"Кейс"-технология
материал
«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.91 КБ |
![]() | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В приказе Комитета по делам образования г. Челябинска № 3434-у от 09.12.2024 года подведены итоги X муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагог специального и инклюзивного образования -2024»
Слайд 2
Конкурсное испытание «Профессиональный кейс» на X муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Педагог специального и инклюзивного образования - 2024» было нацелено на демонстрацию участниками умения профессионально решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы и вырабатывать алгоритмы коррекционного, дефектологического сопровождения, достигать, тем самым, профессиональной цели в психолого-педагогическом консультировании на основании выдвинутой гипотезы. Большинство участников смогли на достаточном уровне продемонстрировать свои профессиональные компетенции в этом вопросе, но были отмечены трудности конкурсантов при прохождении данного испытания:
- постановка вопросов к анализу ситуации;
- сложность аргументации в пользу выдвинутой гипотезы;
- нацеленность на поверхностное разрешение ситуации;
- ограниченный диапазон предлагаемых способов достижения успеха в разрешении проблемной ситуации;
- отсутствие ориентации на решении жизненной задачи «кейса» на использование ресурсов различных специалистов службы сопровождения ООО, ЦППМСП, других организаций.
Поэтому целью моего вступления будет небольшая историческая и методическая справка о «кейс»-технологии, представление примерной схемы решения проблемной ситуации и рассмотрение примера решения «кейс»-задания.
Слайд 3
«Родиной» «кейс»-технологии являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.
Слайд 4
Метод «Case-study»(или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.
Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.
Слайд 5
Целевой компонент технологии:
- выявление, отбор и решение проблем (развитие навыков анализа и критического мышления; формирование готовности решать сложные вопросы);
- работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив);
- принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль);
- компетентность в общении (умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения, способность к совместной работе ради достижения цели, готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия).
Слайд 6
Методологические основы технологии
«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.
Слайд 7
Сущностные характеристики технологии
Что такое «кейс»? «Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе; выявления позиций по существу вопроса.
Для чего нужен «кейс»? «Кейс» дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Каким образом возможно приближение к практике? Нам предлагается осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы; при этом сама проблема может не иметь однозначных решений. «Кейс-метод» - это рассмотрение и оценка реальной ситуации; он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Слайд 8
Источники кейсов
«Кейс» как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом:
- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
- образование; оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод;
- наука – третий источник «кейса», являющийся, в свою очередь, методологической основой. Эти источники «кейсов» являются базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на «кейсы». Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования «кейсов», которые носят производный характер от описанных выше базовых источников:
- художественная и публицистическая литература
- местный материал, имеющий определенное личностное значение
- статистические материалы;
- Интернет с его ресурсами.
Слайд 9
Соотношение основных источников «кейса» может быть различным. Данный подход положен в основу классификации по степени воздействия основных источников. При этом можно выделить:
- практические «кейсы», которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
- обучающие «кейсы», основной задачей которых выступает обучение;
- научно-исследовательские «кейсы», ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Что повышает привлекательность «кейса»? Ситуация изложена только понятными словами, простыми предложениями. Кроме того, привлекательность «кейса» повышает использование интересной завязки, ясность изложения, наличие необходимых примеров и живых иллюстраций.
Слайд 10
Структура «кейса»
Предисловие или вводная часть или введение–дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов–небольшое вступление, интригующее читателя.
Основная часть–контекст, случай, проблема, факты и решения.
Послесловие или материалы для решения –завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе».
Слайд 11
Схема анализа практических ситуаций:
- Ознакомление с «проблемной ситуацией»
2. Обобщение
Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?
3 . Формулирование проблемы
Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.
4. Задачи деятельности для решения проблемной ситуации
Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.
5. Альтернативные решения
6. Рекомендации
Ясно и точно описать выбранный курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.
VI. Риски и последствия.
Слайд 12
Конкурсное испытание «Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образовании» ВТОРОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ РОССИИ 2023»
Кейс-задание
Из обращения мамы ребёнка с ЗПР: «Через год мой ребёнок идёт в школу. Хотя у него ЗПР, но я намерена отдать его в общеобразовательный класс. Меня постоянно мучает мысль: не лишаю ли я своего ребенка детства? Я занимаюсь с ним постоянно, стараюсь не упустить ни одного дня. А вот права ли я в том, что в своё «дитя» каждый день «запихиваю» какие-то умения? Ему это не всегда в радость: хочется побездельничать, побеситься, а тут мама со своим обучением. У меня такое ощущение, что каждый день, который прошел без занятий, - это минус мне и сыну, и если минусы эти поднакопятся, то наш поезд уйдет. А летом прочла книжку для родителей особых детей, и меня резанула фраза о том, что эти родители очень часто любят своих детей жестокой, требовательной любовью. Вместо того, чтобы наслаждаться своим ребенком таким, как он есть, они пытаются всеми силами вернуть его к норме. А норма - понятие растяжимое. Так стоит ли пытаться всеми способами изменить своего ребенка, поставить на ноги, максимально оздоровить и социализировать?»
Слайд 13
Решение кейса
Проблема: действия матери не соответствуют состоянию, развитию ребенка. Из-за отсутствия профессионального грамотного сопровождения не соблюдаются принципы коррекционной психологии и педагогики. Развивающая работа проводится по принципу «чем больше, тем лучше»:
Слайд 14
Варианты решения проблемы
Задачи деятельности учителя-дефектолога:
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач;
- прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших проблем;
- разработка системы коррекционного воздействия на познавательную деятельность в динамике образовательного процесса;
- комплексный подход к решению проблемы;
- оформление документации, организация обследования ребенка.
Слайд 15
Алгоритм решения, несколько вариантов:
- Подробно изучить заключение ПМПК, другие документы и работы ребенка, предоставленные родителями; уточнить дату и причину обращения в ПМПК; выяснить, в каком дошкольном образовательном учреждении обучается ребенок; узнать, воспользовались ли родители своим правом на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации.
Слайд 16
2. Провести беседу с родителями о специфике работы специализированных ДОУ и групп компенсирующей направленности. Убедить, что чем раньше начнется соответствующая состоянию ребенка коррекционно-развивающая работа, тем больше возможностей для компенсации. Ознакомить со списком образовательных и других учреждений, в которые родители могут обратиться за помощью.
Слайд 17
3. Предложить провести дефектологическое обследование ребенка, выявить его слабые и сильные стороны развития.
4. Провести повторную консультацию с родителями. По результатам обследования ребенка и с учетом рекомендаций ПМПК ознакомить их с возможным индивидуальным маршрутом дальнейшего образования.
5. Рекомендовать перед поступлением в школу пройти повторно ПМПК.
Слайд 18
6. Если занятия проводит мама самостоятельно, узнать какие методики и пособия она использует. Ознакомить с современными коррекционно-развивающими техниками. Предложить памятку «Методические рекомендации для родителей. Как помочь дошкольнику с ЗПР дома».
7. Уточнить, какие у родителей ожидания по отношению к ребенку. Провести разъяснительный лекторий «ЗПР: приговор или временный диагноз?»
Слайд 19
Риски и последствия:
- родители могут не прислушаться к советам дефектолога и оставить все, как есть, ребенок пойдет в общеобразовательный класс, возможно, появятся трудности с обучением. В ситуации неуспеха могут возникнуть новые психологические проблемы;
- при выборе ДОУ или записи ребенка в компенсирующую группу может быть потеряно драгоценное время, в которое специалисты не будут проводить работу с ребенком;
- несогласованность действий специалистов, отсутствие коллегиальных форм работы, в случае, если мама не организует системные коррекционно-развивающие занятия;
- отсутствие мотивации родителей, которые не видят быстрого результата у ребенка;
- трудность взаимодействия со специалистами других ведомств.
Кейс-задание
Из обращения мамы ребёнка с ЗПР: «Через год мой ребёнок идёт в школу. Хотя у него ЗПР, но я намерена отдать его в общеобразовательный класс. Меня постоянно мучает мысль: не лишаю ли я своего ребенка детства? Я занимаюсь с ним постоянно, стараюсь не упустить ни одного дня. А вот права ли я в том, что в своё «дитя» каждый день «запихиваю» какие-то умения? Ему это не всегда в радость: хочется побездельничать, побеситься, а тут мама со своим обучением. У меня такое ощущение, что каждый день, который прошел без занятий, - это минус мне и сыну, и если минусы эти поднакопятся, то наш поезд уйдет. А летом прочла книжку для родителей особых детей, и меня резанула фраза о том, что эти родители очень часто любят своих детей жестокой, требовательной любовью. Вместо того, чтобы наслаждаться своим ребенком таким, как он есть, они пытаются всеми силами вернуть его к норме. А норма - понятие растяжимое. Так стоит ли пытаться всеми способами изменить своего ребенка, поставить на ноги, максимально оздоровить и социализировать?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По итогам проведения конкурса Трудности конкурсантов: - постановка вопросов к анализу ситуации - сложность аргументации в пользу выдвинутой гипотезы - нацеленность на поверхностное разрешение ситуации - ограниченный диапазон предлагаемых способов достижения успеха в разрешении проблемной ситуации - отсутствие ориентации на решении жизненной задачи «кейса» на использование ресурсов различных специалистов службы сопровождения ООО, ЦППМСП, других организаций
История возникновения 1870 год – впервые применен в учебном процессе в Гарвардском университете 1920 год – внедрен в профессиональное образование 1925 год – впервые опубликованы первые подборки кейсов
В России 1926 год – конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах Конец 20-го столетия – возобновление интереса к кейс-методу
Целевой компонент «кейс-технологии» Выявление, отбор и решение проблем Работа с информацией Принятие решений, персональная ответственность Компетентность в общении
Методологические основы технологии Отличительная особенность Сущность Основная функция Принципы проблемного обучения
Сущностные характеристики технологии Что такое «кейс»? Для чего нужен «кейс»? Каким образом возможно приближение к практике?
Источники формирования «кейса» Базовые Общественная жизнь Образование Наука Вторичные Художественная и публицистическая литература Местный материал Статистический материал Интернет
Классификация по степени воздействия Практические Обучающие Научно-исследовательские
Структура «кейса» Предисловие(введение) Основная часть Послесловие (материал для решения)
Этапы работы с кейсом Ознакомление с «проблемной ситуацией» Обобщение Формулирование проблемы Задачи деятельности для решения проблемной ситуации Варианты решения Рекомендации Риски и последствия
«Умный учится на чужих ошибках, а очень умный на «кейсах». Народная мудрость Конкурсное испытание «Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образова нии » ВТОРОГО Э ТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ РОССИИ 2023»
Решение «кейс» задания Проблема: действия матери не соответствуют состоянию, развитию ребенка. Из-за отсутствия профессионального грамотного сопровождения не соблюдаются принципы коррекционной психологии и педагогики. Развивающая работа проводится по принципу «чем больше, тем лучше».
Задачи деятельности - оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач - прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших проблем - разработка системы коррекционного воздействия на познавательную деятельность в динамике образовательного процесса - комплексный подход к решению проблемы - организация обследования ребенка
Варианты решения 1. Подробно изучить заключение ПМПК, другие документы и работы ребенка, предоставленные родителями; уточнить дату и причину обращения в ПМПК; выяснить, в каком дошкольном образовательном учреждении обучается ребенок; узнать, воспользовались ли родители своим правом на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации
Варианты решения 2. Провести беседу с родителями о специфике работы специализированных ДОУ и групп компенсирующей направленности. Убедить, что чем раньше начнется соответствующая состоянию ребенка коррекционно-развивающая работа, тем больше возможностей для компенсации. Ознакомить со списком образовательных и других учреждений, в которые родители могут обратиться за помощью
Варианты решения 3. Предложить провести дефектологическое обследование ребенка, выявить его слабые и сильные стороны развития. 4. Провести повторную консультацию с родителями. По результатам обследования ребенка и с учетом рекомендаций ПМПК ознакомить их с возможным индивидуальным маршрутом дальнейшего образования. 5. Рекомендовать перед поступлением в школу пройти повторно ПМПК.
Варианты решения 6. Если занятия проводит мама самостоятельно, узнать какие методики и пособия она использует. Ознакомить с современными коррекционно-развивающими техниками. Предложить памятку «Методические рекомендации для родителей. Как помочь дошкольнику с ЗПР дома». 7. Уточнить, какие у родителей ожидания по отношению к ребенку. Провести разъяснительный лекторий «ЗПР: приговор или временный диагноз?»
Риски и последствия - родители могут не прислушаться к советам дефектолога и оставить все, как есть, ребенок пойдет в общеобразовательный класс, возможно, появятся трудности с обучением. В ситуации неуспеха могут возникнуть новые психологические проблемы; - при выборе ДОУ или записи ребенка в компенсирующую группу может быть потеряно драгоценное время, в которое специалисты не будут проводить работу с ребенком; - несогласованность действий специалистов, отсутствие коллегиальных форм работы, в случае, если мама не организует системные коррекционно-развивающие занятия; - отсутствие мотивации родителей, которые не видят быстрого результата у ребенка; - трудность взаимодействия со специалистами других ведомств.
Риски и последствия - родители могут не прислушаться к советам дефектолога и оставить все, как есть, ребенок пойдет в общеобразовательный класс, возможно, появятся трудности с обучением. В ситуации неуспеха могут возникнуть новые психологические проблемы; - при выборе ДОУ или записи ребенка в компенсирующую группу может быть потеряно драгоценное время, в которое специалисты не будут проводить работу с ребенком; - несогласованность действий специалистов, отсутствие коллегиальных форм работы, в случае, если мама не организует системные коррекционно-развивающие занятия; - отсутствие мотивации родителей, которые не видят быстрого результата у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.
Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....

Применение кейс-технологии на занятиях
Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует современной государственн...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа
В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....
Методическая разработка по теме: «Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа»
Методическая разработка...

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.
Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".
Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....