можно сказать про снегирей, какие они?
- Снегири красногрудые, как яблоки.
- А где снегири находятся?
- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд!
- Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит мне предложение с этими словами?
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.
Примеры последовательности составления метафор детьми
- Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).
Слова для метафорической фразы: "слезы туч".
Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".
- Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта).
Словосочетание: "костер вечернего неба".
Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".
Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
В материале даны рекомендации к выполнению самостоятельной работы, образцы некоторых заданий....
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине: Документационное обеспечение управления на тему: «Составление и оформление докладных и объяснительных записок»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов являются обязательной частью учебно-методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых по всем направлениям подготов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине: Документационное обеспечение управления на тему: "Составление и оформление информационных справок"
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов являются обязательной частью учебно-методических комплексов учебных дисциплин, реализуемых по всем направлениям подготов...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ...
Материал для самостоятельной работы студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Тексты сказочного содержания"
Тексты сказочного содержания"...
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, как важный элемент обучения
Школа начинающего педагога...