Из опыта работы преподавателя Шершневой М.А.
статья на тему
Формирование профессиональных компетентций через систему дуального обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opit_shershneva.docx | 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛДЕЖ»
ТЕМА:
«Формирование профессиональных компетенций через систему дуального обучения»
Автор:
Шершнева М.А.,
преподаватель специальных дисциплин
Белгород, 2014
Структура
обобщенного педагогического опыта работы преподавателя
Раздел I. Информация о педагогическом опыте 3
- Условия возникновения и становления педагогического опыта 3
- Актуальность педагогического опыта 3
- Ведущая педагогическая идея 4
- Длительность работы над педагогическим опытом 4
- Диапазон педагогического опыта 5
- Теоретическая база педагогического опыта 5
- Новизна педагогического опыта 7
- Условия, в которых возможно применение и распространение педагогического опыта 7
Раздел II.
2.1 Технология педагогического опыта 9
Раздел III.
3.1 Результативность педагогического опыта 12
Библиографический список 13
Учреждения СПО
Тема опыта: «Формирование профессиональных компетенций через систему дуального обучения».
Автор опыта: Шершнева Марина Александровна, преподаватель специальных дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж»
Рецензенты:
Горельцева Елена Владимировна – преподаватель специальных дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж»
- Информация о педагогическом опыте.
1.1 Условия возникновения опыта
Вопрос формирования профессиональных компетенций через систему дуального обучения, а так же система оценки этих самых компетенций является наиболее актуальной проблемой в сфере профессионального обучения студентов СПО.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) к моменту завершения обучения в колледже студент должен овладеть общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями.
Таким образом, передо мной, как преподавателем специальных дисциплин, встала проблема формирования этих самых профессиональных компетенций как на занятиях, так и во внеурочное время.
Появилась необходимость преобразовать учебный процесс таким образом, что бы сформировать компетентного выпускника, конкурентоспособного, способного реализовать полученные знания на предприятиях во время прохождения практики и приступив к работе после окончания учебного заведения.
- Актуальность педагогического опыта
Актуальность темы обусловлена внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, требующих повышения уровня профессионализма работников образования и уровня профессиональной сформированности выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения предполагают перенос акцентов. Если ранее делался упор на содержание образования, то есть что преподают, то теперь акцент делают на результат обучения, то есть какими компетенциями овладеет студент и сможет ли их применить в той или иной ситуации.
Реализация компетентностного подхода требует от педагога глубокого понимания того, что произойдет с учащимся в процессе обучения, как будет формироваться его профессиональная личность, в какой степени необходимо раскрыть его природные и социальные возможности. Это достигается путем внедрения целого ряда подходов и методик в процесс обучения со стороны педагога и позволяет ему четко представить процесс оценки усвоения общих и профессиональных компетенций студентов СПО.
- Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, для формирования профессиональных компетенций на занятиях теоретического, практического обучения, а так же в процессе выполнения самостоятельной работы студентом специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» в рамках дуального обучения.
- Длительность работы над педагогическим опытом
«Единственный способ что-то узнать — это что-то делать» (Б. Шоу). Поэтому можно сказать, что работа над данной проблемой только началась.
Так как представленная проблема очень молода, следовательно, и пути ее решения новы.
Работа по формированию профессиональных компетенций студентов специальности 230105 «Программирование в компьютерных системах» через систему дуального обучения проводилась в 2013-2014 учебном году.
1.5 Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен единой системой «учебное занятие - внеурочная деятельность».
- Теоретическая база педагогического опыта
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность.
Таким образом, компетенция подразумевает общую способность и готовность личности к деятельности, которая основана на знаниях и опыте, приобретенных в процессе обучения и направленных на ее успешное включение в трудовую деятельность. Делаем вывод, что формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.
Дуальное обучение направлено на то, чтобы обеспечить необходимое качество профессиональной подготовки специалистов в условиях социального партнерства. Система дуального обучения безоговорочно способствует формированию профессиональных компетенций, так как позволяет значительно укрепить практическую часть учебного процесса, при этом позволяет сохранить условия реализации требований ФГОС СПО, решить проблему подготовки профессиональных специалистов за счет повышения их активности и конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда.
Наиболее важным качеством квалифицированного специалиста, является его компетентность, это такое качество личности, которое заключается в готовности специалиста к профессиональной деятельности с применением полученных знаний, умений и навыков. Следует отметить, что компетентность не является суммой общих и профессиональных компетенций, а представляется системой, обладающей внутренними и внешними связями.
Средством формирования общих и профессиональных компетенций так же выступает самостоятельная работа.
Целью самостоятельной работы является формирование различных умений, таких как поиск информации, умение работать с литературой, самостоятельно приобретать новые знания, искать различные пути решения, приходить к необходимому результату. Упор делается на личную заинтересованность студента в освоении той или иной темы, в желании получить необходимые навыки и сформировать профессиональные компетенции будущего специалиста.
Умение правильно организовывать свое свободное время и свою самостоятельную работу является важнейшим качеством в достижении успеха в учебе учащегося. Именно своевременность и правильность выполнения различных работ и характеризует студента как квалифицированного специалиста.
В процессе самостоятельной работы студент должен систематизировать и совершенствовать приобретенные знания и навыки. В процессе выполнения работ, обучающиеся не только воспроизводят полученные теоретически знания и умения, но и развивают способности, которые необходимы для дальнейшего становления его профессиональной личности. Умение работать с различными источниками, пополнять и углублять свои знания, это все способствует развитию грамотной личности, готовой при необходимости адаптироваться к новым условиям труда.
В ходе самостоятельных работ деятельность студентов становится все более целенаправленной, при этом она должна обязательно подвергаться контролю и коррекции со стороны преподавателя.
- Новизна педагогического опыта
Задачи нынешнего педагога не только и не столько дать знания, а в том, что бы научить студента применить полученные знания в условиях современной жизни.
Так как оценка качества подготовки специалистов по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, осуществляется в двух направлениях, оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся, то нельзя не остановиться на оценке сформированности профессиональных компетенций по итогам обучения.
Под оценкой усвоения общих и профессиональных компетенций понимают процесс, в котором совокупность подходов оценивания направлена на объективную оценку качества профессионального образования в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.
Оценка уровня усвоения общих и профессиональных компетенций в настоящее время представляет серьезную проблему, которую педагоги пытаются решить собственными силами. Не следует забывать, что компетентность педагога это необходимое условие для формирования и развития компетентности обучающихся.
- Условия, в которых возможно применение и распространение педагогического опыта
Данный опыт работы рекомендуется применять как в учреждения начального профессионального образования, так и в учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».
Формирование профессиональных компетенций протекает как в процессе теоретического обучения, так и в период практического обучения на производстве.
В процессе обучения на производстве студенты овладевают определенными видами работ по профессии, расширяют и углубляют знания, полученные в период теоретического обучения, совершенствуют профессиональные навыки. Это способствует адаптации будущих специалистов к производственной среде, позволяет убедиться в правильности выбора своей профессии, дает ощущение ее значимости.
Раздел II
2.1.Технология педагогического опыта
Цель данного педагогического опыта – формирование профессиональных компетенций на занятиях теоретического и практического обучения, а так же при выполнении самостоятельной работы студентами, обучающимися по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» Белгородского индустриального колледжа посредством использования различных форм и методов обучения.
Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. создание на теоретических и практических занятиях условий для формирования профессиональных компетенций студентов;
2. разнообразить формы и виды заданий, а так же методы проведения занятий.
3. Разнообразить виды самостоятельной деятельности, сделать ее выполнение интересным и познавательным процессом;
4. скорректировать процесс оценка знаний, в связи с необходимостью оценки профессиональных и общих компетенций.
Обучение студентов, ровно как и формирование профессиональных компетенций, проходит в соответствии с учебным планом специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» обучение на базе основного общего образования осуществляется в течение 3 лет и 10 месяцев.
Например, на занятии закрепления по теме «Модели жизненного цикла программного обеспечения», студентам предлагается разбиться на группы по 2 человека и провести анализ изученного материала, а так же заполнить сравнительные таблицы.
Таблица 1. Выбор модели жизненного цикла на основе характеристик требований
Требования | Каскад- ная | V-образ- ная | Прототи- пирование | Спираль- ная |
Являются ли требования легко определимыми и/или хорошо известными? | ||||
Могут ли требования заранее определяться в цикле? | ||||
Часто ли будут изменяться требования в цикле? | ||||
Нужно ли демонстрировать требования с целью определения? | ||||
Требуются ли для демонстрации возможностей проверка концепции? | ||||
Будут ли требования отражать сложность системы? | ||||
Обладает ли требование функциональными свойствами на раннем этапе? |
Таблица 2. Выбор модели жизненного цикла на основе характеристик участников команды разработчиков
Команда разработчиков проекта | Каскад- ная | V-образ- ная | Прототи- пирование | Спираль- ная |
Являются ли проблемы предметной области проекта новыми для большинства разработчиков? | ||||
Является ли технология предметной области проекта новой для большинства разработчиков? | ||||
Являются ли инструменты, используемые проектом, новыми для большинства разработчиков? | ||||
Изменяются ли роли участников проекта во время жизненного цикла? | ||||
Важна ли легкость распределение ресурсов? |
Таблица 3. Выбор модели жизненного цикла на основе характеристик типа проектов и рисков
Тип проекта и риски | Каскад- ная | V-образ- ная | Прототи- пирование | Спираль- ная |
Будет ли проект иметь тип системной интеграции? | ||||
Будет ли проект являться расширением существующей системы? | ||||
Будет ли финансирование проекта стабильным на всем протяжении жизненного цикла? | ||||
Ожидается ли длительная эксплуатация продукта в организации? | ||||
Должна ли быть высокая степень надежности? | ||||
Являются ли "прозрачными" интерфейсные модули? | ||||
Доступны ли повторное используемые компоненты? |
При этом происходит формирование таких компетенций как ОК 4. «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», ОК 6. «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», ОК 7. «Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий».
На занятиях по междисциплинарному курсу «Технология разработки программного обеспечения», для формирования профессиональной компетенции ПК3.6 «Разрабатывать технологическую документацию», ПК 1.6. «Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций», студентам предлагается, опираясь на приведенный пример, разработать документ «Техническое задание» для своего будущего курсового проекта, тема которого уже известна к моменту данного занятия.
Раздел III.
3. 1 Результативность педагогического опыта
Работая над данной проблемой всего один год трудно подвести какие-то итоги, но нельзя не заметить положительной динамики, которая прослеживается в интересе студентов к процессу обучения, как в колледже, так и на предприятии. Изменяется отношение обучающихся к своей выбранной профессии.
Качество знаний за 2013-2014 учебный год представлено в виде диаграммы.
Библиографический список
1. Мелехова О.П. Методология перехода на уровневую систему подготовки в соответствии с новой нормативной базой. М., 2010.
2. Скворцова И.Е. Организация самостоятельной работы студентов. Н. Новгород, 2010.
3. Соловова Н.В.; под ред. В.П. Гарькина. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: Методические рекомендации Самара: Изд-во «Универс -групп »», 2006.
4. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК современного российского профессионально го образования / авт.-сост. : В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков / ФИРО. М., 2010. Вып. 1.
5. nsportal.ru - Социальная сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы преподавателя информатики и ИКТ
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к восп...
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению вы-бранной профессии/ специальности»
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению выбранной профессии/ специальности»...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.
Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении....
Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...
Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)
Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"...
КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...