Современные образовательные технологии. Мой опыт работы.
статья на тему
Собран материал о применение различных современных технологий на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_raboty.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся
на уроках русского языка и литературы.
Содержание:
I. Введение.
II. Теоретическая база опыта.
III. Педагогическая технология на уроке.
- Проблемное обучение.
- Исследовательская деятельность.
- Критическое мышление.
- Развивающее обучение.
- Информационные технологии.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Здоровьесберегающая технология.
IV. Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности.
- Проектная деятельность.
V. Заключение.
I. Введение.
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы», - писал великий писатель Н.В.Гоголь. Я, как педагог, учитель словесности, не могу не согласиться с этим высказыванием, понимая, что ключевыми его словами являются «наслаждение», «погрузиться», «чудные законы». Но современные учащиеся, погруженные совсем в другой мир, мир компьютеров, мобильных телефонов, не способны испытывать наслаждение от изучения русского языка, понять значение для себя этой области знаний.
Что уж говорить о литературе? Думаю, поддержат меня коллеги в том, что трудно сейчас добиться полноценного чтения учащимися классических художественных произведений (хотя бы в объеме школьной программы). Не видят современные дети ценностей, которые им может подарить русская литература. Чаще всего ее изучение сводится к поверхностному чтению или эпизодическому ознакомлению с произведением.
Но ведь язык и литература являются частью общенациональной культуры народа. Как же можно смотреть спокойно на то, что происходит с современной молодежью? Да и требования образовательных стандартов требуют достаточно высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данным предметам.
Работая в профессиональном училище, где учатся дети, имеющие разные интеллектуальные, психологические, мотивационные и поведенческие особенности, я осознаю, что первоначальной моей задачей, как учителя, должен быть поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по моим предметам, то есть повысят познавательный интерес моих учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность; и, наконец, позволят реализовать главный принцип учителя – словесника - единство обучения и нравственно-эстетического воспитания. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся», - писал Федор Буслаев.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и, как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения.
«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем» - писал Я.А.Каменский.
На мой взгляд, этот инструментарий должны составлять активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике. Их применение не исключает традиционных, классических методов и способов обучения, проверенных временем и практикой. Тем не менее, без включения в учебный процесс современных педагогических технологий мы не сможем добиться тех результатов, которые ставит перед нами современное образование.
Именно поэтому я стала заниматься проблемой развития познавательных интересов учащихся на уроках русского языка и литературы путем использования современных педагогических технологий.
II. Теоретическая база опыта.
В основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие:
Направленность образования на личностное развитие детей:
- приобретение опыта разнообразной деятельности;
- опыта познания и самопознания;
- подготовка к самостоятельной жизни в обществе.
Учащиеся должны научиться:
- самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения;
- самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность;
- самостоятельно планировать свой образовательный маршрут .
Результаты образования:
- Личностные
- Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
- Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного знания и «незнания»
- Морально-этическая ориентация:
ориентация на выполнение моральных норм;
способность к решению моральных проблем ;
оценка своих поступков
- Метапредметные
- Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
- Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
- Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических средств, общих схем решения;
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления аналогий, подведения под понятие
- Предметные
- основы системы научных знаний
- опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию
и применению нового знания
- предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Все перечисленные требования могут и должны быть сформированы у учащихся в ходе организации их познавательной деятельности.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно- полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
«Образование – это индустрия, направленная в будущее». (С. П. Капица). А значит, это процесс, в основе которого лежат технологии, способные получить положительный результат обучения.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов). Из данного определения следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.
В структуру педагогической технологии входят:
- цели обучения – общие и конкретные;
- содержание учебного материала;
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности школьников;
- методы и формы работы учителя;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса;
В настоящее время существует большое количество педагогических технологий, которые широко используются в педагогической практике. Я хочу поделиться своим опытом использования активных средств обучения учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.
III. Использование педагогических технологий на уроке
- Проблемное обучение.
Большинство учащихся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).
Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Данный принцип предполагает путем последовательно усложняющихся задач или вопросов, создание в мышлении учащегося такой ситуации, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению предмета. Проблемно-мотивационную среду я создаю разными приемами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом, самостоятельной работой.
Из опыта работы.
Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент урока , который использовался на уроке русского языка для обучающихся на первом курсе по теме « Второстепенные члены предложения. Определения.Однородные и неоднородные определения».
Задание учащимся
- Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.
Михаил Исаковский
«Враги сожгли родную хату»
Никто солдату не ответил.
Никто его не повстречал.
И только теплый летний вечер
Траву могильную качал.
- Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»)?
- Почему в предложении между ними не стоит запятая?(Проблемный вопрос)
- Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.
Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа.
- Какой частью речи выражены данные определения? (Ответ: прилагательными).
- Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов)
- Как характеризует вечер
признак «теплый» (Ответ: по ощущениям)
признак «летний» (Ответ: по времени года)
- Одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?
(Ответ: по-разному).
- Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными).
Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.
Решение проблемных ситуаций тесно связано с исследовательской деятельностью учащихся на уроке, так как поиск их решения предполагает самостоятельный мыслительный процесс ученика, в результате которого он получает необходимые знания.
Поэтому организация исследовательской деятельности также является активным средством обучения.
- Исследовательская деятельность учащихся на уроке.
Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность- это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.
Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью практически с первых занятий, так как полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений, а для многих из них это новый элемент в системе урока. На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.
Одной из важнейших задач считаю пробуждение у учеников исследовательского интереса.
Из опыта работы
На уроках русского языка, развитию речи предлагаю такие, например, задания:
- Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).
- Исследуя текст и докажите, что наиболее частый способ словообразования существительных – суффиксальный, а затем менее продуктивный – приставочно-суффиксальный.
- Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не мене трех) в каждом.
- Исследуйте текст и докажите, что есть нарушение лексических, орфоэпических норм( при изучении темы "Нормы современного русского языка")
Даю домашние задания творческого характера: отыскать в знакомом произведении русской литературы ту пунктограмму, которая изучалась на уроке. Учащиеся проводили настоящие исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы на уроке. Изученная тема наполняется особым смыслом, обучающимся становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.
Домашнее задание – всегда выбор для ученика: можешь подготовить упражнение к уроку, а можешь провести собственное исследование, на которое отводится больше времени два – три дня. Некоторые ребята выбирают самостоятельные исследования.
Задание на дом: « Рассмотрите 10-15 пословиц, чем выражены главные члены предложения, сделайте выводы»
Таким образом, даже небольшие исследовательские работы становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развивается интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в каждом.
- Критическое мышление
Учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.
Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?
Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления. Она является относительно новой для России. Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи…
Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:
- помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
- вызвать их мотивацию;
- научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Результативность опыта включает в себя:
- самосовершенствование личности;
- развитие творческих способностей;
- умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
- сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
- интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Люблю использовать элементы данной технологии на уроках русского языка при изучении теории. В этом нам помогает учебник «Теория», который является источником получения учащимися теоретических знаний. На таких уроках учащимся предлагается работать с информационными (научными, публицистическими) текстами
Из опыта работы.
Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трех стадий.
Технологическая карта урока
1. Стадия вызова | 2. Стадия осмысления. | 3. Стадия рефлексии. |
Мозговая атака. | Заполнение таблицы. | Дальнейшее целеполагание. |
На стадии вызова использую мозговую атаку. Учащиеся составляют список того, что они знают или думают по теме. Возможна при этом работа в паре. Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией.
Например, повторение темы "Обособленные определения". С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы со школы, но многие из них забывают о других случаях обособления определений. Предстоит многое вспомнить, поэтому целесообразно строить урок именно по данной технологии. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу.
Что я знаю | Что я хочу узнать | Что мы узнали, и что нам осталось узнать |
Цель составления таблицы – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной стратегии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.
На этапе повторения заполняется первый столбец. В колонку «Знаю» вносятся сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется вторая колонка «Хочу узнать», куда предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают текст учебника «Теория» и пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью колонку.
На стадии рефлексии таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не даёт исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам будет являться новым целеполаганием. В данном случае я отсылаю учащихся к другим источникам получения информации (словари, справочники).
Из опыта работы.
Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимися при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.
1. Учащиеся получают задание: к данным именам существительным подберите близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.
1. Великолепие. 2. Богатырь. 3. Герой. 4. Юношество. 5. Глупыш. 6. Друг. 7. Пустяк. 8. Шутка.
2. Учащиеся, знающие ответ на вопрос, выходят к доске, записывают ответы в нужные клетки.
Ответы
1. Роскошь. 2. Силач. 3. Персонаж. 4. Молодежь. 5. Несмышленыш. 6. Товарищ. 7. Мелочь. 8. Розыгрыш. Ключевое слово: синонимы.
Технология критического мышления достаточно успешно может быть использована и на уроках литературы при чтении и изучении художественных текстов. Она предлагает строить урок, используя набор приёмов и стратегий.
Из опыта работы
Стратегия - «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Прием «толстых» и «тонких» вопросов помогает научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение. Он может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
-Кто? Что? -Когда? Может…? -Будет…? Мог ли…? -Было ли? Согласны ли вы? -Верно ли? | -Объясните, почему…? -Почему вы считаете…? -В чём различие…? -Предположите, что будет, если…? -На что похоже? |
Заданный вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает учитель или вопросы учебника. «Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Из опыта работы:
Разгадывая тайну человека, личности Раскольникова, обучающиеся задают вопросы и отвечают на них .
• Почему убил?
• Почему сознался?
• Почему воскрес?
• Можно ли средствами нарушения морального закона «не убей» бороться за справедливость на Земле?
• Какие первые впечатления о Раскольникове?
• Какое социальное положение Раскольникова?
• В чем причины его духовного разлада?
• Как складываются его взаимоотношения с внешним миром?
• На какие раздумья наводит встреча Раскольникова с пьяной девушкой?
• Что общего Раскольников увидел в судьбы Сони Мармеладовой и Дуни?
• Что означает «разрешение крови по совести»?
• Какие противоположные свойства характера оказывали содействие зарождению его идеи и осуществлению «одиночного замысла»?
• Какие мысли и чувства переполняют Раскольникова после осуществления убийства?
• Проследите поведение Раскольникова после убийства. Разве так ведет себя настоящий преступник?
• Почему Раскольников одинокий? (Часть ІІ, глава 7).
Из опыта работы
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления. Что необходимо тем, кто хочет научиться писать?
- Регулярно писать. Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.
- Интересные темы. Это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.
- Образцы. Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах. Слово – образец может иметь ещё один смысл.
- Читательская аудитория. Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и в последствии мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение.
- Привычка править. Как утверждают бывалые авторы, «писание – это переписывание». Черновой текст – бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.
- Помощь других. Несмотря на то, что создание текста – процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и студии.
\
Из опыта работы.
Алгоритм создания письменного текста
1. Инвентаризация.
Это работа по сбору информации и собиранию мыслей. На этом этапе происходит смотр тех идей, которые имеются у нас по данному вопросу.
2. Составление чернового текста.
Это работа по перенесению своих мыслей на бумагу. Такая работа носит предварительный экспериментальный характер. Пока составляется черновой текст, не следует критически оценивать свои идеи, обращать внимание на их форму, правописание и почерк. Этот этап ещё можно назвать «Свободное письмо» (письмо на время, без остановки, не задумываясь о правильности). Нередко во время такого письма на бумаге возникают неожиданные идеи, образы.
3. Правка.
Это улучшение текста, стремление чётко и грамотно изложить мысли, соотнести содержание и форму. На этом этапе не стоит беспокоиться об орфографии, почерке и грамматике. Тексты, которым предстоит быть опубликованным, проходят ещё через два этапа.
4. Редактирование.
На этапе правки могут быть вычеркнуты или добавлены целые абзацы или даже страницы, теперь же необходимо подготовить текст к изданию.
Навыки редактирования состоят из трёх моментов:
-забота о том, чтобы произведение было правильным;
-умение видеть ошибки;
-умение исправить ошибки.
5. Издание.
Это возможность поделиться своими мыслями с другими, увидеть, как воспринимается произведение окружающими, познакомиться с тем, что получилось у других. Хорошие идеи заразительны. Творения (идеи) коллег могут вызвать творческий порыв, поток новых мыслей.
- Развивающее обучение
Преподаватель русского языка и литературы находится в постоянном поиске, поиске новых, интересных примеров и методов обучения. Трудно и интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютерными технологиями, перестают читать, трудно потому, что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего этого многообразия надо найти свое. Но, применяя современные технологии, нужно учитывать особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки, но во главу угла ставлю принцип развивающего обучения.
Из опыта работы
Опорный конспект
На уроках русского языка и литературы в рамках традиционного обучения использую опорный конспект как прием, позволяющий ученику в краткой форме систематизировать знания по теме, легче запомнить новые термины и понятия и установить логические связи между ними. Кроме этого, умение составлять опорный конспект является метапредметным, а значит актуальным в рамках новых образовательных стандартов. Данная работа имеет свои разновидности:
- коллективное составление опорного конспекта по ходу приобретения новых знаний (на
уроках изучения нового);
- использование опорного конспекта при составлении устного ответа по заданному
материалу (на уроке закрепления пройденного);
- восстановление деформированного опорного конспекта (на уроке обобщения
пройденного).
Данный вид работы способствует развитию логического мышления, учит работать с информацией, отделять главное от второстепенного, логически выстраивать свои мысли.
Считаю, что опорный конспект – это доступная форма работы с материалом, которая реализует дифференцированный подход в обучении.
Из опыта работы.
Составление хронологических таблиц жизни и творчества
поэтов и писателей.
ДАТА | СОБЫТИЕ |
Данный вид работы помогаем учащимся отобрать, проанализировать систематизировать полученную информацию, также способствует развитию логического мышления, учит работать с нужной информацией, отделять главное от второстепенного, логически выстраивать свои мысли.
- Информационно-коммуникативные технологии.
Данную технологию я считаю уже традиционной, так как она прочно вошла в мою педагогическую деятельность.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – компьютерных технологий:
- возможность организации процесса познания;
- индивидуализация учебного процесса;
- коренное изменение организации процесса познания путём смещения её в сторону
системного и мышления;
- возможность построения открытой системы образования;
В процессе применения информационно-коммуникационных технологий происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного,
творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования
возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
информации.
Использование информационно-коммуникационных технологий приводят к
- повышению эффективности и качества процесса обучения;
- обеспечению побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию
познавательной деятельности;
- углублению межпредметных связей за счёт использования современных средств
обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из
различных предметных областей.
Компьютер помогает при проведении уроков и при подготовке к ним.
Из всех компьютерных технологий чаще всего использую презентацию. Я считаю, что умелый учитель может превратить презентацию в способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
В настоящее время существует огромное количество видов презентаций, которые можно использовать в работе, но я предпочитаю создавать их сама. Это позволяет мне учитывать особенности моих учеников, их интересы и способы познавательной деятельности. А также, готовя презентацию, я еще раз выстраиваю урок так, как это необходимо для решения конкретных учебных задач, совершенствуюсь сама в методическом направлении.
Одна часть презентаций носит иллюстративный характер. Чаще всего их использую на уроках литературы. Они позволяют представить наглядный материал о писателе изучаемого произведения, иллюстрации к эпизодам. Возможности сети Интернет позволяют быстро и в разных объемах собрать и представить материалы по любой теме.
Другая часть презентаций имеет анимационный характер. Эффект анимации создаю с помощью пошагового принципа создания слайдов, который позволяет на глазах у детей воспроизводить процесс изменения слова, словосочетания, предложения. В таких презентациях большое значение имеет цвет, знаки, символы. И чаще всего такие презентации использую на уроках русского языка.
На данный момент я имею достаточно много презентаций к урокам русского языка и литературы, которые частично представлены на индивидуальной странице сайта школы. На данную страницу выношу презентации с памятками, дополнительными заданиями, рекомендациями к выполнению домашних заданий, викторинами, кроссвордами и т.п. Не все учащиеся пользуются этими услугами, но часть детей все-таки присоединяется к этой работе, и их становиться с каждым разом все больше.
Технология обучения в сотрудничестве.
Обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении ЭТОГО задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но и, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Представьте себе, что вы знакомите ребят с новым грамматическим материалом. Времени на объяснение отводится не так уж много. При этом очень важно, чтобы новое грамматическое явление было осмыслено правильно, ибо от этого во многом зависит дальнейшее овладение навыком. Значит необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий (ООД). Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Как гласит известное изречение мудрецов: "Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!" Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.
Здоровьесберегающие технологии.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока делать паузы, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.
IV. Использование педагогических технологий во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность .
Во внеклассной работе с учащимися наиболее творческой является проектная деятельность. Она предполагает целый спектр возможностей, которые можно использовать в работе: разнообразие тем, форм, видов, средств, материалов и т.д.
Из опыта работы
В моей практике имеется опыт учебно-исследовательской деятельности учащейся.
Попелышева Екатерина из группы С-15 занималась изучением проблемы патриотического воспитания подростков. Её интересовал вопрос, имеет ли место патриотизм в настоящее время, и что можно понимать под этим словом. Её творческий проект "Патриотизм" и презентация были продемонстрированы в группе. Но самое ценное в нём : Катя изучила историю своей семьи, она написала сочинение и рассказала о своем прадеде- ветеране Великой Отечественной войны. ( приложение)
Выбирая тему проекта и выполняя его, ребята учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
V. Заключение.
Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что в процессе работы над школьной методической темой, я в течение трех лет увлеченно занималось проблемой проектирования уроков и внеклассной деятельности с точки зрения используемых технологий. Эта деятельность показалась интересной не только мне, но и моим ученикам.
Не могу сказать, что учащиеся стали кардинально лучше учиться. Но я точно уверена, что результатом моей деятельности стало повышение интереса учащихся к процессу обучения. Они любят, когда уроки проходят разнообразно, интересно, неординарно, когда они включаются в интересные формы работы, когда им предлагается свобода творчества.
Я уверена, что спустя много лет, им будет, о чем вспомнить и рассказать своим детям. А главное, я надеюсь, что им пригодятся в жизни и критическое мышление, и творческий потенциал, и умение свободно и грамотно излагать свои мысли и чувства, что они вырастут развитыми людьми, способными приносить пользу себе, окружающим и обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе.»
на тему: «Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе производственного обучения и в воспитательной работе....
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
«Применение современных образовательных технологий в работе преподавателя профессионального модуля»
В настоящее время методика обучения требует новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработк...
«Использование современных образовательных технологий в работе преподавателя и концертмейстера"
В работе рассматривается использование таких современных образовательных технологий, как: технология индивидуализации обучения, здоровьесберегающая технология, технология развития творческих качеств л...
Опыт применения современных образовательных технологий в учебном процессе
Опыт применения перспективных технологий и методов в практике современного образования...
Статья "Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля"
Опыт использования современных образовательных технологий при изучении МДК 02.03 Лечение пациентов акушерского профиля...
Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»
Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...