Ролевой тренинг как интерактивный метод инновационных технологий обучения
статья на тему

Сайт преподавателя специальных дисциплин Помыткиной Нины Юрьевны

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста постоянно обращает внимание исследователей на разработку и реализацию технологий обучения, обеспечивающих наиболее эффективный образовательный результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Помыткина Н.Ю.

Ролевой тренинг как  интерактивный метод инновационных технологий обучения

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста постоянно обращает внимание исследователей на разработку и реализацию технологий обучения, обеспечивающих наиболее эффективный образовательный результат. Понимая под технологией обучения совокупность методов и средств, обеспечивающих при заданном программном содержании достижение той или иной поставленной цели, мы рассматриваем технологию обучения, как средство овладения специалистом профессиональными компетенциями. Главная задача профессионального образования в рамках реализации ФГОС третьего поколения  – в сравнительно короткий срок подготовить такого специалиста, который смог бы  успешно решать профессиональные задачи, быть востребованным на  рынке труда. Одним из путей решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, такого учебно-методического материала, которые предусматривали бы овладение студентами определенными профессиональными  действиями.  

Под интерактивным  методом обучения понимают такое  педагогическое взаимодействие, которое побуждает обучаемых к мыслительной и деятельной активности, к проявлению творчества, сотрудничества,  поиска новых идей для решения профессиональных задач.  « Я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю» - эта древняя китайская пословица очень точно раскрывает сущность данного метода обучения. Экспериментально установлено, что в памяти человека (при равных условиях) запечатлеется до 90% того, что он делает, до 50% того, что видит, и только 10% того, что слышит. Следовательно, наиболее эффективно то обучение, которое активно включает обучаемого в действие.  Базовыми форами деятельности при этом являются учебная, учебно – профессиональная и квазипрофессиональная деятельность, сущность и содержание которой заключается в воссоздание в аудиторных условиях отношений людей на основе моделирования конкретных профессиональных ситуаций.

Предлагаемая методическая модель позволяет широко использовать в образовательном процессе ролевой тренинг, как эффективный метод интерактивного обучения. Данный метод  используется нами в рамках междисциплинарных курсов музыкального цикла. С помощью этого метода можно имитировать этапы урока музыки, занятий хорового объединения,  например, при  разучивании или исполнении песенного репертуара.  Обучаемые назначаются на роли хормейстера, концертмейстера, солистов, хоровой группы. Если в начале тренинговых занятий студенты стремятся копировать действия преподавателя, отрабатывая навыки дирижерского показа, инструментального исполнения, чистоты интонирования, то впоследствии большее внимание уделяется интерпретации музыкального материала: использованию элементов инсценировки; детских музыкальных инструментов в аккомпанементе; ритмических, пластических сопровождений исполнения; различного состава исполнителей;  качеству звучания, дикции, эмоциональной отзывчивости.

Деятельность студентов становится профессионально и творчески осмысленной. Рассматриваемый метод дает хорошие результаты при соблюдение ряда обязательных условий - четкое и ясное знание преподавателем индивидуальных особенностей обучаемых; умение правильно организовать тренировочную деятельность и регулярно ее осуществлять; постепенное усложнение  и вариантность упражнений; ясное понимание обучаемыми смысла тренировок и задач, которые необходимо решить на каждом этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект физика в белом халате как инновационная технология обучения будущих специалистов

Проект позволяет расширить знания студентов и создать мотивационную основу для изучения физики в медицинском колледже...

Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

              Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

        Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...

Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения

Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения...

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...

Инновационные технологии обучения и воспитания в условиях требований ФГОС

Статья о возможностях ИКТ технологий при реалиации дистанционного обучения...