Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-34 специальность 09.02.01. «Программирование в компьютерных системах»
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики" группа Т-34 специальность 09.02.01. «Программирование в компьютерных системах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.2019_g_t-34_osn.ekonom.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
2019 г.
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протоколом Методического совета СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» | Протоколом Педагогического совета СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» |
«30» августа 2019 г. № 1 | «31» августа 2019 г. № 1 |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 09.02.01. «Программирование в компьютерных системах»
Организация-разработчик: СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум»
Разработчики:
Савченко Р.П. преподаватель СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум»
Рассмотрено на заседании ПЦК проф. дисциплин
Протокол № 1 от «28» августа 2019 г.
Председатель ПЦК____________Кашицына В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 16 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.01.«Программирование в компьютерных системах»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в состав профессионального цикла как общепрофессиональная дисциплина.
Данная дисциплина предполагает изучение предмета, структуры и функций экономической теории, проблем экономической теории, рынка и его основных элементов, теории поведения потребителя, основных сфер деятельности производственных предприятий и их ресурсов, макроэкономических показателей, подготовку специалистов к пониманию и принятию решений в области организации и управления предприятием в целом, производством и сбытом продукции на основе экономических знаний применительно к рыночным условиям, что влияет на экономику государства в целом.
1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями
- уметъ находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико – экономические показатели деятельности организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие положения экономической теории;
- организацию производственного и технологического процессов;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- материально – технические, трудовые и ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методику разработки бизнес – плана.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов,
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме | Диф. зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы экономики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Введение в экономику | 15 | ||
Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономической теории | Содержание учебного материала | 3 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 1.1: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - составление терминологического словаря по теме - подготовка реферата на тему «История развития экономической теории» | 1 | ||
Тема 1.2. Проблемы экономической теории | Содержание учебного материала | 9 | |
1. Экономические потребности, их деление. Закон возвышения потребностей. Понятие «благо» и его виды. Экономические ресурсы, их виды. Факторы производства. Стадии движения общественного продукта. | 2 | 1 | |
2. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные проблемы экономики: что, как и для кого производить? | 2 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 1. «Граница производственных возможностей» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 1.2: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - составление терминологического словаря по теме - подготовка к практической работе | 3 | ||
Тема 1.3. Экономические системы | Содержание учебного материала | 3 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1, 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 1.3: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - доработка конспекта по теме | 1 | ||
Раздел 2. Микроэкономика | 44 | ||
Тема 2.1. Рынок и его основные элементы | Содержание учебного материала | 5 | |
| 1 | 1 | |
2. Предложение: понятие, факторы. Кривая предложения. Эластичность предложения. | 1 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 2. «Спрос и предложение» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 2.1: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - составление терминологического словаря | 1 | ||
Тема 2.2. Теория поведения потребителя | Содержание учебного материала | 6 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 3. «Построение бюджетной линии и кривой безразличия» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 2.2: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - подготовка к практической работе | 2 | ||
Тема 2.3. Предприятие: понятие, задачи, функции. Классификация предприятий | Содержание учебного материала | 3 | |
| 1 | 1 | |
2. Основные организационно – правовые формы предприятий | 1 | 1,2 | |
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 2.3.: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - составление терминологического словаря | 1 | ||
Тема 2.4. Основные показатели деятельности предприятия | Содержание учебного материала | 15 | |
1. Затраты предприятия: понятие, виды. Порядок расчета. Прибыль и рентабельность: понятие, виды. Порядок расчета | 2 | 1 | |
2. Цена продукции: понятие, виды. Механизм ценообразования. Планирование: сущность, виды. | 2 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 4. «Издержки производства» 2. Практическая работа № 5. «Расчет показателей прибыли и рентабельности» 3. Практическая работа № 6. «Расчет цены» | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 2.4.: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - решение ситуационных задач - подготовка к практической работе | 5 | ||
Тема 2.5. Ресурсы предприятия | Содержание учебного материала | 15 | |
| 2 | 1 | |
2. Оборотные средства предприятия: понятие, классификация. Показатели эффективного использования оборотных средств. Трудовые ресурсы предприятия: понятие, виды. Рынок труда. Заработная плата: понятие, виды | 2 | 1,2 | |
3. Формы и системы оплаты труда. Вычеты и удержания из зарплаты. Финансовые ресурсы предприятия: понятие, виды | 2 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 7. «Расчет показателей эффективного использования основных средств и оборотных средств предприятия» 2. Практическая работа № 8. «Расчет заработной платы» | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 2.5.: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - составление терминологического словаря - решение ситуационных задач - подготовка к практической работе | 5 | ||
Раздел 3. Макроэкономика | 9 | ||
Тема 3.1. Понятие макроэкономики. Система национальных счетов | Содержание учебного материала | 5 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 9. «Расчет показателей системы национальных счетов» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы 3.1.: - систематическая проработка конспектов занятий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - решение ситуационных задач | 1 | ||
Тема 3.2. Макроэкономическая нестабильность | Содержание учебного материала | 4 | |
| 1 | 1 | |
| 1 | 1,2 | |
Практические занятия: 1. Практическая работа № 10. «Расчет показателей экономической нестабильности» | 2 | ||
Всего: | 68 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические указания по выполнению практических работ.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономическая теория. Учебное пособие./ В.Г. Слагода. – М.: ФОРМУ: ИНФРА – М, 2013.
2. Экономика. В.Г. Слагода. – М.: ФОРМУ: ИНФРА – М, 2013.
3. Экономика предприятия. О.И.Волков, В.К. Скляренко – М.: ФОРМУ: ИНФРА – М, 2013.
Дополнительные источники:
1. Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: -находить и использовать необходимую экономическую информацию; - рассчитывать по принятой методологии основные технико – экономические показатели деятельности организации Знания: - общие положения экономической теории; организацию производственного и технологического процессов; - механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; - материально – технические, трудовые и ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; - методику разработки бизнес – плана. | Метод: дидактический тест Форма: тестирование Метод: устный контроль Форма: защита реферата Метод: устный контроль Форма: опрос Метод: практический контроль Форма: практическая работа |
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯЗЕМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протоколом Методического совета СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» | Протоколом Педагогического совета СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» |
«29» августа 2018 г. № 1 | «30» августа 2018 г. № 1 |
Календарно-тематический план
учебной дисциплины
ОП.06 Основы экономики |
на 5 семестр 2018 — 2019 учебного года
курс III группа(ы) Т – 34, Т-34-1
Преподаватель Савченко Раиса Петровна
Специальность 09.02.01 «Программирование в компьютерных системах»
Составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, утвержденной протоколом Педагогического совета СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум» 29.08.2014 г. № 1
Преподаватель_____________Савченко Р.П.
Рассмотрен на заседании ПЦК проф.дисцыплин
Протокол от «28» августа 2018 г. № 1
Председатель ПЦК__________Кашицына В.В.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная | Самостоятельная работа | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) | ||||
III курс | |||||||
5 семестр | 68 | 20 | 48 | 28 | - | 20 | - |
Всего | 68 | 20 | 48 | 28 | - | 20 | - |
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ занятия | Наименование разделов, тем, занятий | Обязательная учебная | Материально- | Внеаудиторная самостоятельная работа | Формы и методы контроля | Неделя | ||||
Кол-во | Вид занятия | Вид задания | Информац. | Кол-во часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Раздел 1. Введение в экономику. | ||||||||||
1 | Тема 1.1 Предмет, структура, методология и функции экономической теории | 2 | Лекция | ОИ 1, с.6 | Составление терминологического словаря по теме | ОИ 1 | 1 | Метод: дидактический тест Форма: тестирование | 1 | |
Тема 1.2 Проблемы экономической теории | ||||||||||
2 | 1.2.1 Экономические потребности, их деление. Закон возвышения потребностей. Понятие «благо» и его виды. Экономические ресурсы, их виды. Факторы производства. Стадии движения общественного продукта | 2 | Комбинир занятие | ДИ 1, с. 12 | Составление терминологического словаря по теме | ДИ 1 | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 2 | |
3 | 1.2.2 Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Основные проблемы экономики: что, как и для кого производить? | 2 | Комбинир,занятие | ДИ 1, с. 13 | Подготовка к практической работе | ДИ 1 | 1 | Метод: устный контроль Форма: устный опрос | 2 | |
4 | Практическая работа № 1 «Граница производственных возможностей» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | Подготовка к практической работе | конспект | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 3 | |
5 | Тема 1.3 Экономические системы | 2 | Комбинир,занятие | ОИ 1, с.55 ДИ 4, с. 41 | Написание конспекта по теме | ОИ 1 ДИ 4 | 1 | Метод: устный контроль Форма: устный опрос | 4 | |
Раздел 2. Микроэкономика. | ||||||||||
6 | Тема 2.1 Рынок и его основные элементы | 2 | Комбинир занятие | ОИ 2, с. 95 ДИ 1, с. 39 | Составление терминологического словаря по теме | ОИ 2 | 1 | Метод: дидактич. тест Форма: тестирование | 4 | |
7 | Практическая работа № 2 «Спрос и предложение» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | - | - | - | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 5 | |
8 | Тема 2.2 Теория поведения потребителя | 2 | Комбинир,занятие | ОИ 2, с. 120 ОИ 1, с. 111 | Подготовка к практической работе | ОИ 1 ОИ 2 | 2 | Метод: устный контроль Форма: устный опрос | 6 | |
9 | Практическая работа № 3 «Построение бюджетной линии и кривой безразличия» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | - | - | - | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 6 | |
10 | Тема 2.3 Предприятие: понятие, задачи, функции. Классификация предприятий | 2 | Комбинир,занятие | ОИ 2, с. 129 | Составление терминологического словаря по теме | ОИ 2 | 1 | Метод: письменный контроль Форма: письменный опрос | 7 | |
Тема 2.4 Основные показатели деятельности предприятия | ||||||||||
11 | 2.4.1 Затраты предприятия: понятие, виды. Порядок расчета. Прибыль и рентабельность: понятие, виды. Порядок расчета | 2 | Комбинир занятие | ОИ 2, с. 175 | Решение ситуационных задач | ОИ 2 | 1 | Метод: устный. контроль Форма: устный опрос | 8 | |
12 | 2.4.2 Цена продукции: понятие, виды. Механизм ценообразования. Планирование: сущность, виды. | 2 | Комбинир,занятие | ДИ 1, с. 157 | Решение ситуационных задач | ДИ 1 | 1 | Метод: дидактический тест Форма: тестирование | 8 | |
13 | Практическая работа № 4 «Издержки производства» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | Подготовка к практической работе | Конспект | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 9 | |
14 | Практическая работа № 5 «Расчет показателей прибыли и рентабельности» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | Подготовка к практической работе | конспект | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 10 | |
15 | Практическая работа № 6 «Расчет цены» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | Подготовка к практической работе | конспект | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 10 | |
Тема 2.5 Ресурсы предприятия | ||||||||||
16 | 2.5.1 Ресурсы предприятия: понятие, виды. основные средства предприятия: понятие, виды. Показатели эффективного использования основных средств | 2 | Комбинир занятие | ОИ 2, с. 158 | Составление терминологического словаря по теме | ОИ 2 | 1 | Метод: устный контроль Форма: устный опрос | 11 | |
17 | 2.5.2 Оборотные средства предприятия: понятие, классификация. Показатели эффективного использования оборотных средств. Трудовые ресурсы предприятия: понятие, виды Рынок труда. Заработная плата: понятие, виды | 2 | Комбинир занятие | ОИ 2, с. 166 | Решение ситуационных задач | ОИ 2 | 1 | Метод: устный контроль Форма: устный опрос | 12 | |
18 | 2.5.3 Формы и системы оплаты труда. Вычеты и удержания из зарплаты. Финансовые ресурсы предприятия: понятие, виды | 2 | Комбинир,занятие | ОИ 2, с. 169 | Решение ситуационных задач | ОИ 2 | 1 | Метод: дидактический тест Форма: тестирование | 12 | |
19 | Практическая работа № 7 «Расчет показателей эффективного использования основных средств и оборотных средств предприятия» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | Подготовка к практической работе | конспект | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 13 | |
20 | Практическая работа № 8 «Расчет заработной платы» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | Подготовка к практической работе | конспект | 1 | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 14 | |
Раздел 3. Макроэкономика. | ||||||||||
21 | Тема 3.1 Понятие макроэкономики. Система национальных счетов | 2 | Комбинир занятие | ОИ 1, с. 186 | Решение ситуационных задач | ОИ 1 | 1 | 14 | ||
22 | Практическая работа № 9 «Расчет показателей системы национальных счетов» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | - | - | - | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 15 | |
23 | Тема 3.2 Макроэкономическая нестабильность | 2 | Комбинир занятие | ОИ 1, с. 225 | - | - | - | Метод: устный контроль Форма: устный опрос | 16 | |
24 | Практическая работа № 10 «Расчет показателей экономической нестабильности» | 2 | Практич. работа | Методическое пособие | - | - | - | Метод: практич. контроль Форма: практич. работа | 16 | |
Всего | 48 | 20 |
Материально-техническое обеспечение обучения
№ п/п | Материально-техническое обеспечение обучения |
Плакаты | |
1 | Плакат «Виды хозяйствующих субъектов и их место в экономике РФ» |
2 | Плакат «Состав и классификация основных средств (фондов)» |
3 | Плакат «Состав и классификация оборотных средств» |
4 | Плакат «Формы и системы заработной платы» |
5 | Плакат «Структура финансовых ресурсов предприятия» |
6 | Плакат «Структура затрат предприятия» |
7 | Плакат «Классификация факторов, влияющих на величину прибыли» |
Схемы | |
1 | Схема «Внутренняя и внешняя среда предприятия» |
2 | Схема «Структура предприятия» |
3 | Схема «Формирование прибыли» |
4 | Схема «Формирование цены на продукцию» |
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Основы экономики | В.Г. Слагода | М.: Инфра – М, 2013 |
ОИ 2 | Экономика предприятия | О.И.Волков, В.К.Скляренко | М.: Инфра – М, 2014 |
Информационное обеспечение обучения
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор(ы) | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Экономика | В.Г. Слагода | М.:ФОРУМ; Инфра – М, 2013 |
Какие изменения предлагается внести в программу на следующий учебный год
(в содержание, распределение часов и др.)
Отчет преподавателя
Выполнение учебного плана
Курс | № группы | Обязательная учебная | Внеаудиторная самостоятельная работа | Формы контроля, | |||
по плану | фактически | по плану | фактически | по плану | фактически | ||
Какие разделы программы не пройдены:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)
Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП 10 Компьютерная графика и дизайн по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Учебная дисциплина «Компьютерная графика и дизайн» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.Преподавание дисциплины имеет практи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.В.10. Введение в специальность по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Предмет «Введение в специальность » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика»...
Рабочая программа по ПМ.01 "Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах""
В данную рабочую программу входят два МДК: МДК.01.01 Системное программирование и МДК.01.02 Прикладное программирование.Разрабатывали ее мы вдвоем с преподавателем Мурадасиловой Л.Р. для студентов спе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспе-чения для компьютерных систем для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, базовой подготовки
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерн...