Топливно-энергетическая промышленность мира
план-конспект урока

Актуальность данного исследования заключается в его современности и практической направленности. Опираясь на фундаментальные цели географического образования – формирование всесторонне образованной, инициативной, высоконравственной и духовно богатой личности, изучение каждой темы курса предполагает и свои, более узкие и частные цели.

   Системно – деятельный подход в обучении это и его направленность на приобретение обучающимися своего собственного  личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая, созидающая деятельность. Раскрыть  творческие возможности обучающихся, научить грамотным приёмам работы с информационным материалом, логическому и позитивному мышлению возможно при изучении курса географии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tep_mira.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельного подхода

на уроках географии при изучении темы

« Топливно-энергетическая промышленность мира».

Ковальская Н.И.

Преподаватель СПб ГБПОУ

Колледж Метрополитена

и железнодорожного транспорта.

Санкт-Петербург

2024


Содержание.

  1. Пояснительная записка……………………………..стр.3
  2. Основная часть………………………………………стр.4
  3. Практическая часть………………………………….стр.6
  4. Библиография и интернет ресурсы………………...стр.10

2

#1055;ояснительная записка.

Концепция российского образования на современном этапе требует эффективного переосмысления старых и использования инновационных методов обучения, она ориентируется не только на усвоение определённой суммы знаний, но и обязательное развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.

Системно-деятельный подход является методологической основой ФГОС. Цель системно-деятельного подхода – воспитать личность способную к самостоятельности, саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного освоения нового опыта. Система образования в современных условиях призвана обеспечить социальную и духовно- нравственную консолидацию общества, безопасность личности, общества и государства. Системно – деятельный подход строится на компетентностном подходе. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию и развитие индивидуальности.

География – особая наука, она и естественная и общественная, и природная и социальная. Этот, казалось бы, противоречивый характер географии – её большое преимущество в эпоху междисциплинарных исследований. В новом тысячелетии усиливается гуманистический и культорологическккий потенциал общего образования, а географическая культура становится важной составной частью общей культуры современного человека. География охватывает всю систему «природа – человек – общество», она несёт в себе огромный гуманистический потенциал. Познание взаимоотношений между обществом и природой – задача философская и очень многогранная. География не претендует на исключительное право заниматься этой проблемой, но именно география, используя широкий и комплексный охват важнейших вопросов стоящих перед человечеством, может осветить их наиболее полно.

3

Актуальность данного исследования заключается в его современности и практической направленности. Опираясь на фундаментальные цели географического образования – формирование всесторонне образованной, инициативной, высоконравственной и духовно богатой личности, изучение каждой темы курса предполагает и свои, более узкие и частные цели.

Системно – деятельный подход в обучении это и его направленность на приобретение обучающимися своего собственного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая, созидающая деятельность. Раскрыть творческие возможности обучающихся, научить грамотным приёмам работы с информационным материалом, логическому и позитивному мышлению возможно при изучении курса географии.

Содержание курса географии таково, что его нельзя усвоить только с помощью простого запоминания, репродуктивного мышления. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение самостоятельно.

Коллективная форма обучения играет исключительно важную роль в развитии мотивации при овладении определёнными знаниями. Работа в учебном сообществе помогает втянуть в активную деятельность всех обучающихся, между группами возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность учебной работы.

  1. Основная часть.

При изучении темы «Топливно-энергетическая промышленность мира» может быть использована одна из форм работы в контексте системно – деятельного подхода. Это формирование учебного сообщества, в результате создаются условия для решения нескольких задач:

4

- развить навыки исследовательской деятельности;

- проявить творческие возможности;

- стимулировать познавательную деятельность;

- способствовать коммуникативности.

Для этих целей может быть использован частично-поисковый метод, который осуществляется в сформированных учебных сообществах. Метод опирается на уже имеющиеся у обучающихся знания по исследуемому материалу, обзорный рассказ преподавателя, дополнительные информационные источники.

Расширенное, глубокое и самостоятельное изучение материала – это уже серьёзная исследовательская работа. Для её успешного выполнения необходимо специальное учебное оборудование – справочники, серии карт, географическая литература, научно-популярные издания и, конечно использование интернет ресурсов. Уровень информационной культуры определяется знаниями и умениями в области поиска и семантической обработки информации.

Основной источник знаний по дисциплине – учебник. В процессе обучения он выполняет информационную, развивающую и воспитывающую функцию. Но творческие возможности обучающихся ярче проявляются при поиске и отборе дополнительного материала по теме.

Особую воспитательную роль играет коллективная форма организации учебного процесса. Основной результат такой учебной деятельности – это воспитание опыта взаимодействия, сотрудничества, ответственности, ведь важно не подвести товарищей по группе, хорошо выполнить свою часть работы. Работа в учебном сообществе способствует самостоятельности и критичности мышления, развивает активность, что и обеспечивает успешность выполнения работы в группе.

5

Сформированное учебное сообщество реализует несколько важнейших принципов.

Принцип деятельности – обучающийся получает знания по изучаемой теме не в готовом виде, а добывает их самостоятельно.

Принцип комфортности – изучение темы, изложение учебного материала, обсуждение результатов работы происходит в доброжелательной атмосфере взаимного уважения и поддержки.

Принцип творчества – каждый участник учебного сообщества выполняет свою часть исследовательской работы по теме « Топливно-энергетическая промышленности мира », самостоятельно подбирая теоретический материал, выполняя картографические работы, составляя таблицы.

Работа в учебном сообществе организуется так, что в каждом из сообществ есть лидер, координатор исследовательского процесса. Он отвечает за распределение тем внутри каждого учебного сообщества, систематизирует и готовит заключительный отчёт по изучаемой теме.

  1. Практическая часть.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОПЛИВНО- ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА МИРА.

(практическая работа с элементами семинарского занятия).

Цель урока:

  • Закрепить и углубить знания, полученные на уроке-лекции и в ходе самостоятельной работы.
  • Научить пользоваться разнообразными источниками информации (разнотипными учебниками, атласами, статистическими и графическими материалами, интернет ресурсами).

6

  • Привить навыки коллективной работы и чувство единой команды.
  • Привить навыки свободного изложения информации, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения.

Форма организации учебного процесса: формирование учебного сообщества (коллективная работа в учебной группе).

Оборудование: разнотипные учебные пособия, статистические, графические и картографические материалы, интернет ресурсы, интерактивная доска.

Порядок проведения занятия:

  1. Объявить тему урока и объяснить обучающимся характер работы.

Сообщить, что на данном уроке обучающиеся будут небольшими группами исследовать отдельные отрасли топливно-энергетического комплекса мира.

  1. Каждой группе дать план работы (он одинаков для всех) и помочь распределить темы. Подсказать основные источники информации.

Каждый участник творческой учебной группы составляет свою часть характеристики отрасли и освещает свой вопрос при коллективном ответе.

  1. После активной коллективной работы обучающиеся представляют составленную характеристику отрасли.

Характеристика должна быть чёткой, лаконичной и ёмкой, учитывать воздействие энергетики на все сферы деятельности человека, состояние на данный момент и перспективы развития, характеристику подкреплять цифровыми данными, картографическими материалами.

  1. Подвести итоги занятия, акцентировать внимание на удачных моментах коллективной работы.

7

Для поощрения выставляются одинаково высокие оценки всем участникам учебного сообщества, так как при данной форме работы все работают активно и интуитивно распределяют задания внутри сообщества по степени сложности.

  1. Домашнее задание.

Привести в порядок и систематизировать записи по каждой отрасли. Подготовить портфолио по изучаемой теме на основании собранного материала.

8

ПЛАН-ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Задания.

Состав действия.

1

Значение отрасли в экономике и хозяйстве мира.

Кратко рассказать значение отрасли, показать еае повлияла НТР на её развитие.

2

Сырьевые ресурсы отрасли, их размещение по странам мира.

Назвать и указать на карте основные сырьевые ресурсы отрасли, акцентировать внимание на основных чертах и особенностях размещения.

3

Размеры производства продукции и распределение их по главным регионам мира.

Назвать основные цифровые данные отрасли: главные производители и главные потребители, указать на факторы, влияющие на производство и потребление. Основные грузопотоки и способы транспортировки.

4

Природоохранные и экологические проблемы отрасли.

Указать негативные последствие для окружающей среды при производстве и транспортировке данной продукции.

5

Перспективы развития отрасли.

Запасы сырья и темпы добычи, перспективы развития .

9

  1. Библиографические и интернет ресурсы.
  1. Атлас экономической и социальной географии мира. – М., Аст-Пресс, 2024.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2014.
  3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.

10 класс: учеб. для общеобр. учреждений: базовый уровень. – М.,2022.

  1. СелевкоГ.К. Современнные образовательные технологии. – М., 2012.

Библиотека электронных образовательных ресурсов.

–Географический

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая презентация по географии "География промышленности мира"

25 октября 2017год.Тематическаяпрезентация по географии "География промышленности мира" -1 курс СПО....

План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»

План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности.  Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Организация ремонтных, монтажных и наладочных работ по промышленному оборудованию. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...