Использование рейтинговой накопительной системы в педагогическом процессе (из опыта работы преподавателя материаловедения)
статья на тему

Хомякова Ирина Ивановна

Публикация содержит материал по обмену опытом использования рейтинговой накопительной системы при обучении студентов по дисциплине ОП.04 "Основы материаловедения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 

Использование рейтинговой накопительной системы в организации педагогического процесса в СПО (из опыта работы преподавателя материаловедения)

                                                                              Хомякова Ирина Ивановна

                                                                                СПб    ГБ ПОУ  «КПМ»

Содержание  

                                                                                                                              Стр.                                                                                                                                                                                                                                      

1. Необходимость новых подходов к организации образовательного

процесса в СПО                                                                                                      3

2. Сущность рейтинговой накопительной системы                                           3

3. Этапы введения рейтинговой накопительной системы                                 4

4. Рейтинговая оценочная шкала                                                                         4

5. Технологическая карта учебной дисциплины

    «Основы материаловедения»                                                                           5

6. Ожидаемый результат от применения рейтинговой накопительной

    системы                                                                                                              5

7. Приложения                                                                                                       6                                                                                    

8. Литература. Интернет-ресурсы                                                                       11

                                                                                                                                                                                                                           

 

                                                                                         

                     

 

1.Необходимость новых подходов к организации образовательного процесса в СПО

 В начале двадцать первого века современное общество поставило перед  профессиональным образованием новые задачи. Новые образовательные стандарты определяют совокупность требований, предъявляемых к подготовке специалистов, конкурентно-способных на рынке труда, способных творчески использовать полученные знания, умения, навыки для решения проблем,  возникающих в результате профессиональной деятельности.  Сегодня на рынке труда востребованы специалисты,  обладающие не только профессиональными компетенциями, но и общими компетенциями, включающими умение организовывать собственную деятельность в рамках производственного процесса с учетом целей, поставленных руководителем производства; умение анализировать рабочую ситуацию, критически оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за ее результаты.

В современных образовательных стандартах  большое внимание уделяется формированию компетенций, позволяющих использовать  информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста,  его умение общаться с клиентами, коллегами, работать в команде и т. д.  Для достижения этих целей необходимо использовать новые подходы к организации образовательного процесса,  инновационные образовательные технологии. Изменение стратегии обучения требует и изменения способов оценки достижений обучающихся. Рейтинговая система оценивания знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Особый интерес представляет использование рейтинговой накопительной системы при изучении спецдисциплин, например, дисциплины «Основы материаловедения».

2. Сущность рейтинговой накопительной системы.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценивания знаний обучающихся, система оценивания накопительного типа. Рейтинг отражает не только успеваемость обучающихся, но и их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику.

Рейтинговая  система оценивания достижений накапливает результаты постепенно, систематически, увеличивая их по ходу образовательного процесса от меньшего к большему. Индивидуальные достижения в учебной и внеурочной деятельности оцениваются поэтапно в баллах с последующим суммированием баллов и переводом их в оценку.   При этом результат является предсказуемым, так как обучающиеся с самого начала знают о правилах «игры» и стремятся к получению наибольшего количества баллов.  

         Традиционная оценочная система, в которой точкой отсчета является  максимальная оценка, а ошибки наказываются  понижением отметки,  является своеобразным «карающим мечом» для обучающихся и не способствует повышению мотивации к обучению.

Внедрение в образовательный процесс рейтинговой накопительной системы оценивания знаний, умений  и навыков позволяет создать комфортную среду обучения без стрессов, создать на уроках благоприятный психологический климат, основанный на ситуациях успеха, когда позиция преподавателя не «над», а «рядом» с обучающимся. Обучающийся может выбирать возможные варианты и формы овладения предметом. Таким образом,  эта технология является здоровьесберегающей.

Рейтинговая система исповедует принципы заинтересованности, добровольности,         развивает индивидуальные способности обучающихся, формирует   навыки самостоятельной деятельности и позволяет объективно оценивать полученные знания.

3. Этапы введения рейтинговой системы оценивания достижений обучающихся.

Введение рейтинга требует от преподавателя определенной предварительной подготовки, включающей следующие этапы:

• Разделение курса дисциплины на тематические разделы (модули)

Разработка оценочной шкалы по каждой  теме (модулю)  в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам, обозначенными в ФГОС и используемыми  учебниками

При разработке оценочной шкалы используются  следующие виды рейтинга:  

  1. Стартовый – для определения начального уровня знаний

Так как дисциплина «Основы материаловедения» практически не изучается в основной школе, то использование стартового  рейтинга, возможно, не является актуальным.

  1. Текущий – для оценивания работы ученика на уроке
  2. Дисциплинарный – включает текущий контроль по теме, а также промежуточную аттестацию
  3. Творческий – для оценивания самостоятельной работа ученика во внеурочное время

Ознакомление обучащихся с оценочной шкалой

• Изучение материала по теме, занесение результата в рейтинговый лист.

• Подведение итогов по теме, составление рейтинговой шкалы по группе

• Перевод суммы баллов в оценку в конце полугодия и выставление в журнал

4. Рейтинговая оценочная шкала

Рейтинговая оценочная шкала отражает основные виды учебной деятельности, используемые в образовательном процессе при изучении дисциплины «Основы материаловедения» (приложение 1).

При составлении рейтинговой оценочной шкалы нужно  учитывать календарно-тематическое планирование, особенности содержания учебного материала по данной дисциплине, используемые виды контроля, самостоятельной работы, временные ресурсы преподавателя.   Эта шкала должна быть «прозрачной» и понятной для всех участников образовательного процесса и   быть удобной для практического применения.

Разработанная рейтинговая оценочная шкала позволяет составить технологическую карту учебной дисциплины.

5. Технологическая карта учебной дисциплины «Основы материаловедения»

 Технологическая карта учебной дисциплины составляется в соответствии с календарно-тематическим планированием по семестрам. Так как для оценивания достижений обучающихся в каждом виде деятельности нужно делать выбор, определяя реальный рейтинговый балл, то составляется матрица, в которой указываются баллы за разные уровни выполнения каждого вида учебной деятельности. Кроме того, возможно применение штрафных баллов за несвоевременное выполнение заданий по неуважительным причинам, а также за небрежное оформление работ. В технологической карте указываются максимально возможные рейтинговые баллы (МРБ) за каждый семестр.

Для получения оценки «отлично» обучающийся должен набрать  РРБ (реальный рейтинговый балл) в размере 85% от максимального рейтингового балла (МРБ), для получения оценки «хорошо» - 70-84%, а для оценки «удовлетворительно» - 30-69%;  РРБ, составляющий  менее 30%, соответствует оценке «неудовлетворительно».

Примером может служить  технологическая карта дисциплины «Основы материаловедения» для профессии «художник по костюму» (приложение 2, приложение 3), а также технологическая карта темы курса  «Ассортимент тканей по видам волокон» (приложение 4)

Содержание учебного материала и специфика дисциплины «Основы материаловедения» позволяют разнообразить тематику самостоятельных работ, создают большие возможности для творчества. Обучающиеся могут создавать коллекции материалов для швейных изделий, делать презентации этих материалов, используя интернет-ресурсы, справочные пособия и т. д. Они всегда имеют возможность выбора темы для творческого задания в соответствии с их интересами.

6. Ожидаемый результат от применения рейтинговой накопительной системы.

Рейтинговая система настраивает обучающихся на систематические занятия, на самостоятельную работу, на использование дополнительных источников информации, активизирует мыслительную деятельность, повышает учебную мотивацию. Она нацеливает обучающихся на творчество и успешную деятельность, повышает их ответственность за выполняемую работу, способствует их самореализации, а, значит, и формированию ключевых компетенций.

Использование рейтинговой накопительной системы при изучении дисциплины «основы материаловедения» может не только повысить эффективность образовательного процесса, но и сделать его более  увлекательным  и интересным.

Приложение 1

Рейтинговая оценочная шкала учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Вид рейтинга

№ п/п

Вид учебной деятельности

Баллы

Вид баллов

1. Стартовый

1.

2.

Входное тестирование

Проверочная работа

0 – 30

0-30

Обязательные

обязательные

2. Текущий

3

Присутствие на уроке, наличие конспекта

1  балл за урок

обязательные

4

Текущие ответы:

устные  или письменные (текущий тестовый контроль) на уроке, участие в беседе)

0 - 3

обязательные

5

Работа со справочными материалами, таблицами, опорными конспектами, учебниками

0 - 5

обязательные

6

Лабораторное, практическое занятие

0 - 10

обязательные

3 Дисциплинарный

7

Контрольная (проверочная работа), тестирование

0 - 15

обязательные

8

Зачетный урок

(дифференцированный зачет)

0 -15

обязательные

4 Творческий

(самостоятельная работа)

9

Сообщение

1- 5

Дополнительные (накопительные)

10

Реферат

5 - 10

дополнительные

11

Наглядное пособие (плакат, макет, таблица, раздаточный материал и т. д.)

5 - 10

дополнительные

12

Исследовательская работа (курсовая работа, презентация по теме, портфолио, коллекция и т. д.)

10 - 30

дополнительные

 13

Конкурс, конференция, предметная декада, олимпиада

(от уровня – КПМ (районный), городской)

10 - 30

дополнительные

Приложение 2.

Технологическая карта учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Профессия: «Художник по костюму»

1 семестр

Количество учебных часов на 1 семестр: 64 (51 час – аудиторные занятия, 13 час – самостоятельная работа)

№ п/п

Виды текущей аттестации, аудиторной и внеаудиторной

работы

Количество аттестационных мероприятий

Максимальное количество баллов по учебной дисциплине

Обязательная часть

1

Присутствие на уроке, наличие конспекта

51

51 (1х51 = 51)

2

Текущие ответы на уроке: устные или письменные (текущий тестовый контроль), участие в беседе)

32

96 (3 х 32 = 96)

3

Работа на уроке со справочными пособиями таблицами, опорными конспектами, учебниками

32

160 (5 х 32 = 160)

4

Лабораторные, практические занятия

16

160 (10 х 16 = 160)

5

Контрольные работы (тестирование)

3

45 (15 х 3 = 45)

Накопительная часть

1

Сообщения

2

10 (5 х 2 = 10)

2

Рефераты

2

20 (10 х 2 = 20)

3

Наглядные пособия (плакаты, коллекции, таблицы, раздаточный материал и др.

5

50 (10 х 5 = 50)

 

Итого

за 1 семестр - 592

Приложение 3

Технологическая карта учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Профессия: «Художник по костюму»

2 семестр

Количество учебных часов за 2 семестр: 75 (48 час – аудиторные занятия, 27 час – самостоятельная работа).

№ п/п

Виды текущей аттестации, аудиторной и внеаудиторной

работы

Количество аттестационных мероприятий

Максимальное количество баллов по учебной дисциплине

Обязательная часть

1

Присутствие на уроке, наличие конспекта

48

48 (1х48 = 48)

2

Текущие ответы на уроке: устные или  письменные (текущий тестовый контроль), участие в беседе)

29

87 (3 х 29 = 87)

3

Работа на уроке со справочными пособиями, таблицами, опорными конспектами, учебниками

29

145 (5 х 29 = 145)

4

Лабораторные, практические занятия

17

170 (10 х 17 = 170)

5

Контрольные работы (тестирование)

2

30 (15 х 2 = 30)

6

Зачет дифференцированный

1

15 (15 х 1 = 15)

Накопительная часть

1

Сообщения

2

10 (5 х 2 = 10)

2

Рефераты

2

20 (10 х 2 = 20)

3

Наглядные пособия (плакаты, коллекции, таблицы, раздаточный материал и др.

2

20 (10 х 2 = 20)

4

Исследовательская работа (курсовая работа)

1

30 (30 х 1 = 30)

5

Конкурс, (конференция, участие в предметной неделе)

1

30 (30 х 1 = 30)

Итого

За 2 семестр - 605

Литература

1.  Аванесов В.С., Володин Б.В. Методические вопросы оценки знаний студентов высшей школы. - М., 1990
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995

3. Беспалько В. П. , Татур Ю. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. – М.: Высшая школа, 1991

4. Богуславский М. Школьный балл – проблемы и решения // Вестник образования, №3. - 2008
5. Гераськина И.Ю., Гераськин А.С. Применение рейтинговой системы для объективного оценивания студентов // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, с. 161-163

6. Громова Т. М. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-3 ноября (№22). – с. 23-25
7.  Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации. под редакцией Барсукова И.И. и др. М, 1992

7. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: 2007

Интернет- ресурсы

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id "Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве".
  2. // http: // festival, 1 september.ru / articales / 584428 « Кириллова Е. В. Рейтинговая система     оценивания учебных достижений как средство развития компетентности школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Контроль знаний по теме "Альдегиды" с использованием рейтинговой накопительной системы.

Контроль знаний и умений по теме «Альдегиды» с использованием рейтинговой накопительной системы. Урок построен по модульной технологии. Разработка включает в себя: модуль, технологическую карту и конт...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Урок педагогики по рейтингово - накопительной системе по теме "Методы контроля в процессе обучения" Образовательное учреждение: колледж Бокситогорского института (филиала) АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» г. Пикалево Л

Урок  педагогики по рейтингово - накопительной системе разработан для студентов СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах. Урок, разработанный по рейтингово - накопительной сис...

Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования

Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...

Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО

Статья: "Рейтинговая  накопительная система оценки  знаний обучающихся СПО"...

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательных результатов

Технологическая карта рейтинговой накопительной системы оценки образовательныхрезультатов...

Разработка электронного ресурса для расчёта баллов рейтингово-накопительной системы

Данная статья описывает создание собственной  рейтингово-накопительной системы и содержит в приложении Excel-таблицу с алгоритм расчёта итогового балла, с её помощью преподаватель может вести диф...