Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ
рабочая программа по теме

Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 230701 Прикладная информатика (по отраслям) «Введение в специальность» 

Рабочая программа по дисциплине Информатика и ИКТ для студентов, обучающихся по специальности среднего профессионального образования 230701 072501 Дизайн (по отраслям) «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Института

управления и информатики

_____________Ларионов С.А.

«_____»_____________2012г.

Рабочая программа

по дисциплине

Информатика и ИКТ

(Информатика и информационно-коммуникационные технологи)

для студентов, обучающихся по специальности

среднего профессионального образования

230701 Прикладная информатика (по отраслям)

Москва

2012


Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО):

             

код

наименование специальностей

230701

Прикладная информатика (по отраслям)

Организация-разработчик: НОУ ВПО Институт управления и информатики.

Разработчик: декан факультета НОУ ВПО Институт управления и информатики Чернушевич Николай Николаевич.

Рекомендована Ученым Советом

НОУ ВПО Институт управления и информатики

протокол  №_____   от «____»_____________2012 г.

© Институт управления и информатики, 2012.

© Чернушевич Н.Н., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к циклу общеобразовательная подготовка.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Объяснять различные к определению понятия «информация».
  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
  • Назначение и функции операционных систем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
  • Распознавать информационные процессы в различных системах.
  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
  • Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий.

1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, в рамках текущей специальности:

1.4.1. Техник-программист должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4.1. Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 150 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
  • самостоятельной работы студента 55 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

лекции

39

практические работы

56

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

55

Итоговая аттестация в форме  зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

11

Тема 1.1. Введение в дисциплину.

Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность, полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). Информационные процессы. Эволюция средств вычислительной техники.

2

1

Тема 1.2. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

Алфавитный и вероятностный подход к определению количества информации, подход к определению количества информации.

Информация и знания. Уменьшение неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб). Формула, связывающая количество возможных событий и количество информации. Алфавит. Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Решение задач на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний, задания на перевод одних единиц измерения информации в другие. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.

2

2

Тема 1.3. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Система счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления (перевод чисел в десятичную систему счисления; перевод чисел из десятичной системы и двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную; перевод чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно). Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы). Компьютерное представление чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

4

3

Тема 1.4. Кодирование информации.

Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Двоичное кодирование информации в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации.

1

2

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

14

Тема 2.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Аппаратная реализация ПК.

Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК.

Магистраль (шина данных, шина адресов, шина управления).  Процессор, его характеристики.

Виды памяти. Устройства ввода-вывода. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Внешняя (долговременная) память; устройства ввода информации; устройства вывода информации.

4

3

Тема 2.2. Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

Назначение операционной системы. Составные части ОС. Загрузка операционной системы. Системный диск. Bios. Cmos. Post. Этапы процесса загрузки операционной системы. Графический интерфейс Windows (рабочий стол, меню, окно, пиктограмма, работа с мышью). Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. Структура программного обеспечения (системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. Одноуровневая файловая система. Иерархическая файловая система. Путь к файлу. Файловые менеджеры. Операции над файлами и каталогами (создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование, изменение атрибутов файла, создание каталога, работа с группами файлов). Логическая структура дисков. Форматирование дисков. Файловые системы (FAT 16, FAT 32, NTFS).

2

2

Тема 2.3. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Архивация. Программы-архиваторы. Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов (файловые вирусы, загрузочные вирусы, макровирусы, сетевые вирусы). Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики).

1

2

Практическая работа 1. Архиваторы и антивирусные программы.

Работа с архиваторами WinRAR и 7-Zip. Работа с антивирусом Касперского: проверка дисков на наличие вирусов, настройка антивирусной программы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

4

3

РАЗДЕЛ 3.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

52

Тема 3.1. Технология создания и обработки графической информации. Виды компьютерной графики. Типы графических файлов.

Растровая трафика. Векторная графика. Графические редакторы, растровые редакторы, векторные редакторы. Программы трехмерной графики. Системы автоматизированного проектирования. Форматы графических файлов.

2

2

Практическая работа 2. Создание растровых изображений (2 часа).

Создание растровых изображений при помощи графического редактора GIMP: приемы создания и модификации графических примитивов, работа с цветом, использование инструмента Текст, работа со слоями, применении фильтров, сохранение созданного файла в различных форматах.

Практическая работа 3. Создание векторных изображений (2 часа).

Создание векторных изображений при помощи Microsoft Word: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах.

4

3

Тема 3.2. Технология создания и обработка текстовой информации. Средства обработки текстовой информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.

Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, текстовые редакторы среднего уровня, текстовые процессоры, издательские системы. Их основные возможности. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Форматирование текстовых документов. Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц).

Форматирование абзацев (выравнивание, межстрочный интервал, положение на странице).

Форматирование символов (гарнитура, начертание, кегль (размер), цвет, специальные эффекты).

Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов Word Art.

Вывод документов на печать. Списки. Нумерованные списки. Маркированные списки.

Многоуровневые списки. Таблицы. Редактирование структуры таблиц. Форматирование таблицы.

2

2

Практическая работа 4. Создание и редактирование текстовых документов (4 часа).

Создание и редактирование текстовых документов при помощи текстового редактора Блокнот, текстового  процессора MS Word.

Практическая работа 5. Форматирование текстовых документов (4 часа).

Форматирование абзаца. Форматирование символов.   Установка параметров страницы. Вывод доку мен та на печать. Технология создания и форматирования списков и таблиц.

8

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Списки. Таблицы. Форматирование символов.

8

3

Тема 3.3. Гипертекст. Автоматизация ввода информации. Системы автоматического распознавания текстов. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки. Автоматизация ввода информации. Сканирование. Программы автоматического распознавания. Автоматизация перевода пакетов. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.

1

2

Тема 3.4. Технология создания и обработки числовой информации. Электронные таблицы. Типы и форма данных. Относительные и абсолютные ссылки.

Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.

1

2

Практическая работа 6. Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.  

Технология создания документов в электронных таблицах. Редактирование документов. Форматирование ячеек (установка типа данных, выравнивания, границ и заливки).

8

3

Тема 3.5. Встроенные математические, статистические  и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Встроенные математические функции. Встроенные статистические функции. Встроенные логические функции. Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование диаграмм.

1

2

Практическая работа 7. Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм.

Построение и форматирование диаграмм различного типа. Построение графиков.

8

3

Тема 3.6. Компьютерные презентации.

Компьютерная презентация. Мультимедиа технология. Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. Использование анимации в презентациях. Эффекты смены слайдов. Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при помощи ссылок. Демонстрация презентации.

1

2

Практическая работа 8. Создание презентаций. Создание анимации в презентациях.

Технология создания презентаций. Создание слайдов.   Изменение структуры слайда. Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов. Применение анимационных эффектов. Создание анимированных объектов. Создание гиперссылок для переходов между слайдами. Настройка презентации.

8

3

РАЗДЕЛ 4.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

6

Тема 4.1. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании.

Моделирование как метод познания. Модель. Информационные и материальные модели. Формализация. Описательные информационные модели. Формальные информационные модели. Визуализация формальных моделей. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели.

1

1

Тема 4.2. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные

модели.

Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Математические модели. Имитационное моделирование. Биологические модели развития популяций (модель неограниченного роста, модель ограниченного роста, модель хищник-жертва). Геоинформационные модели. ГИС.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Исследование физических моделей. Исследование математических моделей.

4

3

РАЗДЕЛ 5.

ХРАНЕНИЕ, ПОИСК И СОРТИРОВКА ИНФОРМАЦИИ В БАЗАХ ДАННЫХ

22

Тема 5.1. Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

Понятие и типы информационных систем. База данных.   Табличные базы данных. Иерархические и сетевые базы данных.

2

1

Тема 5.2. Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных: таблицы, формы, запросы, отчеты.

Системы управления базами данных (СУБД). СУБД Access. Создание структуры табличной БД. Поле, запись, ключевое поле. Ввод и редактирование данных в таблице. Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

2

2

Практическая работа 9. Система управления базами данных.

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Технология создания форм. Технология создания отчетов.

4

3

Тема 5.4. Реляционные БД. Связывание таблиц в многотабличных БД. Поиск и сортировка данных.

Многотабличные БД. Связывание таблиц в многотабличных базах данных. Типы связей один к одному, один - ко многим. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Применение фильтров для отбора данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.

2

2

Практическая работа 10. Создание многотабличной БД. Поиск и сортировка данных.

Создание многотабличной БД. Установление связей в многотабличной БД. Сортировка данных. Отбор данных с использованием фильтра. Создание запросов.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Обработка данных в БД.

8

3

РАЗДЕЛ 6.

ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

24

Тема 6.1. Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Алгоритмическая структура «выбор», Алгоритмическая структура «цикл».

8

3

Тема 6.2. Основные алгоритмические конструкции.

Вспомогательные алгоритмы

Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Рекурсивные алгоритмы. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении.

2

2

Тема 6.3. Знакомство с одним из языков программирования

Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии. Структурные типы данных: массивы, записи, файлы. Поиск и упорядочение элементов массива. Работа с записями и файлами.

2

2

Практическая работа №11 «Составление простейших программ. Линейные алгоритмы».

Практическая работа №12 «Составление программ с разветвляющей структурой»

Практическая работа №13 «Циклы с постусловием»

Практическая работа №14 «Циклы с предусловием»

Практическая работа №15 «Циклы с параметром»

10

3

РАЗДЕЛ 7.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

16

Тема 7.1. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/1Р. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей (кольцо, звезда, шина, сеть). Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/1Р. 1Р-адрес. Доменная система имен. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

4

3

Тема 7.2. WWW. Электронная почта и телеконференции. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете.

Электронная почта, адрес электронный почты, функционирование электронной почты. Почтовые программы. Телеконференции. WWW. URL - адрес. Браузеры. Файловые архивы. РТР. Поисковые инфор-мационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

1

2

Тема 7.3. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Гипертекст. Язык разметки гипертекста НТМL. Структура HTML-документа. Теги. атрибуты. Создание заголовков, параграфов, списков, размещение рисунков на странице, форматирование текста, связывание страниц при помощи ссылок. HTML-редакторы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Формы на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.

8

3

РАЗДЕЛ 8.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

5

Тема 8.1. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические нормы информационной деятельности человека. Правовая охрана программ и данных. Защита информации (защита доступа к компьютеру, защита программ от нелегального копирования и использования, шифрование данных, защита информации в Интернете).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

3

3

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ЗАЧЕТ

ВСЕГО:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета: 

1. посадочные места по количеству обучающихся;

2. рабочее место преподавателя;

3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;

4. аудиторная доска для письма;

5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения: 

1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;

2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

3. лазерный принтер;

6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки или наушники[1].

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Цветкова М.С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. – 2-е изд. – М: Академия, 2012.  352с.
  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – 11-е изд. – М: Академия, 2012.  251с.
  3. Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие. – 5-е изд. – М: Эксимо, 2011.  704с.
  4. Патрушина С.М. Информатика. Информационные технологии: практикум.  – М: Мини-Тайп, 2012.  128с.
  5. Гвоздева В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник. – М: Форум, 2011.  544с.
  6. Одинцов Б.Е. Информатика: учебник. – М: Вузовский учебник, 2012. 410с.
  7. Семакин И.Г, Залогова Л.А., Русаков С.В. Информатика и ИКТ: задачник-практикум т.1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 309с.
  8. Семакин И.Г, Залогова Л.А., Русаков С.В. Информатика и ИКТ: задачник-практикум т.2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011. 294с.
  9. Хлебников А.А. Информатика: учебник. – 3-е изд. – М: Феникс, 2012. 507с.
  10. Дергачева Л. М. Решение типовых экзаменационных задач по информатике: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2012. 360с.
  11. Назаров С.В. Информатика: учебник в 2 частях. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2012. 958с.
  12. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М: Академия, 2009.  572с.

Дополнительные источники:

  1. Лысенко Ф.Ф., Евич Л.Н. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие. – М: Легион, 2012. 432с.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.  246с.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ: практикум. 10-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.  120с.
  4. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 394 с.
  5. Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова. Информатика: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: Академия, 2010. 258 с.
  6. Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.  675 с.
  7. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.  511 с.
  8. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
  9. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.
  10. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий  – СПб.: Питер, 2009.
  11. Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий  – СПб.: Питер, 2009.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

 - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презента-ции /буклета, информационное сообщение).

 4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии».

5. Итоговая аттестация  в форме зачета.

 

Разработчики:         

НОУ ВПО ИУиИ

Декан факультета

Н.Н. Чернушевич

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)


[1] По числу рабочих мест обучающихся.



Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт управления и информатики»

Факультет прикладной информатики

Кафедра Информатики и математики

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Института

управления и информатики

______________ С.А. Ларионов

«___» _______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

специальность 072501 Дизайн (по отраслям)

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Москва

2012



Рабочая программа учебной дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО):

             

код

наименование специальностей

072501

Дизайн (по отраслям)

Организация-разработчик: НОУ ВПО Институт управления и информатики.

Разработчик: декан факультета – заведующий  кафедрой информатики и математики НОУ ВПО Института управления и информатики Чернушевич Николай Николаевич.

Рекомендована Ученым Советом

НОУ ВПО Институт управления и информатики

протокол  №_____   от «____»_____________2012 г.

© Институт управления и информатики, 2012.

© Чернушевич Н.Н., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                        7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                    12 ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информационному обеспечению профессиональной деятельности (базовый уровень).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к циклу общеобразовательная подготовка.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа учебной дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» является обязательной специальной дисциплиной, формирующей знания и умения в области информационных технологий, необходимых для будущей трудовой деятельности выпускника.

Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях студента полученных при подготовке по дисциплине «Информатика», а также по различным естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Целью изучения дисциплины является совершенствование опыта использования компьютерной техники и программного обеспечения, рассмотрение теоретических основ и базовых понятий информационных технологий, а также возможностей новых электронных технологий в сфере профессиональной деятельности дизайна.

Практические занятия по данной дисциплине должны проводиться в кабинетах, оснащённых современными ПК, в количестве, обеспечивающем организацию одновременного обучения не менее одной подгруппы, в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 2.2.2.542-96. При проведении практических занятий группа может делиться на подгруппы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности;
  • об информации и информационных технологиях в современном обществе;
  • о тенденциях и перспективах развития информационных технологий;
  • о месте и роли знаний по дисциплине в основной профессиональной образовательной программе по специальности;

знать:

- приёмы безопасной работы на ПК и основные санитарные нормы работы в компьютерном кабинете; классификацию и свойства информации; понятия об информационных ресурсах и средствах, их типах;

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

-технологию поиска информации;

- технологию освоения пакетов прикладных программ;

уметь:

  • пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности и владеть методами сбора, хранения и обработки информации;
  • осуществлять поиск информации на компьютерных носителях, в локальных и глобальных информационных сетях;
  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
  • применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, в рамках текущей специальности:

1.4.1. Дизайнер должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4.1. Дизайнер должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.

1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы студента 22 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лекции

практические работы

36

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

22

Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Предмет и задачи курса Понятие информационной технологии. Виды информационных и коммуникационных технологий 

Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Основные подходы к определению понятия «информация». Свойства информации (понятность, полезность, достоверность, актуальность, точность, полнота). Информационные процессы. Эволюция средств вычислительной техники.

2

1

РАЗДЕЛ 1.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

20

Тема 1.1. Программное обеспечение

Растровая трафика. Векторная графика. Графические редакторы, растровые редакторы, векторные редакторы. Программы трехмерной графики. Системы автоматизированного проектирования. Форматы графических файлов.

2

Тема 1.2. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в профессиональной деятельности

Назначение операционной системы. Составные части ОС. Графический интерфейс Windows (рабочий стол, меню, окно, пиктограмма, работа с мышью). Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. Структура программного обеспечения (системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. Одноуровневая файловая система. Иерархическая файловая система. Путь к файлу. Файловые менеджеры. Операции над файлами и каталогами (создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование, изменение атрибутов файла, создание каталога, работа с группами файлов).

4

Тема 1.3. Возможности текстового редактора Microsoft Word для дизайна

Создание векторных изображений при помощи Microsoft Word: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах.

4

Тема 1.4. Создание презентаций в Microsoft Power Point

Компьютерная презентация. Мультимедиа технология. Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. Использование анимации в презентациях. Эффекты смены слайдов. Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при помощи ссылок. Демонстрация презентации. Технология создания презентаций. Создание слайдов.   Изменение структуры слайда. Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов. Применение анимационных эффектов. Создание анимированных объектов. Создание гиперссылок для переходов между слайдами. Настройка презентации.

4

Тема 1.5. Другие специализированные программы для дизайна.

4

Тема 1.6. Современные информационные технологии в документационном обеспечении дизайна

2

Тема 1.2. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

Алфавитный и вероятностный подход к определению количества информации, подход к определению количества информации.

Информация и знания. Уменьшение неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации (бит, байт, Кб, Мб, Гб, Тб). Формула, связывающая количество возможных событий и количество информации. Алфавит. Алфавитный подход к определению количества информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Решение задач на определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний, задания на перевод одних единиц измерения информации в другие. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.

1

2

Тема 1.3. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Система счисления. Позиционная система счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления (перевод чисел в десятичную систему счисления; перевод чисел из десятичной системы и двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную; перевод чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную систему и обратно). Арифметические операции в позиционных системах счисления (на примере двоичной системы). Компьютерное представление чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

8

3

Тема 1.4. Кодирование информации.

Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Двоичное кодирование информации в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации.

1

2

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

17

Тема 2.1. Магистрально-модульный принцип построения ПК. Аппаратная реализация ПК.

Магистрально-модульный принцип построения ПК. Принцип открытой архитектуры ПК.

Магистраль (шина данных, шина адресов, шина управления).  Процессор, его характеристики.

Виды памяти. Устройства ввода-вывода. Выбор конфигурации ПК в зависимости от его назначения.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Внешняя (долговременная) память; устройства ввода информации; устройства вывода информации.

4

3

Тема 2.2. Операционная система: назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. Файлы и файловая система. Логическая структура дисков.

Назначение операционной системы. Составные части ОС. Загрузка операционной системы. Системный диск. Bios. Cmos. Post. Этапы процесса загрузки операционной системы. Графический интерфейс Windows (рабочий стол, меню, окно, пиктограмма, работа с мышью). Программная обработка данных: данные, программа, программное обеспечение. Структура программного обеспечения (системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение). Файл. Имя файла. Типы файлов. Файловая система. Одноуровневая файловая система. Иерархическая файловая система. Путь к файлу. Файловые менеджеры. Операции над файлами и каталогами (создание каталога, копирование, перемещение, удаление, переименование, изменение атрибутов файла, создание каталога, работа с группами файлов). Логическая структура дисков. Форматирование дисков. Файловые системы (FAT 16, FAT 32, NTFS).

1

2

Тема 2.3. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Архивация. Программы-архиваторы. Функции программ-архиваторов. Самораспаковывающиеся архивы, архивы с паролем, распределенные архивы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Типы компьютерных вирусов (файловые вирусы, загрузочные вирусы, макровирусы, сетевые вирусы). Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики).

1

2

Практическая работа 1. Архиваторы и антивирусные программы.

Работа с архиваторами WinRAR и 7-Zip. Работа с антивирусом Касперского: проверка дисков на наличие вирусов, настройка антивирусной программы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

8

3

РАЗДЕЛ 3.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

66

Тема 3.1. Технология создания и обработки графической информации. Виды компьютерной графики. Типы графических файлов.

Растровая трафика. Векторная графика. Графические редакторы, растровые редакторы, векторные редакторы. Программы трехмерной графики. Системы автоматизированного проектирования. Форматы графических файлов.

1

2

Практическая работа 2. Создание растровых изображений (2 часа).

Создание растровых изображений при помощи графического редактора GIMP: приемы создания и модификации графических примитивов, работа с цветом, использование инструмента Текст, работа со слоями, применении фильтров, сохранение созданного файла в различных форматах.

Практическая работа 3. Создание векторных изображений (2 часа).

Создание векторных изображений при помощи Microsoft Word: создание, форматирование, группировка фигур, настройка изображения, сохранение изображения в различных форматах.

12

3

Тема 3.2. Технология создания и обработка текстовой информации. Средства обработки текстовой информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов.

Средства обработки текстовой информации: простейшие текстовые редакторы, текстовые редакторы среднего уровня, текстовые процессоры, издательские системы. Их основные возможности. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов. Форматирование текстовых документов. Элементы текстового документа (символ, абзац, страница). Параметры страницы (формат бумаги, ориентация страницы, поля, нумерация страниц).

Форматирование абзацев (выравнивание, межстрочный интервал, положение на странице).

Форматирование символов (гарнитура, начертание, кегль (размер), цвет, специальные эффекты).

Вставка рисунков. Многоколоночная верстка. Оформление буквицы. Вставка объектов Word Art.

Вывод документов на печать. Списки. Нумерованные списки. Маркированные списки.

Многоуровневые списки. Таблицы. Редактирование структуры таблиц. Форматирование таблицы.

1

2

Практическая работа 4. Создание и редактирование текстовых документов (4 часа).

Создание и редактирование текстовых документов при помощи текстового редактора Блокнот, текстового  процессора MS Word.

Практическая работа 5. Форматирование текстовых документов (4 часа).

Форматирование абзаца. Форматирование символов.   Установка параметров страницы. Вывод доку мен та на печать. Технология создания и форматирования списков и таблиц.

8

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Списки. Таблицы. Форматирование символов.

16

3

Тема 3.3. Гипертекст. Автоматизация ввода информации. Системы автоматического распознавания текстов. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Гипертекст. Гиперссылка. Указатель ссылки. Адрес ссылки. Автоматизация ввода информации. Сканирование. Программы автоматического распознавания. Автоматизация перевода пакетов. Компьютерные словари. Компьютерные переводчики.

1

2

Тема 3.4. Технология создания и обработки числовой информации. Электронные таблицы. Типы и форма данных. Относительные и абсолютные ссылки.

Электронные таблицы. Основные элементы: ячейка, строка, столбец, лист, книга. Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки. Автозаполнение.

1

2

Практическая работа 6. Создание, редактирование и форматирование документов в электронных таблицах.  

Технология создания документов в электронных таблицах. Редактирование документов. Форматирование ячеек (установка типа данных, выравнивания, границ и заливки).

8

3

Тема 3.5. Встроенные математические, статистические  и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Встроенные математические функции. Встроенные статистические функции. Встроенные логические функции. Типы диаграмм и графиков. Мастер диаграмм. Создание диаграмм. Форматирование диаграмм.

1

2

Практическая работа 7. Визуализация числовых данных с использованием графиков и диаграмм.

Построение и форматирование диаграмм различного типа. Построение графиков.

8

3

Тема 3.6. Компьютерные презентации.

Компьютерная презентация. Мультимедиа технология. Слайд. Структура слайда. Оформление слайда. Вставка графических и звуковых объектов в презентацию. Использование анимации в презентациях. Эффекты смены слайдов. Анимация объектов слайдов. Интерактивная презентация. Переходы между слайдами при помощи ссылок. Демонстрация презентации. Технология создания презентаций. Создание слайдов.   Изменение структуры слайда. Вставка графических и звуковых объектов. Оформление слайдов. Применение анимационных эффектов. Создание анимированных объектов. Создание гиперссылок для переходов между слайдами. Настройка презентации.

1

2

Практическая работа 8. Создание презентаций. Создание анимации в презентациях.

8

3

РАЗДЕЛ 4.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

10

Тема 4.1. Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании.

Моделирование как метод познания. Модель. Информационные и материальные модели. Формализация. Описательные информационные модели. Формальные информационные модели. Визуализация формальных моделей. Системный подход в моделировании. Понятие о системе. Статические информационные модели. Динамические информационные модели.

1

1

Тема 4.2. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные

модели.

Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Математические модели. Имитационное моделирование. Биологические модели развития популяций (модель неограниченного роста, модель ограниченного роста, модель хищник-жертва). Геоинформационные модели. ГИС.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Исследование физических моделей. Исследование математических моделей.

4

3

РАЗДЕЛ 5.

ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

21

Тема 6.1. Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

Понятие алгоритма. Формальное исполнение алгоритма. Основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Алгоритмическая структура «выбор», Алгоритмическая структура «цикл».

8

3

Тема 6.2. Основные алгоритмические конструкции.

Вспомогательные алгоритмы

Основные типы алгоритмов: линейные, разветвляющиеся, циклические. Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Рекурсивные алгоритмы. Составление простейших алгоритмов и запись их в графическом представлении.

1

2

Тема 6.3. Знакомство с одним из языков программирования

Введение в язык программирования. Основные типы данных. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования. Подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии. Структурные типы данных: массивы, записи, файлы. Поиск и упорядочение элементов массива. Работа с записями и файлами.

1

2

Практическая работа №9 «Составление простейших программ. Линейные алгоритмы».

Практическая работа №10 «Составление программ с разветвляющей структурой»

Практическая работа №11 «Циклы с постусловием»

Практическая работа №12 «Циклы с предусловием»

Практическая работа №13 «Циклы с параметром»

10

3

РАЗДЕЛ 7.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

19

Тема 7.1. Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/1Р. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей (кольцо, звезда, шина, сеть). Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных ТСР/1Р. 1Р-адрес. Доменная система имен. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подключение к Интернету по коммутируемым телефонным каналам.

8

3

Тема 7.2. WWW. Электронная почта и телеконференции. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете.

Электронная почта, адрес электронный почты, функционирование электронной почты. Почтовые программы. Телеконференции. WWW. URL - адрес. Браузеры. Файловые архивы. РТР. Поисковые инфор-мационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

1

2

Тема 7.3. Основы HTML. Разработка Web-сайта.

Гипертекст. Язык разметки гипертекста НТМL. Структура HTML-документа. Теги. атрибуты. Создание заголовков, параграфов, списков, размещение рисунков на странице, форматирование текста, связывание страниц при помощи ссылок. HTML-редакторы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Формы на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.

8

3

РАЗДЕЛ 8.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

5

Тема 8.1. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические нормы информационной деятельности человека. Правовая охрана программ и данных. Защита информации (защита доступа к компьютеру, защита программ от нелегального копирования и использования, шифрование данных, защита информации в Интернете).

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

4

3

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ЗАЧЕТ

ВСЕГО:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов при очной форме обучения

Всего аудит.

Практические занятия

Самост. работа

Введение. Предмет и задачи курса Понятие информационной технологии. Виды информационных и коммуникационных технологий

2

2

Раздел 1. Программное обеспечение профессиональной деятельности

20

20

12

Тема 1.1. Программное обеспечение

2

2

2

Тема 1.2. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в профессиональной деятельности

4

4

2

Тема 1.3. Возможности текстового редактора Microsoft Word для дизайна

4

4

2

Тема 1.4. Создание презентаций в Microsoft Power Point

4

4

2

Тема 1.5. Другие специализированные программы для дизайна.

4

4

2

Тема 1.6. Современные информационные технологии в документационном обеспечении дизайна

2

2

2

Раздел 2. Компьютерные комплексы и системы

6

6

4

Тема 2.1. Локальные вычислительные сети

Тема 1.1. Локальные и глобальные информационные сети

Понятие компьютерной сети. Локальные и глобальные сети: структура
и принципы работы. Интернет. Сервисы Интернета. Применение локальных сетей и Интернет в профессиональной деятельности дизайнера.

Тема 1.2. Методы поиска информации в сетях

Возможности компьютерных сетей в поиске профессионально значимой информации. Тематический и контекстный поиск. Информационно-поисковые системы. Информационные порталы. Тематические интеренет-сайты. Электронные библиотеки. Профессиональные форумы. Виртуальные галереи. Сохранение найденной информации.

Самостоятельная работа. Поиск сетевых ресурсов, специализирующихися в области искусства, дизайна, веб-дизайна.

Тема 1.3. Интернет-ресурсы для веб-дизайнеров.

Обзор интернет-ресурсов, адресованных веб-дизайнерам. Тематические порталы и разделы. Профессиональные форумы. Библиотеки бесплатного программного обеспечения. Конструкторы сайтов.

Самостоятельная работа. Изучение возможностей конструктора сайтов.

Тема 1.4. Интернет-технологии в информационном обмене.

Сервисы глобальной сети, обеспечивающие информационный обмен. Электронная почта. ICQ. Форумы и телеконференции. Файловый обмен. Организация удаленной работы с помощью сети Интернет.

Самостоятельная работа. Регистрация в почтовой системе и ICQ. Регистрация на специализированном форуме.

Тема 1.5. Интернет-технологии в предпроектном анализе.

Проектирование веб-сайтов. Поиск сайтов-аналогов разрабатываемого. Методика проведения анализа аналогичных сайтов. Анализ контента, оформления и функций. Построение сравнительных таблиц. Тестирование сайтов. Опрос фокус-группы.

Самостоятельная работа. Проведение анализа интернет-сайта принадлежащего дизайнеру или дизайн-студии.

Задание 1. Поиск и анализ сайтов аналогичных разрабатываемому.

Задания могут выдаваться индивидуально или на группу. Тематика определяется преподавателем или по желанию студента. В процессе выполнения задания необходимо найти сайты, соответствующие заданной тематике, проанализировать их и провести сравнительную оценку. Результаты оформляются в виде таблицы, а также в виде аналитической записки (см. методические материалы для студентов). Проанализировать следует 3-5 сайтов.

2

2

Тема 2.2. Технология Internet

2

2

2

Тема 2.3. Информационные справочные системы

2

2

2

Раздел 3. Информационные системы дизайна

8

8

6

Тема 3.1 Основные принципы применения информационных технологий в дизайне

2

2

2

Тема 3.2 Программные продукты для дизайнеров.

4

4

2

Тема 3.3 Компьютерное и программное обеспечение рабочего места дизайнера.

2

2

2

Всего по дисциплине: 58 ч

36

36

22


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование учебного кабинета: 

1. посадочные места по количеству обучающихся;

2. рабочее место преподавателя;

3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;

4. аудиторная доска для письма;

5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;

6. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения: 

1. мультимедиа проектор (интерактивная доска);

2. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

3. лазерный принтер;

6. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки или наушники[1].


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

  1. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. Части 1и 2. Москва. Лаборатория базовых знаний, 2010
  2. Горячев А.В. Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. Москва. Лаборатория базовых знаний, 2010
  3. Ефимова О.В. и др. Практикум по компьютерной технологии. Москва. АБФ, 2007
  4. Симонович СВ. и др. Специальная информатика. Москва. АСТ-ПРЕСС, 2012
  5. Симонович СВ., Евсеев ГА. Практическая информатика. Москва. АСТ-ПРЕСС, 2011

Программные средства

  1. Операционная система WINDOWS ХР, 7.
  2. Интегрированный пакет программ MS OFFICE 2003, 2007 (проф.)
  3. Система автоматизированного проектирования AutoCad.
  4. Пакет специальных программ, используемых в профессиональной деятельности.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Обеспечение профессиональной деятельности» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация и информационное обеспечение»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, презентационных редакторов, графических редакторов, дизайнерских программ, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, используемых в дизайне;
  • использование специализированных программ, как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие целям моделирования и проектирования;
  • осуществлять выбор программных продуктов в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать проекты с использованием средств информационных технологий;
  • создавать дизайнерские объекты сложной структуры;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять дизайнерские проекты;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять дизайнерские проекты различными способами и с использованием различных программ;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании компьютерных средств.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации/буклета, информационного сообщения).

 4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Программное обеспечение профессиональной деятельности», «Информационные системы дизайна».

5. Итоговая аттестация в форме зачета.

 

Разработчики:

НОУ ВПО ИУиИ

Декан факультета – зав. кафедрой

Н.Н. Чернушевич

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты:

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)


[1] По числу рабочих мест обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" и ИКТ" для студентов 1 курса СПО социально-экономического профиля

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"   (общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО) для студентов 1 курса СПО социально-эконо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям начального профессионального образования (далее –...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования  050146 «Преподавание ...

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)....

Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" СПО 1 курс

Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" СПО 1 курс....

Рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для специальности "Право и организация социального обеспечения"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЕН.01 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» «математический и общий естественнонаучный цикл» основной профе...