Рабочая программа учебной дисциплины оп.05 базы данных специальности 10.02.01 (090905) «организация и технология защиты информации»
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.05_bazy_dannyh.docx | 61.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54
ИМЕНИ П.М. ВОСТРУХИНА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 БАЗЫ ДАННЫХ
специальности 10.02.01 (090905) «Организация и технология защиты
информации»
Москва
2015
РЕКОМЕНДОВАНА Предметной цикловой комиссией Протокол № ___1__ Председатель ПЦК ___________Н.В.Селиванова « » 2015г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР ГБПОУ КС № 54 __________И.Г. Бозрова «___»___________2015 г. |
Разработчик:
Казиханов Ф.И., преподаватель ГБПОУ КС №54
Ф.И.О., должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 Базы данных
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 090905 Организация и технология защиты информации (по программе углубленной подготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина, направлена на актуализацию соответствующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.
ПК 2.1. Участвовать в подготовке организационных и
распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.
ПК 2.9. Использовать нормативные правовые акты, нормативно-
методические документы и справочную документацию по защите информации.
ПК 3.1. Применять программно-аппаратные и инженерно-
технические средства защиты информации на объектах профессиональной деятельности.
ПК 3.2. Участвовать в эксплуатации систем и средств защиты информации защищаемых объектов.
ПК 3.4. Выявлять и анализировать возможные угрозы
информационной безопасности объектов.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
проводить анализ, выделять сущности и связи предметной области и отображать ее на конкретную модель данных;
нормализовывать отношения при проектировании реляционной базы данных;
работать с системами управления базами данных;
применять методы манипулирования данными;
строить запросы;
использовать встроенные механизмы защиты информации в системах управления базами данных;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные понятия теории баз данных, модели данных;
основные принципы и этапы проектирования баз данных;
логическую и физическую структуру баз данных;
реляционную алгебру;
средства проектирования структур баз данных;
базовые понятия и классификацию систем управления базами данных;
методы и приемы манипулирования данными;
построение запросов в системах управления базами данных;
перспективы развития современных баз данных
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося 48 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: | |
Практические занятия | 50 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
Промежуточная аттестация в форме зачета (5сем) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Базы данных
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и Лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия базы данных | 48 | ||
Тема 1.1 Основные понятия и типы моделей данных. | Содержание учебного материала: Основные понятия и определения. Архитектура базы данных. Модели данных. Защита информации в базе данных. | 6 | 1 |
Практические занятия 1. Построение видов моделей данных. | 2 | ||
Самостоятельная работа №1 1.1. Подготовка сообщений о СУБД. 1.2. Изучение законодательной базы по защите данных в базах данных. | 4 | ||
Тема 1.2. Реляционный подход к построению модели базы данных. Взаимосвязи в моделях. | Содержание учебного материала: Реляционный подход к построению модели. Ключи отношений. Типы связей. Элементы реляционной алгебры. Функциональные зависимости. | 6 | 2 |
Практические занятия 2. Построение реляционной модели данных. Определение ключей и связей между объектами. 3. Выполнение операций реляционной алгебры. | 4 | ||
Самостоятельная работа №2. 2.1. Работа над проектом: определение направления для создания базы данных. 2.2. Работа над проектом: постановка целей и задач создания БД. 2.3. Сбор информации для создания базы данных «Библиотека». | 6 | ||
Тема 1.3. Проектирование базы данных. | Содержание учебного материала: Предметная область БД. Атрибуты и сущности БД. Нормализация отношений. Принципы проектирования БД. Построение ER-диаграммы | 4 | 2 |
Практические занятия 4. Проектирование БД. Анализ предметной области. Построение инфологической модели. 5. Приведение таблицы к нормальной форме. ER-диаграмма | 6 | ||
Самостоятельная работа №3 3.1. Работа над проектом: анализ предметной области. Сбор информации для проектирования БД. 3.2. Работа над проектом: разработка концептуальной модели предметной области. 3.3. Работа над проектом: построение модели, ER-диаграммы (индивидуальное задание). | 6 | ||
ТЕМА 1.4. Интерфейс СУБД MS Access. | Содержание учебного материала: Системы управления базами данных. СУБД MS Access. Создание файла БД. Объекты БД. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа №4 4.1. Сравнительный анализ СУБД, составление сравнительной таблицы. | 2 | ||
Раздел 2. Организация реляционных баз данных в СУБД MS Access | 51 | ||
Тема 2.1. Организация процесса ввода и хранения данных. | Содержание учебного материала: Организация хранения данных в СУБД MS Access. Типы данных и их свойства. Создание связей между таблицами. Объединение таблиц. | 4 | 2 |
Практические занятия 6.Создание и заполнение однотабличной БД 7. Импорт таблиц в СУБД, связь с приложениями MS Office. 8. Создание связей между таблицами. | 12 | ||
Самостоятельная работа №5. 5.1. Работа над проектом: создание реляционной модели данных (индивидуальное задание). 5.2. Работа над проектом: нормализация таблиц (индивидуальное задание). 5.3. Работа над проектом: построение схемы данных, заполнение таблиц данными (индивидуальное задание). | 9 | ||
Тема 2.2. Виды запросов. Создание запросов в базе данных. | Содержание учебного материала: Запросы. Виды запросов. Способы создания запросов. Создание сложных запросов. | 2 | 2 |
Практические занятия 9. Создание простых запросов. 10. Создание сложных запросов. 11. Модификация БД с помощью запросов. | 10 | ||
Самостоятельная работа №6: 6.1. Работа над проектом: разработка и создание запросов в БД (индивидуальное задание). | 4 | ||
Тема 2.3 Сортировка, поиск и фильтрация данных. | Содержание учебного материала: Понятие сортировки. Сортировка данных таблицы. | 2 | 2 |
Практические занятия 12. Сортировка, поиск и фильтрация данных. | 4 | ||
Самостоятельная работа №7: 7.1. Работа над проектом: выполнение сортировки, поиска и фильтрации в БД (индивидуальное задание). | 4 | ||
Раздел 3. Режим SQL | 45 | ||
Тема 3.1. Понятие языка SQL, его виды. | Содержание учебного материала: Понятие языка SQL, его виды. Основы языка SQL | 2 | 2 |
Тема 3.2. Создание запросов на языке SQL. | Содержание учебного материала: Создание простейших запросов на языке SQL. Многотабличные запросы. Использование функций при создании запросов: COUNT,SUM, AVG, MIN, MAXи др. Группировка и сортировка данных при помощи запроса. Вложенные запросы. Множественные операции над таблицами. Развитые возможности SQL. Определение таблиц на языке SQL. Определение ограничений целостности. Манипулирование данными в БД. Защита данных в БД. Зачет. | 18 | 2 |
Практические занятия 13 Создание простых запросов на выборку данных на языке SQL из таблицы 14. Создание сложных запросов на языке SQL. 15. Создание запросов на модификацию данных таблицы. | 12 | ||
Самостоятельная работа №8. 8.1. Работа над проектом: разработка запросов на языке SQL для БД (индивидуальное задание). 8.2. Работа над проектом: подготовка отчета по работе с БД (индивидуальное задание). 8.3. Подготовка проекта БД к защите. | 13 | ||
Всего | 144 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета по профилю дисциплины.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по темам дисциплины;
- мультимедийные презентации по темам дисциплины;
Технические средства обучения:
- ПЭВМ IntelPentiumD-1на 16 мест с программным обеспечением;
- пакетприкладных программ;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
- комплекты аппаратуры
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы проектирования баз
данных. - М.: Форум, 2012.
- Кумскова И.А., Базы данных,- М.: Кнорус, 2010.
- Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э. Базы данных. – М.: Академия, 2013.
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы: |
1. Интернет-Университет Информационных
Технологий
Режим доступа: http://www.intuit.ru
2. Все про SQL
Режим доступа: http://www.sql.ru
3. Все о компьютерных сетях
Режим доступа:
http://www.sd-company.su/sd_base_xp/jurnals/other_network.php
4. CASE-средства
Режим доступа: http://citforum.ru/database/case/glava3_2.shtml
5. CASE-средства: общий обзор и сравнительные характеристики
Режим доступа:
http://sancase.narod.ru/Articles/OnOna.files/Pr1.htm
6. Моделирование баз данных при помощи ERwin
Режим доступа: http://www.ci.ru/inform12_98/astr1.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателемв процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
| обоснованность выбора, применения методов и способов решения профессиональных задач; - скорость и точность выполнения задания; - соответствие выбранного алгоритма условию задачи; - рациональность планирования и организации деятельности по обработке информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
| - четкость и правильность ответов на вопросы; - логика изложения материала; - результативность информационного поиска; - ясность и аргументированность изложения собственного мнения; - понимание интерфейсов; - анализ сред программирования; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 090905 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ на базе 11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКАСПЕЦИАЛЬНОСТЬ 090905 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЕ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 01 «Инженерная графика» Специальность СПО 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)
Рабочая программа ОП. 01 «Инженерная графика»...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке ВКР для обучающихся специальности 10.02.01 (090905) «Организация и технология защиты информации»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы) для обучающихся специальности 10.02.01 (090905) «Организация и техно...
Контрольно-оценочные средства для рубежного контроля по учебной дисциплине ОП.05 Базы данных специальность 090905 Организация и технология защиты информации
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для рубежного контроля по учебной дисциплине ОП.05 Базы данных специальность 090905 Организация и технология защиты информации...
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Организационные основы деятельности организации» код, профессия/специальность 090905 Организация и технология защиты информации
Рабочая программа по дисциплине Организацияонные основы деятельности организации...
Рабочая программа учебной дисциплины «История стилей в костюме» специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная дисциплина является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий....