Роль учебной конференции в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
статья по теме
выступление на научно-практической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на конференции | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учебной конференции
в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
Учебная конференция является организационной формой обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при максимальной самостоятельности и активности последних.
Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. У этой формы обучения большие воспитательные возможности. Она создает условия для самовыражения обучающихся, их самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.
При подготовке и в процессе проведения конференции акцент необходимо делать на развитие самостоятельности обучающихся, подготовку их к самообразованию. Этого можно достичь, предоставляя обучающимся возможность самостоятельно:
- добывать новые знания из разных источников;
- применять уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности.
Главное в конференции – свободное обсуждение проблемных вопросов.
Конференция является структурообразной единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется известная часть учебной программы и отражается ее уровень усвоения.
В зависимости от тематики, на конференцию целесообразно приглашать обучающихся из других групп, не изучающих данную дисциплину, для стимулирования у них познавательной деятельности и формирования общих и профессиональных компетенций.
В целях конференции должен быть сформирован результат, к которому должен стремиться преподаватель и обучающиеся.
При постановке целей необходимо учитывать три аспекта:
- Познавательный:
-закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование профессиональных умений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.
2. Развивающий:
- мотивирование развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности;
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
3. Воспитательный:
- сформировать специалиста, понимающего сущность и социальную значимость будущей профессии, обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
- воспитать гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных и социально-экономических знаний оценивать социально-значимые факты и явления, проявляющего готовность соблюдать усвоенные правовые и этические нормы, определяющие отношение к человеку, обществу, окружающей среде.
Поскольку в качестве главной цели проведения учебной конференции выступает развитие активности личности в учебном процессе, то методы должны быть личностно-ориентированными.
Личность характеризуется активностью. Активность – это самоорганизация, саморегуляция, формирование личностью себя как субъекта деятельности; она носит сознательный и избирательный характер; личность способна к целеполаганию, что предусматривает определенную свободу ее. Активность как свойство личности в противоположность приспособленности к заданным условиям отражает стремление выйти за пределы предписанного, расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.
Во время подготовки к проведению конференции, обучающиеся имеют возможность продемонстрировать все виды психологической активности:
- надситуативную (способность обучающегося подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные с точки зрения исходной задачи);
- сверхнормативную (стремление обучающегося превысить предъявляемые нормативные требования);
- поисковую (поведение, направленное на изменение ситуации);
- репродуктивно-отражательную (усвоение через опыт другого);
- поисково-исполнительную (принятие задачи и самостоятельный поиск средств ее выполнения);
- творческую (предполагающую собственную постановку задачи, выбор новых, оригинальных путей ее решения).
Существенным условием профессиональной и учебно-познавательной активности является самоопределение личности, которое понимается как сознательное утверждение собственных позиций в проблемных ситуациях.
Предоставление свободы выбора обучающимся полезно, потому что:
- способствует формированию профессиональной готовности, заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать;
- видеть и самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения;
- самостоятельно строить свою деятельность;
- ориентироваться в многообразии информации и литературы и выбирать наиболее нужную.
Предоставление свободы выбора важно в воспитательном отношении, так как способствует:
- развитию активности личности в учебном процессе,
- формированию познавательных интересов,
- формированию отношения к другому как к безусловной ценности,
- умению оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности,
- проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Важным условием развития и повышения активности личности в учебном процессе является побуждение обучающихся к рефлексии. Рефлексия как понимание и знание обучающимся самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают его личные особенности, значительно повышает общий и интеллектуальный и личностный уровень человека, способствует развитию критичности мышления. Рефлексия как часть самопознания необходима будущему специалисту, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста.
Участие обучающихся в подготовке и проведении конференции дает возможность самооценки деятельности личности в коллективном труде, возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих и профессиональных компетенции обучающихся в соответствии ФГОС НПО
Актуальной проблемой современного профессионального образования является не только подготовка специалистов к качественному осуществлению профессиональной деятельности, не только демонстрация своих лич...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
В данной статье приведен план урока, способствующий формированию общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...
Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО
Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....
Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище
Роль научно-практических конференций в формировании общих и профессиональных компетенций у обучающихся в медицинском училище...
Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"
В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....