Поурочный план занятия
план-конспект занятия
План открытого зантятия на тему "Стресс. Методы борьбы с ней" для СПО
"Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить".
Сенека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnyy_plan_zanyatiya.docx | 181.84 КБ |
stress_v_pd.ppt | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
МДК.04.01 Основы менеджмента, управление персоналом
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Группа ДЗ-20-9-2
Тема: Стресс и методы борьбы с ним
Цель: Научиться способам снятия чрезмерного нервного напряжения.
Задачи:
обучающая
Познакомить студентов с понятием стресса, стрессовыми факторами (стрессорами);
развивающая
Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;
воспитывающая
Воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный (лекция, беседа), наглядный (презентация), поисковый (решение ситуаций), дискуссия.
Средства обучения: проектор, компьютер, сотовый телефон.
Вид контроля: индивидуальный, фронтальный опрос.
Оснащение: конспект урока, презентация
Структура учебного занятия
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин | Деятельность обучающихся Прогнозируемый результат | Действия педагога |
1 | Организационный момент | Словесный | 3 мин | Подготовка обучающихся к работе на уроке, организация психологического настроя | Активизирует внимание обучающихся |
2 | Целеполагание Определение темы, постановка целей и задач | Словесный | 5 мин | Мотивация учебной деятельности, формулирование цели урока | Сообщает тему урока, вместе с обучающимися определяют цель урока |
3 | Изучение нового материала | Словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа обучающихся | 15 мин | Усвоение новых знаний, использование заданий и вопросов, активизация познавательной деятельности обучающихся | Использует вопросы для закрепления изученного материала |
4 | Физкультминутка | Физические упражнения, направленные на улучшения самочувствия | 5 мин | Применение здоровьесберегающих технологий для снятия напряжения | Использует беседу для выполнения упражнения |
5 | Дискуссия | Словесный, практический | 30 мин | Применение тренировочных заданий для самостоятельного выполнения, которые выполняются самостоятельно обучающимися, применение новых знаний | Использует беседы и вопросы для закрепления |
6 | Рефлексия | Словесный и самостоятельная работа обучающихся | 5 Мин | Оценка обучающимися своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы | Задает вопросы о содержании и полезности учебной работы |
7 | Подведение итогов урока | Словесный и самостоятельная работа обучающихся | 10 Мин | Анализ и оценка успешности достижения цели | Подводит итог вместе с обучающимися, формулирует выводы, домашнее задание, поощряет за работу на уроке |
Ход урока
Сказка о том, как справляться с беспокойством (тревожностью)
Безмятежное облачко
Миллионы лет тучи на небе сгущались и расходились, соединялись, образуя плотный слой серой завесы, и снова расходились. Даже когда тучки вредничали и по несколько дней не отпускали небо, в конце концов, они потом все равно расходились…
И только облачко по имени Лауме оставалось спокойным и безмятежным, несмотря на их бесконечные проказы. Солнышко и птички лишь недоумевали, как же Лауме удавалось не поддаваться всеобщему беспокойству при смене погоды.
— Неужели тебя не тревожит поведение туч? — удивлялись птицы.
— Нет, — спокойно отвечало безмятежное облачко. — А почему это должно меня беспокоить? Тучи поиграют немного на небе и снова разойдутся.
— А если не разойдутся? — с беспокойством спрашивало солнышко. — Больше всего я боюсь того, что однажды они закроют меня, и я больше никогда не смогу согревать Землю своим теплом.
— Конечно, разойдутся, куда же они денутся! — успокаивало Лауме дневное светило. — Сколько лет живу, никогда не видело, чтобы тучи навсегда застилали небо.
— Может, поделишься секретом, как тебе удается сохранять спокойствие, несмотря ни на что?
— О, это совсем несложно! Как только ты начинаешь беспокоиться, обрати на это свое внимание, затем глубоко вдохни, а на выдохе представь, что беспокойство улетает от тебя далеко-далеко. Пока ты наблюдаешь за тем, как оно летит вдаль, подумай о том, что БЕСпокойство БЕСполезно для тебя. Так зачем же тратить на него свои силы?..
Только облачко успело договорить, как тучи снова сгустились на небе и окружили солнышко. Поначалу дневное светило испугалось этого, а затем вдруг тихо произнесло:
— Поможет ли мне сейчас мое беспокойство разогнать эти тучи?..
И само себе честно ответило:
— Нет.
Затем солнышко продолжило рассуждать и отвечать на свои же вопросы:
— Придает ли мне сил мое беспокойство?.. Нет. Радует ли меня мое беспокойство?.. Нет. Помогает ли оно мне сосредоточиться на решении проблемы? Тоже нет. Так зачем же я беспокоюсь?..
Затем солнышко вдохнуло и на выдохе представило, как беспокойство покидает его. На прощание оно помахало и погрозило ему своим лучиком, мол, больше никогда не приходи ко мне. После этого дневное светило вновь ощутило легкость и радость бытия, поблагодарив безмятежное облачко за полезный совет. А тучи в это время снова расходились, освобождая путь теплу и свету…
Вопросы к сказке про беспокойство для развития эмоционального интеллекта ребенка:
Вопросы для обсуждения
- О чем эта история? Как солнышко смогло преодолеть свое беспокойство?
- А ты как будешь теперь справляться со своей тревожностью?
- Чему она учит?
- Как она может помочь в реальной жизни?
Вывод: История учит тому, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы. И каждый раз мы должны решать их.
Но прежде, чем обозначить цель нашей сегодняшней встречи, мне бы хотелось озвучить слова Сенека: «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить».
Итак, цель нашего урока – научиться некоторым способам снятия чрезмерного нервного напряжения.
Вопрос Вы испытывали стресс? Ситуацию, написать на листе бумаги, смять и убрать в коробочку. Что вы почувствовали ?
Актуализация новых знаний:
Понятие стресса.
Канадский патолог (врач занимающийся паталогией) Ганс Селье (1907-1982г.г.) сформулировал концепцию стресса, как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий.
?Вопрос: Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс? Приведите примеры. (Описать психологическое состояние).
?Вопрос: Как вы себя чувствовали?
?Вопрос: Может ли конфликт стать причиной стресса?
Стрессовые ситуации случаются с каждым из нас практически ежедневно: от небольшой неприятности, которую мы едва замечаем, до серьезных травматических событий, влияние которых ощущается еще долгое время.
Стрессовый фактор– это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.
Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость.
Стадии стресса.
В этих изменениях Селье выделил три стадии:
Стадия мобилизации, сопротивления, истощения.
- Стадия мобилизации:
В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.
Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.
- Стадия сопротивления:
Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.
Вот как стресс может сделать человека счастливым.
- Стадия истощения:
Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.
Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.
?Вопрос: Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.
?Вопрос: Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может он нужен нашему организму? (Да, есть стадии мобилизации и сопротивления)
То есть какие виды стресса бывают? Какое оказывают влияние на организм?
«Положительный» (ЭУСТРЕСС) стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм:
повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.
«Отрицательный» (ДИСТРЕСС) стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.
Привести примеры.
Симптомы стрессовых состояний:
1. Постоянная раздражительность в общении с людьми.
2. Чувство, что вы не справляетесь со своими обязанностями.
3. Потеря интереса к жизни.
4. Страх заболеть (постоянный или возникающий иногда).
5. Постоянное ожидание неудачи.
6. Я - плохой, ненависть к себе.
7. Трудности с принятием решения.
8. Потеря интереса к другим людям.
9. Утрата чувства юмора.
?Что является источником стресса? Какие факторы усугубляют воздействие стресса?
Способы выхода из стресса
Здоровый образ жизни
Необходимо выстроить правильный режим дня и ночи. Питание должно быть полноценным и по времени. Умеренные физические нагрузки, спорт и здоровые отношения в семье только помогут преодолеть состояние стресса. Не стоит перетруждаться на работе и дома.
Витамины
Преодоление стресса доступно каждому человеку. Важно, чтобы организм получал все необходимые витамины и микроэлементы. Можно покупать аптечные комплексы, а также употреблять фрукты и овощи, богатые витаминами. В здоровом организме отлично работают защитные функции. Психика и внутренние системы не так подвержены стрессу.
Отдых
Рациональный отдых помогает сбрасывать напряжение и восстановиться. Нельзя работать на износ, потому что к физической усталости добавляется психологическая. А это уже чревато возникновением стресса. Во время отдыха не следует думать о работе, а на работе о доме. Умение переключаться поможет избежать стресса.
Полноценный сон
Ничто так не восстанавливает организм, как здоровый полноценный сон. Во время сна организм вырабатывает гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций. Поэтому надо стараться ложиться спать до 23-00, чтобы выспаться, и проснуться бодрым и с хорошим настроением.
Увлечения
Когда человек занимается любимым делом, он испытывает радость и удовлетворение. Любое хобби пусть и отнимает время, зато благотворно влияет на психическое состояние человека. Это помогает отрешиться от проблем, забыть на время все плохое. Отдохнувший мозг быстрее подскажет, как справиться с негативом.
Физические упражнения
Регулярная физическая активность поможет выбросить лишний адреналин и организма, расслабиться. Упражнения на свежем воздухе помогут нормализовать дыхание, обогатить внутренние органы кислородом. Утренняя пробежка на природе положительно повлияет на настроение, начнут вырабатываться гормоны счастья.
Ароматерапия, танцы, музыка
С давних времен известна целительная сила ароматических масел. Их можно добавлять в ванну, наносить на тело, или использовать, как освежитель воздуха. Эфирные масла при попадании в организм вызывают прилив хорошего настроения и эйфорию, успокаивают нервную систему. Такое же действие на человека производят танцы и приятная умиротворяющая музыка, например, классическая.
Упражнения помогающие снять стресс.
Упражнение «Друг к дружке!»
Ведущий. Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой всё нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
– Правая рука к правой руке!
– Нос к носу!
– Спина к спине!
А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну: «Друг к дружке!», вам надо быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!».
– Ухо к уху!
– Бедро к бедру!
– Пятка к пятке!
Пусть поменяются пять — шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых участники должны вступать в контакт друг с другом.
Обсуждение
▪ Понравилась ли вам игра?
▪ Легко ли было действовать так быстро?
Работа в группах.
Кейс «Тревога 24/7»
Петров Владимир Степанович назначен на должность руководителя отдела продаж компании «ДизайнДром», но через шесть месяцев задумался о смене работы. Ощущение тревоги сохранялось в течение 24 часов, отсутствовал нормальный сон, было постоянное ощущение усталости и подавленного состояния. Какова причина стресса и способы выхода из данной ситуации?
Кейс «Стресс и выгорание»
Казаков Павел Константинович - руководитель одного из подразделений компании «Искра Идеи», испытывает состояние стресса, хотя и работа любимая, и авторитет в команде, и понимание коллективом общих задач. Но Павел ощущает себя «лошадью с повозкой, а не всадником». И такую ситуацию он создал сам, считая, что руководство оценит его сверх усилия. Какова причина стресса и способы выхода из данной ситуации?
Кейс «Страх утратить контроль над ситуацией»
Павлов Сергей Сергеевич – успешный топ-менеджер фирмы «Арт Актив», но у него из-за работы нет свободного времени для себя. Важно было понять, для чего конкретно необходимо выделить время, сколько (% от общего), почему это важно и что будет поддерживать мотивацию.
В чём причина проблемы? Какой способ выхода из данной ситуации?
Кейс «Стирание границ личного пространства»
Касимова Светлана Александровна, занимая должность промышленного дизайнера в компании «АртИнновация» не может найти баланс между работой и личной жизнью. Внешне серьезная, сильная, независимая, но испытывает стресс продолжительное время. Это состояние не прекращается даже дома.
Какие способы выхода из данной ситуации вы можете предложить?
Кейс «Повышение в должности»
Синицын Иван Иванович занимает должность менеджера в фирме «Палитра Перспектив», ему предлагают повышение – руководитель отдела маркетинга. Он рад, что его оценили, но боится не справиться с новыми задачами, прослыть неудачником. И в результате размышляет: может, лучше остаться на прежнем месте? В то же время — вдруг такой шанс больше не представится? Что является причиной стресса каковы способы выхода из данной ситуации?
Кейс «Публичное выступление»
Наталья Сергеевна, скромный от природы человек, приглашена на торжественное мероприятие для получения награды - международной дизайнерской премии, за участие в проекте по дизайну потребительских продуктов «Бьюти». Ей нужно выступить с благодарственной речью. Какова причина стресса и способ выхода из сложившейся ситуации?
Простые утверждения
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:
* Сейчас я чувствую себя лучше.
* Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
* Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
* Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
* Жизнь слишком коротка, чтобы потратить её на всякие беспокойства.
* Чтобы не случилось, я постараюсь сделать всё от меня зависящее для избежания стресса.
* Внутренне я ощущаю, что у меня всё будет в порядке.
Давайте вернемся к вашим стрессовым ситуация, которые вы написали на листе. Так же вы сейчас будете к этом относится?
Закрепление материала:
Тест в системе Pad
Рефлексия. Давайте подведём итог сегодняшнего занятия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Научился…
Теперь я смогу…
Пригодится ли нам это? Каким образом?
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТРЕСС – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия
СТАДИИ СТРЕССА Стадия тревоги мобилизует организм встретить влияние стрессора: учащается дыхание, увеличивается кровяное давление, напрягаются мышцы; Стадия сопротивления – организм сопротивляется воздействию вредных внешних факторов и адаптируется; Стадия истощения характеризуется резким снижением энергии сопротивления.
Формы стресса: Дистресс – «плохой» стресс Эустресс – «хороший» стресс»
СИМПТОМЫ СТРЕССА Потеря интереса к жизни; Неэффективность на работе; Трудности с принятием решений; Сильная утомляемость; Раздражительность; Регулярные физические болезни.
ИСТОЧНИКИ СТРЕССА Режим трудовой деятельности (условия труда, нехватка времени); Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами); Трудности построения карьеры (профессиональная неуспешность, медленный или быстрый карьерный рост, страх перед увольнением); Неорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни, неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения)
Факторы, усугубляющие воздействие стресса Нежелание человека изменить собственные представления; Категоричность в восприятии альтернатив; Наличие иррациональных установок; Инерция мышления; Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
ПРИЧИНЫ «ВЫГОРАНИЯ» Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; Отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; Неэффективная система мотивирования персонала.
Методы нейтрализации стресса Психологические Физические Физиологические Биохимические Аутотренинг; Медитация; Рациональная терапия Массаж; Физические упражнения Баня; Закаливание; Водные процедуры Фармакотерапия; Ароматерапия; Фитотерапия.
Алгоритм действий при наступлении стресса Нейтрализация избытка негативных эмоций Формирование уверенности в себе (аутотренинг); Определение структуры стрессора: с чем следует примириться; в чем можно найти позитивный момент? что в этой ситуации я должен изменить? 4. Поиск ресурсов: какие уже есть? какие нужно добыть и как? составление плана на ближайшее время 5. Приступить к выполнению плана
РЕСУРСЫ. Что это такое и где их взять?
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ + РЕСУРС =ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ РЕСУРСОМ? состояния (спокойствие, уверенность в себе); качества (настойчивость, усидчивость); убеждения ("Я имею право на ошибку"); способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника); знания
https://onlinetestpad.com/jbwpm3cyq6n5k
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Научился… Теперь я смогу… Домашнее задание
" Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить". Сенека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные планы занятий, технологические карты
Поурочные планы занятий, технологические карты...
поурочные планы занятий и технологические карты
поурочные планы занятий и технологические карты...
Поурочный план теоретического занятия "Сестринская помощь при раке легких", МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Поурочный план теоретического занятия "Сестринская помощь при раке легких"...
Поурочный план практического занятия "Сестринская помощь при сахарном диабете", МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Поурочный план практического занятия "Сестринская помощь при сахарном диабете"...
Поурочный план практического занятия "Сестринская помощь при анемиях. лейкозах, геморрагических диатезах", МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Поурочный план практического занятия "Сестринская помощь при анемиях. лейкозах, геморрагических диатезах"...
Поурочные планы занятий по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин (раздел пропедевтика)
Поурочные планы занятий по МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин (раздел пропедевтика)...
Поурочные планы занятий по МДК 01.02 Клиника в терапии
Поурочные планы занятий по МДК 01.02 Клиника в терапии...