Технологии урока с постановкой и решением проблемно- познавательных заданий
статья
в данной статье раскрывается схема проведения урока с проблемно-познавательным заданием, содержатся требования к составлению проблемно-познавательных заданий, приведены примеры проблемно -познавательных заданий в рамках изучения учебной дисциплины "История".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_uroka_s_postanovkoy_i_resheniem_problemno-poznavatelnyh_zadaniy.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии урока с постановкой и решением проблемно-
познавательных заданий
Одной из главных задач современного педагога, работающего в системе профессионального образования, является формирование у студентов необходимых компетенций, способствующих развитию предпринимательского поведения, разрешению нестандартных ситуаций и проблем, умению брать на себя ответственность, вырабатывать перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в собственных силах, конкурентоспособный на арене социально- экономического пространства.
В современном преподавании акцент ставится на самостоятельную и творческую деятельность студента, которая способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску альтернативных решений, формированию мотивации достижения успеха, обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Обучиться этому можно через проблемное обучение.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет радость самостоятельного поиска, открытия, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучаемых.
Особенность данной технологии заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.
Наиболее распространенной для развития мыслительных умений анализа, сравнения, обобщения является технология урока истории с постановкой и решением проблемно-познавательных заданий.
Отличительным признаком этой технологии являются приемы создания проблемных ситуаций – таких проблемно-познавательных заданий, которые не имеют очевидного решения, не предполагают, что обучающийся сразу может дать ответ на вопрос. Создание таких заданий предполагает возникновение у обучающихся противоречий в познавательном процессе, вынуждает их на определенные самостоятельные учебные действия для их разрешения.
Технологическая схема проведения урока с проблемно-познавательным заданием
Постановка проблемно-познавательного задания |
Определение требований к его выполнению |
Выяснение правильности понимания задания обучающимися |
Предъявление информации для выполнения задания |
Определение обучающимися плана выполнения задания |
Деятельность группы по выполнению задания |
Предъявление задания обучающимися |
Анализ результатов работы |
Фиксация обучающимися основных вопросов содержания и выводов урока |
Главные требования к составлению проблемно – познавательного задания:
- должно охватывать основное содержание всего урока
- может быть адресовано всей группе, или это могут быть несколько заданий по группам (возможно, разных по уровню сложности)
- предполагает активизацию мыслительной деятельности обучающихся
- информация для его выполнения, содержащаяся в изложении материала преподавателем (лекция) или в представляемых обучающимся источниках (лабораторный урок), не должна давать прямого ответа на поставленный вопрос.
На основе концепции проблемного обучения разработано множество технологий.
Технология обучения на основе задачного подхода предполагает, что учебный процесс организуется как система решения проблемно-познавательных заданий, выстроенных иерархически: каждый раз новый уровень задач сложнее предыдущего. Эта технология используется на уроках-практикумах, на лабораторных занятиях.
Проблемный подход в обучении реализуется в зарубежной технологии развития критического мышления. Выделяются стадии организации критической деятельности при освоении учебного содержания:
Стадия 1 – «вызов»: предполагает формулировку целей изучения темы и вопросов к свое познавательной деятельности
Стадия 2 – «осмысление»: обучающиеся сами находят информацию и ищут ответы на свои вопросы
Стадия 3 – «рефлексия»: обучающиеся возвращаются к исходной информации, сопоставляют ее с новыми знаниями. Обсуждают итоги работы.
Данная технология применима при формировании умений анализировать достоверность источников, исторические версии и оценки.
Для выполнения проблемных заданий, требующих нестандартных решений, используется локальная технология мозгового штурма (мозговой атаки). Она предполагает организацию группового поиска решения проблемы на основе стимулирования творческой активности обучающихся. Ее сущность заключается в том, что предлагается решить проблему в процессе ее обсуждения. Для этого они должны выдвигать как можно большее количество путей ее осмысления. Наглядно такой подход к проблемам демонстрируют игроки команд в телевизионной игре «Что? Где? Когда?»
На вопрос, как можно эффективно организовать самостоятельное выполнение проблемных задач, отвечает локальная кейс-технология. Она предполагает самостоятельное решение познавательных проблем на основе работы со специально созданным кейс-пакетом, содержащим задание, источники и рекомендации для его выполнения.
Примеры проблемных заданий
1. При изучении темы “Холодная война” дается следующее проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Обучающимся предлагается выяснить: кто виноват? Одна группа выступает в роли западных историков, другая - в роли советских. Группам выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Обучающиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается и сегодня. Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.
2. Ситуация неожиданности создается при ознакомлении обучающихся с фактами и идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, вызывающими вопрос: «А может ли такое быть?» «Неоднозначен был князь Владимир, запятнавший себя убийством Рогволда и его сыновей, которые никогда не были его врагами. Он заставил дочь Рогволда Рогнеду быть его женой, вероломно умертвил собственного брата, предал своих боевых товарищей-варягов. Князь Владимир был многоженцем: летопись говорит о пяти, так сказать, законных женах и невероятном количестве наложниц князя. Его грехи еще долго можно было бы перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром -Красное Солнышко. Почему?»
3. «В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой,
миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой
мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого,
кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку». Почему?
Технология проблемного обучения имеет свои достоинства, недостатки и трудности, как и любая педагогическая технология, используемая на практике. К достоинствам относится обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение на практике. Но, несмотря на достоинства, все обучение не может строиться целиком, как проблемное. Для этого потребовалось бы времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов курса истории (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления данной технологии. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Учитывая изложенное выше, с целью интенсификации интеллектуального развития обучаемых, как было отмечено, необходима оптимизация процесса обучения.
Технология проблемного обучения имеет свои достоинства, недостатки и трудности, как и любая педагогическая технология, используемая на практике. К достоинствам относится обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение на практике. Но, несмотря на достоинства, все обучение не может строиться целиком, как проблемное. Для этого потребовалось бы времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов курса истории (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления данной технологии. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Учитывая изложенное выше, с целью интенсификации интеллектуального развития обучаемых, как было отмечено, необходима оптимизация процесса обучения.
Литература
1.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. –М., 2004.
2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М., Просвещение, 2005
3.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика 1977
4.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика 1972
5. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка и решение проблем, способность формулировать, анализировать и решать проблемы.
Проектная деятельность учащихся на уроке. использование интернета....
Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углубленная подготовка)
Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой работы....
Методические рекомендации для учащихся по написанию курсовой работы ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг
Методическая разработка предназначена для повышения качества выполнения студентами курсовой работы и её правильного оформления....
Методические рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (углублённая подготовка)
Методическая разработка предназначена для правильной организации выполнения студентами самостоятельной работы, формирования готовности к самообразованию и повышения эффективности этой деятельности....
Методические рекомендации для учащихся по написанию курсовой работы ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг»
Методическая разработка направлена на улучшение качества выполняемых студентами курсовых работ и верного их оформления....
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.04 «Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг» по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
Рабочая программа профессионального модуля используется в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство с целью овладения обучающимися указанным в...
Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг
Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.04 Постановка и решение технологических и художественных задач в сфере парикмахерских услуг по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство (уг...