Комплект практических заданий для обучающихся по программе ПО по учебной дисциплине "Основы экономики"
методическая разработка
Комплект практических заданий, включающих учебные вопросы и задапния с вариантами ответов и примеров выполнения заданий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 3
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПРАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема №3. Рынок
Тема практического занятия №1: Закон спроса и предложения товара. Зависимость спроса и предложения при выполнении швейных работ.
Закрепления знаний:
З 21 Основы экономики.
Формирование практических умений:
У11 Применять экономические знания в объеме выполняемой работы.
Цель работы: Научиться практически пользоваться знанием закона спроса и предложения. определять факторы, влияющие на зависимость спроса от предложения в швейном производстве.
Оснащение: Раздаточный материал, методические указания по ПЗ.
Продолжительность: 45 мин.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ |
Время выполнения практического задания - 45 минут
Основное содержание практического задания | Критерии оценки выполнения задания |
Научиться определять зависимость спроса от предложения и предложения от спроса, практически выявить взаимосвязь между спросом и предложением при выполнении швейных работ, определить факторы, которые могут влиять на повышение и понижение спроса и предложения. | - знание теоретического материала по теме; - обоснованность выбора, оптимальность и количество приведенных практических примеров, показывающих взаимосвязь между спросом и предложением товара; - рациональное распределение времени - умение работать самостоятельно, оперативно; |
Порядок выполнения задания:
1. Вспомните изученный теоретический материал по данной теме;
2. Внимательно прочитайте задание;
4. Ответьте на контрольные вопросы;
5. Выполните задание.
Требования к оформлению работы:
- Аккуратность исполнения работы;
- Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям;
- Полнота выполнения задания.
Теоретическая часть
1. В экономическом смысле слово «Рынок» обозначает форму взаимодействия людей, связанную с вопросами купли – продажи товаров и услуг .
Существует два вида рынков: легальный (законный) и нелегальный («черный»).
В зависимости от вида товаров и услуг в настоящее время рынки принято делить на следующие основные виды:
- товарно – сырьевой рынок;
- информационный рынок;
- рынок ценных бумаг;
- финансовый рынок;
- валютный рынок;
- рынок труда;
В настоящее время в Российской Федерации действует рыночная экономика, основными признаками которой являются:
- покупатель сам решает, где, что и сколько ему покупать;
- производитель сам решает, где, что, сколько и из чего производить;
- продавец сам решает, что, где, что и по какой цене продавать.
2. Термин «Спрос» обозначает желание и способность приобрести товар или услугу в определенный период времени, в определенном месте по определенной цене, а величина спроса – это максимальное количество товаров и услуг, которые определённый покупатель желает и имеет возможность приобрести.
3. Термин «Предложение» обозначает количество товаров и услуг, которые продавцы хотят и могут продать по определенной цене в данный период времени.
4. Закон спроса и предложения показывает взаимосвязь между этими двумя понятиями и говорит о том, что при одинаковых условиях (качество, материал изготовления, объем) товар с меньшей стоимостью пользуется большим спросом, а товар с большой стоимостью пользуется меньшим спросом, т.е. между ценой и спросом устанавливается обратная связь.
5. С точки зрения экономик спрос может быть эластичным (гибким), т.е. когда величина спроса величина значительно меняется в зависимости от цены (например, на средства роскоши) и неэластичным (негибким), когда величина спроса практически не меняется от цены (например, на продукты питания)
6. Термином «Благо» обозначается то, что может удовлетворить ту или иную потребность человека. Блага делятся на естественные (природные) и экономические (созданные человеком). Потребности в получении благ у человека постоянно растут, поэтому чтобы их удовлетворить необходимо производить их как можно в большем объеме, этого возможно достичь за счет увеличения и развития производства, то есть, чем лучше развито производство. тем больше экономических благ можно создавать, соответственно источником экономических благ с точки зрения экономики является производство.
Задание . Привидите примеры взаимосвязи между спросом и предложением товара в швейном производстве, подумайте, какие факторы могут влиять
на повышение спроса и предложения, а какие - на снижение спроса
и предложения товара, запишите приведеные примеры в соответствующие столбцы в таблицу №1;
1. Факторы, влияющие на повышения спроса;
2. Факторы, влияющие на снижение спроса;
3. Фактор, влияющие на повышение предложения;
4. Факторы, влияющие на снижение предложения.
При выполнении задания постарайтесь привести как можно больше примеров.
Контрольные вопросы:
- Дайте определение понятию «Рынок»?
- Что обозначает термин «Спрос»?
- Что обозначает термин «Предложение»?
- Что такое «Закон спроса и предложения»?
- Каким бывает спрос с точки зрения экономики?
6. Что является источником экономических благ с точки зрения экономики?
Методическое руководство к заданию №1.
Ход работы:
- Вспомните теоретический материал по изученной тематике;
- Ответьте на контрольные вопросы;
- Заполните таблицу №1, для чего запишите Ваши примеры по взаимосвязи спроса и предложения в ее соответствующие строки и столбцы;
- Проверьте правильность и аккуратность выполнения задания;
5. После выполнения и самопроверки работы напишите на рабочем (контрольном) листе номер группы, фамилию и инициалы исполнителя.
6. Сдайте работу на проверку преподавателю.
Таблица №1
Перечень факторов, влияющих на спрос и предложение
в швейном производстве
№ п\п | Фактор, влияющий на повышения спроса | Фактор, влияющий на снижение спроса | Фактор, влияющий на повышение предложения | Фактор, влияющий на снижение предложения |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Пример выполения практического задания:
Задание Привидите примеры взаимосвязи между спросом и предложением товара в швейном производстве, подумайте, какие факторы могут влиять
на повышение спроса и предложения, а какие - на снижение спроса
и предложения товара, запишите приведеные примеры в соответствующие столбцы в таблицу №1;
Эталон ответов на контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «Рынок»?
Ответ: Рынок — это форма взаимоотношения людей, связанная с процессом купли и продажи товаров и услуг.
2. Что обозначает термин «Спрос»??
Ответ: Спрос – это способность покупателя приобрести у продавца товар или услугу.
3. Что обозначает термин «Предложение»?
Ответ: Предложение – это способность продавца предложить покупателю товар или услугу.
4. Что такое «Закон спроса и предложения»?
Ответ: Закон спроса и предложения. – это взаимосвязь между ценой и спросом на товар или услугу. Чем меньше цена, тем больше спрос на них и наоборот.
5. Какими бывают спрос с точки зрения экономики?
Ответ: С точки зрения экономики спрос может быть эластичным (гибким) – при увеличении цены он резко снижается (например, на предметы роскоши) и неэластичным (негибким) – при увеличении цены он все равно остается на высоком уровне (например, на продукты питания).
6. Что является источником экономических благ с точки зрения экономики?
Ответ: С точки зрания экономики существует два вида благ – естественные (природные – созданные природой) и экономические (создванные человеком в результате его труда). Источником экономических благ с точки зрения экономики является производство, т.к чем лучше и больше развито производство, тем лучше и больше экономических благ оно может производить, соответственно производство является источником экономических благ.
Перечень факторов, влияющих на спрос и предложение
в швейном производстве
№ п\п | Фактор, влияющий на повышения спроса | Фактор, влияющий на снижение спроса | Фактор, влияющий на повышение предложения | Фактор, влияющий на снижение предложения |
1 | Низкая цена | Высокая цена | Товар пользуется популярностью | Товар не пользуется популярностью |
2 | Высокое качество | Плохое качество | Жизненно необходимый товар | Себестоимость товара высока |
3 | Модный товар | Устаревший товар | Производство возможно в массовом порядке | Товар не может быть произведен в массовом объеме |
4 | Сезонная потребность | Сезонный товар | Небольшая себестоимость производства и доставки товара | Доставка товара до потребителя затруднена |
5 | Жизненно необходимый товар | Региональная потребность | Сезонность товара | Региональная потребность |
6 | Товар используется массово | Товар не используется массово | Товар используется массово | Товар не используется массово |
Группа №121, Иванов А.А. |
Критерии оценки:
Оценка «отлично»:
- полученные знания обучающийся свободно применяет
при выполнении практического задания;
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- работа выполнена правильно и аккуратно;
Оценка «хорошо»
- выполнены требования к оценке «отлично», но допущены мелкие неточности при выполнении заданий, обучающийся может
их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
- работа выполнена с незначительными ошибками, присутствуют мелкие неаккуратности;
Оценка «удовлетворительно»
- практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
- самостоятельное выполнение работы требует дополнительных
и уточняющих поправок преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно»:
- практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
- в работе допущены грубые ошибки, либо она вообще не выполнена;
- обучающийся не смог выполнить работу самостоятельно.
Используемая литература:
1. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф. образования/ О.Н. Терещенко – 5-е издание стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 188 с.
2. Соколова С.В. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф. образования/С.В. Соколова – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 128 с.
3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007 г. – 400 с.: с ил.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема №4. Рынок труда. Заработная плата.
Тема практического занятия №2: Основные формы заработной платы. Закрепления знаний:
З 21 Основы экономики.
Формирование практических умений:
У11 Применять экономические знания в объеме выполняемой работы.
Цель работы: Научиться практически определять виды и формы заработной платы, определять факторы, влияющие на размер заработной платы в швейном производстве.
Оснащение: Раздаточный материал, методические указания по ПЗ.
Продолжительность: 45 мин.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ |
Время выполнения практического задания - 45 минут
Основное содержание практического задания | Критерии оценки выполнения задания |
Научиться практически определять виды и формы заработной платы, определять факторы, влияющие на размер заработной платы в швейном производстве, в том числе научиться: 1. Определять формы оплаты труда. 2. Определять системы оплаты труда. 3. Определить факторы, влияющие на формы и системы оплаты труда в швейном производстве. 4. Заполнить таблицу с перечнем факторов, регулирующих и влияющих на заработную плату | - знание теоретического материала по теме; - обоснованность выбора, оптимальность и количество приведенных примеров факторов, влияющих на размер заработной платы; - рациональное распределение времени - умение работать самостоятельно, оперативно; |
Порядок выполнения задания:
1. Вспомните изученный теоретический материал по данной теме;
2. Внимательно прочитайте задание;
4. Ответьте на контрольные вопросы;
5. Выполните задание – заполните таблицу.
Требования к оформлению работы:
1. Аккуратность исполнения работы;
2. Соответствие выполненного задания предъявляемым требованиям;
3. Полнота выполнения задания.
Теоретическая часть
1. Рынок труда — это форма взаимоотношений между людьми, связанная с куплей – продажей рабочей силы. В качестве рабочей силы рабочие продают, а работодатели покупают труд – умственный или физический.
2. Заработная плата - это форма вознаграждения за труд
3. В настоящее время существует две основных формы оплаты труда - повременная и сдельная.
4. Суть повременной оплаты труда заключается в том, что работнику оплачивается время, проведенное им на рабочем месте по определенному установленному тарифу. Такая форма зарплаты применяется для врачей, учителей, воспитателей, бухгалтеров.
5. Суть сдельной оплаты труда заключается в том, что работнику оплачивается фактически произведенные товары или услуги, т.е. выполненный объем труда. Такая форма оплаты применяется для строителей, сварщиков, токарей, швей.
6. МРОТ – это минимальный размер оплаты труда, то есть зарплата, меньше которой работодатель не имеет права платить работнику. МРОТ устанавливается Правительством Российской Федерации и ежегодно индексируется. МРОТ может быть различным в зависимости от регионов (например, север – юг). МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума.
7. Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской Федерации и исчисляется исходя из величины среднедушевого дохода за предыдущий год (44% от этого показателя).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «Рынок труда»?
2. Что обозначает термин «Заработная плата»?
2. Какие формы оплаты труда существуют?
3. В чем заключается суть повременной оплата труда?
4. В чем заключается суть сдельной оплаты труда?
5. Что такое МРОТ?
6. Что обозначает понятие «Прожиточный минимум»?
Методическое руководство к заданию №2.
Ход работы:
1. Вспомните теоретический материал по изученной тематике;
2. Ответьте на контрольные вопросы;
3. Заполните таблицу №1, для чего запишите Ваши примеры по факторам, которые не влияют или влияют на повышение или понижение заработной платы в ее соответствующие строки и столбцы;
4. Проверьте правильность и аккуратность выполнения задания;
5. После выполнения и самопроверки работы напишите на рабочем (контрольном) листе номер группы, фамилию и инициалы исполнителя.
6. Сдайте работу на проверку преподавателю
Таблица №1
Таблица перечня форм и систем регулирования заработной платы и оплаты труда
Форма заработной платы | Система заработной платы | Фактор, влияющий на увеличения размера заработной платы | Фактор, влияющий на уменьшение размера заработной платы | |
1 | Повременная | Простая | ||
Премиальная | ||||
2 | Сдельная | Прямая | ||
Прогрессивная | ||||
Премиальная | ||||
Аккордная | ||||
3. | Факторы, не влияющие на размер оплаты труда | 1. | ||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. |
Пример выполения практического задания:
Задание Привидите примеры факторв, которые влияют на увеличение, уменьшение размера заработной платы и факторы, которые на нее не влияют, запишите приведеные примеры в соответствующие столбцы в таблицу №1;
Эталон ответов на контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «Рынок труда»?
Ответ: Рынок труда — это форма взаимоотношений между людьми, связанная с куплей – продажей рабочей силы. В качестве рабочей силы рабочие продают, а работодатели покупают труд – умственный или физический.
2. Что обозначает термин «Заработная плата»?
Ответ: Заработная плата - это форма вознаграждения за труд
3. Какие формы оплаты труда существуют?
Ответ: Существует две основных формы оплаты труда - повременная
и сдельная.
4. В чем заключается суть повременной оплата труда?
Ответ: Суть повременной оплаты труда заключается в том, что работнику оплачивается время, проведенное им на рабочем месте по определенному установленному тарифу. Такая форма зарплаты применяется для врачей, учителей, воспитателей, бухгалтеров.
5. В чем заключается суть сдельной оплаты труда?
Ответ: Суть сдельной оплаты труда заключается в том, что работнику оплачивается фактически произведенные товары или услуги, т.е. выполненный объем труда. Такая форма оплаты применяется для строителей, сварщиков, токарей, швей.
6. Что такое МРОТ?
Ответ: МРОТ – это минимальный размер оплаты труда, то есть зарплата, меньше которой работодатель не имеет права платить работнику. МРОТ устанавливается Правительством Российской Федерации и ежегодно индексируется. МРОТ может быть различным в зависимости от регионов (например, север – юг). МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума.
7. Что обозначает понятие «Прожиточный минимум»?
Ответ: Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в России. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской Федерации и исчисляется исходя из величины среднедушевого дохода за предыдущий год (44% от этого показателя).
Таблица перечня форм и систем регулирования заработной платы и оплаты труда
Форма заработной платы | Система заработной платы | Фактор, влияющий на увеличения размера заработной платы | Фактор, влияющий на уменьшение размера заработной платы | |
1 | Повременная | Простая | Работа выполнена качественно и в установленные сроки | Работа выполнена несвоевременно с низким качеством |
Премиальная | Работа выполнена с очень высоким качеством и быстро | Работа не выполнена в установленные сроки | ||
2 | Сдельная | Прямая | Вся продукция произведена в плановом объеме, без брака | Продукция произведена в меньшем объеме, без брака |
Прогрессивная | Продукции произведено больше плана и качественно | Объем продукции произведен согласно плана | ||
Премиальная | Работа выполнена в установленные сроки и с высоким качеством | Работа выполнена в установленные сроки, но допущен брак | ||
Аккордная | Работа выполнена раньше установленных сроков, без брака | Работа выполнена позже установленных сроков | ||
3. | Факторы, не влияющие на размер оплаты труда | 1. Национальность | ||
2. Пол | ||||
3. Раса | ||||
4. Цвет кожи | ||||
5. Вероисповедание | ||||
6. Возраст | ||||
7. Место рождения или жительства | ||||
8. Семейное или социальное положение | ||||
9. Политические убеждения | ||||
Группа №121, Иванов А.А. |
Критерии оценки:
Оценка «отлично»:
- полученные знания обучающийся свободно применяет
при выполнении практического задания;
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- работа выполнена правильно и аккуратно;
Оценка «хорошо»
- выполнены требования к оценке «отлично», но допущены мелкие неточности при выполнении заданий, обучающийся может
их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя;
- работа выполнена с незначительными ошибками, присутствуют мелкие неаккуратности;
Оценка «удовлетворительно»
- практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
- самостоятельное выполнение работы требует дополнительных
и уточняющих поправок преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно»:
- практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
- в работе допущены грубые ошибки, либо она вообще не выполнена;
- обучающийся не смог выполнить работу самостоятельно.
Используемая литература:
1. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф. образования/ О.Н. Терещенко – 5-е издание стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 188 с.
2. Соколова С.В. Основы экономики: учебное пособие для нач. проф. образования/С.В. Соколова – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 128 с.
3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007 г. – 400 с.: с ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ Методические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений сельскохозяйственных специальностей
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИМетодические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для сельскохозяйственных специальностей...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические рекомендациипо выполнению практических работ по дисциплине ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена спец...
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология машиностроения
Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли пот...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины "Экономика организации " Специальность: 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Экономика организации составлены на основе рабочей программы и предназначены для реализации Федеральных государственных обра...
Комплект практических заданий по учебной практике
Методическая разработка...
Комплект практических заданий по учебной дисциплине "Допуски и технические измерения"
Комплект материалов для выполения практических заданий по учебной дисциплине "Допуски и технические измерения" для обучающихся по программ ПО...