Повторение орфографии в процессе изучения синтаксиса
учебно-методический материал
В статье рассказывается об опыте работы при повторении орфографии в процессе изучения синтаксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
повторение орфографии в процессе изучения синтаксиса | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Повторение орфографии в процессе изучения синтаксиса
Вопрос о повторении является одним из важнейших в работе учителя –словесника. Трудность его заключается в том, что вначале нужно сопоставить материал изучаемый ранее, спланировать так, чтобы логическая связь не прерывалась между пройденными и новыми разделами.
Повторение должно быть прочным, сознательным, системным.
Повторение раздела или курса в целом особенно плодотворно тогда, когда студенты вспоминают старое под новым углом зрения.
Элемент новизны возбуждает интерес к вопросу, а это способствует лучшему усвоению материала. Элемент новизны может вводиться разными путями.
Например, с правописанием частицы НЕ учащиеся знакомились при изучении каждой части речи. В отдельности. При повторении можно объединить правописание НЕ с причастиями и прилагательными в полной и краткой форме. Легко объединить Н-НН в основе страдательного причастия прошедшего времени и прилагательного или обобщить правописание О-Ё после шипящих под ударением в разных частях слова и частей речи.
Можно подобрать предложения с неопределенной формой глагола в роли разных членов предложения, вспомнить какие части речи могут быть в форме обстоятельств, когда перед союзом И может стоять запятая. Предложить написать предложения, в которых слова выступали бы в роли сказуемого и обстоятельства (туманно, законно, обдуманно…); переделать предложения так, чтобы вместо определения было сказуемое, и вставить пропущенные буквы.
Она писала пута..ые и тума…ые объяснения. Объяснения были пута…ы и тума..ы.
Написать предложения, в которых слова были в роли кратких причастий и наречий. (раздражено.)
Можно подобрать примеры с заданной синтаксической конструкцией из художественных произведений.
1.Он довольно раздраженно реагировал на мои возражения и оборвал беседу,
2.В ответ раздраженный Карл II назвал его «охотником за заговорами».
Пушкин, раздраженный своим пленом, вел образ жизни, обращавший на себя внимание кишиневского «общества» и даже многих пугавший.
3.Тургенев умер бы от одной мысли», – раздраженно восклицает он.
Параллельно с изучением программного материала по синтаксису следует отобрать те вопросы, которые усвоены недостаточно прочно.
Поэтому важно провести в начале года диагностический диктант с грамматическим заданием на основные правила.
1.Выписать все определения, выраженные прилагательными с безударными окончаниями или причастиями, вместе с определяемыми словами.
2. Выписать существительные с основой на шипящую в именительном падеже или с основой на шипящую мужского рода в творительном падеже ( рожь- нож; мечом, шалашом)
Путь к озеру.
Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: вода в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожилы здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы.
- Найдите в последнем абзаце односоставное предложение, определите его тип.
- Найдите в диктанте 3 словосочетания с подчинительной связью согласование, 3 – со связью управление, 3 – со связью примыкание. 3. Каким способом образовано слово стремительно.
Схематично изложенные правила, упражнения, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях. используемые на уроке ИКТ позволяют сформировать у учащихся интеллектуальные навыки работы с различными источниками информационного воздействия: умение самостоятельно систематизировать , критически оценивать и анализировать пройденный материал, грамотно использовать полученную информацию на практике.
Орфографию и пунктуацию следует повторять взаимосвязано.
Во – первых, потому, что в условиях применения и формулировках правил содержится указание на части речи.
Во – вторых, установлено, что в процессе написания изложения и сочинения «знаки препинания рождаются вместе со словами» (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко).
В – третьих, мы «читаем знаки препинания вместе со словами», они помогают словам передать в речи нужный смысл.
Таким образом, правила существуют не сами по себе, не отдельно от языка, они опираются на язык, на его ведущие понятия: «морфема», «слова», «предложение».
Поэтому для грамотного письма необходимо уметь увидеть орфограмму, узнать ее и применить соответствующее правило.
Так на практике постепенно создается методика русского языка, дифференцируемая в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся.
Данные материалы (из опыта) призваны:
* нормализовать в возможной степени работу учителя и студента в области правописания;
* рационализировать требования к студенту в отношении правописания.
Конечно, овладеть искусством грамотного письма весьма трудно, однако обучать ему необходимо.
Следует различать грамотность в широком смысле слова и грамотность узкую, специальную, в какой – либо одной области знания. Грамотным в широком смысле слова считается человек, хорошо владеющий знаниями основ наук в пределах программы общеобразовательной школы по всем учебным предметам и вооруженный достаточными навыками, чтобы умело и толково применить полученные знания на практике.
В пределах учебного предмета «русский язык» такими являются разнообразные навыки – орфографические, пунктуационные, речевые (в том числе стилистические), навыки устных выступлений, выразительного чтения, умение пользоваться связной письменной речью.
Грамотным в узком смысле слова может считаться человек, например, начитанный, умело и хорошо читающий книги (грамотное чтение), выразительно читающий, орфографически грамотный и т.д.
Мы должны выстроить занятия так, чтобы каждый студент смог стать практически грамотным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище
Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа я...
Лист наблюдений за работой воспитанников в процессе изучения темы программы (профессия сварщик)
Лист наблюдений за работой воспитанников в процессе изучения темы программы.Учет дефектов и недостатков, допускаемых при работе, оценка деятельности.Вид полученного задания, работы.Ф.И.воспитанн...
Из опыта работы по развитию критического мышления у студентов в процессе изучения дисциплин и профессиональных модулей по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В статье описаны способы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках в СПО. Представлены такие приемы работы с теоретическим метариалом, инструкциями и положениями, как ...
Методы и приемы работы по формированию самопознания личности в процессе изучения художественного произведения
Обмен опытом...
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...