Рабочая программа Базы данных
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bd.docx | 51.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебной дисциплины
Базы данных
2015 г.
Согласованно | Утверждаю |
Председатель ПЦК | Зам.директора по УР |
________________ Иванцова Л.В. | ________________Е.В. Машкова |
«___» _________2015 г. | «___» ___________ 2015 г. |
Программа разработана на основе требований ППССЗ специальности СПО
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»
Разработчик: Сидоренко И. Г., преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура содержания учебной дисциплины | 5 |
3.Условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Базы данных
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: вариативная часть общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить информационную модель данных для конкретной задачи;
- выполнять нормализацию базы данных;
- проектировать прикладную программу.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- состав информационной модели данных;
- типы логических моделей;
- этапы проектирования базы данных;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2.Темтический план и содержание учебной дисциплины: «Основы алгоритмизации и программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1.Теория проектирования баз данных | 18 | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Понятия: объект, сущность, параметр, атрибут, триггер, правило, ограничение, хранимая процедура, ссылочная целостность, нормализация, первичный, альтернативный и внешний ключи. СУБД и её место в системе программного обеспечения ЭВМ. Информационная модель предприятия. Информационная модель данных, ее состав. Диалектический переход от одной модели данных к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная. Понятие логической и физической независимости данных. | 1 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу по теме «Отличия концептуальной, логической и физической моделей данных». | 2 | ||||
Тема 1.2. Взаимосвязи в моделях и реляционный подход к построению модели. | Содержание учебного материала | 2 | |||
2 | Типы взаимосвязей в модели: «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим». Реляционный подход к построению модели данных. Преобразование взаимосвязи «многие ко многим» в таблицу перекрестных связей. Основные операции реляционной алгебры. | 1 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | - | ||||
Не предусмотрены | |||||
Контрольные работы | |||||
Не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнить конспект по теме «Основные операции реляционной алгебры» | 1 | ||||
Тема 1.3. Этапы проектирования баз данных. Системы управления базами данных. | Содержание учебного материала | 2 | |||
3 | Требования, предъявляемые к базе данных. Определение сущностей и взаимосвязей. Задание первичного, альтернативного и внешнего ключей. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: первый, второй и третий уровни. Сравнительная характеристика различных СУБД. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить сравнительную характеристику различных СУБД | 2 | ||||
Раздел 2. Организация баз данных. | |||||
Тема 2.1. Проектирование базы данных и создание таблиц. | Содержание учебного материала | 2 | |||
4 | Назначение и структура файлов базы данных. Создание и перемещение файла базы данных. Создание новой таблицы. Открытие, редактирование и модификация таблицы. Предъявление таблицы на экран. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 4 | ||||
| |||||
| |||||
Контрольные работы | |||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить тест по теме «Проектирование базы данных и создание таблиц». | 3 | ||||
Тема 2.2. Управление записями: добавление, редактирование, удаление и навигация. | Содержание учебного материала | 2 | |||
5 | Команды по перемещению курсора на первую, следующую, предыдущую, последнюю и заданную номером записи. Команды добавления, редактирования и удаления записи. Наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей. Наложение логических условий на записи в режимах добавления и редактирования. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу «наложение ограничений на значения полей при добавлении и редактировании записей». . | 2 | ||||
Тема 2.3. Индексирование: понятие индекса, типы индексных файлов. Создание, активация и удаление индекса. Переиндексирование. | Содержание учебного материала | 2 | |||
6 | Понятие и виды индексных файлов. Понятие тега и индекса. Индексы: простые и сложные, уникальные и регулярные, по возрастанию и убыванию. Особенности построения сложных индексов. Открытие и закрытие индексного файла. Активация индекса. Удаление индекса и индексного файла. Переиндексирование: назначение и команда. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить таблицу отличий индексно-прямых файлов от индексно- последовательных файлов. | 2 | ||||
Тема 2.4. Сортировка, поиск и фильтрация данных. | Содержание учебного материала | 2 | |||
7 | Понятие сортировки. Сортировка текущей таблицы и построение отсортированной таблицы. Методы поиска по любому полю и по полю индекса. Поиск на полное и частичное совпадение. Поиск по одному полю и по нескольким полям. Установка фильтра и отмена фильтра. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме «Сортировка, поиск и фильтрация данных». | 2 | ||||
Тема 2.5. Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц. | Содержание учебного материала | 2 | |||
8 | Понятие общего поля и его характеристики. Предварительные условия для установления взаимосвязи. Команды для установления и разрыва взаимосвязи. Объединение таблиц: получение таблицы по данным из нескольких таблиц, групповые изменения в таблицах, итоговые значения в таблицах. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить контрольные вопросы по теме «Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц» | 2 | ||||
Раздел 3. Организация интерфейса с пользователем | |||||
Тема 3.1. Понятие объекта, свойства и характеристики объекта. Создание экранной формы: свойства, события и методы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
9 | Понятие объекта. Понятие класса и подкласса. Полиморфизм, инкапсуляция и наследование. Форма как специальный объект: свойства, события и методы. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить кроссворд по теме «Понятие объекта, свойства и характеристики объекта». | 2 | ||||
Тема 3.2. Элементы управления: свойства, события и методы. | Содержание учебного материала | 2 | |||
10 | Разделение элементов управления на классы. Типичные (общие) и специальные свойства элементов управления. Методы элементов управления. Написание обработчиков наступления события. Отображение результатов работы команд. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа. Составить тест по теме «Элементы управления: свойства, события и методы» | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Формирование и вывод отчетов. | Содержание учебного материала | 2 | |||
11 | Виды отчетов. Способы формирования отчетов: Мастер отчетов и Конструктор отчетов. Редактирование отчета. Размещение в отчете вспомогательных элементов. Отчеты с группировкой и сортировкой. Вывод отчетов на экран и печать. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Практические занятия. | 2 | ||||
| |||||
Контрольные работы | - | ||||
не предусмотрены | |||||
Самостоятельная работа. Составить контрольные вопросы по теме «Формирование и вывод отчетов» | 2 | ||||
Всего: | 66 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Информатики и компьютерной обработки документов»;
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор, интерактивная доска.
Технические средства обучения: компьютер, средства отображения информации, проектор, интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением; экран Screen Media 183X244 с соответствующим программным обеспечением; мультимедиапроектор BenQ MP770;-персональные компьютеры; принтер Canon Laser Shot LBP-1120; сканер Genius ColorPage-Vivi; Глобальная сеть Интернет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры AMD Athlon(tm) 64x2 Dual, локальная сеть, проектор, экран.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows XP Professional. Microsoft Access.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
- Агальцов В.П. Базы данных: Учебное пособие. - М.: Мир, 2011.
- .Кузин А.В., Демин В.М. Разработка баз данных в системе Microsoft Access: учебник.-2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007,-224 с.: ил.-(Профессиональное образование).
- Фуфаев Э.В. Базы данных: учеб. Пособие для студ. Сред.проф.образования/Э.В.Фуфаев, Д.Э.Фуфаев.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-320с.
Дополнительная литература:
- Шумаков, Фаронов. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных. - М.: Нолидж, 2009. - 640 с.
- Горев А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД. -СПб.: Питер, 2008.-704 с.
Интернет-ресурсы:
- http://am.rusimport.ru/MsAccess/default.aspx
- http://do.gendocs.ru/?q=Access
- http//www.microsoft.com;
- http//www.borland.com.
- http://www.citforum.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выполнять нормализацию базы данных; | Оценивание преподавателем отчета по практической работе |
проектировать прикладную программу. | Оценивание преподавателем отчета по практической работе |
Знания: | |
состав информационной модели данных | Тестирование, зачёт |
типы логических моделей | Тестирование, зачёт |
этапы проектирования базы данных | Тестирование, зачёт |
Разработчик:
ГБОУ СПО Брянский преподаватель И.Г.Сидоренко
профессионально-педагогический колледж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по дисциплине «базы данных» как важный элемент творческого обучения
Целью олимпиады по дисциплине «базы данных» является содействие в подготовке студентов к будущей работе в профессиональных коллективах, поддержка изучения программных продуктов и технологий Microsoft,...
Практические работы по дисциплине "Базы данных"
Данные практические работы (по вариантам) позволяют проверить знания студентов на умение создавать Базу данных, выполнять различные запросы....
Сборник тестов по теме "Базы данных" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
Сборник включает в себя тексты тестов и заданий для проведения зачетных занятий, зачета по теме "Базы данных" в рамках дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...
База данных
Специальность: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)Тема урока: Базы данных и их виды. Основные понятия. Создание и ведение электронных документов.Тип урока: И...
Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»
Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»...
РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"
РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...
Рабочая тетрадь по дисциплине "Базы данных"
Рабочая тетрадь по дисциплине "Базы данных" рекомендована для студентов 2 и 3 курсов по специальности 09.02.06 "Сетевое и системное администрирование"...