опыт работы по оснащению
статья на тему

Литвинов Дмитрий Фёдорович

Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ в систему организации обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx125.07 КБ

Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы. Информационно- коммуникативные технологии – опыт применения.

Реформирование отечественного образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ в систему организации обучения.

На первое место сегодня ставится умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Концепция советского образования как «обучение на всю жизнь» меняется на концепцию современную – «обучение в течение всей жизни».

В сегодняшнем обществе в одинаковом положении находятся и учитель, и ученик, т.к. оба вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в своей предметной области. Поэтому наша деятельность направлена как на задачи "информационно-коммуникационного всеобуча" для всех участников образовательного процесса, создание необходимого творческого климата в учебных заведениях, так и на новое качество образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды.

Под информатизацией образовательного процесса, который проводится в несколько этапов, мы понимаем комплекс мероприятий, связанный с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями, информационной продукцией:

1.        Оснащение компьютерной и проекционной техникой

2.        Доступ к сети интернет во всех кабинетах

3.        Электронная библиотека

4.        Читальный зал с доступом к сети интернет

5.        Применение вебинаров

6.        Социальные сети («В Контакте», «Фейсбук»)

7.        Электронные ресурсы (электронный дневник)

Направления развития информатизации

Состояние материально – технического обеспечения

в рамках информатизации образовательного процесса

                                                            2001 год                                            Таблица 1

Для работы студентов в компьютерных классах

10

Для работы преподавателей

0

Администрация

1

Библиотека

0

Учебные кабинеты

0

Всего

11

                                                                     2013 год                                                         Таблица 2

Для работы учащихся в компьютерных классах

30

Для работы преподавателей

3

Администрация

14

Библиотека

6

Учебные кабинеты

24

Всего

78

Принтеры – 12; сканеры – 5;  веб-камеры – 10; интерактивные доски –1; проекторы – 20;  фотоаппарат цифровой – 1; видеокамера цифровая – 1.

Схема 1 Графическое отображение данных таблицы 1 и 2

                     Количество педагогов применяющих ИКТ           Таблица 3

годы

педагоги

Преподаватели, чел (%)

Мастера производственного обучения, чел (%)

2001

0 (0)

0 (0)

2005

2 (11)

0 (0)

2013

24 (100)

10 (100)

Схема 2 Графическое отображение данных Таблицы 3

Основной принцип развития коммуникативных технологий

Максимальная бесплатность

Информатизация управления в колледже

Одно из направлений информатизации – административно-организационное. Этот компонент информационного пространства предоставляет оперативную информацию о ходе учебного процесса и обладает рядом преимуществ:

- не требует работы с бумажными документами, за исключением первичных;

- хранит всю существенную информацию бесконечно долго;

- обладает свойством расширяемости.

Использование информационных технологий в  управленческой деятельности позволило за короткое время создать единую базу данных, включающую в себя информацию о сотрудниках, студентах и их родителях. Заместители директора не только формируют банк данных по курируемым ими направлениям, собирая сведения об одаренных детях, медалистах, асоциальных семьях и т.д., но и ведут электронную документацию, соответствующую их должностным обязанностям.

Ближайшая перспектива – переход на программу 1С- Колледж.

На сегодня сдерживающим фактором перехода на программу 1С Колледж является отсутствие денежных средств.

Библиотека.  Совсем новую роль начинает играть библиотека – это не просто хранилище книг, а настоящий библиотечный информационный центр с электронным читальным залом, имеющим  6 компьютеров с выходом в Интернет и постоянно пополняющий свои медиа ресурсы. Студенты и преподаватели имеют возможность во внеурочное время самостоятельно искать и обрабатывать информацию, работать над созданием рефератов, разрабатывать научные проекты, готовиться к урокам. Общаться по средством видео ресурса Skype. У колледжа имеется подписка на электронную библиотеку «Знаниум».

Информатизация образовательного процесса

Использование ИКТ в учебном процессе

         Работа по повышению педагогического мастерства наших преподавателей позволила осваивать и внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. Ряд преподавателей дает прежнему содержанию новое звучание. Кроме этого,  сейчас уже не только преподаватели информатики могут воспитать в подростках информационно-коммуникационную грамотность, но и другие педагоги колледжа. К примеру, наши педагоги часто готовят уроки-презентации, позволяющие использовать на уроке большое количество качественного иллюстративного материала, таблицы, опорные схемы, используя для их демонстрации проекторы и экраны. Внедряются в практику учебного процесса  Интернет-ресурсы. Так, на уроках общеобразовательных дисциплин и других активно используются возможности образовательных порталов. Благодаря всему вышеперечисленному эффективность практической работы студентов на уроках значительно возросла. Повысился интерес студентов к тем предметам, на которых используются компьютеры и проекторы улучшились взаимоотношения с преподавателем, «говорящим» с подростками на  одном языке.

Дистанционное обучение

 Дистанционные обучающие олимпиады имеют ряд плюсов перед традиционными олимпиадами. Во-первых, они не ставят целью проконтролировать знания студентов – здесь они учатся, узнают что-то новое для себя, о чем в учебнике может быть не написано. Во-вторых, преподаватель получает огромный банк практических методических материалов, из которого можно многое почерпнуть.

Использование ресурса «Дневник ру» позволяет предоставить студентам максимальную информацию о организации образовательного процесса, регулировать самостоятельные работы студентов, по иному мотивировать их к результатам своей деятельности.

Так же пытаемся получить практический опыт применения дистанционных технологий при проведении уроков теоретического обучения, привлекая преподавателей имеющих ученые степени.

Проектная и научно-исследовательская деятельность.

Одним из направлений образовательного процесса, где наиболее активно используются ИКТ, является проектная и научно-исследовательская деятельность педагогов и студентов. С тщательно подготовленными работами студенты выступают на различных научно-практических конференциях:

Участие студентов колледжа в различных дистанционных интернет мероприятиях чаще всего бывает успешным. Так:

  • Ноябрь 2013 г. Общероссийский конкурс «Сентябрь в истории»: Лофицкий Максим, диплом 1 степени; Селихов Александр, диплом 1 степени
  • Сентябрь 2013г Х11 областной фестиваль «Музеи- хранители традиций»; Ситникова Наталья; Волкова Евгения
  • Август 2013г. V Конкурс презентаций «Лето в истории» Диплом 1 степени Волкова Евгения;
  • Июнь 2013г. «На войне, как на войне», Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ, Ситникова Наталья диплом 1 степени; Селихов Александр, диплом 11 степени;  
  • 3Т. Digital Creator 2012-2013; Диплом участника Горпиненко Иван, номинация техническая новинка «Полуприцеп для сидельных тягачей»

И.т.д.

Преподаватель истории колледжа Иващенко Галина Николаевна, опубликовала методические мероприятия в книге «Новые стандарты. Новые идеи», сборник издан кафедрой литературы  Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, под редакцией д.п.н., профессора, член- корреспондента МАНПО, Нечаева М.П.

Внеурочная деятельность

Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Сайт колледжа

        Электронный дневник колледжа «Дневник ру»

        Социальные сети – место для обсуждения различных тем, рычаг воспитательной работы.

Колледж как информационно-ресурсный центр

С 2009 года благодаря наличию современной материально-технической базы, высококвалифицированных педагогических кадров, современных средств обучения и оборудования, позволяющих качественно обеспечивать образовательный процесс, наш колледж полностью перевел процесс теоретического обучения по всем дисциплинам и модулям учебного плана на ИКТ. Среди задач, поставленных перед научно- методическим отделом, – решение приоритетных направлений:

- Содействие формированию   единой   информационной   образовательной среды с учреждениями высшего профессионального образования и ее интеграции в глобальное информационное пространство.

- Консультационная помощь и методическое сопровождение новых форм обучения с использованием современных средств коммуникаций, включая дистанционное обучение.

- Мониторинг процессов внедрения информационных технологий в учебный процесс профессиональной образовательной организации, образовательных и инновационных процессов, их результатов в обеспечении системы  образования колледжа  соответствующими аналитическими сведениями.

- Создание медиатеки  и организация свободного доступа к ней студентов и педагогов.

На базе научно- методического отдела организуются тематические семинары, проводятся «круглые столы», лекции, мастер-классы, оказывается индивидуальная консультационная помощь по обучению на дистанционных курсах и по обслуживанию компьютерной техники.

Выводы

Вполне очевидно, что использование в образовательном процессе средств информатизации требует иных, нежели ранее, методических подходов, а точнее, педагогических технологий. Путь к успеху в этом важнейшем деле должен быть максимально творческим и демократическим.

Оценка готовности образовательного учреждения к развитию в единой информационной среде должна включать не только достаточное техническое оснащение и доступ к ИКТ педагогов и студентов. Одним из главных условий мы считаем наличие в колледже благоприятного к переменам климата. Информационные технологии позволяют нам создать  уникальную среду, обладающую значительным образовательным потенциалом и позволяющую повысить эффективность управления образовательным процессом.

В единой образовательной среде ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между преподавателем и студентом. Напротив, они решают определенный круг задач: например, высвобождение времени преподавателя, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студентов, поддержка коллективной работы. Электронная образовательная среда способствуют формированию новой роли педагога, в ней педагог и студент равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество.

С нами или без нас, но современные информационно- коммуникативные образовательные технологии будут развиваться, лучше если конечно с нами.

Предложение

  1. Учитывая оснащенность рабочих мест работников Министерства образования и науки Волгоградской области компьютерами, имеющиеся дочки доступа к сети «Интернет»:

А). Оснастить рабочие места директоров возможностью использования ресурса Skype

Б). Создать справочник адресов Skype

  1. Учитывая оснащенность администраций профессиональных образовательных организаций компьютерами, имеющиеся дочки доступа к сети «Интернет»:

А). Оснастить рабочие места директоров, заместителей директоров возможностью использования ресурса Skype

Б). Создать справочник адресов Skype


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»В данной работе рассмотрены методология созда...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛАТЫРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ

В современных условиях экономического развития страны на рынке труда  все более востребованы не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, способные осуществлять задачи...

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Современные образовательные технологии. Мой опыт работы.

Собран материал о применение различных современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...

Опыт работы по использованию социо-игровых приемов работы

Основной акцент в использовании социо-игровой педагогики делаю на позиции воспитателя, обеспечивающие детскую инициативность и самостоятельность...