Химическая, лесная и легкая промышленность мира.
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Тема урока: Химическая, лесная и легкая промышленность мира.
Цель урока: сформировать представление о мировой химической, лесной и легкой промышленности.
Задачи урока:
- Образовательная – охарактеризовать состав, особенностей развития и размещения химической, лесной и легкой промышленности мира;
- Развивающая – развить умение определять закономерности размещения определенных отраслей промышленности, умение работать с картами атласа;
- Воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность к предмету и краеведческий подход.
Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник, раздаточный материал, презентация, видео-ролики.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Тестовые задания (3, 4 слайд)
1. Промышленность – главная отрасль материального производства. В зависимости от используемого сырья выделяются….
А) Добывающая и химическая промышленность
В) Обрабатывающая и машиностроительная промышленность
С) Добывающая и обрабатывающая промышленность
Д) Угольная и нефтегазовая промышленность
2. Какое количество человек занято в мировой промышленности?
А) 400 тыс.
В) 500 млн.
С) 200 млн.
Д) 700 тыс.
3. В зависимости от времени возникновения отрасли промышленности делятся на 3 группы. Какие?
А) старые, новые, новейшие
В) крупные, новые, новейшие
С) крупные, наукоемкие, новые
Д) старые, новые, сложные
4. Наибольшее количество промышленных районов сосредоточенно….
А) Южная Америка, СНГ, Россия
В) Европа, США, Канада, Восточная Азия, СНГ
С) Европа, США, Россия, Германия
Д) США, Канада, Восточная Азия, Центральная Азия
5. Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения является….
А) Машиностроение и металлообработка
В) Машиностроение и химическая промышленность
С) Легкая промышленность
Д) Электронная и электротехническая промышленность.
IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Современная промышленность – составляющая мирового хозяйства, ведущая отрасль производственной сферы, основной производитель материальных благ. Но так было не всегда. Первые промышленные предприятия были построены приблизительно 240 лет назад. Это были ткацкие фабрики в Англии, передовой западноевропейской стране того времени. Именно Западная Европа, а потом США первыми прошли все основные этапы индустриального развития. Это проявилось в последовательном изменении отраслей промышленности, которые были лидерами в экономике.
IV. Изучение нового материала.
Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От её развития зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство – минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население – разнообразными бытовыми химическими средствами.
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
- горно-химическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, фосфоритов, солей);
- основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
- химию органического синтеза (производство полимеров – пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
- прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.). (6, 7 слайд)
Лесная промышленность мира.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.
Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели. (8, 9 слайд)
Лёгкая промышленность мира.
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.
Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
- первичная переработка сырья;
- текстильная промышленность;
- швейная промышленность;
- обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.
Главными факторами размещения являются:
- сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
- потребитель (для швейной и обувной);
- сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности). (11, 12 слайд)
Видео-ролики (Финляндия, Италия)
ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ. (13 слайд)
1. НАЗОВИТЕ ВСЕ ЦЕНТРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ:
1. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1 ГРУППА)
2. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (2 ГРУППА)
3. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (3 ГРУППА)
2. КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ДЛЯ ЖИЗНИ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ И Т.Д.
V. Закрепление изученного материала.
ВИКТОРИНА (14 слайд)
1. Назовите факторы размещения производства химической промышленности.
Горная химия – сырье
Основная химия – сырье и потребитель
Химия органического синтеза – транспорт и потребитель
Бытовая химия и фармацевтика – потребитель
2. Назовите четыре главных региона мировой химической промышленности.
Европа, Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия.
3. Назовите страны по выпуску сложной, наукоемкой продукции.
США, Западная Европа (Германия), Япония.
4. Какие страны являются крупнейшими заготовителями хвойной древесины?
Россия, Канада, Швеция, Финляндия.
5. Назовите страны, лидирующие по производству бумаги и картона?
Китай, США, Япония, Германия, Финляндия, Канада, Швеция.
6. Какая страна лидирует по производству бумаги на долю населения?
Финляндия.
7. Назовите пять главных регионов мировой текстильной промышленности.
Восточная Азия, Южная Азия, СНГ, зарубежная Европа и США.
8. Главным регионом развития текстильной промышленности является….
Азия, дающая сегодня около 70% общего количества тканей.
9. Назовите развитые страны, специализирующиеся на производстве модных и индивидуальных изделий?
США, Франция, Италия.
VI. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке, мы научились характеризовать размещения химической, лесной и легкой промышленности.
«Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. (15 слайд)
Плюс | Минус | Интересно |
(16 слайд)
VII. Домашнее задание.
Подготовить реферат на тему: «Химическая промышленность мира», «Лесная промышленность мира», «Легкая промышленность мира» (по выбору) (17 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пищевая и легкая промышленность"
Особенности размещения предприятий пищевой и легкой промышленности и факторы, определяющие размещение предприятий этих отраслей....
Тематическая презентация по географии "География промышленности мира"
25 октября 2017год.Тематическаяпрезентация по географии "География промышленности мира" -1 курс СПО....
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Экономика организации ППССЗ 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 072709/54.02.03 Художественное оформление изделий те...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Экономика организации ППССЗ 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильн...
Информационное письмо Департамента Смол. обл. заседание образовательно - производствененного кластера легкой промышленности Смоленской обл.
Участие в открытом заседании образовательно - производствененного кластера легкой промышленности Смоленской обл....
План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»
План - конспект учебного занятия по теме «География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»
План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»...