Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология машиностроения
методическая разработка по теме
Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя, работника и предпринимателя, усиления социально-экономической направленности образования.
Цель методических рекомендаций - оказать помощь обучающимся в процессе практических занятий и в наиболее полной мере освоить основные понятия экономики, сформировать умения решать и анализировать различные экономические задачи, а так же формирования экономического образа мышления, необходимого для понимания сути экономических явлений и процессов.
Данные методические рекомендации содержат темы практических заданий, практические задачи, примерные темы рефератов, примерные вопросы к экзамену/зачету, перечень учебных изданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_po_ekonomike.docx | 287.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Алексинский машиностроительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по учебной дисциплине: «Экономика организации», «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности»
для обучающихся по специальностям:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
15.02.08 Технология машиностроения
г. Алексин
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №___от___________ Зав. методическим отделом _________________ Н.А. Федорина | Утверждаю: Директор ГПОУ ТО «АМТ» ___________ О.М. Евграфова |
Автор: Валуева Елена Игоревна, преподаватель государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Алексинский машиностроительный техникум».
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………….. | 4 |
Практические задания………………………………………………….. | 6 |
Практические задачи…………………………………………………… Примерные темы рефератов .…………………………………………. | 36 42 |
Примерные вопросы к экзамену/зачету…………………………….. | 43 |
Перечень учебных изданий……………………... …………………… | 46 |
Пояснительная записка
Методические рекомендации для практических занятий разработаны в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин «Экономика организации», «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности», Федеральными государственными образовательными стандартами. Предназначены для обучающихся по специальностям СПО: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 15.02.08 Технология машиностроения.
Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя, работника и предпринимателя, усиления социально-экономической направленности образования.
Результатом освоения учебных дисциплин является подготовка специалистов умеющих рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией, а так же оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.
Цель методических рекомендаций - оказать помощь обучающимся в процессе практических занятий и в наиболее полной мере освоить основные понятия экономики, сформировать умения решать и анализировать различные экономические задачи, а так же формирования экономического образа мышления, необходимого для понимания сути экономических явлений и процессов.
Формирование ключевых экономических компетенций, позволяет обучающимся использовать полученные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения конкретных экономических задач на производстве, в предпринимательстве и повседневной жизни.
Данные методические рекомендации содержат темы практических заданий, практические задачи, примерные темы рефератов, примерные вопросы к экзамену/зачету, перечень учебных изданий.
Критерии оценки по тестам: - три неверных ответа – отлично; - четыре неверных ответа – хорошо; - пять неверных ответа – удовлетворительно; - шесть и более неверных ответов – неудовлетворительно.
Практические задания.
Практическая работа № 1
Тема: Продукт труда и качество.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 1.
Укажите правильный вариант ответа
- Что такое товарная продукция?
А. Весь объём выпуска.
Б. Объём выпуска готовой продукции.
В. Товары и услуги.
- Что такое валовая продукция?
А. Объём товарной продукции.
Б. Незавершенное производство.
В. Сумма объёма товарной продукции и изменения незавершенного производства.
- Что представляет собой объём реализации?
А. Выручка предприятия.
Б. Выручка за продукцию и услуги с утерей права собственности.
В. Объём продаж.
- Что входит в состав номенклатуры производства?
А. Весь перечень производимой продукции, работ и услуг.
Б. Укрупненный перечень видов (наименований) продукции и услуг.
В. Высший руководящий состав предприятия.
- Что входит в состав ассортимента производимой продукции, работ и услуг?
А. Укрупненный перечень видов (наименований).
Б. Весь перечень наименований.
В. Весь перечень наименований с указанием качественных характеристик.
- Что такое качество продукции?
А. Совокупность характеристик объекта по способности удовлетворять потребности человека в соответствии с назначением.
Б. Отсутствие бракованных изделий.
В. Отсутствие недостатков в продукции.
- Что не относится к единичным показателям качества?
А. Долговечность.
Б. Вес.
В. Размеры.
Г. Цвет.
- Что относится к комплексным показателям качества?
А. Эргономичность.
Б. Назначение.
В. Уровень стандартизации.
Г. Срок службы.
- В каких документах раскрываются показатели качества?
А. Технические условия.
Б. Правила и нормы.
В. Стандарты.
- Для чего проводится сертификация продукции?
А. Для удостоверения соответствия качества нормативам назначения.
Б. Для подтверждения соответствия свойств продукции нормативным документам.
В. Для подтверждения соответствия качества.
Практическая работа № 2
Тема: Основные средства и производственная мощность предприятия.
Основные понятия и определения.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 2.
Укажите правильный вариант ответа
- Что из перечисленного не относится к резервам экстенсивного использования оборудования?
А. Сокращение простоев оборудования.
Б. Повышение коэффициента сменности.
В. Снижение удельного веса недействующего оборудования.
Г. Приобретение нового, более производительного оборудования.
- Фондоотдача определяется делением выпуска продукции на основные фонды. Как при этом исчисляется стоимость основных фондов.
А. На начало года.
Б. На конец года.
В. Как среднегодовая их стоимость.
- Какой из методов оценки ОПФ объективно отражает их стоимость на данный момент времени?
А. По первоначальной стоимости.
Б. По восстановительной стоимости.
В. По остаточной первоначальной стоимости.
Г. По остаточной восстановительной стоимости.
- Машиностроительный завод реализовал на сторону излишнее оборудование. Как отреагирует на это показатель фондоотдачи?
А. Повысится.
Б. Понизится.
В. Останется без изменений.
- За счет лучшего использования какой части основных фондов в основном происходит рост фондоотдачи на предприятии?
А. Зданий.
Б. Сооружений.
В. Рабочих машин.
Г. Транспортных средств.
Д. Всех перечисленных выше.
- Кем устанавливаются нормы амортизационных отчислений?
А. Предприятиями самостоятельно.
Б. Министерствами.
В. Правительством российской Федерации.
- Что неправильно отнесено к стоимости основных фондов машиностроительного предприятия?
А. Здания.
Б. Оборудование, установленное в цехе.
В. Оборудование на складе готовой продукции.
Г. Транспортные средства.
- Как определяется восстановительная стоимость основных фондов?
А. Ежегодно.
Б. Периодически по особым решениям Правительства РФ.
В. Через каждый 51 год.
- Что такое восстановительная стоимость оборудования?
А. Стоимость оборудования после ремонта.
Б. Стоимость оборудования с учетом износа.
В. Стоимость приобретения оборудования в действующих в настоящее время ценах.
- Норма амортизации здания 2%. Чему равен нормативный срок службы этого здания?
А. Рассчитать его невозможно, не хватает данных.
Б. 50 лет.
В. 100 лет.
Г. 200 лет.
- Основные фонды – это часть имущества, используемого в качестве:
А. Предметов труда.
Б. Средств труда.
В. Рабочей силы.
2.12. Восстановительная стоимость – это первоначальная стоимость:
А. В ценах и условиях прошлого периода времени.
Б. В ценах и условиях будущего периода времени.
В. В ценах и условиях данного периода времени.
- Что такое основные фонды?
А. Часть производственных фондов, которая вещественно воплощена в средствах труда, сохраняет в течение длительного времени свою натуральную форму и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов.
Б. Определение близко к определению оборотных средств (фондов).
В. Экономическая категория: основные фонды в денежном выражении представляют собой основные средства.
Г. Сами предметы труда. Непосредственно участвующие в процессе производства.
- Перечислите основные экономические показатели, которые используются при оценке основных фондов?
А. Показатели интенсивности использования основных фондов.
Б. Показатели использования производственных площадей и сооружений.
В. Показатели фондоотдачи основных фондов и норма рентабельности.
Г. При оценки основных фондов используются показатели, перечисленные в пунктах А, Б, и В.
Практическая работа № 3
Тема: Оборотные средства.
Основные понятия и определения.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 3.
Укажите правильный вариант ответа
- Что включают в понятие «оборотные фонды предприятия»?
А. Основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты собственного производства, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия.
Б. Часть средств производства, которые участвуют в производственном цикле один раз и полностью переносят свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции.
В. Средства производства, многократно участвуют в процессе производства и переносящие свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции.
Г. Орудия труда, многократно участвующие в производственном цикле и переносящие свою стоимость на себестоимость готовой продукции не сразу, а по частям, по мере изнашивания.
Д. Предметы труда, необходимые для изготовления продукции.
- Какие материально-вещественные элементы входят в состав оборотных производственных фондов предприятия?
А. Производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей, топливо, незавершенное производство, расходы будущих периодов.
Б. Станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи.
В. Готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия.
Г. Прибыль предприятия, задолженность поставщикам.
- Что такое минимальный запас?
А. Величина запаса, при котором необходимо размещать заказ на закупку новой партии.
Б. Величина запаса, учитывающая случайные отклонения сроков поставки и объёма потребления.
В. Оптимальная величина партии поставок.
Г. Другое.
- От чего зависит коэффициент оборачиваемости запасов для определенного периода?
А. От начального и конечного запасов.
Б. От среднего запаса.
В. От себестоимости реализуемой продукции и среднего запаса.
Г. От всего вышеперечисленного.
- Что такое оборотный капитал?
А. Часть капитала предприятия, которая видоизменяется в производственном цикле и цикле обмена и выступает в виде производственных запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и ценных бумаг.
Б. Чистая стоимость активов физического или юридического лица за минусом суммы обязательств.
В. Часть капитала предприятия, представляющая собой совокупность материально-вещественных элементов длительного функционирования.
Г. Часть авансированного капитала, затраченная на покупку предметов труда.
- Что из перечисленного относится к фондам обращения?
А. Материальные ресурсы предприятия, отрасли.
Б. Транспортные средства предприятия, производственные здания, сооружения.
В. Готовые изделия, продукция отгруженная, находящаяся в пути, денежные средства в акциях, на расчетном счете, в кассе, все виды задолженности.
Г. Прибыль.
- Что из перечисленного входит в состав оборотных средств предприятия?
А. Запасы материалов, запасных частей, топлива, готовой продукции на складе.
Б. Оборотные фонды и фонды обращения.
В. Незавершенное производство, готовая продукция на складе.
Г. Оборудование цехов, готовая продукция на складе.
Д. производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов.
- Что из перечисленного относится к незавершенному производству?
А. Предметы труда, которые еще не вступили в производственный процесс.
Б. Предметы труда, которые уже вступили в производственный процесс, но еще находятся в стадии обработки.
В. Предметы труда, которые находятся на предприятии в определенном размере, обеспечивающем непрерывность производственного цикла.
Г. Затраты, связанные с подготовкой производства новых видов продукции и их освоением.
- Что характеризует коэффициент оборачиваемости оборотных средств?
А. Уровень технической оснащенности труда.
Б. Интенсивность использования оборотных средств.
В. Среднюю длительность одного оборота.
Г. Размер реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. производственных фондов.
- Какой показатель характеризует материалоемкость продукции?
А. Технический уровень производства.
Б. Общий вес материалов на изготовление одного изделия.
В. Нормы расходов материалов на изготовление продукции.
Г. Экономное использование материалов.
- Какие показатели характеризуют эффективность использования оборотных средств?
А. Прибыль, рентабельность производства.
Б. Фондоотдача, фондоёмкость продукции, фондовооруженность продукции.
В. Коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота.
Г. Уровень отдачи оборотных средств.
- Какую стадию проходят в своем движении оборотные средства?
А. Денежную.
Б. Производительную.
В. Товарную.
Г. Все вышеперечисленные.
Практическая работа № 4
Тема: Кадры и производительность труда.
Основные понятия и определения.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 4.
Укажите правильный вариант ответа
4.1. Кто из перечисленных не относится к категории работающих?
А. Рабочие.
Б. Служащие.
В. Слесарь-ремонтник.
4.2. Что такое профессия?
А. Род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования.
Б. Специальность, являющаяся источником существования.
В. Любая работа, которую может выполнять работник.
4.3. Какие физические лица являются рабочими?
А. Выполняющие работу.
Б. Непосредственно занятые производством продуктов труда.
4.4. Какие работники относятся к категории служащих?
А. Преимущественно умственного труда, обеспечивающие управление производством продуктов труда.
Б. Состоящие на службе у хозяина предприятия.
4.5. Какие из перечисленных должностей относятся к категории «руководитель»?
А. Директор.
Б. Заместители директора.
В. Старшие инженеры.
Г. Начальники цехов.
4.6. Что такое списочная численность кадров?
А. Численность кадров по списку.
Б. Численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату.
В. Количество работников, являющихся на работу в течение месяца.
4.7. Как определяется коэффициент общего оборота кадров?
А. Отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к среднесписочной численности.
Б. Отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к списочной численности.
4.8. Что такое производительность труда?
А. Выработка продукции в единицу времени.
Б. Затраты труда на единицу продукции.
В. Степень плодотворной деятельности людей, определяемая показателями выработки и трудоемкости.
4.9. Что представляет собой выработка?
А. Затраты труда на выпуск продукции.
Б. Общее количество произведенной предприятием продукции.
4.10. Определите понятие «трудоемкость»?
А. Затраты труда на единицу продукции.
Б. Затраты материальных средств на единицу труда.
Практическая работа № 5
Тема: Стимулирование труда.
Основные понятия и определения.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 5.
Укажите правильный вариант ответа
- Рост, какого показателя стимулирует заработная плата, являющаяся формой вознаграждения за труд?
А. Производительности труда.
Б. Фондоотдачи.
В. Материалоёмкости.
- Укажите принципы организации оплаты труда?
А. Оплата в зависимости от количества труда.
Б. Дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работников и условий труда.
В. Повышение реальной заработной платы.
Г. Превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.
Д. Сочетание материальной заинтересованности с материальной ответственностью.
- Назовите основные элементы организации оплаты труда на предприятии?
А. Формы и системы оплаты труда.
Б. Нормативы по труду.
В. Нормативы по заработной плате.
Г. Система надбавок, доплат и выплат социального характера.
- Какие формы оплаты труда вы знаете?
А. Сдельная.
Б. Повременная.
В. Окладная.
Г. Аккордная.
- Назовите основные элементы тарифной системы оплаты труда?
А. Тарифные сетки.
Б. Тарифные ставки.
В. Должностные инструкции.
Г. Тарифно-квалификационные справочники.
Д. Доплаты к тарифным ставкам.
- В каких случаях целесообразно применять сдельную форму оплаты труда?
А. При наличии количественных показателей работы.
Б. При возможности точного учета качества работы.
В. При необходимости стимулирования увеличения выработки.
- В каких случаях целесообразно применять повременную форму оплаты труда?
А. Если отсутствуют количественные показатели выработки.
Б. При условии обеспечения высокого качества работ.
В. При наличии нормативов трудоемкости.
Г. При выполнении работ по обслуживанию.
Д. Когда труд работников не поддается точному нормированию.
- Что такое сдельно-премиальная оплата труда?
А. Заработок плюс премия.
Б. Заработок плюс повышенная премия.
В. Заработок плюс пониженная премия.
- Как определяется расценка?
А. Умножением тарифной ставки на норму времени.
Б. Умножением тарифной ставки на норму выработки.
В. Делением нормы выработки на тарифную ставку.
Г. Делением тарифной ставки на норму времени.
5.10. Как определяется плановая величина фонда заработной платы?
А. Произведением численности работающих на заработную плату одного работающего.
Б. Делением численности работающих на тарифную ставку одного работающего.
- Какой орган управления устанавливает состав фонда заработной платы?
А. Дирекция предприятия.
Б. Госкомстат РФ.
В. Правительство РФ.
Практическая работа № 6
Тема: Расходы и доходы, определение финансовых результатов деятельности предприятия.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 6.
- Укажите соответствие:
А. Экономически однородные затраты, которые отражают распределение затрат независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления затрат.
Б. Затраты по реализации продукции.
В. Разнородные в экономическом смысле затраты.
Г. Денежное выражение текущих издержек производства и реализации продукции или услуг.
Д. Затраты, непосредственно связанные с изготовлением ( вида, заказа).
Е. Общественные издержки производства.
1. Себестоимость продукции; 2. Стоимость; 3.Экономические элементы затрат; 4. Статьи калькуляции; 5.Производственные затраты; 6. Внепроизводственные расходы.
Укажите правильный вариант ответа
- Для чего служит классификация по калькуляционным статьям расходов?
А. Для определения цены на заготовку деталей, узлов.
Б. Для исчисления прямых и косвенных расходов.
В. Для расчета себестоимости единицы конкретного вида продукции.
Г. Основой для составления сметы затрат на производство.
- Какие затраты относятся к группировке затрат по экономическим элементам?
А. Затраты на топливо и энергию на технологические цели.
Б. Затраты на основную заработную плату производственных рабочих.
В. Затраты на амортизацию.
Г. Расходы на подготовку и освоение производства.
Д. Затраты на дополнительную заработную плату производственных рабочих.
6.4. Какие затраты входят в группировку затрат по статьям калькуляции?
А. Затраты на сырье и основные материалы.
Б. Затраты на оплату труда.
В. Затраты на амортизацию ОПФ.
Г. Затраты на топливо и энергию на технологические цели.
Д. Затраты на вспомогательные материалы.
- К какому виду группировки затрат относятся затраты на оплату труда?
А. Группировка затрат по экономическим элементам.
Б. Группировка затрат по калькуляционным статьям.
- Какие затраты относятся к затратам на управление и организацию производства в себестоимости продукции?
А. Прямые.
Б. Косвенные.
В. Переменные.
Г. Постоянные.
Д. По обслуживанию оборудования.
- Найдите затраты, ошибочно включенные в цеховые расходы.
А. Амортизация здания цеха.
Б. Заработная плата технолога цеха.
В. Заработная плата слесаря – ремонтника.
- Укажите расходы, ошибочно включенные в смету расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
А. Заработная плата вспомогательных рабочих.
Б. Амортизация оборудования.
В. Двигательная энергия.
Г. Заработная плата работников цеховой лаборатории.
- Какие из приведенных затрат относятся к прямым?
А. Затраты, связанные с работой предприятия.
Б. Затраты, связанные непосредственно с изготовлением конкретного вида продукции.
- Какие из перечисленных затрат неправильно отнесены к себестоимости продукции основного производства?
А. Затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции.
Б. Затраты, непосредственно связанные с производством продукции.
В. Сбытовые расходы.
Г. Расходы, связанные с обслуживанием культурно-бытовых объектов предприятия.
6.11. Какие расходы не относятся к переменным?
А. Затраты на сырье и основные материалы.
Б. Основная заработная плата производственных рабочих.
В. Расходы по подготовке производства.
Г. Цеховые расходы.
- Укажите комплексные статьи расходов.
А. Затраты на сырье и основные материалы.
Б. Основная заработная плата производственных рабочих.
В. Расходы по подготовке производства.
Г. Цеховые расходы.
- Укажите комплексные статьи расходов.
А. Сырье и основные материалы.
Б. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
В. Цеховые расходы.
Г. Топливо и энергия на технологические нужды.
- Какие из перечисленных ниже затрат относятся к условно-постоянным?
А. Затраты на сырье и основные материалы.
Б. Основная заработная плата производственных рабочих.
В. Заработная плата управленческого персонала.
- Какой метод учета затрат следует применять в индивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и тому подобных работ?
А. Нормативный.
Б. Попередельный.
В. Позаказный.
- Какой метод учета затрат следует применять при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов?
А. Нормативный.
Б. Попередельный.
В. Позаказный.
- Какой метод учета затрат следует применять в условиях непрерывного и, как правило, кратного технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых или группа которых составляет отдельные самостоятельные переделы (фазы, стадии) производства?
А. Нормативный.
Б. Попередельный.
В. Позаказный.
- Что служит основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормальном методе учета?
А. Производственные отчеты с приложенными первичными документами.
Б. Калькуляции нормативной себестоимости.
В. Распоряжения заведующего производством.
- Как учитываются затраты на производство продукции при попередельном методе учета?
А. По цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов.
Б. По видам выпускаемой продукции.
В. По моменту передачи на склад готовой продукции.
- Когда определяется фактическая себестоимость единицы изделий или работ при использовании позаказного метода учета затрат?
А. В момент возникновения затрат.
Б. На первое число следующего месяца.
В. После выполнения заказа.
Практическая работа № 7
Тема: Цены и ценообразование.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 7.
Укажите правильный вариант ответа
- Что входит в структуру цены?
А. Себестоимость (издержки производства).
Б. Косвенные налоги.
В. Прибыль.
Г. Рентабельность.
7.2. Что представляет собой себестоимость, или издержки производства?
А. Расходы, непосредственно связанные с производством.
Б. Затраты на подготовку производства.
В. Суммарные затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Г. Затраты, связанные с совершенствованием продукции, повышением квалификации работников.
7.3. Как подразделяются затраты по отношению к объему производства?
А. Производственные и непроизводственные.
Б. Прямые и косвенные.
В. Переменные и постоянные.
Г. Текущие и единовременные.
7.4. Как подразделяются затраты по способу отнесения на себестоимость продукта?
А. Производственные и непроизводственные.
Б. Прямые и косвенные.
В. Переменные и постоянные.
Г. Текущие и единовременные.
7.5. Какие затраты всегда изменяются в расчете на единицу продукции при изменении объёма производства?
А. Постоянные.
Б. Переменные.
7.6. Каким отношением можно определить рентабельность продукции?
А. Выручка от реализации к материальным затратам.
Б. Абсолютная величина прибыли к себестоимости.
В. Прибыль к материальным затратам.
Г. Прибыль к фонду оплаты труда.
7.7. Как можно определить величину фактической прибыли фирмы?
А. Разница между активами и пассивами баланса.
Б. Разница между доходами и издержками отчетного периода.
7.8. Какова ставка налога на прибыль предприятия?
А. Не менее 13%.
Б. 24%.
В. 30%.
Г. Не более 35%.
Д. Не более 43%.
7.9. Куда направляются суммы налога на прибыль предприятий?
А. В полном объёме в федеральный бюджет.
Б. В полном объёме в региональные бюджеты.
В. В полном объёме в местные бюджеты.
Г. 13% в федеральный бюджет и не более 22% в местные бюджеты.
Д. 13% в федеральный бюджет и не более 22% в региональные бюджеты.
Е. 6,5% в федеральный бюджет и 17,5 % в региональные бюджеты.
7.10. Какие налоги относятся к косвенным?
А. Налог на добавленную стоимость.
Б. Налог на прибыль.
В. Акциз.
Г. Налог на имущество.
7.11. Что представляет собой добавленная стоимость?
А. Сумма оплаты труда и прибыли.
Б. Разница между стоимостью готовой продукции и стоимостью сырья и материалов, используемых на ее изготовление.
В. Разность выручки от реализации и всех материальных затрат, отраженных в себестоимости этой продукции.
Г. Сумма прибыли и амортизации.
7.12. Каким образом устанавливаются ставки акциза по подакцизным товарам?
А. В абсолютной сумме (в рублях) на единицу обложения.
Б. В процентах по отношению к отпускным ценам без учета акциза.
В. В процентах по отношению к отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза.
7.13. Что сначала включается в цену на практике?
А. НДС, затем акциз.
Б. Акциз, затем НДС.
7.14. Из чего формируется посредническая надбавка (скидка)?
А. Издержки обращения.
Б. Прибыль посредника.
В. Налог на прибыль.
Г. НДС.
Д. Акциз.
Практическая работа № 8
Тема: Финансы предприятия.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 8.
Укажите правильный вариант ответа
- Что такое финансы?
А. Система денежных отношений.
Б. Ресурсы производства.
В. Движение ресурсов.
Г. Формирование и использование денежных доходов.
- Укажите функции финансов?
А. Распределительная и контрольная.
Б. Фискальная.
В. Воспроизводственная.
Г. Образования ресурсов.
- Что такое финансовая система?
А. Государственные и региональные финансы.
Б. Финансы предприятия.
В. Финансы кредитных учреждений.
- Какова форма финансовых ресурсов?
А. Фондовая.
Б. Денежная.
В. Товарная.
- Что такое финансовый механизм?
А. Финансовые методы.
Б. Финансовые рычаги.
В. Правовое, нормативное, информационное обеспечение.
Г. Организация производства.
- Что представляют собой финансовые методы?
А. Способы воздействия на хозяйственный процесс.
Б. Воздействие на денежные потоки.
В. Воздействие на рыночные отношения.
- Что такое финансовые ресурсы?
А. Денежные средства.
Б. Иммобилизованные фонды.
В. Оборотные средства.
8.8. Каковы источники формирования финансовых ресурсов?
А. Вклады учредителей.
Б. Кредитные средства.
В. Государственные субсидии.
Г. Имущество предприятий.
8.9. Какие показатели входят в состав затрат предприятия?
А. Затраты, включаемые в себестоимость.
Б. Финансовые показатели.
В. Использование ресурсов.
Практическая работа № 9
Тема: Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 9.
- Выберите наиболее точное определение инвестиции?
А. Вложение финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала.
Б. Приобретение ценных бумаг.
В. Вложение денег на депозитные счета в банках.
9.2. Какие инвестиции называются реальными?
А. Осуществляемые за счет собственных средств.
Б. Вложение финансовых средств в физический капитал предприятия (средства производства).
В. Капиталовложения в объекты недвижимости.
- Какие инвестиции называются портфельными?
А. Осуществляемые за счет заемных средств.
Б. Вложения капитала на расширение портфеля заказов.
В. Вложения финансовых средств в портфель ценных бумаг и других активов на фондовом рынке.
- Чем обусловлена необходимость оценки эффективности инвестиционных проектов?
А. Определением необходимого объёма инвестиционного капитала.
Б. Определением экономической целесообразности вложения капитала и сравнением альтернативных вариантов инвестиционных проектов.
В. Рекламой бизнес-плана.
- В чем суть определения чистой текущей стоимости проекта?
А. Определение совокупного дохода от реализации проекта.
Б. Определение совокупных инвестиционных издержек, необходимых для реализации проекта.
В. Сравнение денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его реализации.
- В чем суть метода дисконтирования?
А. Получение скидки (дисконта) при кредитовании инвестиционного проекта.
Б. Расчетное уменьшение дохода от инвестиционного проекта на величину инфляции.
В. Приведение разновременных доходов и расходов к единому моменту времени.
- Что такое рентабельность проекта?
А. Разность между денежными поступлениями от реализации проекта и инвестиционными расходами.
Б. Отношение инвестиционных расходов к предполагаемой прибыли от реализации проекта.
В. Отношение прибыли от реализации проекта к инвестиционным расходам.
9.8 Что такое окупаемость проекта?
А. Период времени, за который первоначальные финансовые вложения, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления.
Б. Период времени, за который ожидается расходование всех инвестиционных ресурсов.
В. Период времени, за который получены доходы, превышающие вложенные средства.
- Что такое внутренняя норма доходности проекта?
А. Норма дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.
Б. Внутренняя норма рентабельности.
В. Поверочный дисконт.
Г. Все вышеперечисленное.
- Что представляет собой чистая текущая стоимость?
А. Чистый дисконтированный доход.
Б. Чистый приведенный эффект.
В. Интегральный эффект.
Г. Все вышеперечисленное.
Практическая работа № 10
Тема: Стратегическое и текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия.
Цель: закрепление теоретических знаний.
Время выполнения: 2 час
Место выполнения: работа на уроке.
ТЕСТЫ 10.
- . Какое место занимает планирование на предприятиях в условиях рынка?
А. Слабо используется.
Б. Границы планирования ограничены.
В. Роль планирования возрастает, поскольку с его помощью определяются стратегические и текущие цели развития, средства их реализации в условиях неопределенности внешней среды.
Г. Связано только с определением заданий производственной программы и дохода.
10.2. Какие виды планов используются на предприятии?
А. Перспективные.
Б. Текущие.
В. Оперативно-производственные.
Г. Все вышеперечисленные.
10.3. Какие методы планирования используются на предприятии?
А. Программно-целевые.
Б. Расчетно-аналитические.
В. Балансовые.
Г. Экономико-математические.
Д. Все вышеперечисленные.
10.4. Какова роль нормативной базы в планировании?
А. Нормативная база – основа всех видов планов.
Б. Нормы и нормативы используются только в перспективном планировании.
В. Основа определения потребности во всех видах ресурсов.
10.5. Что такое стратегический план предприятия?
А. Совокупность главных целей предприятия и основных способов их достижения.
Б. План предприятия на 5 – 10 лет.
В. Долгосрочная программа развития.
10.6. В чем заключается сущность тактического планирования?
А. Разработка текущих планов.
Б. Определение видов и объёмов ресурсов для решения стратегических задач.
В. Прогнозирование решения задач.
10.7. Для чего нужен предприятию бизнес – план?
А. Для получения кредита в банке.
Б. Для регистрации предприятия.
В. Для оценки инвестиционных проектов.
10.8. Какие функции выполняет оперативно-производственное планирование?
А. Уточняет задания годового плана.
Б. Определяет внутрипроизводственные задания.
В. Межцеховое и внутрицеховое планирование.
10.9. Что такое производственная мощность предприятия?
А. Максимально возможный выпуск продукции (работ, услуг) при наилучшем использовании ресурсов.
Б. Суммарная мощность оборудования, установленного на предприятии.
В. Максимальная производственная программа.
10.10. Что такое товарная продукция?
А. Вся продукция, выпускаемая на предприятии.
Б. Вся продукция, выпущенная на предприятии и предназначенная для реализации на сторону.
В. Вся продукция, реализованная на сторону.
10.11. На какую величину валовая продукция отличается от товарной?
А. На величину остатков незавершенного производства.
Б. Величину остатков нереализованной продукции.
В. Величину внутризаводского оборота.
10.12. Как называется перечень наименований выпускаемой предприятием продукции?
А. Производственная программа.
Б. Номенклатура.
В. Ассортимент.
Решение практических задач.
Задача 1.
Есть заказ на конструкторскую разработку. Работа должна быть выполнена за 3 года. Исполнители проекта (5 человек) решили создать предприятие для его выполнения, причем они выразили желание принять равное участие в деятельности предприятия. Определите организационно-правовую форму предприятия, которая была бы предпочтительна для разработчиков, и дайте этому обоснование.
Задача 2.
Определите общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды предприятия, на сколько они используются (фондоотдачу), а также долю затрат на основные производственные фонды приходящихся на выпуск 1руб. реализованной продукции (фондоемкость), если стоимость реализованной продукции за год составила 161344 тыс. руб.; на конец года – 5620 тыс.руб.
Задача 3.
Предприятие приобрело оборудование стоимостью 150000 руб., в том числе НДС 20%. Стоимость услуг по доставке составляет 30000 руб., включая НДС 20%. Стоимость услуг по договору подряда составляет 16000 ру., включая НДС 20%. Необходимо определить первоначальную стоимость оборудования, приобретенного предприятием.
Задача 4.
Предприятие имеет оборотные средства: на 1.01- 820тыс. руб., на 1.02- 920 тыс.руб., на 1.03- 880тыс.руб., на 1.04- 800тыс. руб. Товарооборот в 1квартале 2700тыс.руб. Определите продолжительность оборота оборотных средств в днях в 1 квартале.
Задача 5.
Рассчитать показатели эффективности капитальных вложений: экономический эффект, срок окупаемости и экономическую эффективность капитальных вложений. Сделать выводы о целесообразности проведения инвестиционного проекта. Исходные данные: Капитальные вложения в основные фонды в 1-й год – 65000 рублей, во 2-й год – 74000 рублей; годовой объем производства – 500000 рублей; себестоимость единицы продукции – 450 рублей; амортизационные отчисления по новым основным фондам фонды в 1-й год – 2600 рублей, во 2-й год – 4000 рублей.
Задача 6.
Ткацкая фабрика работает в две смены, по 8 часов в смену, количество станков на начало года- 500ед. С 1.04 установлено 60 станков, а с 1.08 выбыло 50 станков. Число рабочих дней в году – 260, плановый процент простоя оборудования – 5%, производительность одного станка – 4м. Ткани в час, план выпуска продукции – 7500 тыс.м. Рассчитайте производственную мощность фабрики и коэффициент использования мощности.
Задача 7.
Определите численность рабочих сдельщиков на основе следующих данных: Технологическая трудоемкость производственной программы составляет по плану 3560 тыс.нормо-часов. Реальный фонд рабочего времени в плановом периоде -225 дней. Продолжительность рабочего дня 7,78 часа, планируемый коэффициент выполнения норм 1,2.
Задача 8.
Определите производственную мощность фабрики по выпуску ткани и коэффициент ее использования при следующих условиях: ткацкая фабрика работает в две смены, количество ткацких станков на начало года - 400. С 1 марта установлено еще 54 станка, а с 1 июля выбыло 40 станков. Число рабочих дней в году 260, плановый процент простоев на ремонт станка - 5%, производительность одного станка -5м ткани в час, план выпуска продукции за год - 8 млн. м ткани.
Задача 9.
Цех работает в две смены, по 8 часов в смену. Количество однотипных станков в цехе начало года – 100ед., с 1.01 установлено 30 станков, а с 1.05выбыло 6 станков. Число рабочих дней в году – 258, плановый процент простоя оборудования – 6%, производительность одного станка – 5 деталей в час; план выпуска за год – 1700000деталей. Рассчитайте производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности.
Задача 10.
Всего продано товаров 200шт. Закупочная цена товара 50руб., а его продажная цена – 65руб. Определить сумму валового дохода от реализации товаров (тыс. руб.).
Задача 11.
Себестоимость комплекта мягкой мебели составляет 3472 руб.
1.По какой цене будет реализована мебель с мебельной фабрики, если приемлемая рентабельность 15%, НДС 18%?
2.По какой цене будет продаваться мебель на оптовой базе, если посредническая надбавка составляет15%?
3.Какую цену заплатит покупатель за мебель в специализированном магазине, если торговая надбавка – 16%?
Задача 12.
По какой цене будет отпускаться прибор с завода, если его себестоимость составляет 5600руб.; минимальная приемлемая для производителя рентабельность – 15%; НДС- 18%?
Задача 13.
По какой цене будет отпускная прибор с завода, если его себестоимость составляет 13000руб.; минимальная приемлемая для производителя рентабельность – 10%; НДС – 18%?
Задача 14.
Всего продано товаров 500шт. Закупочная цена товара 23,5 руб., а его продажная цена – 35руб. определить сумму валового дохода от реализации товаров (тыс.)
Задача 15.
В цехе три группы станков – А, В, С. А- 3ед., В – 11ед., С- 10ед. Норма времени на обработку единицы изделия в каждой группе оборудования соответственно: 0,3ч., 1,1ч., 1,0ч. Определить производственную мощность цеха, если известно, что режим работы двухсменный, продолжительность смены – 8ч.; регламентированные простои оборудования – 6% от режима фонда времени, число рабочих дней в году – 300.
Задача 16.
Определить фонд заработной платы на предстоящий год на предприятии методом прямого счета, если:
- на основе штатного расписания определен фонд заработанной платы по ставкам и окладам всех работников предприятия – 800700руб.;
- возможная сумма премий с учетом предусмотренных на предприятии условий премирования – 520550руб.;
- выплаты по болезни, производимые за счет отчислений в фонд социального страхования – 100000руб.;
- выплаты для работников не списочного состава – 98000руб.
Задача 17.
Определить фонд заработной платы на предстоящий год на предприятии методом прямого счета, если:
- на основе штатного расписания определен фонд заработной платы по ставкам и окладам всех работников предприятия – 632700руб.;
- возможная сумма премий с учетом предусмотренных на предприятии условий премирования 240800руб.;
- выплаты по болезни, производимые за счет отчислений в фонд социального страхования – 63000руб.;
- выплаты для работников не списочного состава- 52000руб.
Задача 18.
На основании нижеприведенных данных определите:
- коэффициент оборачиваемости;
- длительность одного оборота;
- загрузку оборотных средств, по предприятиям А и В выпускающим однотипную продукцию.
Сделайте вывод о том, на каком из предприятий оборотные средства используются с наибольшей эффективностью.
Показатели | Предприятие А (тыс. руб.) | Предприятие В (тыс. руб.) |
Остатки на 1.01 | 8920 | 5100 |
Остатки на 1.02 | 7600 | 6700 |
Из них на расчетном счете в банке | 1200 | - |
Выручка от реализации за месяц | 23000 | 25000 |
Задача 19.
Определите:
- среднегодовую стоимость основных производственных фондов;
- стоимость их на конец года;
- коэффициенты выбытия и обновления основных фондов, если стоимость основных производственных фондов предприятия на начало года составили 3624 млн. руб.
Движение основных производственных фондов в течение года представлены в таблице (млн. руб.).
Дата | Ввод | Выбытие |
1.02 | 10,0 | 32,0 |
1.04 | 16,0 | 3,0 |
1.07 | 75,0 | 8,0 |
1.09 | 40,0 | 10,0 |
1.11 | 60,0 | 5,0 |
Задача 20.
Предприятие приобрело объект основных средств стоимостью 160000 руб.со сроком полезного действия 4 года. Необходимо определить: годовую норму амортизационных отчислений, годовую и ежемесячную суммы амортизационных отчислений.
Примерные темы рефератов
Рефераты
№ п/п | Темы |
1. | Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли. |
2. | Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития экономики России. |
3. | Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования). |
4. | Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики. |
5. | Бюджетный дефицит и концепции его регулирования. |
6. | Уровень жизни и факторы, его определяющие. |
7. | Экономические кризисы в истории России. |
8. | Центральный банк и его функции. |
9. | Особенности миграционных процессов во второй половине 20 в. |
10. | Проблемы вступления России в ВТО. |
11. | Россия на рынке инноваций и высоких технологий. |
12. | Финансовый кризис 1998 г. в России и его последствия. |
13. | Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС. |
14. | Электронные рынки как феномен мировой экономики. |
15. | Оффшорный бизнес и его роль в экономике России. |
16. | Внешний долг России и проблемы его урегулирования. |
17. | Мировой опыт организации свободных экономических зон. |
18. | Возникновение и эволюция денег на Руси. |
19. | Международные валютно-финансовые организации. |
20. | Деньги как важнейший элемент рыночного хозяйства. |
21. | Развитие экономики России в долгосрочном периоде. |
22. | Влияние научно-технического прогресса на структуру промышленности. |
23. | Инновационная политика России как фактор роста экономики. |
24. | Модели организации отраслевых рынков. |
25. | Причины становления и краха командной экономики России и стран СНГ. |
Примерные вопросы к экзамену/зачету
Вопросы.
№ п/п | Вопросы |
1. | Предмет экономической науки. |
2. | Потребности человека и ограниченность ресурсов. |
3. | Рынки труда, капитала и ресурсов. |
4. | Факторы производства. |
5. | Прибыль и рентабельность. |
6. | Выбор и альтернативная стоимость. |
7. | Типы экономических систем. |
8. | Собственность и конкуренция. |
9. | Экономическая свобода. |
10. | Значение специализации и обмена в условиях рынка. |
11. | Понятие доходов и расходов. |
12. | Бюджет семьи. |
13. | Рациональный потребитель. |
14. | Стоимость товара и потребительские предпочтения. |
15. | Рыночный механизм. |
16. | Цена товара. |
17. | Доход потребителей. |
18. | Спрос на товар. |
19. | Рыночное равновесие. |
20. | Рыночные структуры. |
21. | Экономика предприятия: цели, организационные формы. |
22. | Организация производства. |
23. | Сущность производственного процесса. |
24. | Производственный цикл. |
25. | Поточное и единичное производство. |
26. | Организация ремонтов на предприятии. |
27. | Инструментальное хозяйство. |
28. | Транспортное хозяйство. |
29. | Издержки производства. |
30. | Бюджет затрат. |
31. | Себестоимость продукции. |
32. | Калькуляция. |
33. | Методы учета затрат. |
34. | Рынок труда. |
35. | Заработная плата и мотивация труда. |
36. | Цена рабочей силы. |
37. | Формы оплаты труда. |
38. | Организация заработной платы. |
39. | Политика государства в области занятости населения. |
40. | Причины и социальные последствия безработицы. |
41. | Трудоустройство безработных. |
42. | Наёмный труд и профсоюзы. |
43. | Деньги и их роль в экономике. |
44. | Деньги и масштаб цен. |
45. | Функции денег. |
46. | Мировые деньги. |
47. | Бумажные деньги. |
48. | Вексель как средство платежа. |
49. | Деньги как средство обращения. |
50. | Банковская система. |
51. | Экономика и банки. |
52. | Функции банков. |
53. | Стабильность и динамичность банковской системы. |
54. | Центральный банк и его функции. |
55. | Банковские операции и сделки. |
56. | Рынок ценных бумаг. |
57. | Фондовые биржи. |
58. | Инфляция и социальные последствия инфляции. |
59. | Прогнозируемость инфляции. |
60. | Роль государства в развитии экономики. |
61. | Налоги и налогообложение. |
62. | Налоговые системы и реформы налоговых систем. |
63. | Принципы налогообложения. |
64. | Способы взимания налогов. |
65. | Функции налогов. |
66. | Стабильность налоговой системы и виды налогов. |
67. | Государственный бюджет. |
68. | Дефицит и профицит бюджета. |
69. | Понятие валового внутреннего продукта. |
70. | Экономический рост и его факторы. |
71. | Экономические циклы. |
72. | Социально-ориентированная экономика. |
73. | Исследование причин кризисных явлений. |
74. | Основы денежно-кредитной политики государства. |
75. | Международная торговля – индикатор интеграции национальных экономик. |
76. | Валюта и обменный курс валют. |
77. | Валютный паритет. |
78. | Факторы, влияющие на валютный курс. |
79. | Регулирование валютного курса. |
80. | Глобализация мировой экономики. |
81. | Особенности развития современной экономики России. |
82. | Признаки экономического роста. |
83. | Экономика России как часть мирового хозяйства. |
84. | Экономика России и мировой кризис. |
85. | Путь к инновационной экономике. |
Перечень учебных изданий
Основные источники:
Экономика машиностроения : / учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.А. Гуреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 240с.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник / А.Г. Хабубулин, К.Р. Мурсалиев.- М.: - ИД «ФОРИМ»: ИНФРА – М, 2012.- 33с.: ил. – (Профессиональное образование).
- Маркетинг : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Ф. Барышев.- 9-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 224с.
- Менеджмент : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов.- 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 304с.
Дополнительные источники:
- Т.В. Яркина Основы экономики предприятия: Краткий курс. Учебное пособие для студентов вузов и средних специальных заведений. М.: 2009.
- Л.Н. Чечевицина Экономика предприятия: учебное пособие / Л.Е. Чечевицина – изд. 8 дополн. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 378с. – (Среднее профессиональное образование).
- Экономика в таблицах и схемах /В.В. Любецкий. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 160с. - (Среднее профессиональное образование).
- Экономика предприятия: Практикум / Под. Ред. проф. В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. – 2-е изд. – М. – ИНФРА – М, 2010. – 319с.
- В.И. Шкатулла, В.В. НАдвикова, М.В. Сытинская Основы правовых знаний : учеб. пособие. – М.: Изд-во Форум, 2010. – 320с.
- А.И. Тыщенко Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 249с. – (Среднее профессиональное образование).
7. А.Л. Ломакин Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРА – М, 2009.
8.М.Х. Мескон Основы менеджмента: Пер. с англ. Мескон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф.- М.: Вильямс, 2008.
9. Основы маркетинга: учебное пособие / С.В. Карпов, И.А. Фирсова; под общей ред. С.В. Карповой - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 286с. – (Среднее профессиональное образование).
Интернет- ресурсы:
- Электронный курс «Наука и техника, экономика и бизнес».
Форма доступа: www.hauki – online.ru/ekonomika.
- Экономика организации – реферат. Форма доступа: www.BestReferat.ru/referat - 61034.html.
- Электронный курс «Экономика организации». Форма доступа: www.ofguu.ru/files/ Экономика организации.pdf.
- Основы экономики: вводный курс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://be.economicus.ru, свободный. – Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет ...
Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...
Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)
Методические рекомендации по организации выполнения и защите курсовой работы подготовлены для студентов, обучающихся в техникуме по специальности « Экономика и бух. учет». Методические рекомендации со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Экономика организации специальность38.02.01 ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Методические указания по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине: «Экономика организации» Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В процессе изучения учебной дисциплины «Экономика организации» обучающиеся выполняют курсовую работу. Цель курсовой работы – систематизировать, закрепить и углубить знания, полученны...