Методические указания к выполнению заданий по дисциплине " Родной язык" для студентов, обучающихся по индивидуальному графику
учебно-методическое пособие

Методические указания предназначены ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ГРАФИКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по родному языку для студентов 1 курса, обучающихся по индивидуальному графику

Преподаватель - Новикова Елена Павловна

Контактный телефон -

Адрес электронной почты:

1 семестр

Раздел

Задание

Содержание материала

Раздел I. Язык и культура

Подготовить  реферат  (1 тема на выбор)

Место русского языка в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Подготовить   презентацию  (1 тема на выбор)

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Русская лексика. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

Изучить материал по теме, составить кроссворд

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественных произведений как единство формы и содержания.

Раздел II. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

Составить словарик «Говори правильно» из 30 слов

Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Провести наблюдение за речью окружающих, героев телепередач и т. д., выявить ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью (тавтологией и плеоназмом), речевой недостаточностью, исправить эти ошибки. (3 примера на каждый вид ошибок)

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Словари русского языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.

Замените иностранные слова русскими синонимами.

1 аватар[w] (аватара[w]) — а) [от англ. avatar]

2 аккаунт[w] (акаунт) [от англ. account]

3 андеграунд[w] [от англ. underground]

4 апгрейд[w] [от англ. upgrade] апдейт[w] [от англ. update]

5 аутотренинг[w] [от англ. autotraining]

6 аутсайдер[w] [от англ. outsider]

7 блендер[w] [от англ. blender]

8 босс[w] [от англ. boss]

9 гастарбайтер[w] [от нем. gastarbeiter]

10 гейм (разг. гама) [от англ. game]

11 гламур[w] [от англ. glamour]

12 дайвинг[w] [от англ. diving]

13 девальвация[w] [от нем. devalvation]

14 дедлайн[w] [от англ. deadline]

15 драйвер[w] [от англ. driver]

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

В предложениях найдите ошибки в употреблении форм слов. Запишите предложения в исправленном виде

К завтраку было подано кофе с молоком.

Окна были занавешены тонкой тюлью.

Она высказала мне свои недовольства.

Купите мне пару чулок и две пары носок.

Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

У мальчика появились и более худшие привычки.

Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя  книгами.

Город находится в полуторастах километров от областного центра.

Сзади его шла нагруженная вещами телега.

Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка

Расставьте знаки препинания в предложениях

Лесник знал где живет белка и где ходят кабаны.

Вопреки предсказанию погода прояснилась.

В поле в роще на реке всюду царствовало безмолвие.

С неба льются лучи солнца и золотится спелая рожь.

Вероятно он был в затруднении и в его душе совершалась борьба.

Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт.

Основные орфографические  нормы современного русского литературного языка

Составьте тест по теме «Орфография»

Основные орфографические правила русского языка, список изученных в школе орфограмм

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст

Найдите соответствия между перифразой и словом

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их

характерные черты. Например, мы часто говорим вместо «нефть» – «черное золото» или «автор «Руслана и Людмилы» вместо «А.С. Пушкин». Перифраз позволяет придать тексту возвышенное торжественное звучание, часто позволяет избежать неоправданных

повторов и служит для предложений. Усиливая изобразительность речи, перифраз может быть использован также для создания комического эффекта.

1) спасители Капитолия; 2) блистающая сталь; 3) Солнце русской поэзии; 4) весна человеческой жизни; 5) Колумб российской науки; 6) потомок викингов

отважных; 7) бессмертный творец «Илиады»; 8)волшебный прибор Левенгука; 9) царь птиц; 10) прикованный к скале Титан.

А) микроскоп; В) швед; Г) сабля; Д) орел; Е) гуси; Ж) Ломоносов;

з)Гомер; И)Пушкин; К) юность; л)Прометей

Укажите средства выразительности языка в стихотворении И. Бунина «Старая яблоня»

СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся-то ты гудишь блаженным звоном

Пчёл и ос, завистливых и злых…

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

                                     (И. Бунин)    

Составьте приветственную и агитационную речь (темы по выбору обучающегося)

Функциональные стили русского  литературного языка, их признаки и особенности, жанры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум и методические указания к выполнению заданий по дисциплине «СТАТИСТИКА»

Практикум по дисциплине «Статистика» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей СПО 030912 Право и организация социального обеспечения, 080114 Эко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» (РАЗДЕЛ «СТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»)

Настоящие методические указания содержат краткие сведения по основам строительного черчения и выполнению задания по данной теме.Выполнение работы по строительному черчению ставит следующие задачи:...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" для студентов заочного обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

      Методические указания и контрольные задания составлены  для студентов заочного обучения в соответствии с  рабочей программой учебной дисциплины "Анализ финан...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Предназначены для студентов всех специальностей, обучающихся по индивидуальному графику...

Методические указания к выполнению заданий по дисциплине " Русский язык"

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по индивидуальному графику...