Статья на тему: Обучение студентов специальности сварочного производства созданию информационных технологий для автоматизации сварочных процессов
статья по теме

Акопян Екатерина Михайловна

Статья для участия в VI Всероссийской межвузовской научной конференции «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России 2014»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение студентов специальности сварочного производства созданию информационных технологий для автоматизации сварочных процессов

Е.М. Акопян

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кулебакский металлургический колледж», Нижегородская обл., г. Кулебаки, ул. Адмирала Макарова, д. 25, Karin-akopya@yandex.ru

С 2007 года Кулебакский металлургический колледж занимается подготовкой квалифицированных кадров по специальности “Сварочное производство” (повышенный уровень), которые при окончании колледжа получают диплом старшего техника. Учебным планом специальности предполагается за первые четыре года обучения освоить специальные предметы по технологиям сварки; последний пятый год направлен на изучение предметов по использованию информационных технологий.

Опыт работы в данном направлении выявил следующие проблемы:

- изучение информационных технологий и программирования за короткий срок (один учебный год);

- нехватка педагогов, имеющих достаточной квалификации как в области информационных технологий, так и сварочного процесса;

- трудности в общении между специалистами в области информационных технологий и сварочного производства.

Чтобы свести к минимуму выше изложенные проблемы, коллективом преподавателей поставлены и решены следующие задачи:

- анализ специальной литературы и оценка степени автоматизации расчетно-конструкторских задач;

- определение основных направлений информатизации в сварочном производстве;

- разработка типовых тем на курсовое и дипломное проектирование, а так же методических указаний к ним;

- внедрение в учебный процесс компьютерных программ и информационных систем, разработанных в рамках дипломного проектирования.  

В настоящее время существует множество учебно-методической литературы по сварочному производству [1-3], используемой в учебном процессе. Анализ данной литературы показал, что для эффективного восприятия учебного материала требуется дополнить классическое обучение использованием информационных технологий.

С учетом специфики специальности основными направлениями информатизации были определены следующие:

- Автоматизированные расчеты сварных конструкций и соединений,

- Автоматизированное нормирование сварочных работ,

- Визуальное представление трехмерных моделей сварных конструкций и соединений,

- Дефектоскопия,

- Разработка экспертных систем подбора сварного оборудования, технологий сварки, идентификации дефектов и другие.

Опираясь на эти направления, формируется большинство тем для курсового и дипломного проектирования. При детальном изучении этих тем педагог по информационным технологиям четко формулирует все технические требования к реализации информационных систем студентам, выполняющим курсовые и дипломные проекты.

Примерами удачных дипломных проектов, внедренных  в учебный процесс, являются:

- Разработка информационной системы генерации трехмерной модели сварных соединений (рисунок 1а).

- Разработка информационной системы расчета штучного времени для основных  видов сварки.

- Разработка информационной системы расчета треугольной фермы (рисунок 1б).

а) автоматическое построение 3D модели сварных соединений по заданным параметрам чертежа

б) проектирование треугольной фермы

Рисунок 1 – Информационные технологии сварного дела, внедренные в учебный процесс

Таким образом, применение информационных технологии и методических наработок для специальности «Сварочное производство», позволит повысить эффективность технического образования в колледже; организовать в различных формах целенаправленное обучение студентов, контролировать учебный процесс  и осуществлять коррекцию результатов.

С учетом решенных задач в будущем планируется разработать портал для студентов и преподавателей специальностей, связанных со сварочным делом.

Литература

1. Беленя Е.И., Стрелецкий Н.Н., Ведеников Г.С. Металлические конструкции. Спец. курс. Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Стройиздат, 1982. —472 с.

2. Овчинников В.В. "Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов"  Уч. нач. проф. образование – М.: ACADEMIA, 2013. – 240 с.

3. Навроцкий Д.И., Майзель В.С. Сварные конструкции. Учебник для техникумов. Л., «Машиностроение», 1973, 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в организации образовательного процесса

Современное общество гордо носит название «Информационное общество». Как и каким образом это влияет на обучение!?...

Рабочая тетрадь практических работ для студентов 3 курса по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая тетрадь подготовлено для студентов третьего курса дневного отделения ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮУМКПособие  включает в себя практические работы по курсу «Информационные технологии в профессионально...

Статья: «Индивидуальная траектория обучения студентов в рамках преподавания дисциплины «технология профессиональной деятельности»»

Профессиональная подготовка студентов помогает успешно адаптироваться к меняющимся условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Одним из важнейших условий формирования профе...

Статья "Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС СПО) и разработка в соответствии с ними основных профессиона...

Презентация вводного урока "Сварочное производство" созданное с использованием электронных образовательных ресурсов

Презентация вводного урока "Сварочное производство"  созданное с использованием электронных образовательных ресурсов...

Статья "Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа с использованием информационно-компьютерных технологий"

В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы ...