Повторение орфографии в процессе изучения синтаксиса
учебно-методический материал

Фирсова Ольга Васильевна

В статье рассказывается об опыте работы при повторении орфографии в процессе изучения синтаксиса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.   Повторение орфографии в процессе изучения синтаксиса

Вопрос о повторении является  одним из важнейших в работе  учителя –словесника. Трудность  его  заключается в том, что  вначале нужно сопоставить  материал  изучаемый ранее, спланировать так, чтобы логическая  связь не прерывалась между  пройденными и новыми разделами.

Повторение должно быть  прочным, сознательным, системным.

Повторение раздела  или  курса  в целом особенно плодотворно тогда, когда студенты вспоминают старое под  новым углом зрения.

Элемент новизны возбуждает интерес к вопросу, а это способствует лучшему усвоению материала. Элемент новизны может вводиться  разными путями.

Например, с правописанием частицы НЕ учащиеся знакомились при изучении каждой части речи. В отдельности. При повторении можно объединить правописание НЕ с причастиями и прилагательными в полной и краткой форме. Легко объединить Н-НН в основе страдательного причастия прошедшего времени и прилагательного или обобщить  правописание О-Ё после шипящих под ударением в разных частях слова и частей  речи.

Можно подобрать  предложения с неопределенной формой глагола в роли разных членов предложения, вспомнить какие части речи могут быть в форме обстоятельств, когда перед союзом  И  может стоять запятая. Предложить написать  предложения, в которых  слова выступали бы в роли сказуемого и обстоятельства (туманно, законно, обдуманно…); переделать предложения так, чтобы вместо определения было сказуемое, и вставить пропущенные буквы.

Она писала пута..ые  и тума…ые объяснения. Объяснения были пута…ы и тума..ы.

Написать  предложения, в которых слова были в роли кратких причастий и наречий. (раздражено.)

Можно подобрать примеры с заданной синтаксической  конструкцией  из художественных  произведений.

1.Он довольно раздраженно реагировал на мои возражения и оборвал беседу,
2.В ответ раздраженный Карл II назвал его «охотником за заговорами».
Пушкин,
раздраженный своим пленом, вел образ жизни, обращавший на себя внимание кишиневского «общества» и даже многих пугавший.
3.Тургенев умер бы от одной мысли», – раздраженно восклицает он.

Параллельно с изучением программного материала по синтаксису  следует отобрать те вопросы, которые усвоены недостаточно прочно.

Поэтому важно провести  в начале года диагностический диктант  с грамматическим  заданием на основные правила.

1.Выписать все определения, выраженные прилагательными с безударными окончаниями или причастиями, вместе с определяемыми словами.

2. Выписать существительные с основой на шипящую в именительном падеже или с основой на шипящую мужского рода в творительном  падеже        ( рожь- нож;  мечом, шалашом)

Путь к озеру.

           Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: вода в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожилы здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.

         В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием - Поганому озеру. Поднялись мы давно, ещё до рассвета, и стали снаряжаться в дорогу. По совету сторожа, приютившего нас, мы взяли непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.

В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы.

  1. Найдите в последнем абзаце односоставное предложение, определите его тип.
  2. Найдите в диктанте 3 словосочетания с подчинительной связью согласование,                3 – со связью управление, 3 – со связью примыкание.                                                       3. Каким способом образовано слово стремительно.

Схематично изложенные правила, упражнения, можно использовать для формирования разноуровневых карточек, слайдов и другого раздаточного и демонстрационного материала как на уроке, так и во внеурочной деятельности.            Темы и упражнения, сгруппированные на двусторонних листах, удобны и при индивидуальных занятиях. используемые на уроке ИКТ позволяют сформировать у учащихся интеллектуальные навыки работы с различными источниками информационного воздействия: умение самостоятельно систематизировать , критически оценивать и анализировать пройденный материал, грамотно использовать полученную информацию на практике.

Орфографию и пунктуацию следует повторять взаимосвязано.

Во – первых, потому, что в условиях применения и формулировках правил содержится указание на части речи.

Во – вторых, установлено, что в процессе написания изложения и сочинения «знаки препинания рождаются вместе со словами» (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко).

В – третьих, мы «читаем знаки препинания вместе со словами», они помогают словам передать в речи нужный смысл.

Таким образом, правила существуют не сами по себе, не отдельно от языка, они опираются на язык, на его ведущие понятия: «морфема», «слова», «предложение».

Поэтому  для грамотного письма необходимо уметь увидеть орфограмму, узнать ее и применить соответствующее правило.

Так на практике постепенно создается методика русского языка, дифференцируемая в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся.

Данные материалы (из опыта) призваны:

 * нормализовать в возможной степени работу учителя и студента в области правописания;

* рационализировать требования к студенту в отношении правописания.

Конечно, овладеть искусством грамотного письма весьма трудно, однако обучать ему необходимо.

Следует различать грамотность в широком смысле слова и грамотность узкую, специальную, в какой – либо одной области знания. Грамотным в широком смысле слова считается человек, хорошо владеющий знаниями основ наук в пределах программы общеобразовательной школы по всем учебным предметам и вооруженный достаточными навыками, чтобы умело и толково применить полученные знания на практике.

В пределах учебного предмета «русский язык» такими являются разнообразные навыки – орфографические, пунктуационные, речевые (в том числе стилистические), навыки устных выступлений, выразительного чтения, умение пользоваться связной письменной речью.

Грамотным в узком смысле слова может считаться человек, например, начитанный, умело и хорошо читающий книги (грамотное чтение), выразительно читающий, орфографически   грамотный и т.д.  

Мы должны выстроить занятия  так, чтобы каждый  студент  смог стать практически грамотным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Квалификация воспитателя ДОУ во многом зависит от профессиональной подготовки, которую он получит в колледже. Важнейшей задачей профессиональной подготовки обучающихся педагогического колледжа я...

Лист наблюдений за работой воспитанников в процессе изучения темы программы (профессия сварщик)

Лист наблюдений за работой воспитанников  в процессе изучения темы программы.Учет дефектов и недостатков, допускаемых при работе, оценка деятельности.Вид полученного задания, работы.Ф.И.воспитанн...

Из опыта работы по развитию критического мышления у студентов в процессе изучения дисциплин и профессиональных модулей по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

В статье описаны способы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках в СПО. Представлены такие приемы работы с теоретическим метариалом, инструкциями и положениями, как ...

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»

Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...