Программа учебной дисциплины ОП.08.Теория алгоритмов для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Теория алгоритмов является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовой подготовки).
Тематический план учебной дисциплины:
Раздел 1. Введение в теорию алгоритмов
Тема 1.1. Интуитивное определение алгоритма.
Раздел 2. Универсальные алгоритмические модели
Тема 2.1. Машина Тьюринга.
Тема 2.2. Машина Поста.
Тема 2.3. Нормальные алгоритмы Маркова.
Тема 2.4. Основные алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Методы построения алгоритмов
Тема 3.1. Типовые задачи поиска и сортировки данных.
Тема 3.2. Рекурсивные функции.
Раздел 4. Оценка сложности задач и алгоритмов
Тема 4.1. Методы вычисления сложности алгоритмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_teoriya_algoritmov_2_kurs.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ
для специальности 09.02.03
Программирование в компьютерных системах
2014 Г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»
Разработчик:
Савченко Н.Н., преподаватель ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. Теория алгоритмов
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.08.Теория алгоритмов является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;
- определять сложность работы алгоритмов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные модели алгоритмов;
- методы построения алгоритмов;
- методы вычисления сложности работы алгоритмов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 60 часа;
самостоятельной работы студента 30 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные работы | – |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | – |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | – |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | – |
выполнение домашнего задания | 14 |
выполнение индивидуального задания | 16 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08. Теория алгоритмов
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в теорию алгоритмов | 14 | ||
Тема 1.1. Интуитивное определение алгоритма. | Интуитивное (неформальное) понятие алгоритма. Необходимость в формализации понятия «алгоритм». Подходы к формализации понятия «алгоритм». Свойства неформального толкования понятия алгоритма: дискретность, понятность, определенность (детерминированность), результативность, массовость. Исполнитель. Система команд исполнителя. Среда исполнителя. Формы представления алгоритма: словесная, графическая, псевдокод. Алгоритмический язык. Требования к записи алгоритма на алгоритмическом языке. Основные базовые типы данных. | 6 | 2 |
Практические занятия:
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Раздел 2. Универсальные алгоритмические модели | 40 | ||
Тема 2.1. Машина Тьюринга. | Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере машин Тьюринга. Понятие машины Тьюринга. Команды машины Тьюринга. Программа для машины Тьюринга. Примеры программ. | 2 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 2.2. Машина Поста. | Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере машин Поста. Понятие машины Поста. Команды машины Поста. Программа для машины Поста. Примеры программ. | 2 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 2.3. Нормальные алгоритмы Маркова. | Формализация понятия алгоритма в теории автоматов на примере нормальных алгоритмов Маркова. Алфавит, буква, слово. Смежные слова. Понятие нормального алгоритма. Нормализуемый алгоритм. Способы композиции нормальных алгоритмов. Примеры нормальных алгоритмов. | 2 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 2 | ||
Тема 2.4. Основные алгоритмические конструкции. | Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл. Вспомогательный алгоритм. Понятие спецификации программного продукта. | 4 | |
Практические занятия:
| 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 10 | ||
Раздел 3. Методы построения алгоритмов | 24 | ||
Тема 3.1. Типовые задачи поиска и сортировки данных. | Последовательный поиск в неупорядоченном массиве: алгоритм последовательного поиска в неупорядоченном массиве, алгоритм поиска минимального и максимального элемента в неупорядоченном массиве. Алгоритм бинарного поиска в упорядоченном массиве. Алгоритм обменной сортировки методом «пузырька». Сортировка выбором. Сортировка вставками. | 6 | 2-3 |
Практические занятия
| 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | ||
Тема 3.2. Рекурсивные функции. | Рекурсия. Структура рекурсивных подпрограмм. Рекуррентные соотношения. | 2 | |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Раздел 4. Оценка сложности задач и алгоритмов | 12 | ||
Тема 4.1. Методы вычисления сложности алгоритмов. | Понятие сложности алгоритма. Временная сложность. Теоретическая сложность: линейная, квадратичная, кубическая. Эффективность алгоритма: эффективный алгоритм поиска в неупорядоченном массиве максимального и минимального элементов одновременно. | 2 | 2 |
Практические занятия
| 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 4 | ||
Всего: | 90 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал).
Технические средства обучения:
- ноутбук (ПК), мультимедийный проектор, экран (телевизор)
Программные средства:
- операционная система Windows XP;
- программа-эмулятор машины Поста;
- программа-эмулятор машины Тьюринга;
- программа-эмулятор нормальных алгоритмов Маркова.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Андреева Е. В., Босова Л. Л., Фалина И. Н. Математические основы информатики.: Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 328 с.
- Теория алгоритмов: учебник / Д.Ш. Матрос, Г.Б. Поднебесова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 202 с. : ил. – (Педагогическое образование).
- Тихомирова А.Н. Теория алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2008. – 176 с.
- Тихомирова А.Н. Практикум по теория алгоритмов: Учебное пособие. М.: МИФИ, 2011. – 176 с.
- Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования. Издательство: М: ФОРУМ 2008 год.
- Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Дополнительные источники:
- Левитин А.В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. М.: Издателький дом "Вильямс" 2008 год.
- Семакин И.Г. Основы программирования. М., 2008
- Верещагин Н.К., Шень А. Лекции по математической логике и теории алгоритмов. Ч. 3. Вычислимые функции. – 3-е изд., стереотип. М.: МЦНМО, 2008. – 192 с.
- Крупский В.Н., Плиско В.Е. Теория алгоритмов: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
- Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. М.: Наука, 2007.
- Гашков С.Б., Чубариков В.Н. Аримфетика. Алгоритмы. Сложность вычислений. М.: Высшая школа, 2007.
Интернет–ресурсы:
- http://www.lessons-tva.info
- http://www.programmer-lib.ru
- http://www.kufas.ru
- http://kodny.narod.ru
- http://kpolyakov.spb.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
| Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных заданий. |
Знания: | |
| Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Самостоятельные работы...
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП 10 Компьютерная графика и дизайн по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Учебная дисциплина «Компьютерная графика и дизайн» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.Преподавание дисциплины имеет практи...
КОС для промежуточной аттестации обучающихся УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
КОС для промежуточной аттестации обучающихся УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.03 Программирование в компьютерных системах ...
Программа факультатива "Проектная деятельность" для студентов 1 курса специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Предлагаемый факультатив своим содержанием направлен на привлечение внимания студентов 1 курсов, которым интересна проектная и исследовательская деятельность. Реализация этой программы позволит ...
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1С
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПрограммирование 1С...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-34 специальность 09.02.01. «Программирование в компьютерных системах»
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-34 специальность 09.02.01. «Программирование в компьютерных системах»...