ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему

Дударева Светлана Алексеевна

В данной статье рассматривается вопрос о повышении компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе совремнных информационных технологий. Процесс подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях условно можно разделить на два этапа: общеобразовательная и специальная подготовка. На первом этапе в качестве основной цели ставится решение задач психолого-дидактического характера. На втором этапе при изучении специальных дисциплин ставится задача адаптации программного обеспечения к целям учебного процесса. Применение элементов информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности будущего специалиста. Наличие в этой области теоретических и практических знаний повышает востребованность специалиста на рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(Дударева С.А.)

На современном этапе реформы образования в России, сущностью которой является изменение целей и содержания обучения, технологическое переоснащение учебного процесса, появление новых методов и организационных форм обучения, исследователи выделяют следующие процессы, отражающие эти изменения.

Прежде всего, это активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины и на этой основе - освоение педагогами новых методов и организационных форм учебной работы.

Осуществляется практическая постановка вопроса о радикальном пересмотре содержания образования, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы.

Идет разработка и начинается освоение систем учебно-методического обеспечения ("программно-методических комплексов", "компьютерных курсов"), включающих программные средства для ТСО, различные видео- и аудиоматериалы, тексты для учащихся и методические материалы для педагогов.

Процесс подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях условно можно разделить на два этапа: общеобразовательная и специальная подготовка. На первом этапе в качестве основной цели ставится решение задач психолого-дидактического характера. На втором этапе при изучении специальных дисциплин ставится задача адаптации программного обеспечения к целям учебного процесса.

Подготовка студентов на первом этапе наряду с общедидактическими целями преследует также привитие им знаний и навыков не только на уровне инструментальных задач, но, прежде всего, в области овладения ими основными принципами идеологии информационных процессов. В качестве основной можно принять идеологию объектно-ориентированного подхода. Вместе с тем, система знаний должна обеспечивать развитие мышления студентов, особенно в области принятия самостоятельных, ответственных решений.

Особенное значение на втором этапе подготовки специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности будущего специалиста. Наличие в этой области теоретических и практических знаний повышает востребованность специалиста на рынке труда.

Однако на современном этапе образовательные учреждения не готовы обеспечить данную компетенцию выпускникам. Проблема заключается в недостаточной профессиональной компетенции педагогов, а порой и ее отсутствии в области ИКТ.

Поэтому в современных условиях все большее значение приобретает проблема профессионального развития современного учителя и развитие его профессиональной компетентности.

Средний возраст современного преподавателя СПО приближается к 50 годам. Большой средний возраст преподавателей говорит о том, что в их базовом образовании отсутствует информатика и вычислительная техника. Данные свидетельствуют о том, что большинство преподавателей восполняют этот пробел в своем образовании самостоятельно. Таким образом, весьма актуальной становится задача повышения эффективности самостоятельной работы преподавателей по формированию их информационно-исследовательской компетентности.

За последнее время число личных компьютеров, а также компьютерных классов в колледжах и других учреждениях СПО постепенно увеличивается. Так, примерно каждый второй преподаватель сегодня имеет свой домашний компьютер. Практически все учреждения СПО сегодня оснащены компьютерными классами (хотя техника в них и не самая современная, но все же позволяющая пользоваться разнообразными программными средствами, а также разрабатывать свои учебные программные продукты на достаточно высоком уровне), однако они пока еще доступны не для всех преподавателей, а, прежде всего, для преподавателей информатики и некоторых технических дисциплин. Вместе с тем, немногие преподаватели пока имеют доступ в мировую информационную сеть Интернет – как самостоятельно, так в стенах образовательных учреждений. Исследование показало, что свои навыки пользователя персонального компьютера большинство преподавателей оценивают, как плохие, либо считают, что таковые у них вовсе отсутствуют.

Несмотря на то, что многие преподаватели имеют свои личные ПЭВМ, а кроме того могут иметь доступ в компьютерные классы, для многих преподавателей компьютер до сих пор не стал важным инструментом для научной работы. Компьютер чаще всего используется как информационно-предъявляющее или контролирующее средство, а его "сущностные" функции (информационно-выбирающая, управляющая, тренажерская, координирующая, консультативная и др.) игнорируются. Большая часть преподавателей не умеет работать в Интернет а, следовательно, не может использовать научно-педагогические ресурсы мировой информационной сети в своей профессиональной деятельности. Это означает, что эти преподаватели не готовы к внедрению новых информационных технологий обучения в учебный процесс.

Тем не менее, абсолютное большинство преподавателей ощущают необходимость и потребность в повышении своей квалификации в области НИТ. Следует отметить, что высокие потребности преподавательского состава к освоению новых информационных технологий и готовность их использования в образовательном процессе при пока недостаточной соответствующей квалификации ставит перед методическими службами задачу разработки форм и методов эффективного повышения профессионально-педагогической квалификации преподавателей в области НИТ, то есть, формированию профессиональной информационно-педагогической компетентности преподавателя.

Профессионализм современного преподавателя специальных дисциплин заключается не только в знании своего предмета и методики его преподавания, но и в необходимости владения ИКТ - компетентностью и стремлении владеть информационной культурой.

В научном исследовании Урсовой О.В. ИКТ-компетентность учителя-предметника определена как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. На наш взгляд ИКТ-компетентность преподавателя специальных дисциплин включает следующие составляющие: когнитивную, эмоционально-волевую, управленческую. Когнитивная составляющая определяет степень владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ); эмоционально-волевая - готовность использования ИКТ в профессиональной деятельности; управленческая - эффективное управление деятельностью студентов в области использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Информационная компетентность современного преподавателя определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

  • владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
  • знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
  • умение представить информацию в Интернет;
  • владение навыками организации и проведения лекций и семинаров с использованием телекоммуникационных технологий;
  • умение организовать самостоятельную работу студентов посредством Интернет-технологий;
  • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Методическими службами нашего колледжа ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, особое внимание уделяется преподавателям специальных дисциплин, поскольку именно они готовят будущих специалистов. Для решения поставленной задачи используются различные формы работы: курсовая подготовка, работа методических объединений, мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в Интернет олимпиадах, Интернет конференциях, проведение интегрированных занятий (специальных дисциплин и информатики), сотрудничество со студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и др. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателя того факта, что эти технологии являются средством развития обучаемых и его собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие информационной культуры преподавателей может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного образования. Использование данных технологий позволяет преподавателям, как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.

Сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные шаги, стимулирующие стремление преподавателей к овладению компьютерными технологиями: организуются на базе центров информатизации курсы; методические службы проводят различного рода конкурсы компьютерных уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических и руководящих кадров включен вопрос об использовании компьютерных технологий на уроках; оформление методических разработок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электронной версии материала. Преподаватели специальных дисциплин, деятельность которых ранее не была связана с необходимостью работы на компьютере, знакомятся с новыми информационными технологиями. Происходит постепенное формирование ИКТ-компетентности преподавателей, работает целая система в этом направлении. Хотелось бы отметить, что функциями этой системы являются не только обучающая, просветительская, методическая, разъяснительная, но и функция психологической поддержки педагога.

Подобный процесс идет и в нашем колледже. Преподаватели специальных дисциплин посещают курсы повышения квалификации, принимают участие самостоятельно и со студентами в конференциях, педагогических чтениях и т.д., сопровождая свои выступления мультимедийными презентациями, используют Интернет-ресурсы при подготовке к занятиям, используют на занятиях готовые электронные пособия, а также подготавливают их самостоятельно, либо, сотрудничая со студентами. Развитие информационной культуры педагогов, повышение их квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды техникума являются приоритетными в деятельности ГБОУ СПО «Колледжа туризма и гостиничного сервиса». Нынешнее развитие информационных технологий позволяют преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.

Так, в нашем техникуме создана медиатека, ведется работа по расширению единой локальной сети и созданию – единой информационной службы колледжа.

В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого современный учитель должен развивать в себе умение управлять образовательным процессом и самооценивать получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные знания и другие, востребованные жизнью.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин. 

Список использованных источников

  1. Бузмакова У.И., Кузнецов Ю.Ф., Петрова Т.Ф. Информатизация среднего профессио-нального образования: задачи, проблемы и пути их решения // Информатика и обра-зование. – 1999. - №4.
  2. Зборовский Г.Е., Романцев Г.М. Инновации в профессиональном образовании: про-блемы исследования // Образование и наука. – 2000. - №3.
  3. Конюшенко С.М. Информационная культура педагога в свете концепции индивиду-альности человека, "Информатика и образование". - 2004. №7. С. 102-105
  4. Урсова О.В. К вопросу о формировании и развитии ИКТ-компетентности учителя-предметника // Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 51-53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит краткие теоретические сведения по основным разделам классического курса информационных технологий (информатики)...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня преподавателя специальных дисциплин

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровняпреподавателя специальных дисциплин Содержание 1. Пояснительная записка 2. Программа професси...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "Современные информационные технологии (компьютерная графика)"

Настоящая программа предназначена для повышения профессиональной квалификации, совершенствования практического опыта, знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, работающих или обучающ...