Топливно-энергетическая промышленность мира
план-конспект урока
Актуальность данного исследования заключается в его современности и практической направленности. Опираясь на фундаментальные цели географического образования – формирование всесторонне образованной, инициативной, высоконравственной и духовно богатой личности, изучение каждой темы курса предполагает и свои, более узкие и частные цели.
Системно – деятельный подход в обучении это и его направленность на приобретение обучающимися своего собственного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая, созидающая деятельность. Раскрыть творческие возможности обучающихся, научить грамотным приёмам работы с информационным материалом, логическому и позитивному мышлению возможно при изучении курса географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tep_mira.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельного подхода
на уроках географии при изучении темы
« Топливно-энергетическая промышленность мира».
Ковальская Н.И.
Преподаватель СПб ГБПОУ
Колледж Метрополитена
и железнодорожного транспорта.
Санкт-Петербург
2024
Содержание.
- Пояснительная записка……………………………..стр.3
- Основная часть………………………………………стр.4
- Практическая часть………………………………….стр.6
- Библиография и интернет ресурсы………………...стр.10
2
#1055;ояснительная записка.
Концепция российского образования на современном этапе требует эффективного переосмысления старых и использования инновационных методов обучения, она ориентируется не только на усвоение определённой суммы знаний, но и обязательное развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.
Системно-деятельный подход является методологической основой ФГОС. Цель системно-деятельного подхода – воспитать личность способную к самостоятельности, саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного освоения нового опыта. Система образования в современных условиях призвана обеспечить социальную и духовно- нравственную консолидацию общества, безопасность личности, общества и государства. Системно – деятельный подход строится на компетентностном подходе. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию и развитие индивидуальности.
География – особая наука, она и естественная и общественная, и природная и социальная. Этот, казалось бы, противоречивый характер географии – её большое преимущество в эпоху междисциплинарных исследований. В новом тысячелетии усиливается гуманистический и культорологическккий потенциал общего образования, а географическая культура становится важной составной частью общей культуры современного человека. География охватывает всю систему «природа – человек – общество», она несёт в себе огромный гуманистический потенциал. Познание взаимоотношений между обществом и природой – задача философская и очень многогранная. География не претендует на исключительное право заниматься этой проблемой, но именно география, используя широкий и комплексный охват важнейших вопросов стоящих перед человечеством, может осветить их наиболее полно.
3
Актуальность данного исследования заключается в его современности и практической направленности. Опираясь на фундаментальные цели географического образования – формирование всесторонне образованной, инициативной, высоконравственной и духовно богатой личности, изучение каждой темы курса предполагает и свои, более узкие и частные цели.
Системно – деятельный подход в обучении это и его направленность на приобретение обучающимися своего собственного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая, созидающая деятельность. Раскрыть творческие возможности обучающихся, научить грамотным приёмам работы с информационным материалом, логическому и позитивному мышлению возможно при изучении курса географии.
Содержание курса географии таково, что его нельзя усвоить только с помощью простого запоминания, репродуктивного мышления. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение самостоятельно.
Коллективная форма обучения играет исключительно важную роль в развитии мотивации при овладении определёнными знаниями. Работа в учебном сообществе помогает втянуть в активную деятельность всех обучающихся, между группами возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность учебной работы.
- Основная часть.
При изучении темы «Топливно-энергетическая промышленность мира» может быть использована одна из форм работы в контексте системно – деятельного подхода. Это формирование учебного сообщества, в результате создаются условия для решения нескольких задач:
4
- развить навыки исследовательской деятельности;
- проявить творческие возможности;
- стимулировать познавательную деятельность;
- способствовать коммуникативности.
Для этих целей может быть использован частично-поисковый метод, который осуществляется в сформированных учебных сообществах. Метод опирается на уже имеющиеся у обучающихся знания по исследуемому материалу, обзорный рассказ преподавателя, дополнительные информационные источники.
Расширенное, глубокое и самостоятельное изучение материала – это уже серьёзная исследовательская работа. Для её успешного выполнения необходимо специальное учебное оборудование – справочники, серии карт, географическая литература, научно-популярные издания и, конечно использование интернет ресурсов. Уровень информационной культуры определяется знаниями и умениями в области поиска и семантической обработки информации.
Основной источник знаний по дисциплине – учебник. В процессе обучения он выполняет информационную, развивающую и воспитывающую функцию. Но творческие возможности обучающихся ярче проявляются при поиске и отборе дополнительного материала по теме.
Особую воспитательную роль играет коллективная форма организации учебного процесса. Основной результат такой учебной деятельности – это воспитание опыта взаимодействия, сотрудничества, ответственности, ведь важно не подвести товарищей по группе, хорошо выполнить свою часть работы. Работа в учебном сообществе способствует самостоятельности и критичности мышления, развивает активность, что и обеспечивает успешность выполнения работы в группе.
5
Сформированное учебное сообщество реализует несколько важнейших принципов.
Принцип деятельности – обучающийся получает знания по изучаемой теме не в готовом виде, а добывает их самостоятельно.
Принцип комфортности – изучение темы, изложение учебного материала, обсуждение результатов работы происходит в доброжелательной атмосфере взаимного уважения и поддержки.
Принцип творчества – каждый участник учебного сообщества выполняет свою часть исследовательской работы по теме « Топливно-энергетическая промышленности мира », самостоятельно подбирая теоретический материал, выполняя картографические работы, составляя таблицы.
Работа в учебном сообществе организуется так, что в каждом из сообществ есть лидер, координатор исследовательского процесса. Он отвечает за распределение тем внутри каждого учебного сообщества, систематизирует и готовит заключительный отчёт по изучаемой теме.
- Практическая часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОПЛИВНО- ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА МИРА.
(практическая работа с элементами семинарского занятия).
Цель урока:
- Закрепить и углубить знания, полученные на уроке-лекции и в ходе самостоятельной работы.
- Научить пользоваться разнообразными источниками информации (разнотипными учебниками, атласами, статистическими и графическими материалами, интернет ресурсами).
6
- Привить навыки коллективной работы и чувство единой команды.
- Привить навыки свободного изложения информации, умение убеждать и отстаивать свою точку зрения.
Форма организации учебного процесса: формирование учебного сообщества (коллективная работа в учебной группе).
Оборудование: разнотипные учебные пособия, статистические, графические и картографические материалы, интернет ресурсы, интерактивная доска.
Порядок проведения занятия:
- Объявить тему урока и объяснить обучающимся характер работы.
Сообщить, что на данном уроке обучающиеся будут небольшими группами исследовать отдельные отрасли топливно-энергетического комплекса мира.
- Каждой группе дать план работы (он одинаков для всех) и помочь распределить темы. Подсказать основные источники информации.
Каждый участник творческой учебной группы составляет свою часть характеристики отрасли и освещает свой вопрос при коллективном ответе.
- После активной коллективной работы обучающиеся представляют составленную характеристику отрасли.
Характеристика должна быть чёткой, лаконичной и ёмкой, учитывать воздействие энергетики на все сферы деятельности человека, состояние на данный момент и перспективы развития, характеристику подкреплять цифровыми данными, картографическими материалами.
- Подвести итоги занятия, акцентировать внимание на удачных моментах коллективной работы.
7
Для поощрения выставляются одинаково высокие оценки всем участникам учебного сообщества, так как при данной форме работы все работают активно и интуитивно распределяют задания внутри сообщества по степени сложности.
- Домашнее задание.
Привести в порядок и систематизировать записи по каждой отрасли. Подготовить портфолио по изучаемой теме на основании собранного материала.
8
ПЛАН-ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
№ | Задания. | Состав действия. |
1 | Значение отрасли в экономике и хозяйстве мира. | Кратко рассказать значение отрасли, показать еае повлияла НТР на её развитие. |
2 | Сырьевые ресурсы отрасли, их размещение по странам мира. | Назвать и указать на карте основные сырьевые ресурсы отрасли, акцентировать внимание на основных чертах и особенностях размещения. |
3 | Размеры производства продукции и распределение их по главным регионам мира. | Назвать основные цифровые данные отрасли: главные производители и главные потребители, указать на факторы, влияющие на производство и потребление. Основные грузопотоки и способы транспортировки. |
4 | Природоохранные и экологические проблемы отрасли. | Указать негативные последствие для окружающей среды при производстве и транспортировке данной продукции. |
5 | Перспективы развития отрасли. | Запасы сырья и темпы добычи, перспективы развития . |
9
- Библиографические и интернет ресурсы.
- Атлас экономической и социальной географии мира. – М., Аст-Пресс, 2024.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2014.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.
10 класс: учеб. для общеобр. учреждений: базовый уровень. – М.,2022.
- СелевкоГ.К. Современнные образовательные технологии. – М., 2012.
Библиотека электронных образовательных ресурсов.
–Географический
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая презентация по географии "География промышленности мира"
25 октября 2017год.Тематическаяпрезентация по географии "География промышленности мира" -1 курс СПО....
План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»
План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»
План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»...
Химическая, лесная и легкая промышленность мира.
Урок по географии на 2 курсе...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03. Организация ремонтных, монтажных и наладочных работ по промышленному оборудованию. Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля (далее ПМ) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионально...