Программа работы кружка на 2022-2023 учебный год
материал
Программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для организации кружковой работы для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_22-23.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
«Утверждаю»
Директор ОГБПОУ
«Рославльский медицинский техникум»:
___________Г.В. Фролова
«____»__________2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по Лекарствоведению
на 2022-2023 учебный год
Руководитель кружка:
преподаватель МДК 01.01 Лекарствоведение
Собина М.Л.
Рассмотрено на заседании
ЦМК специальности Фармация
Протокол №___ от ____________2022г.
Председатель ЦМК: М.В Терещенкова
Рославль
2022г.
Программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 33.02.01. Фармация.
Организация – разработчик ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Разработчик – Собина Марина Леонидовна – преподаватель МДК 01.01 Лекарствоведение ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Рекомендовано:
Методическим советом ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Протокол № 1 от 31августа 2022г
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 5 |
2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА | стр. 8 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ | стр. 10 |
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | стр. 13 |
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся II, III, IV курсов специальности СПО 33.02.01. Фармация (на базе основного общего образования) в условиях ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум».
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Для студентов медицинских учреждений большое место отведено изучению фармакологических дисциплин, которые являются достаточно сложными. Программа кружка «Лекарствоведение» предназначена помочь обучающимся расширить представления о научно- обоснованных правилах и нормах использования лекарственных веществ, применяемых в медицине и в быту, и должна способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Кружок «Лекарствоведение» призван развивать интерес к таким наукам как Фармакология и Фармакогнозия, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области фармации и медицины; поэтому он будет полезен широкому кругу обучающихся. Привлечение дополнительной информации о значимости Лекарствоведения в различных областях медицины, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать обучающихся практической фармакологией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
При изучении этого курса формируются понятия о здоровье, компонентах и показателях здоровья, факторах, определяющих здоровье (качество среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».
Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«Лекарствоведение»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа кружка способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01.Фармация.
1.2 Цели и задачи кружка – требования к результатам освоения
Цели:
- расширять и углублять знаний обучающихся по изучаемому МДК;
- развивать общие и профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности будущих специалистов;
- формировать и закреплять полученные умения и навыки при проведении заседаний кружка;
- формировать информационную культуру;
- проводить поисковую научно- исследовательскую работу с обучающимися;
- применять полученные знания на практике;
- активно участвовать во внутритехникумовских, муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях (конкурсы, викторины, олимпиады);
- развивать творческий потенциал и общекультурный кругозор.
Задачи:
- закрепить навыки работы со справочной литературой и НТД;
- воспитывать личностные качества, ответственность и любовь в будущей профессии;
- активизировать творческую деятельность обучающихся;
- осуществить поисковые и научные исследования, направленные на изучение влияния химии на здоровый образ жизни;
- обеспечить участие обучающихся в научно- практических конференциях и олимпиадах.
1.3 Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы фармакологии и фармакогнозии, практическое назначение лекарственных веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о группах лекарственных веществ, способствует овладению методиками их применения, позволяет ознакомиться с побочными свойствами и противопоказаниями к применению лекарственных препаратов. Программа кружка содержит информацию по фармакологии и фармакогнозии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования лекарственных препаратов и растений.
Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
1.4 Новизна программысостоит в том, что содержание программы кружка расширяет кругозор обучающихся, направляет познавательную активность обучающихся на изучение вопросов, мало освещенных в учебных дисциплинах, предусмотренных по специальности. Программа направлена на развитие у обучающихся понимания необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся:
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, анатомии и физиологии, ботаники, латинского языка, основ патологии. Это покажет обучающимся универсальный характер фармакологии и фармакогнозии, а также будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе изучения данного курса у обучающихся совершенствуются практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью фармацевтического образования. Решение задач воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
1.5.Освоение программы кружка способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
Профессиональных компетенций:
ПК 1.3. | Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента |
ПК 1.4. | Участвовать в оформлении торгового зала |
ПК 1.5. | Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента |
ПК 1.6. | Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности |
ПК 1.7. | Оказывать первую медицинскую помощь |
Рекомендуемое количество часов на реализацию рабочей программы кружка:
1 учебный год (40 недель – 20 часов), 2 часа в месяц.
Планируемые результаты:
- повысить умение выделять объект исследования, овладевать способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
- совершенствование навыка пользования информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
- формировать умение находить проблему и варианты ее решения;
- развивать навык работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- совершенствовать умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
- развивать самостоятельную и творческую активность, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;
- развивать умение проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
- формировать социальную активность и коммуникабельность.
Формы работы: исследовательская и проектная деятельность, создание презентаций.
Форма подведения итогов реализации плана кружка: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах, защита проектов.
Результативность работы кружка.
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по исследованию – публичная защита презентаций и проектов.
Обучающиеся должны принимать участие во всех внутритехникумовских, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях исследовательского характера.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках, отслеживание количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
Календарно-тематическое планирование
работы кружка на 2022-2023 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Примечание |
1. Организационное занятие – 2ч. | ||||
Сентябрь | Сообщение плана работы кружка, его целей и задач. Выбор актива кружка, секретаря. Обсуждение тем исследовательской работы. Обсуждение участия в социальном проекте «Социальная значимость отпуска антибактериальных препаратов по рецепту. Профилактика развития суперинфекции» | - беседа | ||
2.Занятие. Введение – 2ч. | ||||
Октябрь | Выбор основного направления работы кружка: «Вся правда об антибиотиках». Обсуждение тематики заседаний в рамках принятого основного направления работы. Назначение ответственных за подготовку заседаний кружка. | - деловая игра по правилам отпуска антибиотиков, - составление тестов | ||
3. Занятие.Антибиотики пенициллинового ряда - 2ч. | ||||
Ноябрь | Классификация антибиотиков пенициллинового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
4. Занятие. Антибиотики цефалоспоринового ряда - 2ч. | ||||
Декабрь | Классификация антибиотиков цефалоспоринового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
5 Занятие. Антибиотики макролиды - 2 ч. | ||||
Январь | Классификация антибиотиков макролидов, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
6 Занятие. Антибиотики аминогликозиды - 2 ч. | ||||
Февраль | Классификация антибиотиков аминогликозидов. Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
7 Занятие. Антибиотики тетрациклины - 2ч. | ||||
Март | Классификация антибиотиков тетрациклинового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
8 Занятие. Антибиотики левомицетины- 2 ч. | ||||
Апрель | Классификация антибиотиков левомицетинового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
9 Занятие. Фитоантибиотики- 2ч. | ||||
Май | Многие ягоды, травы, специи и другие дары природы обладают мощными антибактериальными и противовирусными свойствами. Зверобой, шалфей, ромашка, календула, эвкалипт – характеристика растений, особенности заготовки и приготовления галеновых препаратов. Механизм действия, применение, побочное действие и противопоказание. Препараты промышленного производства. | - работа со справочной литературой и другими источниками информации; - подготовка презентации; - публичное выступление с докладом на заседании кружка; - дискуссия. | ||
10 Занятие. Итоговое занятие: «Вся правда об антибиотиках» (2ч) Круглый стол в рамках социального проекта на тему: «Социальная значимость отпуска антибактериальных препаратов по рецепту. Профилактика развития суперинфекции». |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Оборудование:
- Классная доска.
- Стол для преподавателя.
- Стул для преподавателя.
- Столы для студентов.
- Стулья для студентов.
Учебно-наглядные пособия:
- Цветные таблицы в соответствии с учебной программой.
- Таблицы микроскопии лекарственного растительного сырья.
- Гербарий лекарственных растений ботанических семейств.
- Упаковки лекарственного сырья и препаратов растительного происхождения.
- Сборы лекарственного растительного сырья, применяемые при заболеваниях различной этиологии.
- Микроскопы.
- Методические указания для студентов и преподавателей для практических занятий.
- Набор аннотаций по темам в соответствии с учебной программой.
- Наборы образцов лекарственных препаратов по темам в соответствии с учебной программой.
Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- Мультимедийные презентации и таблицы
- Видео фильмы
- Методические учебные материалы на электронных носителях
- Справочные материалы
Литература:
Основные источники:
- Государственная фармакопея РФ (I часть). – XII изд. – М.: «Медицина», 2007.
- Государственная фармакопея СССР (II часть). – XI изд. – М.: «Медицина», 1990.
- Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: СпецЛит 2022. — 864 с
- Жохова Е.В., Гончаров М.Ю. Фармакогнозия. –М.: «ГЭОТАР – Медиа» 2013.
- Сокольский И.Н., Самылина И.А., Беспалова Н.В. Фармакогнозия. – М.: «Медицина», 2013 г.
- Майский В.В. «Фармакология с общей рецептурой», Москва, 2022.
- Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва. 2022.
- Лекарственные препараты в России. Справочник ВИДАЛЬ, Москва, 2014.
- Лекции по фармакологии на электронном носителе.
- Реестр лекарственных средств России.
- Аннотации на лекарственные средства.
Дополнительные источники:
- Гринкевич Н.И., Ладыгина Е.Я. Фармакогнозия: Атлас. – М.: «Медицина», 2016.
- Блинова К.Ф., Яковлев Г.П. Ботанико-фармакогностический словарь. – М.: «Высшая школа», 2019.
- Самылина И.А., Северцева В.А. Фармакогнозия: Лекарственные растения государственной фармакопеи. – М.: «Анми», 2013.
- Яковлев Г.П., Блинова К.Ф. Лекарственное растительное сырье. Фармакогнозия. – СПб.: «СпецЛит», 2014.
- Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2066.
- Пронченко Г.В. Лекарственные растительные средства. – М.: «ГЭОТО - Медицина», 2022.
- Соловьева В. Биоактивные пищевые добавки: Сила и здоровье Вашего организма. – М.-СПб.: «Центрполиграф - Дельта», 2013.
- Биологически активные добавки к пище: Полная энциклопедия /сост. Н.А. Натарова. – СПб.: ИД «Весь», 2021.
- Витамины и минеральные вещества: Полная энциклопедия /сост. Т.П. Емельянова. – СПб.: ИД «Весь», 2021.
- Виноградов В. М. и др. «Фармакология с рецептурой», СПб., 2016.
- Газеты «Фармацевтический вестник».
- Журналы «Фармация».
- Харкевич Д. А. «Фармакология» 2013.
- Федеральное руководство по использованию лекарственных средств, М., 2018.
- Журнал «Аптека-взгляд на профессию»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии на 2022 - 2023 учебный год
Выложенные мною рабочие программы мне помогают в работе....
План работы кружка на 2021-2022 учебный год
Представлен разработанный план работы кружка по Лекарствоведению для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация на 2021-2022 учебный год...
План работы кружка на 2022-2023 учебный год
Разработанный план работы кружка по Лекарствоведению предназначен для студентов медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...
Программа работы кружка на 2021-2022 учебный год
Разработанная программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для планирования кружковой работы со студентами медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...
Рабочая программа по ПМ. 02 2022-- 2023 уч год
Рабочая программа по ПМ. 02 2022-- 2023 уч год...
ПЛАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
План методической работы на 2022-2023 учебный год....