дополнительная образовательная программа работы вокального кружка
рабочая программа по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текстовый файл | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГОУ СПО МО «Орехово-Зуевский педагогический колледж»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ СПО МО
«Орехово-Зуевский педагогический колледж»
Несмелова Н.Б.
01.09.11._____________________
Дополнительная образовательная программа
вокального кружка
для студентов 1-го-5-го курсов педагогического колледжа
(возраст 15-20 лет)
Г.Орехово-Зуево
2011 год
Рассмотрено на заседании ПЦК
Педагогов дополнительного образования
Протокол №___ от______________
Председатель комиссии:
______________________________
Утверждена на заседании методсовета.
Протокол №___ от_______________
Председатель методсовета _______________________________
Автор: Терентьева М.А., педагог дополнительного образования
__________________________________________________________________
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой курс занятий со студентами педагогического колледжа в системе дополнительного образования.
Основы массового музыкального воспитания и образования закладываются еще в дошкольных учреждениях. Это начало долгого пути художественного воспитания и образования подрастающего поколения. Основополагающей мыслью всей системы музыкального образования является формирование музыкальной культуры, как части всей духовной культуры человека. С первых шагов Музыка входит в наш мир как часть духовной культуры человечества, соединенная тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, пластикой, где понятие художественного образа целостно, как целостно восприятие нами окружающего мира. В нем все имеет свой язык, обращенный к чувствам, разуму, душе и сердцу человека .Восприятие искусства через пени е - важный элемент в его эстетическом развитии. Пение всегда отражало общественное бытие, мысли и чувства, самые личные переживания человека. Смысл музыкальных занятий не только в овладении музыкальной культурой восприятия и эмоционально-смыслового анализа музыкального произведения, а в выразительном личностном прочтении и исполнении этого произведения. Помочь студенту понять, пережить, прочувствовать и дать собственную интерпретацию музыкальному произведению – вот главная задача педагога – музыканта.
К способам активного участия в области художественного творчества несомненно принадлежит пение (сольное, пение в ансамбле, хоровое). Процесс воссоздания художественного образа в певческой деятельности обусловлен двумя задачами: понять произведение, как понимал его сам автор; включить это произведение в круг своего понимания.
Важна в этом процессе и художественная «критика». Студенту необходимо помочь по достоинству оценить то или иное музыкальное произведение. А это невозможно без постоянного расширения кругозора, без воспитания художественного вкуса.
Как сформировать у студентов художественную восприимчивость к подлинно ценной музыке; научить их видеть, понимать, ценить красоту и талант истинных мастеров искусства, как воспитать у них художественный вкус.
Занятия в системе дополнительного образования открывают широкие возможности для решения этих задач.
Привлечение студентов к многообразной деятельности, обусловленной спецификой вокального искусства, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия в вокальном коллективе требуют от его участников вдумчивого анализа исполняемого музыкального произведения, проникновения в его художественный замысел. Занятия помогают формированию у студентов правильных идейно-эстетических оценок произведений искусства, отражающих различные стороны нашей жизни.
В вокальном кружке, работающем первый год, главное внимание уделяется созданию коллектива, расширению общего художественного кругозора студентов и практическому знакомству их с элементами вокальной техники, формированию певческих навыков (в работе над несложными музыкальными произведениями).
Направленность программы:
1.Создание условий для развития личности студента.
2.Развитие мотивации личности студента к познанию и творчеству.
3.Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия студентов.
4.Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
5.Профилактика асоциального поведения студентов.
6.Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности студента, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры.
7.Интеллектуальное и духовное развитие личности студента.
8.Укрепление психического и физического развития студентов.
9.Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями студентов.
Разработка данной дополнительной программы обеспечивает занятость студентов творческими видами деятельности , что чрезвычайно актуально в связи с существующими в студенческой среде социальными проблемами.
Цель дополнительной образовательной программы
- развитие музыкально-песенного искусства как средства эстетизации и повышения творческого потенциала студенческой молодежи в социально-культурной деятельности;
- приобщение студентов к музыкальному искусству, пробуждение в них эстетических и нравственных чувств, рожденных художественными произведениями;
Задачи дополнительной образовательной программы:
-развитие у студентов потребности общения с искусством в повседневной жизни, формирование творческих навыков и умений;
-активизация воспитательной работы в студенческой среде на основе приобщения молодых исполнителей к лучшим образцам музыкальной отечественной культуры;
-выявление вокально одаренных студентов, авторов, создающих собственные песни, формирование стабильных творческих коллективов;
-организационно-педагогическая поддержка музыкально-творческой деятельности; создание среды творческого общения студенческой молодежи;
Сроки реализации программы:
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 3-хгодичный курс обучения для студентов специальности « Документационное обеспечение управления и архивоведение» , 4-хгодичный курс для студентов специальности « Дошкольное образование» и 5-годичный курс для студентов специальности « Иностранный язык».
1-я группа- 1-й год обучения.
2-я группа-2-й и 3-й год обучения.
3-я группа-4-й и 5-й год обучения.
Формы занятий:
-индивидуальные занятия с солистами;
-подгрупповые занятия с дуэтами, трио;
-подгрупповые занятия с ансамблем;
-видеопросмотры выступлений и их анализ;
-совместный просмотр музыкальных спектаклей. концертов;
Ожидаемым результатом занятий с вокальными коллективами является:
-психологическая и техническая готовность студентов к публичным выступлениям;
-способность применить полученные музыкальные знания, умения и навыки вне жизни колледжа;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-участие вокальных коллективов во внутриколледжных мероприятиях;
-выступление студентов на городских, районных, областных смотрах, конкурсах, фестивалях;
-шефская работа с приютом, детским домом, школами города в рамках волонтерского движения;
Методическое обеспечение программы
Основные приемы и методы работы:
Практические певческие упражнения на:
- развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, ритмического чувства; расширение певческого диапазона; развитие певческих навыков: формирование у студентов правильной певческой установки, формирование правильного дыхания, грамотного звукообразования и звукоформирования, хорошей певческой дикции.
-формирование и развитие навыков сольного пения, пения в ансамбле, развитие гармонического слуха, умения держать строй, т.е. чисто интонировать свою партию и слышать партию других голосов.
Наглядность: слуховая и зрительная.(демонстрация музыки в записи или в живом исполнении; схемы, таблицы, рисунки, карточки для распеваний).
Технические средства обучения: звукоусиливающая аппаратура ( проводные и радиомикрофоны, усилительные колонки, компьютер, микшерный пульт), фонограммы - минус и фонограммы - плюс на электронных носителях.
Музыкальные инструменты : акустическое пианино, гитара ; синтезатер.
Содержание музыкального образования на вокальных занятиях.
-певческие умения и навыки, теоретические знания из области вокального искусства.
-все виды художественной деятельности: восприятие, исполнение, художественный анализ, импровизация, творчество.
-основные сферы художественного творчества: классическая вокальная музыка, популярная музыка, эстрадная песня, бардовская песня.
Критерии выбора музыкального репертуара.
- художественная ценность музыкального произведения;
- наличие в певческом репертуаре произведений разных жанров, музыкальных стилей и направлений (аранжировки русских народных песен, лучшие образцы вокальной классики, бардовские песни, популярные эстрадные песни, джазовая вокальная музыка и т.д.);
- воспитательная направленность песен (обязательное включение в репертуар песен о России, о Подмосковье, об Орехово-Зуеве ,патриотические песни о войне, вокальные произведения православно-духовного содержания);
Учебно-тематический план
№№ п/п | Перечень разделов и тем | 1-я группа | 2-я группа | 3-я группа |
Всего часов | Всего часов | Всего часов |
Теорет. | Практ. | Теорет. | Практич. | Теорет. | Практич. |
Раздел 1. История вокальных стилей и жанров |
6 | 18 | 14 | 18 | 14 | 18 |
Тема1.1. | Академическое (оперное) пение. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема1.2. | Народное пение. Этническая музыка. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема1.3. | Жанр романса. | 2 | 2 | 2 |
Тема1.4. | Авторская ( бардовская ) песня. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема1.5. | Джаз. Блюз. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема1.6. | Рок-музыка. | 2 | 4 | 4 |
Тема1.7. | Эстрадная песня. | 8 | 2 | 8 | 2 | 8 |
Раздел2.Певческие навыки. |
12 | 50 | 2 | 48 | 2 | 48 |
Тема2.1. | Физиологические основы пения. | 2 |
Тема2.2. | Строение голосового аппарата. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема2.3. | Певческая установка. | 4 | 2 | 2 |
Тема2.4. | Певческое дыхание. | 8 | 8 | 8 |
Тема2.5. | Звукообразование. | 2 | 8 | 8 | 8 |
Тема2.6. | Певческая дикция. | 2 | 8 | 8 | 8 |
Тема2.7. | Певческий строй. | 2 | 10 | 10 | 10 |
Тема2.8. | Певческий ансамбль. | 2 | 10 | 10 | 10 |
Раздел 3. Сценические движения. |
30 | 30 | 30 |
Тема3.1. | Основные правила жестикуляции. | 8 | 8 | 8 |
Тема3.2. | Культура сценического движения. | 10 | 10 | 10 |
Тема3.3. | Мимический тренинг. | 6 | 6 | 6 |
Тема3.4. | Дыхательные упражнения с движениями. | 6 | 6 | 6 |
Раздел 4.Основные правила эстрадного вокалиста. |
38 | 2 | 36 | 2 | 36 |
Тема4.1. | Охрана певческого голоса. | 4 | 2 | 6 | 2 | 6 |
Тема4.2. | Атака звука. | 6 | 6 | 6 |
Тема4.3. | Певческие распевания. | 20 | 16 | 16 |
Тема4.4. | Певческий репертуар. | 8 | 8 | 8 |
Раздел 5.Готовность выхода на сцену. |
2 | 10 | 10 | 10 |
Тема5.1. | Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. | 2 | 4 | 4 | 4 |
Тема5.2. | Ролевая подготовка. | 6 | 6 | 6 |
Раздел 6. Работа со звукоусиливающей аппаратурой. |
32 | 36 | 36 |
Тема6.1. | Работа с микрофоном. | 16 | 18 | 18 |
Тема6.2. | Работа с фонограммой-минус. | 16 | 18 | 18 |
Итого: 594 час. | 20 | 178 | 18 | 180 | 18 | 180 |
Содержание программы.
Раздел 1. История вокальных стилей и жанров .
Тема 1.1.Академическое (оперное) пение.
Теория - 2 час.
Жанры классической вокальной музыки. Опера; история возникновения ; разновидности опер.
Практическое занятие- 2 час.
Оперные голоса. Великие оперные певцы ( видеопросмотр фрагментов опер с последующим анализом).
Тема1.2. Народное пение. Этническая музыка.
Теория -2 час
Музыкальный фольклор .Разновидности русских народных песен.
Практическое занятие – 2 час.
Особенности народного пения. Этническая музыка сегодня. Современные обработки русских народных песен. ( видеопросмотр фрагментов концертов певицы Пелагеи, групп « Баба Яга», « Мельница», «Русская песня»
Тема 1.3. Жанр романса.
Практическое занятие – 2 час.
(слушание романсов в исполнении мастеров вокала).
Тема 1.4. Авторская (бардовская) песня.
Теория – 2 час.
Авторская песня как вид поэзии .Кто такие барды? Известные барды – исполнители.
Практическое занятие – 2 час.
Особенности бардовского пения.(видеопросмотр исполнения авторских песен Ю.Визбора, Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Якушевой, Н.Матвеевой и др.)
Тема 1.5.Джаз. Блюз.
Теория -2 час.
История возникновения джаза. Импровизация и свинг.
Практическое занятие – 2час.
Великие джазовые исполнители. Луи Армстронг, Элла Фитцджералд.(видеопросмотр с последующим анализом).
Тема 1.6. Рок – музыка.
Теория – 2 час.(1-я группа) 4 час.(2-я и 3-я группы).
Из истории рока. Известные мировые рок – группы и рок – певцы.
Практические занятия – 4 час.( 2-я и 3-я группы).
Магия рока. Западный рок.( видеопросмотр фрагментов рок – концертов с последующей дискуссией).
Тема 1.7. Эстрадная песня.
Теория – 2.час.(2-я,3-я группы).
Жанры легкой музыки. Современная поп – музыка. Диско 70-х.
Практические занятия- 8 час.
Западная эстрада. Звезды российского шоу – бизнеса.( видеопросмотр выступлений эстрадных певцов).
Раздел 2. Певческие навыки.
Тема 2.1. Физиологические основы пения.
Теория – 2час.
Природа пения. Фактор наследственности в проявлении вокальной одаренности. Тесситура, диапазон, вибрато.
Тема 2.2.Строение голосового аппарата.
Теория- 2 час.
Голосовые связки. Артикуляционный аппарат. Резонаторы. Органы дыхания.
Практическое занятие – 2 час.
Исследуем возможности своего голоса.
Тема 2.3. Певческая установка.
Практическое занятие – 4 час.
Позиции ног. Правильная осанка. Мышечный тонус.
Тема 2.4. Певческое дыхание.
Практические занятия – 8 час.
Тренинги на развитие дыхания. Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой.
Тема 2.5. Звукообразование.
Теория – 2 час.
Правильное формирование гласных звуков. « Линейка гласных».
Практическое занятие – 8 час.
Упражнения на развитие силы звука. Создание « купола при пении». Понятия: открытый и прикрытый звук.
Тема 2.6. Певческая дикция.
Теория – 2 час.
Дикция и ораторское искусство. Особенности певческой дикции.
Практическое занятие- 8 час.
Упражнения артикуляционной гимнастики. Скороговорки.
Тема 2.7. Певческий строй.
Теория – 2 час.
Понятие строя. Унисон. Многоголосное пение.
Практические занятия – 10 час.
Как избежать фальши? Упражнения на развитие гармонического слуха. 2-хголосные упражнения на интонирование различных интервалов .
Тема 2.8. Певческий ансамбль.
Теория – 2 час.
Понятие ансамбля. Темповый, динамический ансамбль.
Практические занятия – 10 час.
Упражнения на формирование навыка ансамблевого пения.
Раздел 3. Сценические движения.
Тема 3.1. Основные правила жестикуляции.
Практические занятия – 8 час.
Эстетика сценического жеста. Основные правила жестикуляции. Упражнения на координацию.
Тема 3.2. Культура сценического движения.
Практические занятия – 10 час.
Движения как составляющая имиджа артиста. Выражение музыкальной драматургии песни в сценических движениях.
Тема 3.3. Мимический тренинг.
Практические занятия – 6 час.
Упражнения по развитию мимики. Вокальная мимика и актерское мастерство.
Тема 3.4. Дыхательные упражнения с движениями.
Практические занятия – 6 час.
Упражнения на формирование естественного пения в процессе сценического движения. Упражнения на ровный тембр звука в процессе активного движения.
Раздел 4.Основные правила эстрадного вокалиста.
Тема 4.1.Охрана певческого голоса.
Практические занятия – 6 час.
Голос, слух и физическое здоровье человека. Что вредит связкам? Первая помощь голосовым связкам. Поддержание тонуса связок.
Тема 4.2. Атака звука.
Практические занятия – 6 час.
Вокальные упражнения на различные виды атаки. ( твердую, мягкую, придыхательную).
Тема 4.3. Певческие распевания.
Практические занятия – 20 час.
Комплексные распевания . Принцип постепенности разогревания голосовых связок.
Тема 4.4. Певческий репертуар.
Практические занятия -8 час.
Правила подбора индивидуального репертуара певца. Соответствие диапазону голоса, техническим возможностям , манере исполнения.
Раздел 5. Готовность к выходу на сцену.
Тема 5.1. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.
Теория – 2 час.
Роль психологических тренингов в процессе подготовки к публичным выступлениям.
Практические занятия – 4 час.
Упражнения и тренинги по готовности к публичному выступлению.
Тема 5.2.Ролевая подготовка.
Практические занятия – 6 час.
Абстрагирование от личностных качеств. Процесс вживания в музыкальный образ.
Раздел 6. Работа со звукоусиливающей аппаратурой.
Тема 6.1. Работа с микрофоном.
Практические занятия – 18 час.
Основные правила работы с микрофоном. Пение с микрофонами различных типов.
Тема 6.2.Работа с фонограммой – минус.
Практические занятия – 16 час.
Соотношение громкости звука голоса и фонограммы. Исполнение под фонограмму – минус с подголосками. Грамотное пользование электронными носителями фонограмм.
Используемая литература
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования.-М.:ВЛАДОС,2004.
3.Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей.-М.: ВЛАДОС,2003.
4.Исаева И.О.Уроки эстрадного пения.-РнД: Феникс,2009.
5. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек (о возрастных изменениях) М., изд. АПН РСФСР, 1985.
6. Овчинникова Т.Н.Воспитание юношеского певческого голоса // Экспериментальные
исследования. М., Педагогика, 1998.
7. Птица К.Б. О музыке и музыкантах. Статьи разных лет. М., изд. Мистикос Логинов. 1995.
8. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., Музгиз, 1979.
9. Юрлов А.А. Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983.
10. Яковлев А. Вопросы певческого воспитания. Л., Учпедгиз, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация дополнительной образовательной программы работы вокального кружка
Презентация содержит основные положения программы....
План работы отдельной дисциплины Дополнительных образовательных программ
План работы отдельной дисциплинв дополнительных образовательных программ на 2013-2014 учебный год....
Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"
Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...
Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.
Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся о способах приготовления ...
Дополнительная образовательная программа Кружка «Швейное дело» (срок реализации - 80 часов)
Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения на...
Дополнительная образовательная программа работы театральной студии «ВМЕСТЕ»
Содержание программы. Пояснительная записка:Образовательная область и предмет изучения;Цели и задачи образовательной программы;Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;Продолжитель...
Дополнительная образовательная программа работы театральной студии «ВМЕСТЕ»
Содержание программы. Пояснительная записка:Образовательная область и предмет изучения;Цели и задачи образовательной программы;Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы;Продолжитель...