Рабочая программа Базы данных
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины
Базы данных
2015 г.
Согласованно | Утверждаю |
Председатель ПЦК | Зам.директора по УР |
________________ Иванцова Л.В. | ________________Е.В. Машкова |
«___» _________2015 г. | «___» ___________ 2015 г. |
Программа разработана на основе требований ППССЗ специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»
Разработчик: Сидоренко И. Г., преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура содержания учебной дисциплины | 5 |
3.Условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Базы данных
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: вариативная часть общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить информационную модель данных для конкретной задачи;
- выполнять нормализацию базы данных;
- проектировать прикладную программу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- состав информационной модели данных;
- типы логических моделей;
- этапы проектирования базы данных;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2.Темтический план и содержание учебной дисциплины: «Основы алгоритмизации и программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1.Теория проектирования баз данных | 18 | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи. СУБД и её место в системе программного обеспечения ЭВМ. Информационная модель предприятия. Информационная модель данных, ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная. Понятие логической и физической независимости данных. | 1 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу по теме «Отличия концептуальной, логической и физической моделей данных». | 2 | ||||
Тема 1.2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению модели. | Содержание учебного материала | 2 | |||
2 | Типы взаимосвязей в модели: «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим». Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие ко многим» в таблицу перекрестных связей. Основные операции реляционной алгебры. | 1 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | - | ||||
Не предусмотрены | |||||
Контрольные работы | |||||
Не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнить конспект по теме «Основные операции реляционной алгебры» | 1 | ||||
Тема 1.3. Этапы проектирования баз данных. Системы управления базами данных. | Содержание учебного материала | 2 | |||
3 | Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни. Сравнительная характеристика различных СУБД. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить сравнительную характеристику различных СУБД | 2 | ||||
Раздел 2. Организация баз данных. | |||||
Тема 2.1. Проектирование базы данных и создание таблиц. | Содержание учебного материала | 2 | |||
4 | Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файла базы данных. Создание новой таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. Предъявление таблицы на экран. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 4 | ||||
| |||||
| |||||
Контрольные работы | |||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить тест по теме «Проектирование базы данных и создание таблиц». | 3 | ||||
Тема 2.2. Управление записями: добавление, редактирование, удаление и навигация. | Содержание учебного материала | 2 | |||
5 | Команды по перемещению курсора на первую, следующую, предыдущую, последнюю и заданную номером записи. Команды добавления, редактирования и удаления записи. Наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей. Наложение логических условий на записи в режимах добавления и редактирования. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу «наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей». . | 2 | ||||
Тема 2.3. Индексирование: понятие индекса, типы индексных файлов. Создание, активация и удаление индекса. Переиндексирование. | Содержание учебного материала | 2 | |||
6 | Понятие и виды индексных файлов. Понятие тега и индекса. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию. Особенности построения сложных индексов. Открытие и закрытие индексного файла. Активация индекса. Удаление индекса и индексного файла. Переиндексирование: назначение и команда. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу отличий индексно-прямых файлов от индексно- последовательных файлов. | 2 | ||||
Тема 2.4. Сортировка, поиск и фильтрация данных. | Содержание учебного материала | 2 | |||
7 | Понятие сортировки. Сортировка текущей таблицы и построение отсортированной таблицы. Методы поиска по любому полю и по полю индекса. Поиск на полное и частичное совпадение. Поиск по одному полю и по нескольким полям. Установка фильтра и отмена фильтра. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме «Сортировка, поиск и фильтрация данных». | 2 | ||||
Тема 2.5. Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц. | Содержание учебного материала | 2 | |||
8 | Понятие общего поля и его характеристики. Предварительные условия для установления взаимосвязи. Команды для установления и разрыва взаимосвязи. Объединение таблиц: получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить контрольные вопросы по теме «Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц» | 2 | ||||
Раздел 3. Организация интерфейса с пользователем | |||||
Тема 3.1. Понятие объекта, свойства и характеристики объекта. Создание экранной формы: свойства, события и методы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
9 | Понятие объекта. Понятие класса и подкласса. Полиморфизм, инкапсуляция и наследование. Форма как специальный объект: свойства, события и методы. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме «Понятие объекта, свойства и характеристики объекта». | 2 | ||||
Тема 3.2. Элементы управления: свойства, события и методы. | Содержание учебного материала | 2 | |||
10 | Разделение элементов управления на классы. Типичные (общие) и специальные свойства элементов управления. Методы элементов управления. Написание обработчиков наступления события. Отображение результатов работы команд. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа. Составить тест по теме «Элементы управления: свойства, события и методы» | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Формирование и вывод отчетов. | Содержание учебного материала | 2 | |||
11 | Виды отчетов. Способы формирования отчетов: Мастер отчетов и Конструктор отчетов. Редактирование отчета. Размещение в отчете вспомогательных элементов. Отчеты с группировкой и сортировкой. Вывод отчетов на экран и печать. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа. Составить контрольные вопросы по теме «Формирование и вывод отчетов» | 2 | ||||
Всего: | 66 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Информатики и компьютерной обработки документов»;
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Технические средства обучения: компьютер, средства отображения информации, проектор, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением; экран Screen Media 183X244 с соответствующим программным обеспечением; мультимедиапроектор BenQ MP770;-персональные компьютеры; принтер Canon Laser Shot LBP-1120; сканер Genius ColorPage-Vivi; Глобальная сеть Интернет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры AMD Athlon(tm) 64x2 Dual, локальная сеть, проектор, экран.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows XP Professional. Microsoft Access.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Агальцов В.П. Базы данных: Учебное пособие. - М.: Мир, 2011.
- .Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access: учебник.-2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007,-224 с.: ил.-(Профессиональное образование).
- Фуфаев Э.В. Базы данных: учеб. Пособие для студ. Сред.проф.образования/Э.В.Фуфаев, Д.Э.Фуфаев.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-320с.
Дополнительная литература:
- Шумаков, Фаронов. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных. - М.: Нолидж, 2009. - 640 с.
- Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. -СПб.: Питер, 2008.-704 с.
Интернет-ресурсы:
- http://am.rusimport.ru/MsAccess/default.aspx
- http://do.gendocs.ru/?q=Access
- http//www.microsoft.com;
- http//www.borland.com.
- http://www.citforum.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выполнять нормализацию базы данных; | Оценивание преподавателем отчета по практической работе |
проектировать прикладную программу. | Оценивание преподавателем отчета по практической работе |
Знания: | |
состав информационной модели данных | Тестирование, зачёт |
типы логических моделей | Тестирование, зачёт |
этапы проектирования базы данных | Тестирование, зачёт |
Разработчик:
ГБОУ СПО Брянский преподаватель И.Г.Сидоренко
профессионально-педагогический колледж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по дисциплине «базы данных» как важный элемент творческого обучения
Целью олимпиады по дисциплине «базы данных» является содействие в подготовке студентов к будущей работе в профессиональных коллективах, поддержка изучения программных продуктов и технологий Microsoft,...
Практические работы по дисциплине "Базы данных"
Данные практические работы (по вариантам) позволяют проверить знания студентов на умение создавать Базу данных, выполнять различные запросы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-94742-1351363585.jpg)
Сборник тестов по теме "Базы данных" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Сборник включает в себя тексты тестов и заданий для проведения зачетных занятий, зачета по теме "Базы данных" в рамках дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/11/picture-471581-1457683472.jpg)
База данных
Специальность: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)Тема урока: Базы данных и их виды. Основные понятия. Создание и ведение электронных документов.Тип урока: И...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-839674-1477837997.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»
Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1179571-1579454496.jpg)
РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"
РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1421110-1667899964.jpg)
Рабочая тетрадь по дисциплине "Базы данных"
Рабочая тетрадь по дисциплине "Базы данных" рекомендована для студентов 2 и 3 курсов по специальности 09.02.06 "Сетевое и системное администрирование"...