Программа работы кружка на 2021-2022 учебный год
материал
Разработанная программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для планирования кружковой работы со студентами медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_21-22.docx | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
«Утверждаю»
Директор ОГБПОУ
«Рославльский медицинский техникум»:
___________Г.В. Фролова
«____»__________2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по Лекарствоведению
на 2021-2022 учебный год
Руководитель кружка:
преподаватель МДК 01.01 Лекарствоведение
Собина М.Л.
Рассмотрено на заседании
ЦМК специальности Фармация
Протокол №___ от ____________2021г.
Председатель ЦМК: М.В Терещенкова
Рославль
2021г.
Программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 33.02.01. Фармация.
Организация – разработчик ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Разработчик – Собина Марина Леонидовна – преподаватель МДК 01.01 Лекарствоведение ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Рекомендовано:
Методическим советом ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Протокол № 1 от 31августа 2021г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 5 |
2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА | стр. 8 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ | стр. 10 |
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | стр. 13 |
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся II, III, IV курсов специальности СПО 33.02.01. Фармация (на базе основного общего образования) в условиях ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум».
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Для студентов медицинских учреждений большое место отведено изучению фармакологических дисциплин, которые являются достаточно сложными. Программа кружка «Лекарствоведение» предназначена помочь обучающимся расширить представления о научно- обоснованных правилах и нормах использования лекарственных веществ, применяемых в медицине и в быту, и должна способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Кружок «Лекарствоведение» призван развивать интерес к таким наукам как Фармакология и Фармакогнозия, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области фамрации и медицины; поэтому он будет полезен широкому кругу обучающихся. Привлечение дополнительной информации о значимости Лекарствоведения в различных областях медицины, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать обучающихся практической фармакологией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
При изучении этого курса формируются понятия о здоровье, компонентах и показателях здоровья, факторах, определяющих здоровье (качество среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».
Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«Лекарствоведение»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа кружка способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01.Фармация.
1.2 Цели и задачи кружка – требования к результатам освоения
Цели:
- расширять и углублять знаний обучающихся по изучаемому МДК;
- развивать общие и профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности будущих специалистов;
- формировать и закреплять полученные умения и навыки при проведении заседаний кружка;
- формировать информационную культуру;
- проводить поисковую научно- исследовательскую работу с обучающимися;
- применять полученные знания на практике;
- активно участвовать во внутритехникумовских, муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях (конкурсы, викторины, олимпиады);
- развивать творческий потенциал и общекультурный кругозор.
Задачи:
- закрепить навыки работы со справочной литературой и НТД;
- воспитывать личностные качества, ответственность и любовь в будущей профессии;
- активизировать творческую деятельность обучающихся;
- осуществить поисковые и научные исследования, направленные на изучение влияния химии на здоровый образ жизни;
- обеспечить участие обучающихся в научно- практических конференциях и олимпиадах.
1.3 Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы фармакологии и фармакогнозии, практическое назначение лекарственных веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о группах лекарственных веществ, способствует овладению методиками их применения, позволяет ознакомиться с побочными свойствами и противопоказаниями к применению лекарственных препаратов. Программа кружка содержит информацию по фармакологии и фармакогнозии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования лекарственных препаратов и растений.
Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
1.4 Новизна программысостоит в том, что содержание программы кружка расширяет кругозор обучающихся, направляет познавательную активность обучающихся на изучение вопросов, малоосвещенных в учебных дисциплинах, предусмотренных по специальности. Программа направлена на развитие у обучающихся понимания необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся:
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, анатомии и физиологии, ботаники, латинского языка, основ патологии. Это покажет обучающимся универсальный характер фармакологии и фармакогнозии, а также будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе изучения данного курса у обучающихся совершенствуются практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью фармацевтического образования. Решение задач воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
1.5.Освоение программы кружка способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
Профессиональных компетенций:
ПК 1.3. | Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента |
ПК 1.4. | Участвовать в оформлении торгового зала |
ПК 1.5. | Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента |
ПК 1.6. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности |
ПК 1.7. | Оказывать первую медицинскую помощь |
Рекомендуемое количество часов на реализацию рабочей программы кружка:
1 учебный год (40 недель – 20 часов), 2 часа в месяц.
Планируемые результаты:
- повысить умение выделять объект исследования, овладевать способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
- совершенствование навыка пользования информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
- формировать умение находить проблему и варианты ее решения;
- развивать навык работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- совершенствовать умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
- развивать самостоятельную и творческую активность, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;
- развивать умение проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
- формировать социальную активность и коммуникабельность.
Формы работы: исследовательская и проектная деятельность, создание презентаций.
Форма подведения итогов реализации плана кружка: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах, защита проектов.
Результативность работы кружка.
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по исследованию – публичная защита презентаций и проектов.
Обучающиеся должны принимать участие во всех внутритехникумовских, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях исследовательского характера.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках, отслеживание количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Календарно-тематическое планирование
работы кружка на 2021-2022учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Примечание |
1. Организационное занятие – 2ч. | ||||
Сентябрь | Сообщение плана работы кружка, его целей и задач. Выбор актива кружка, секретаря. Обсуждение тем исследовательской работы. Обсуждение участия в социальном проекте «Социальная значимость отпуска гормональных препаратов по рецепту» | - беседа | ||
2.Занятие. Введение – 2ч. | ||||
Октябрь | Выбор основного направления работы кружка: «Вся правда о гормональных препаратах». Обсуждение тематики заседаний в рамках принятого основного направления работы. Назначение ответственных за подготовку заседаний кружка. | - деловая игра по правилам отпуска гормональных препаратов, - составление тестов | ||
3. Занятие.Препараты инсулина на аптечном рынке - 2ч. | ||||
Ноябрь | Препараты инсулина жизненно необходимы пациентам с СД-1; кроме того, их получает до 40 % пациентов с СД-2. Классификация препаратов инсулина, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
4. Занятие. Синтетические сахароснижающие средства - 2ч. | ||||
Декабрь | Синтетические сахароснижающие препараты назначают пожизненно пациентам с СД-2; Классификация синтетических сахароснижающих препаратов, механизм действия, формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
5 Занятие. Современные модели глюкометров на аптечном рынке - 2 ч. | ||||
Январь | Для больных диабетом быстрота и точность измерений уровня глюкозы в крови имеет жизненно-важное значение. Приборы для домашнего использования работают по разным технологиям, имеют свои достоинства и недостатки. Именно с ними необходимо разобраться на занятии. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
6 Занятие. Роль половых гормонов в жизни человека - 2 ч. | ||||
Февраль | Организм человека очень сложно устроен. Помимо основных органов в организме присутствуют и другие не менее важные элементы всей системы. К таким важным элементам относятся и гормоны. Поскольку очень часто то или иное заболевание связано именно с повышенным или наоборот заниженным уровнем гормонов в организме. Классификация гормонов препаратов, механизм действия, формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
7 Занятие. Современные пероральные контрацептивы - 2ч. | ||||
Март | На сегодняшний день одним из самых распространённых методов предотвращения нежелательной беременности считается гормональная контрацепция. Согласно последним статистическим данным, около 150 миллионов представительниц прекрасной половины человечества во всём мире каждый день принимают пероральные контрацептивы. Что особенно примечательно, у большинства этих женщин не развиваются серьёзные побочные реакции или осложнения. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
8 Занятие. Фитогормоны- 2 ч. | ||||
Апрель | Роль фитогормонов в организме растения. Влияние фитогормонов на организм человека. Применение для лечения и профилактики заболеваний. Боровая матка, красная щетка и пастушья сумка – характеристика растений, препараты на их основе, механизм действия, применение, побочное действие, противопоказания. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
9 Занятие. Препараты гормонов щитовидной железы- 2ч. | ||||
Май | Гормо́ны щитови́дной железы́ представлены двумя различными классами биологически активных веществ: йодтиронинами и полипептидным гормоном кальцитонином. Эти классы веществ выполняют разные физиологические функции: йодтиронины регулируют состояние основного обмена, а кальцитонин является одним из факторов роста и влияет на состояние кальциевого обмена, а также участвует в процессах роста и развития костного аппарата (в тесном взаимодействии с другими гормонами). | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
10 Занятие. Итоговое занятие: «Вся правда о гормональных препаратах» (2ч) Круглый стол в рамках социального проекта на тему: «Социальная значимость отпуска гормональных препаратов по рецепту» |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Оборудование:
- Классная доска.
- Стол для преподавателя.
- Стул для преподавателя.
- Столы для студентов.
- Стулья для студентов.
Учебно-наглядные пособия:
- Цветные таблицы в соответствии с учебной программой.
- Таблицы микроскопии лекарственного растительного сырья.
- Гербарий лекарственных растений ботанических семейств.
- Упаковки лекарственного сырья и препаратов растительного происхождения.
- Сборы лекарственного растительного сырья, применяемые при заболеваниях различной этиологии.
- Микроскопы.
- Методические указания для студентов и преподавателей для практических занятий.
- Набор аннотаций по темам в соответствии с учебной программой.
- Наборы образцов лекарственных препаратов по темам в соответствии с учебной программой.
Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- Мультимедийные презентации и таблицы
- Видео фильмы
- Методические учебные материалы на электронных носителях
- Справочные материалы
Литература:
Основные источники:
- Государственная фармакопея РФ (I часть). – XII изд. – М.: «Медицина», 2007.
- Государственная фармакопея СССР (II часть). – XI изд. – М.: «Медицина», 1990.
- Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: СпецЛит 2022. — 864 с
- Жохова Е.В., Гончаров М.Ю. Фармакогнозия. –М.: «ГЭОТАР – Медиа» 2013.
- Сокольский И.Н., Самылина И.А., Беспалова Н.В. Фармакогнозия. – М.: «Медицина», 2013 г.
- Майский В.В. «Фармакология с общей рецептурой», Москва, 2022.
- Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва. 2022.
- Лекарственные препараты в России. Справочник ВИДАЛЬ, Москва, 2014.
- Лекции по фармакологии на электронном носителе.
- Реестр лекарственных средств России.
- Аннотации на лекарственные средства.
Дополнительные источники:
- Гринкевич Н.И., Ладыгина Е.Я. Фармакогнозия: Атлас. – М.: «Медицина», 2016.
- Блинова К.Ф., Яковлев Г.П. Ботанико-фармакогностический словарь. – М.: «Высшая школа», 2019.
- Самылина И.А., Северцева В.А. Фармакогнозия: Лекарственные растения государственной фармакопеи. – М.: «Анми», 2013.
- Яковлев Г.П., Блинова К.Ф. Лекарственное растительное сырье. Фармакогнозия. – СПб.: «СпецЛит», 2014.
- Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2066.
- Пронченко Г.В. Лекарственные растительные средства. – М.: «ГЭОТО - Медицина», 2022.
- Соловьева В. Биоактивные пищевые добавки: Сила и здоровье Вашего организма. – М.-СПб.: «Центрполиграф - Дельта», 2013.
- Биологически активные добавки к пище: Полная энциклопедия /сост. Н.А. Натарова. – СПб.: ИД «Весь», 2021.
- Витамины и минеральные вещества: Полная энциклопедия /сост. Т.П. Емельянова. – СПб.: ИД «Весь», 2021.
- Виноградов В. М. и др. «Фармакология с рецептурой», СПб., 2016.
- Газеты «Фармацевтический вестник».
- Журналы «Фармация».
- Харкевич Д. А. «Фармакология» 2013.
- Федеральное руководство по использованию лекарственных средств, М., 2018.
- Журнал «Аптека-взгляд на профессию»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программам работы кружка по Экономике организации
Рабочая программа работы кружка " Предприниматель" (ДОП)...
Программа работы кружка «Рукодельница»
В техникуме работает кружок "Рукодельница", где студенты всех профессий и направлений обуения могут приобщиться к прекрасному миру творчества. Предлагаю разработанную мною программу кружка, ...
План работы кружка на 2021-2022 учебный год
Представлен разработанный план работы кружка по Лекарствоведению для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация на 2021-2022 учебный год...
План работы кружка на 2022-2023 учебный год
Разработанный план работы кружка по Лекарствоведению предназначен для студентов медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...
Программа работы кружка на 2022-2023 учебный год
Программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для организации кружковой работы для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация...
Программа работы кружка «Праздничная упаковка подарков»
Кружок «Праздничная упаковка подарков» организован в рамках реализации программ по воспитательной работе и с целью создания условий для раскрытия и реализации умственных и творческих спосо...
Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...