Выбор оптимальных методов обучения на уроках
план-конспект урока на тему
Одним из важнейших принципов научной организации труда педагога является принцип организации, требующий выбора оптимального варианта деятельности. Сама жизнь подводит преподавателя к осознанию острой необходимости на каждом уроке выбирать оптимальный, то есть наилучший на сегодняшний день, для данного этапа, вариант обучения с точки его эффекта и затрат времени студентов и преподавателя.
Вариант обучения должен быть доступным для студентов определенного возраста и подготовки, должен соответствовать имеющемуся на изучение данной дисциплины времени. Только в этом случае он будет считаться оптимальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выбор оптимальных методов обучения на уроках | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
Всероссийский аграрный колледж заочного образования
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему: Выбор оптимальных методов обучения на уроках
ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
Выполнена
преподавателем ветеринарных дисциплин
Львовой Яной Игоревной
Рассмотрена на заседании
цикловой комиссии
ветеринарных дисциплин
Протокол № ____ от ___________
Председатель _________________
г. Сергиев Посад
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение
- Применение проблемно-поисковых методов и КМД на уроках ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.
- Метод самостоятельной работы с учебником с преобразованием текста и корректировкой жизненного познавательного опыта студентов.
- Организация самостоятельной работы студентов на уроке с использованием электронной контрольно-обучающей программы.
- Применение логических и технических приемов для обучения обобщениям в процессе преподавания дисциплины.
- Применение активных методов обучения при закреплении знаний по уроку.
- Список литературы.
«… Если обобщить следствия, вытекающие из принципов сознательности, активности, самостоятельности и наглядности обучения, то можно вести речь и о самостоятельном принципе, дидактике, предполагающем выбор оптимального сочетания различных методов обучения – словесных, наглядных, практических методов самостоятельной работы, проблемно-поисковых и репродуктивных.
В каждом конкретном случае необходимо выбирать такое сочетание этих методов, в котором одни из них будут играть основную роль, а другие вспомогательную, в зависимости от тех задач, которые решаются на данном этапе урока, а также от специфики содержания возрастных и других особенностей студентов».
Этим и обусловлен выбор темы данной методической разработки, которая посвящена вопросу оптимизации процесса обучения в курсе преподавания ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших принципов научной организации труда педагога является принцип организации, требующий выбора оптимального варианта деятельности. Сама жизнь подводит преподавателя к осознанию острой необходимости на каждом уроке выбирать оптимальный, то есть наилучший на сегодняшний день, для данного этапа, вариант обучения с точки его эффекта и затрат времени студентов и преподавателя.
Вариант обучения должен быть доступным для студентов определенного возраста и подготовки, должен соответствовать имеющемуся на изучение данной дисциплины времени. Только в этом случае он будет считаться оптимальным.
При выборе оптимальной структуры обучения необходимо помнить:
- о принципе научности и доступности обучения;
- о принципе сознательности и активности при руководящей роли преподавателя;
- о принципе единства конкретного и абстрактного в обучении;
- о принципе коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей студентов.
Оптимизация обучения предполагает, что преподаватель при подготовке к каждому року должен опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший вариант изучения новой темы, не допуская шаблона, трафарета, стандарта при построении уроков, не гиперболизируя отдельные методы, формы работы, не применяя все поровну, а находя самое лучшее их сочетание для данной ситуации.
Выбрать оптимальный вариант процесса обучения – это значит выбрать наиболее оптимальные задачи, содержание, методы, средства, формы, то есть все основные компоненты учебного процесса, а также должный темп и обеспечить хорошие условия для обучения.
Для развития у студентов стремления к знаниям надо «идти» не с дисциплиной к студентам, а со студентами к дисциплине.
Лучшим способом здесь будет являться создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация определяется из структуры дисциплины и определяется целевой установкой.
Пользуясь рекомендациями педагогической деятельности, разработанными К.Я. Вазиной, на уроках целесообразно добиваться совместной работы преподавателя и студентов.
В процессе оптимизации учебного процесса большое значение сегодня приобретают современные методы активного обучения, цель которых не просто дать содержание дисциплины, а представить изучение ее как нечто непрерывно усложняющееся и связанное между собой, как целое, в котором одни элементы зависят от других. В зависимости от усложнения материала выбирается и наиболее эффективный для данного урока и метод обучения.
Применение проблемно-поисковых методов и КМД на уроках
ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.
Выбор наиболее эффективных для данного урока методов обучения – один из главных моментов оптимизации учебного процесса, т.к. методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленной на достижение цели образования, воспитания и развития студентов в процессе обучения.
Так как любая деятельность в качестве неотъемлемого компонента имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения подразделяются на 3 большие группы:
- методы организации учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Все эти методы обучения могут стимулировать, активизировать познавательную деятельность студентов. Методы обучения непрерывно совершенствуются. В последнее время широко используются поисковые методы благодаря внедрению проблемного обучения.
Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно, я считаю, применять эти методы в тех случаях, когда содержание учебного материала урока направлено на формирование понятий, законов. Перед применением поисковых методов необходимо подготовить студентов к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
Для примера приводится содержание и ход урока ПМ. 02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, раздел «Методики диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных», тема «Методики исследования патологии обмена веществ и их диагностическое значение». Этот урок проводится с применением проблемно-поисковых методов и КМД.
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»
План урока
ТЕМА УРОКА: ПАТОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование профессиональных компетенций; через КМД решить дидактические задачи:
- Умение умственной деятельности.
- Умение ситуативного поведения.
- Сознание содержания темы.
- Изучить механизм патологии обмена веществ, ее роль в сельском хозяйстве, ветеринарной медицине, обратив внимание на этиологические факторы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: развивать потребность к познанию, потребность к общению, потребность самостоятельно мыслить, чувство товарищества, чувство профессиональной ответственности.
РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие психологических качеств необходимых в профессиональной деятельности (память, внимание, самостоятельное мышление).
ТИП УРОКА: изучение новых знаний.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковый с применением КМД.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Ввод в проблемную ситуацию. Нарушение какого механизма в организме привело к данным последствиям? (СЛАЙД)
- Обозначение проблемы.
- Определение темы урока, постановка целей, определение плана и этапов решения проблемы.
ПЛАН РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
- Локализация патологического изменения.
- С какими процессами это связано.
- Этиологические факторы, вызывающие патологию обменного процесса.
Изучение материал по данной теме:
1-ый этап. Локализация патологического изменения.
1. Обзор вводного материала.
2. Просмотр кинофильма.
3. Обсуждение кинофильма (КМД).
4. Закрепление изученного материала. Составление опорного конспекта (КМД).
2-ой этап. С какими процессами это связано.
1. Задание для самостоятельной работы (КМД):
1.1 Определить по учебнику, какие процессы лежат в основе нарушения обмена веществ.
1.2 Составить сравнительную таблицу «Катаболизм и анаболизм».
2. Защита полученных результатов.
3. Обсуждение проблемы «Может ли измениться обмен веществ у животных под воздействием внешних факторов?»
3. Просмотр кинофрагментов из кинофильмов.
«Нарушение обмена веществ».
4. Обсуждение вопроса «Каковы последствия данной патологии для животноводства».
3-ий этап. Этиологические факторы, вызывающие патологию обменного процесса.
1. Задание для самостоятельной работы (КМД):
- Установить причины развития патологии;
- Заполнить обобщающую таблицу.
- Закрепление изученного материала, защита обобщающей таблицы, самостоятельные выводы по изученной теме.
Такой урок проходит всегда очень оживленно, студенты очень горячо отстаивают свои мнения, но в тоже время не отбрасываются высказанные студентами точки зрения какими бы наивными и нелепыми они не оказались.
Более того, отмечаю высокую устойчивость, выживаемость их жизненных, обыденных представлений.
Все студенты за урок получают оценки, в зависимости от их активности и вне зависимости от их точки зрения (если она активно защищается и аргументируется).
- Домашнее задание:
Установить причинно-следственную связь между этиологическими факторами и видами нарушения обмена веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способност...
Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...
« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».
В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...
Активные методы обучения на уроках математики
Приведены примеры активных форм обучения, применяемых на уроках математики для активизации познавательной деятельтности....
Активные методы обучения на уроках музыки.Разработка урока "Путешествие в древнюю Русь. Русская народная песня"
Урок с использованием активных методов обучения...