Роль конкурсных мероприятий в формировании компетенций
статья на тему
Роль конкурсных мероприятий в формировании компетенций у студентов СПО
Необходимость применения инновационных технологий Проблема качества подготовки и формирования общих и профессиональных компетенций. Реализация творческого потенциала будущего специалиста. Эффективные формы внеаудиторной работы.
Формирование общих компетенций через конкурсные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_razmeshcheniyu.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Горбачева Ольга Николаевна
ГБОУ РХ СПО «Хакасский политехнический колледж», г. Абакан.
В настоящее время систему среднего профессионального образования определяет необходимость применения инновационных технологий, позволяющих эффективно формировать компетенции будущих специалистов. Проблема качества подготовки и формирования общих и профессиональных компетенций остаётся актуальной. Для решения этой проблемы используются разнообразные виды деятельности в рамках реализации ФГОС СПО, например, решение ситуационных задач, составление моделей шаблонов и образцов документов, презентаций, написание резюме. Они имеют большую значимость для выявления потенциальных возможностей и способностей каждого студента.
Данная статья позволит нам ответить на вопрос «Какую роль играют конкурсные мероприятия в формировании общих компетенций».
Одной из задач среднего профессионального образования является реализация творческого потенциала будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент должен сам находить способы самореализации через личную активность и заинтересованность, чтобы фундаментальные знания, профессиональные умения и навыки, опыт творческой и исследовательской деятельности помогли ему стать конкурентоспособным специалистом. Подобный опыт позволит ему решать проблемы, используя навык социально-оценочной деятельности для поиска оптимального результата и доказательства его правильности.
Практика показывает, что за формирование общих и профессиональных компетенций не могут отвечать только отдельные учебные дисциплины или образовательные программы, здесь необходим личный опыт, способности и мотивация к данному виду профессиональной деятельности.
Одной из эффективных форм внеаудиторной работы, тесно связанной с учебным процессом, наряду с самостоятельной работой студентов, являются конкурсы, конференции, деловые игры и олимпиады. Несмотря на их разнообразие, все они имеют общую цель - подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих общими и профессиональными компетенциями. Именно разнообразные виды деятельности имеют субъектную значимость для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента, проявляющихся в участии в предметных неделях и предметных олимпиадах, в научных студенческих конкурсах, деловых играх и др.
Участие студентов в такого рода мероприятиях позволяет решить ряд задач в контексте формирования их компетенций:
– развивать индивидуальный познавательный опыт студентов и дать возможность быть субъектом профессиональной деятельности;
– достигать воспитательными мерами развития и соответствия личностных и интеллектуальных способностей у студентов;
– создавать условия, в которых студенты могут раскрыть свои профессиональные возможности и потребности.
Анализ различных форм, содержания конкурсных заданий показал, что они служат развитию практически всех общих и даже ряда профессиональных компетенций студентов и позволяют выявить уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.
Участники конкурсов и олимпиад приобретают ценный опыт, положительные эмоции, новых друзей. Они начинают понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Конкурсанты активно общаются, обогащая собственные коммуникативные и информационные компетенции. С каждым последующим выступлением чувствуют себя более уверенно, у них уменьшается уровень стресса во время публичных выступлений, они чаще проявляют инициативу, учатся находить рациональные способы разрешения проблем, уважительно относиться к победам своих конкурентов, стремятся понимать и соблюдать предложенные правила, оценивать эффективность и качество своих выступлений. Все это, безусловно, помогает эффективной социализации и способствует развитию личностных качеств.
Формирование общих компетенций через конкурсные мероприятия
Общие компетенции | Технологии формирования | Критерии оценивания | показатели |
ОК1. Понимать сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
| Умение демонстрировать свой интерес к будущей специальности, её значимости в экономической и социальной сфере. Активное участие в профессионально-ориентированной деятельности (недели по специальности, конкурсы профмастерства, предметные декады и т.д.). |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
| Наличие собственного взгляда на поставленную проблему, навыков самостоятельной творческой деятельности, умения адекватно оценивать свои достижения, справляться с возникшими трудностями. Умение рационально распределять время на все этапы решения профессиональной задачи. |
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
| Умение объективно оценивать степени риска и принимать оптимальные решения в нестандартной ситуации на основе грамотного и оперативного анализа. Умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, управлять негативными эмоциями. |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
| Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, отбирать и анализировать информационные ресурсы различного типа (текстовые, графические, числовые и т.п.), необходимые для постановки и решения профессиональных задач и личностного роста. Умение давать объективную оценку значимости и возможности применения информации. |
ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; |
|
| Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, находить несколько вариантов решения проблемы, Навыки эффективного использования программного обеспечения для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; |
|
| Умение сотрудничать с другими в коллективной творческой деятельности, вступать в диалог, ставить цели и соотносить их с целями других. Умение расширять социальные связи, строить межличностные и деловые отношения, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Навыки точного и своевременного выполнения поручений руководителя. Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования. |
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий; |
|
| Умение объективно оценивать свой вклад в общее дело группы. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. Умение объективно и своевременно осуществлять контроль деятельности членов команды, своевременно проводить анализ качества процесса в соответствии с установленными критериями и показателями качества. |
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; |
|
| Умение проектировать процесс Умение самостоятельно, осознанно планировать самообразование, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование, и повышение квалификации в соответствии с современными требованиями и на основе анализа собственной деятельности, обосновывать выбор методов и способы личностного развития. |
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; | Интернет-технологии |
| Умение проявлять мобильность и гибкость. Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста). Навыки демонстрации профессиональной мобильности. |
Вывод: участие в конкурсах разных уровней, олимпиадах, индивидуальная деятельность студента играет немаловажную роль в формировании общих и профессиональных компетенций, конкурентоспособности как неотъемлемого качества личности современного специалиста, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Эти качества формируются у студентов благодаря созданию в процессе проведения и подготовки к олимпиадам оптимальных условий для самореализации их личности, использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Роль преподавателя заключается в создании условий для реализации творческих, интеллектуальных возможностей студента, в поиске индивидуального подхода к каждому студенту с целью привлечения его в активную урочную и внеурочную деятельность.
Список литературы
- Информационные и коммуникативные технологии в образовании / Роберт И. В., Пашокова С. В., Кузнецов А. А., и др. учебно-методическое пособие для педагогических вузов. – М., 2006. – 259 с.
- Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Теоретико-методологические основания профессиональной подготовки студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 153–156. и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов как условие формирования общих компетенций. Статья отражает практический опыт работы преподавателей иностранного языка колледжа "Императо...
Роль учебной конференции в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
выступление на научно-практической конференции...
Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"
Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...
Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО
Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....
Подведены итоги Всероссийских конкурсных мероприятий, направленных на расширение практического опыта образовательных организаций по формированию у обучающейся молодежи навыков и компетенций здорового образа жизни
Более 2-х месяцев педагогические работники образовательных организаций разных уровней и лидеры Всероссийского молодежного движения ЗАЗОЖ принимали участие в дистанционных конкурсных мероприятиях.Всеро...