Методические указания к выполнению заданий по дисциплине " Родной язык" для студентов, обучающихся по индивидуальному графику
учебно-методическое пособие
Методические указания предназначены ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ГРАФИКУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по родному языку для студентов 1 курса, обучающихся по индивидуальному графику
Преподаватель - Новикова Елена Павловна
Контактный телефон -
Адрес электронной почты:
1 семестр
Раздел | Задание | Содержание материала |
Раздел I. Язык и культура | Подготовить реферат (1 тема на выбор) | Место русского языка в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. |
Подготовить презентацию (1 тема на выбор) | Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Русская лексика. Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. | |
Изучить материал по теме, составить кроссворд | Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественных произведений как единство формы и содержания. | |
Раздел II. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | Составить словарик «Говори правильно» из 30 слов | Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка | Провести наблюдение за речью окружающих, героев телепередач и т. д., выявить ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью (тавтологией и плеоназмом), речевой недостаточностью, исправить эти ошибки. (3 примера на каждый вид ошибок) | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Словари русского языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. |
Замените иностранные слова русскими синонимами. | 1 аватар[w] (аватара[w]) — а) [от англ. avatar] 2 аккаунт[w] (акаунт) [от англ. account] 3 андеграунд[w] [от англ. underground] 4 апгрейд[w] [от англ. upgrade] апдейт[w] [от англ. update] 5 аутотренинг[w] [от англ. autotraining] 6 аутсайдер[w] [от англ. outsider] 7 блендер[w] [от англ. blender] 8 босс[w] [от англ. boss] 9 гастарбайтер[w] [от нем. gastarbeiter] 10 гейм (разг. гама) [от англ. game] 11 гламур[w] [от англ. glamour] 12 дайвинг[w] [от англ. diving] 13 девальвация[w] [от нем. devalvation] 14 дедлайн[w] [от англ. deadline] 15 драйвер[w] [от англ. driver] | |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | В предложениях найдите ошибки в употреблении форм слов. Запишите предложения в исправленном виде | К завтраку было подано кофе с молоком. Окна были занавешены тонкой тюлью. Она высказала мне свои недовольства. Купите мне пару чулок и две пары носок. Яблоневый сад занимает свыше ста гектар. У мальчика появились и более худшие привычки. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. Город находится в полуторастах километров от областного центра. Сзади его шла нагруженная вещами телега. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. |
Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Расставьте знаки препинания в предложениях | Лесник знал где живет белка и где ходят кабаны. Вопреки предсказанию погода прояснилась. В поле в роще на реке всюду царствовало безмолвие. С неба льются лучи солнца и золотится спелая рожь. Вероятно он был в затруднении и в его душе совершалась борьба. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. |
Основные орфографические нормы современного русского литературного языка | Составьте тест по теме «Орфография» | Основные орфографические правила русского языка, список изученных в школе орфограмм |
Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст | Найдите соответствия между перифразой и словом | Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например, мы часто говорим вместо «нефть» – «черное золото» или «автор «Руслана и Людмилы» вместо «А.С. Пушкин». Перифраз позволяет придать тексту возвышенное торжественное звучание, часто позволяет избежать неоправданных повторов и служит для предложений. Усиливая изобразительность речи, перифраз может быть использован также для создания комического эффекта. 1) спасители Капитолия; 2) блистающая сталь; 3) Солнце русской поэзии; 4) весна человеческой жизни; 5) Колумб российской науки; 6) потомок викингов отважных; 7) бессмертный творец «Илиады»; 8)волшебный прибор Левенгука; 9) царь птиц; 10) прикованный к скале Титан. А) микроскоп; В) швед; Г) сабля; Д) орел; Е) гуси; Ж) Ломоносов; з)Гомер; И)Пушкин; К) юность; л)Прометей |
Укажите средства выразительности языка в стихотворении И. Бунина «Старая яблоня» | СТАРАЯ ЯБЛОНЯ Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчёл и ос, завистливых и злых… Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других! (И. Бунин) | |
Составьте приветственную и агитационную речь (темы по выбору обучающегося) | Функциональные стили русского литературного языка, их признаки и особенности, жанры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум и методические указания к выполнению заданий по дисциплине «СТАТИСТИКА»
Практикум по дисциплине «Статистика» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей СПО 030912 Право и организация социального обеспечения, 080114 Эко...
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Физическая культура» для студентов - заочников.
помощь студентам-заочникам в выполнении контрольных заданий....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» (РАЗДЕЛ «СТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»)
Настоящие методические указания содержат краткие сведения по основам строительного черчения и выполнению задания по данной теме.Выполнение работы по строительному черчению ставит следующие задачи:...
Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" для студентов заочного обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания и контрольные задания составлены для студентов заочного обучения в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "Анализ финан...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Предназначены для студентов всех специальностей, обучающихся по индивидуальному графику...
Методические указания к выполнению заданий по дисциплине " Русский язык"
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по индивидуальному графику...