Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
статья на тему
Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofiya_1.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
Активизация познавательной деятельности студентов в современном процессе образования имеет огромное значение, так как способствует воспитанию коммуникабельного, квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями социально-экономической действительности.
Важное значение в активизации познавательной деятельности студентов принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые формируют нравственную культуру, гражданское самосознание и политическую позицию. Особую роль в процессе образования играет дисциплина «основы философии».
Философия – одна из древних и увлекательных областей человеческого знания, связанного с осознанием и постижением человеком природного и социального мира. Осуществляя рефлексию, она формирует мировоззрение, духовно-нравственные ценности, способствует социализации личности, являясь способом бытия свободной, сомневающейся и самокритичной мысли.
В соответствии с ФГОС СПО в результате освоения дисциплины студент должен уметь ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Изначально студенты не всегда осознают значение данной дисциплины в процессе обучения, так как «основы философии» – обязательная, но не специальная дисциплина. Поэтому задачами преподавателя являются: продемонстрировать, что «философия – наука мудрости»; организовать диалог, в ходе которого студенты самостоятельно откроют для себя истину; способствовать усвоению специального философского знания и умения в рамках дисциплины; способствовать формированию общих компетенций.
Целью философского образования должно стать не только получение знаний, но и формирование гуманистических ценностных ориентаций личности. Важнейшая ценность философии - отстаивать право человека на самореализацию, утверждать в нем его собственное достоинство. Философское образование является важнейшим условием формирования духовной культуры личности.
В преподавании философии считаю эффективным использовать культурно-информационный подход, ориентированный на изучение истории философии. Поскольку история философии – школа теоретической мысли, позволяющая формировать толерантное отношение к разным точкам зрения, способствующая осуществлению свободы выбора и развитию умения оценивать, критически мыслить.
В учебном процессе применяю следующие формы:лекция, семинары-дискуссии, семинары-конференции, дебаты, которые активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют расширению кругозора, формируют умение вести дискуссию, работать в команде, осознавать ответственность за принятые решения.
Лекционная форма позволяет систематизировать материал блока, раздела, проблемы курса. Для философии панорамный взгляд имеет особую ценность. Обзорная лекция отличается большой информационной емкостью.
Проблемная лекция - содержит различные противоположные взгляды на один и тот же объект. Студенты должны усвоить не только результаты познания, но и понять сам процесс, ведущий к результатам, осознать генезис знания.
Важную роль для развития познавательной активности студентов, осознанного восприятия материала играет семинар.
Студенты при подготовке к семинарам занимаются поиском информации для решения проблем, задач. Таким образом, они формируют компетенции – способность к самообразованию, совершенствованию умений, навыков. Умение обосновывать свою позицию – важное условие формирования самостоятельности мышления. Каждый семинар – представление различных философских концепций, которые выражают культурную, социальную среду эпохи.
Формированию творческой коммуникативной личности, способной брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку способствуют семинарские занятия, проводимые в форме «сократических бесед», где преподаватель и студенты образуют некое неформальное общество, ведут дискуссию, беседу в рамках темы.
Активизации познавательной деятельности на занятии способствуют проблемные задачи. В педагогическом процессе задача - средство овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от студентов не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит к их будущей практической деятельности.
Одна из интересных форм семинара – дебаты. Эта педагогическая технология стимулирует познавательную активность студентов, развивает коммуникативные способности, навык аргументировать отстаиваемую позицию, формирует умение прислушиваться к позиции оппонента, учит быть толерантным к мнению другого, развивает способность обозначить и усвоить главное и второстепенное в теоретическом материале, увидеть акценты в речи оппонента. Дебаты как один из видов обсуждения, представляет собой свернутую форму дискуссии.
Таким образом, изучение дисциплины основы философии – это неотъемлемый этап в процессе образования будущего специалиста с освоенным багажом общих компетенций, востребованного современной реальностью.
Литература
- Баканова Г.В., Суркова И.И. Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий студентов при изучении общественных дисциплин // Среднее профессиональное образование 2013, № 1. Приложение. С. 119-123.
- Филиппов А. В., РомановаН.Н. Риторика. Понятия и упражения.2-е изд. М., 2005.
- Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000, С .183.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)
Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...
Активизация познавательнй деятельности студентов на уроках биологии
В статье рассмотриваются конктретные примеры активизации познавательной деятельности студентов на уроках биологии...
Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Статья отражает основные направления формирования исследовательских компетенций студентов....
Методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Основы философии»
Из опыта работы преподавателя дисциплины "Основы философии"...
Методические рекомендации " Активизация познавательной деятельности студентов на различных этапах занятия"
Данные методические рекомендации выполнены с цельюоказания помощи в применении приемов активизации ядеяятельности студентов на различных этапах .Активизация познавательной деятельности остается вечной...