Программа работы кружка
материал
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Утверждаю
Заместитель директора по
учебной работе
Рослякова О.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ КРУЖКА «ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
на 2023 -2024 учебный год
Рославль
Организация – разработчик:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Разработчик:
Оробей Оксана Николаевна - преподаватель общеобразовательных дисциплин
РАССМОТРЕНА
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №______от_______2023 г.
Председатель цикловой комиссии
___________ Дюбанова Н.В.
Пояснительная записка.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Внеурочная деятельность по историческому краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному краю.
История каждого человека как и общества в целом - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает студентам глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл программы «Моя малая родина».
Содержание.
1. Паспорт плана работы кружка.
2. Требования к уровню подготовки студентов.
3. Содержание плана работы кружка.
4.Условия реализации программы кружка по дисциплине «История».
5. Информационное обеспечение обучения.
6. Контроль и оценка результатов освоения.
1.Паспорт плана работы кружка.
Название места проведения: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Участники - студенты 1-х курсов образовательных программ
Количество часов на освоение материала всего 22ч., в том числе по семестрам:
1 семестр-9 часов,
2 семестр-13часов.
Актуальность: темы работы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усилением воспитательной функции, формированием гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, родному краю, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию.
Цели данной программы:
- расширять знания обучающихся с героическими страницами нашей истории;
- развивать у обучающихся интерес к исторической личности, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
- вырабатывать у обучающихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
- способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций
- способствовать социализации молодого человека
- овладевать знаниями по краеведению, в том числе через практическую деятельность.
-формировать и углублять навыки учебной деятельности.
-формировать активную гражданскую позицию.
- расширять кругозор обучающихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
-формироваь и развивать способности анализировать свою деятельность.
-прививать любовь и интерес к истории культуре родного края, гордость за свою историческую родину
-формировать навыки исследовательской и проектной деятельности
-привлекать к участию в областных и всероссийских мероприятиях по истории и краеведению.
2.Требования к уровню подготовки.
Студенты должны:
- иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
- знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
- осуществлять исследовательскую и проектную деятельность.
- анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию.
- овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
- уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
- овладевать приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии
Задачи:
Бережно относиться к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников.
Стремиться познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
Ориентироваться на примеры мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Ожидаемые результаты
В процессе обучения происходит углубление следующих компетенций:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся и формирование творческого потенциала:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы;
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Курс предполагает следующие формы организации занятий: исследовательская работа, проектная деятельность, участие в открытых мероприятиях, олимпиадах и т. д., оформление выставок, фотоальбомов, представление презентаций, экскурсии.
3. Содержание плана работы кружка.
№ Зан. | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности | Кол-во часов |
1 | История возникновения города Рославля | Подготовка и представление проектов-презентаций на тему «Наш древний город» Посещение краеведческого музея | 1 |
2 | Рославль в 18-19 веке | Подготовка коллективных работ на основе исследований на тему: «История Рославля. Виртуальная экскурсия» | 1 |
3 | Рославль в 20 веке | Подготовка фотоальбома «Юбилеи Рославля». Оформление юбилейного стенда «Древний Рославль» | 1 |
4 | Рославль во время ВОВ | Подготовка докладов,эссе | 1 |
5 | Деятели культуры и искусства, прославившие Рославль | Представление исследовательских работ по выбору на тему «Великие соотечественники» с презентацией. Подготовка и участие в научно-практической конференции. | 1 |
6 | Памятные места в Рославле | Экскурсия по историческому центру | 1 |
7 | Моя малая Родина | Подготовка сообщения о своей малой Родине: район, село, улица, город | 1 |
8 | История храмов Рославля | Подготовка презентаций о храмах Рославля | 1 |
9 | Смоленский край в глубокой древности | Сообщения обучающихся. | 1 |
10 | Смоленская земля в составе Киевского государства | Сообщения обучающихся, просмотр видеофрагментов, проект | 1 |
11 | Смоленский край в 14 веке. Вхождение в состав Великого княжества Литовск | Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы | 1 |
12 | Смоленщина в составе Московского государства | Сообщения обучающихся. | 1 |
13 | Смоленский край в первой половине XVIII века | Сообщения обучающихся. | 1 |
14 | Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года | Сообщения учащихся, просмотр видеофрагментов, | 1 |
15 | Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов | Сравнение различных исторических источников, анализ, выводы | 1 |
16 | Экономическое развитие Смоленской губернии в 1900-1917 гг. | Сообщения учащихся | 1 |
17 | Индустриализация и коллективизация на Смоленщине | Сообщения, анализ с позиции разных социальных слоев. | 1 |
18 | Ситуация в области после 1991 года | Просмотр, видеороликов, краткий конспект | 1 |
19 | Общественно-политическая жизнь Смоленщины в 20-30-е годы | Сообщения обучающихся. | 1 |
20 | Смоленщина в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. | Сообщения обучающихся, просмотр видеофрагментов, дискуссия. | 1 |
21 | Послевоенные годы | Сообщения обучающихся, работа с документами | 1 |
22 | Социально-экономическая обстановка, современные реалии и перспективы. | Круглый стол. | 1 |
4.Условия реализации программы кружка по дисциплине «История».
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
План работы кружка по дисциплине «История» реализуется в учебном заведении, музее истории колледжа, краеведческом музее и других музеях г.Рославля.
Реализация плана работы кружка по дисциплине «История» предполагает следующее оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
4.2. Общие требования к организации работы кружка по дисциплине «История».
Освоение плана работы кружка базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплины «История».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство работы кружка: наличие высшего педагогического образования, квалификация «История».
5. Информационные источники:
1.Курцапова С. Рославльский некрополь // Край Смоленский, 2008. № 3. С. 56.
2.С.С.Иванов «Здесь было чудно веет обаянием своим»/Иванов С.С.-Смоленск: Смядынь, 2012.-384
3.«Иллюстрированном толковом словаре для детей и школьников» В.И.Даля. Издательство: Вече: 2006
4.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов «Толковый словарь русского языка»/Российская АН.: 1996г.
5.Ростиславль. Смоленский областной краеведческий альманах. Выпуск 1-2(14-15)- 2009год
6.Край Смоленский. Научно-популярный журнал № 7 2016г.
7.Рославль: Очерки по истории города Рославля и Рославльского р-она.- Смоленское областное книжное издательство «Смядынь» 1997-3. Иеромонах 8. Рафаил (Ивочкин). Рославльская земля: православные храмы. - Смоленск - 2004 г.
9. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск, 2008
10.Исторический атлас Смоленской области.- Москва. Издательство « ДИК», 2008
11.Будаев Д.И., Ильюхов История Смоленщины XIX-XX века. Смоленск 2011 год
12.Воробьев М.В., Храпченков А.К. «В боях на Смоленской земле». М., « Московский рабочий». 1975 г
13.Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века.
6. Контроль и оценка результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения плана работы кружка по дисциплине «История» осуществляется преподавателем общеобразовательного цикла в процессе наблюдения за выполнением обучающимися видов работ, при проверке сообщений, эссе.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач и личностного развития. | -Нахождение необходимой информации; - Использование различных источников, включая электронные. | Наблюдение за формированием навыков работы с использованием информационных технологий. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -Демонстрация умения работать с различными источниками. | Экспертная оценка деятельности студентов. |
Работать в коллективе и в команде. | -Взаимодействие с обучающимися. | Наблюдение за ролью обучающихся в группе. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. | -Доказательство, самоанализ и коррекция результатов работы. | Мониторинг развития личностных качеств обучающихся. |
Самостоятельно определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать развитие. | -планирование и организация самостоятельных занятий. | Контроль выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программам работы кружка по Экономике организации
Рабочая программа работы кружка " Предприниматель" (ДОП)...
Программа работы кружка «Рукодельница»
В техникуме работает кружок "Рукодельница", где студенты всех профессий и направлений обуения могут приобщиться к прекрасному миру творчества. Предлагаю разработанную мною программу кружка, ...
Программа работы кружка на 2021-2022 учебный год
Разработанная программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для планирования кружковой работы со студентами медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...
Программа работы кружка на 2022-2023 учебный год
Программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для организации кружковой работы для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация...
Программа работы кружка «Праздничная упаковка подарков»
Кружок «Праздничная упаковка подарков» организован в рамках реализации программ по воспитательной работе и с целью создания условий для раскрытия и реализации умственных и творческих спосо...
Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...
Программа работы кружка по решению задач по дисциплине Техническая механика
Программа работы кружка по решению задач по дисциплине:"Техническая механика"...