Методическая разработка
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Методическая разработка по Истории

по теме:

«Новые технологии  обучения истории»

Выполнила: Оробей Оксана Николаевна

Рославль

Содержание

Введение                                                                                                         3

1. История становления понятия «технология обучения»                           5

2. Игровые технологии обучения на уроках истории                                  7                              

3. Компьютер в обучении истории                                                               11

Заключение                                                                                                    14

Список используемой литературы                                                               16

 

 

                                                                                                                                         

Введение

      В настоящее время значительно возрастает доля творческого труда в составе профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому  сегодня актуальным является вопрос «Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный урок для обучающихся?» В данной работе актуальность темы состоит в том, что педагогические возможности инноваций в технологиях обучения очень перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса. Важным является определение того, как необходимо поступать педагогу при разработке содержания инновационного обучения, что следует передать посредством новых обучающих систем. Таким образом, целью работы является стремление  рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в обучение истории.

Исходя из цели, можно выявить следующие задачи:

   Во-первых, дать определение понятию педагогических технологий с точки зрения исторической преемственности;

      Во-вторых, показать роль игровых технологий;

      В-третьих, рассмотреть значение применения компьютера в обучении истории.

Современные педагогические технологии позволяют реализовать поставленные цели и задачи в обучении истории:

- формирование у молодого поколения ориентиров гражданской, социальной, культурной позиции в окружающем мире;                                                                  

- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней;

- развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внеучебной деятельности.

1. История становления понятия «технология обучения»

    Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы XX в. в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира, в том числе и в России.       Основная цель педагогической технологии – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения.Технологические понятия до 70-х гг. прошлого века почти не использовались в отечественной педагогике и дидактике.    Представителей традиционной дидактики и педагогики пугал производственный термин «технология» при рассмотрении сущности таких творческих и психологических процессов, как обучение и воспитание, поскольку само понятие «технология» исторически возникло в связи с техническим процессом. Вместе с тем технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский 400 лет назад. Во введении («Привет читателям») своего знаменитого труда «Великая дидактика» (1632) Я. А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения – «всех учить всему»5, но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло»5. Таким образом, им была сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была сформулирована и другая идея технологии – «учить быстро», чтобы ни у учителя, ни у учащихся «не было обременения или скуки», «учить основательно». Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я. А. Коменский назвал «дидактической машиной».  В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827).

     Новый всплеск интереса к педагогическим технологиям характерен для США 30-х гг. XX в., когда появились первые программы аудиовизуального обучения (обучение на основе технических средств). Появился термин «технология в образовании». Сторонники технизации учебного процесса видели суть повышения эффективности обучения в широком использовании технических средств.

   С появлением программированного обучения и разработкой дидактических машин появляется термин «технология образования», который в буквальном переводе означал: как строить процесс обучения (и воспитания) в целом. В 70-е гг. появляется термин «педагогические технологии», обозначающий способы достижения в педагогическом процессе гарантированного результата. На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:

     Педагогическая технология, по определению Ф. А. Фрадкина, «это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Оно всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, в котором фиксируются ее своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата»7.

 Педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» (И. Я. Лернер).6

Технология – это система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения поставленных задач (И. П. Подласый)3.

Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько)1.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

   Анализ приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы представляют структуру образовательно-технологического процесса и его составляющие элементы.  Это, в сою очередь, обусловлено теми методологическими ориентирами, с позиции которых исследуется педагогическая технология как явление педагогической реальности. Такое глубокое методологическое обоснование изучения педагогической технологии и отражение ее существенных принципов в соответствующем определении дается в работах известного отечественного ученого В. П. Беспалько. В качестве методологического ориентира в исследовании этого явления он использует системный метод.

2. Игровые технологии обучения на уроках истории

     Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательная, коммуникативная, самореализация, диагностическая, коррекция, межнациональная коммуникация, социализация.

     Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игры находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) как самостоятельные технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;

2) как элемента более крупной технологии;

3) как урок или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.);

4) как технологии внеклассной работы.

     Рассмотрим более подробно технологию деловой игры. Она используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материалов с разных позиций.

    В учебном процессе применяются различные модификации деловой игры: имитационная, операционная, ролевая, деловой театр, психо- и социодрама.

Далее следует введение в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертов за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками деловой игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

    Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они идут от главной цели игры. Различают три способа развития игрового процесса: детерминированный, спонтанный, смешанный (сочетает алгоритмизации с учетом вероятного характера событий, наиболее свойственный деловой игры). В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: а) по содержанию работы в группе - генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анализатор; б) по организационным позициях - организатор, координатор, интегратор, контроллер, тренер, манипулятор; в) в отношении новизны - инициатор, осторожный критик, консерватор; г) по методологическим позициям - методолог, критик, методист, проблематизатор,рефлексирующей,программист;д) по социально-психологических позициях - лидер, предпочитает, принят, независимый, не принят, что отвергается.      Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры подразумевает выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

     В игровых проектах участники разрабатывают игру, тщательно продумывают и описывают ее содержание и структуру, ход, этапы, результаты. В вводной части содержатся сведения о типичном представителе социальной группы, указание на род занятий, сведения, позволяющие отождествлять себя с конкретным персонажем. Предписывающая часть содержит конкретную задачу и способы ее выполнения. В содержание ученики вводят главные факты, события и явления изучаемого курса истории, опираясь на документы, материалы, научно-популярную литературу. В деловых играх ученики берут на себя роли специалистов – историков, юристов, дипломатов, журналистов. В ретроспективных играх моделируются ситуации далекого прошлого, учащиеся берут на себя роли таких типичных персонажей, как рабовладельцы и рабы, помещики и крестьяне, князья и дружинники. Ученики должны играть роли людей иного общества и статуса, возраста и имущественного ценза, выражать внутренний мир своего персонажа, вжившись в эту роль, выражая личностные качества и мотивы поведения. Они воссоздают речь, словесные обороты конкретного периода истории, используют соответствующие костюмы и декорации. Могут быть использованы проектные задания, предполагающие разработку игр и средств по обеспечению их поведения как для одноклассников, так и для младших школьников. Вот некоторые из них.

 Игра "Чем наш город знаменит?". Участники называют все, что прославило город, дают краткую характеристику знаменитостей. Побеждает команда, набравшая больше очков.

 Игра-путешествие по родному городу. К уроку обучающиеся заранее подбирают картины, иллюстрации города. Руководитель игры показывает иллюстрацию, а подопечные составляют по ней рассказ, придумывая по одному предложению. Придумавший лучшее предложение, получает один балл. Побеждает тот, кто набрал  больше всего баллов.

 Игра "Найди ошибку". Для ее проведения надо составить рассказ на историческую тему, содержащий заранее обговоренное количество неточностей и несоответствий, подобрать иллюстративный материал.

 Игра "да"-"нет" предполагает разработку фраз в форме утверждений. Руководитель игры читает текст, а обучающиеся говорят "да" или "нет".

  Подобрать к игре слова на историческую тему, трудные для запоминания. Условия игры: на доске записываем в три столбика слова, в которых пропущена буква, трудная для запоминания. Эту букву вписывает участник игры. Каждое слово закрыто отдельной бумажкой. В игре участвуют три команды. Игроков – по количеству слов. Игра проходит на время: кто быстрее выполнит. За ошибку – штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше штрафных очков.

3. Компьютер в обучении истории

     В наш век современных технологий невозможно обойтись без использования компьютерных систем обучения в изучении истории. Под компьютерными технологиями обучения принято понимать совокупность методов, форм и средств обучения, базирующихся на использовании современных компьютерных средств и направленных на эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области.

  Новые информационные технологии, обретающие легкость, доступность например, использование компьютера, воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности. Компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям – когда обучающиеся сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Правильность выполнения заданий ученики сверяют с ответами на большом экране с диагональю 1,5 м, изображение на который выводится при помощи мультимедиапроектора.

 Преподаватель и обучающиеся успешно создают интерактивные карты по истории, применяемые как при изучении нового, так и на повторительно-обобщающих уроках. Возможно конструирование урока на основе материалов исторической игры "Современники" (CD-ROM), "Аванта" или программы Power Point из пакета Microsoft Office.

 Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео– и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в аудитории по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Они готовят рассказы по коллажу, по слайдам.

 Интересные рекомендации по работе с электронным диафильмом дает А. В. Чернов. Учитель с обучающимися становятся разработчиками поурочных пакетов презентаций трех видов:

1) компьютерные презентации;

2) программы для повторительно-обобщающих уроков;

3) компьютерный диафильм с элементами анимации.

 Как правило, на подготовку одной презентации с применением отрывков из мультимедийных энциклопедий, средств графики и анимации, аудиосредств уходит около трех часов времени. [Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Преподавание истории в школе, 2001, № 8.]

 Применение компьютерного диафильма на уроке дает возможность в нужной последовательности вводить, снимать, передвигать фрагменты кадров, представленных в виде слайдов. Так, на первом слайде появляется тема урока, на втором – пункт за пунктом отображается план изучения нового материала, на третьем – выдвигается проблемная задача урока, на последующих – раскрывается основное содержание урока, представленного на слайдах с кратким учебным текстом базовых знаний и изобразительного ряда – иллюстраций с картин известных художников, диаграмм.

Заключение

     Результатом исследования темы "Новые технологии в обучении истории", стало выявление того, что на сегодняшний день, в условиях реформации общего среднего образования на преподавание истории возлагаются важные задания, связанные с социальной адаптацией личности, подготовкой к активной общественной жизни и воспитанием, с одной стороны, общечеловеческих ценностных ориентаций, а с другой - глубокого патриотизма. Уделить особое внимание следует формированию исторической осмысленности у учеников, которая дает возможность критически осмысливать прошлое и современное и прогнозировать будущее.

    Данная работа содержит четкие теоретические понятия и их определения, на основе  которых можно сделать соответствующие выводы:

1.В разделе собран и систематизирован теоретический материал, который имеет методическую ценность для преподавателей.

2.Использование игровых технологий в преподавании истории позволяет преподавателю выработать в обучающихся толерантность, уважение и готовность учиться друг у друга. Дидактические игры на уроках истории помогают решить следующие задачи:

развитие познавательного интереса к истории;

глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими обучающимися;

активизацию познавательной деятельности;

создание условий для самореализации личности обучающегося;

повышение творческого потенциала обучающихся.

3.Компьютерные технологии позволяют оптимизировать процесс обучения истории, т.е. сделать его эмоционально насыщенным, более интересным, динамичным, наглядным. Кроме того, использование компьютерных технологий даёт возможность на качественно новом уровне изучать историю. Компьютер является равноправным партнером преподавателя.

Список используемой литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2. Борзова Л.П. «Игры на уроке истории»: методическое пособие для учителя.- М.: Владос-Пресс, 2001.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб.заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 569 – 626.

4.Студеникин М.Г. «Современные технологии преподавания истории в школе». Москва 2007 г.,77с.

5.  Коменский Я. А. Великая дидактика//Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С. 80 

6. Лернер И.Л. Гуманистическая дидактика Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. - С.117-120.

7. Фрадкин Ф.А. Гаврилин А.В. Технология формирования личности в рефлексологической педагогике // История пед. технологии. - М., 1993. - с. 23-25.

8. Чернов А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Преподавание истории в школе.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...