Из опыта работы преподавателя информатики и ИКТ
статья по теме
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. В своей статье хочу поделиться опытом работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_moy.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Профессиональное училище №31
Из опыта работы
преподавателя информатики и ИКТ
Колодезной Нины Юрьевны
пгт. Редкино
2014 год
Педагогическую деятельность осуществляю с 1994 года. В должности преподавателя спецдисциплин (профессия Оператор ЭВМ) 13лет, учителя информатики в ГБОУ НПО ПУ №31 6 лет. Свою квалификацию повышаю регулярно через курсовую подготовку о чем свидетельствуют сертификаты.
Современный мир персональных компьютеров настолько широк и разнообразен, настолько быстро развивается, что каждый человек без всякого сомнения найдет себе место. Без использования ЭВМ не были бы возможными решения многих задач при обработке данных любой отрасли.
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Эффективное умение работать в разнообразных готовых прикладных пакетах – это основа мастерства учащихся, финансового благополучия и.т.д.
Современное обучение должно создать условия для формирования такой личности.
В своей работе ставлю следующие цели и задачи педагогической деятельности:
- формирование ключевых компетенций обучающихся;
- формирование компьютерной грамотности у учащихся, связанной с умением целенаправленно работать с информацией и использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- развитие у учащихся логического мышления, творческого и познавательного потенциала с использованием компьютерного инструментария;
- реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения целей и задач использую следующие формы деятельности:
- теоретические и практические занятия;
- работа с дополнительным учебным материалом;
- выполнение учащимися творческих работ различного характера.
Современный мир очень динамичен. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основой успешности личности в современных условиях является конкурентоспособность на рынке труда. А в основе конкурентоспособности лежит компетенция. Вследствие этого, важнейшая цель образования – это «формирование системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования». Сегодня велик спрос на личность образованную, компетентную, мобильную и творческую, способную видеть проблемы и находить пути их успешного решения. Поэтому в своей деятельности я руководствуюсь принципом: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и умею применять на практике».
Коллектив нашего училища работает над методической темой «Компетентностный подход обучения и создание условий для активной самостоятельной работы обучающихся». Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Урок информатики имеет принципиальные отличия от других учебных предметов, и эти отличия выражаются в следующем.
Во-первых, наличие специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники и мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетенций.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут. Некая "романтизация" компьютера и работы на нем создает преподавателю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетенции целеполагания.
Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «отнести» к одной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
- коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.);
- информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада);
- учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного и т.п.);
- общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.).
Для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках информатики я использую в своей практике такие приемы обучения, как обратная интерференция, перекрестная дискуссия, программ – тренажеров, программ – тестов, видеоуроков, использование интернет - сайта в деятельности учителя.
Прием «Обратная интерференция» используется для формирования навыка работы с текстами, содержащими компьютерную терминологию. С помощью данного приема создаются условия для закрепления навыка поиска информации и синтеза нового знания. Кроме этого, данный прием позволяет осуществлять межпредметные связи путем переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика). Данный прием я использую, например, при знакомстве учащихся с терминами «принтер», «браузер» и др.
Перекрестная дискуссия помогает учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия, что немаловажно в современной жизни.
Приведу примеры проблемных вопросов для организации перекрестной дискуссии, которые я использую на своих уроках:
- Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?
- Свободно распространяемое программное обеспечение – это лучшее решение?
- Компьютер – конкурент книге?
- Является ли образование через Интернет лучше традиционного?
Особенностью преподавания информационных технологий является то, что по ним можно найти много специализированной литературы, документации, расположенной в сети интернет, но практически нет литературы, адаптированной для учебного процесса. Поэтому на своем сайте, в первую очередь, я начала выкладывать в открытом доступе полные версии своих курсов. На сайте можно прочитать подробный текст к пройденному материалу, внимательно рассмотреть иллюстрации, узнать задания для самостоятельной работы.
Публикация на сайте материалов к уроку позволяет ученику увидеть опорный конспект урока, скачать файл с домашним заданием, увидеть ссылки на материалы в сети интернет, которые ученик может использовать при подготовке к уроку, что позволяет время на уроке лучше тратить на решение содержательных проблем, а не диктовку домашней задачи. Опорный конспект поможет ученику, пропустившему занятие лучше подготовиться к занятию.
В результате применения данных приемов обучения у учащихся стали более глубокие и прочные знания по сравнению с теми, которые они приобретали при сообщении учителем готовых знаний; познавательный интерес стал выше, проявились творческие способности обучающихся; ускорились темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера; выработались устойчивые навыки самостоятельной работы.
Успешность развития учебных действий учащегося определяется положительной мотивацией. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала. Приемы и методы создания мотивации разнообразны, но все они, как правило, имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках.
- Апелляция к жизненному опыту учащихся. Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понять суть которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала, при этом ситуация должна быть действительно жизненной, а не надуманной.
- Сссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. Этот прием на уроках информатики используется достаточно часто и широко.
- Создание проблемной ситуации. Считается, что этот прием является одним из самых главных и универсальных в интерактивном обучении.
- Ролевой подход. В этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью.
- Создание ситуации успеха. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. При этом использую словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. В связи с этим стараюсь подбирать такие задания, с которыми учащиеся могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.
В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача – обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов.
Активно распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания. Проводила круглый стол, делилась опытом своей работы на областной олимпиаде по профессии «Оператор ЭВМ».
Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил. На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного источника знаний. Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются.
Критериями оценки деятельности учащихся являются самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность.
Педагогическая оценка не только измеряет знания, соотнося их с требованиями программы и образовательного стандарта, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию адекватной самооценки. Поэтому оценку деятельности обучающихся направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации. При этом стараюсь превратить ученика в активного субъекта контрольно-оценочного компонента, перейти от оценки педагога к самооценке ученика или, что еще лучше, совместить эти два вида оценки. Только сформированность навыков контроля и оценки делают ученика субъектом учебной деятельности. Для формирования самооценки использую следующие приемы.
1. Оценка учеником работы, выполненной другим, т.е. взаимооценка. Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.
2. Ученик, выполнивший работу, сам себе ставит оценку. Затем его работа оценивается учителем, сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки. Я использую следующий прием. После устного ответа спрашиваю у отвечавшего ученика, какую оценку он себе поставил бы. Затем обращаюсь к классу с просьбой оценить в баллах ответ своего товарища, и только после этого выставляю итоговую оценку.
Для формирования самооценки важно вооружить учащихся теми критериями, руководствуясь которыми школьники будут осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить (примерять) знания (свои, товарищей) с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения.
Отношения с коллективом преподавателей строю на демократических началах.
Несмотря на то, что в училище проработано много лет, в работе сталкиваюсь с определенными трудностями.
- Методическое обеспечение: большой выбор учебников, однако трудно найти такой, содержание которого соответствовало бы современным требованиям, по которому было бы легко организовать самостоятельную познавательную деятельность, найти задания, рассчитанные на различный уровень усвоения, с заданными критериями оценок.
- Содержание учебного курса информатики на мой взгляд, не способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Трудность связана с большим объемом теоретического материала, систематизацией всего изученного ранее. Эту проблему я решаю, используя интернет - сайт в деятельности учителя.
- Неоднородный состав учащихся в классе, разный уровень владения практическими навыками работы на компьютере, необходимость развить каждого приводят к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям.
Над решением этих проблем я и планирую работать в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы преподавателя Шершневой М.А.
Формирование профессиональных компетентций через систему дуального обучения...
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению вы-бранной профессии/ специальности»
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению выбранной профессии/ специальности»...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.
Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении....
Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...
Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)
Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"...
КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...