Взаимосвязь обучения и воспитания в учреждениях среднего профессионального образования как психолого-педагогическая проблема
статья
Проблема психолого-педагогического ведения молодых людей, получающих профессиональное образование, от первых ступеней образования до выхода во взрослую жизнь, все актуальней. В мире технологий и инноваций, дети зачастую остаются инфантильны и не способны к самостоятельному и правильному выбору жизненного пути. Задача учреждения среднего профессионального образования подготовить и заложить необходимый фундамент для полноценного развития, обучения и воспитания современной молодежи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь обучения и воспитания в учреждениях среднего профессионального образования как психолого-педагогическая проблема
Среднее профессиональное образование должно быть направлено на интеллектуальное, культурное, профессиональное и психологическое развитие молодежи. Обучение и воспитание в совокупности, независимо от конкретного образовательного учреждения, помогает в подготовке квалифицированных специалистов, рабочих и служащих по всем специальностям, умеющих и знающих все в своей узконаправленной сфере деятельности. И речь идет не только о профессиональных знаниях, но и о личностных качествах, нормах, жизненных принципах, умении применить все знания на практике и умении работать в коллективе, а значит уметь решать разные задачи, как профессиональные, так и относящиеся к проблемам внутри коллектива.
Современное общество уже не такое, как раньше, мышление молодежи сложено по-другому, они живут в мире доступности информации со всевозможных источников, в век технологий и инноваций мировоззрение перестраивается и трансформируется. Все эти личностные, психологические, возрастные изменения нужно пересматривать в отношении образовательно-воспитательного процесса, подстраивать методики под современных детей.
То, что образовательный процесс неразрывно связан с воспитательной деятельностью понятно уже давно, но важно правильно понимать эту связь. Воспитание и обучение должны грамотно дополнять друг друга, а не подменять, в этом и состоит одна из психолого-педагогических проблем.
В преподавании той или иной дисциплины присутствует неявное воспитание личности, это зависит напрямую от профессионализма педагога, его умения подготовиться к занятию так, чтоб информация, которую он дает студенту, была полезной, отражала связь с современностью, вызывала желание молодого человека применить эти знания в жизни, желание найти дополнительные источники по данному материалу и главное, проявить себя как личность. А тем самым педагог негласно дает пищу для размышления обучающему, вызывает его на обсуждение, на диалог со сверстниками, заставляет работать мышление и возможность правильно формулировать мысли. Педагог закладывает умение решать разные задачи, отстаивать свое мнение, приводить доводы, формирует уважительное отношение к собеседнику, умение выслушивать, соглашаться с мнением другого или наоборот выводить на дискуссию, но не оставаться равнодушным к проблеме.
Искажать связь воспитания и обучения может подмена одного процесса на другой. Например, когда в противовес обучающей программе, проводятся внеурочные мероприятия, не несущие никакой обучающей функции. Это происходит от непонимания реальной связи учебно-воспитательной работы, от несогласованности с руководством образовательного заведения, от недобросовестного отношения к обучающему процессу. Из этого следует охлаждение к учебной деятельности, потеря авторитета педагога, неуважительное отношение и попустительство со стороны студентов.
На плечах педагога очень большая ответственность за воспитание, обучение и нравственное формирование молодого поколения, как будущих специалистов.
Разберем еще одну психолого-педагогическую проблему на основе воспитательной деятельности.
Три вида воспитательного процесса
Воспитательную деятельность в учебном заведении можно разделить на три вида: в узком, широком и локальном смысле. Разберем каждый в отдельности.
- В узком виде подразумевается воспитание на внутриличностном уровне, развитие тех или иных качеств молодого человека, его характер, способности, черты, мировоззрение. Этот вид воспитания направлен на готовность каждого человека с юного возраста к реализации себя в социуме, будущей профессии, в жизни современного общества с его политическим, экономическим укладом. Также здесь связь с готовностью каждого студента, с его субъективными заложенными нормами, раскрыть себя в будущем, быть приспособленным к деятельности, к решению разных жизненных и профессиональных задач. А это возможно только при правильном развитии личности.
- Широкий вид подразумевает воспитание социального характера. Связано это с влиянием общественного строя и существующей действительности в целом на человека. Это развитие личности на государственном уровне, в период постоянной образовательной деятельности, на протяжении всей жизни. Связь воспитания с умением решать задачи, связанные со своей социальной ролью в современном обществе, общечеловеческими ценностями, идеалами, формированием процесса самореализации и признании себя в профессиональной, трудовой и образовательной деятельности.
- Под локальным видом воспитания подразумевается создание условий для выявления и развития конкретных способностей человека, умений через черты характера, личностные качества для гармоничного существования в обществе. Задача педагогов развить качества молодого человека, которые наиболее подходят каким-либо видам деятельности в будущем и подготовить к самореализации в выбранной сфере, будь то наука, культура, образование или спорт.
Все три выделенные вида воспитания неразделимо связаны между собой и могут быть воплощены только в образовательном учреждении, где педагог становится наставником и проводником юного поколения в большую жизнь.
Но из последнего вида плавно вытекает проблема того, что все молодые люди разные, у всех разная среда воспитания с детства, уровень образованности, поэтому создав условия индивидуализации обучения есть возможность лучше подготовить специалистов в конкретной профессии. Специально подобранная программа под группу людей с одинаковым уровнем грамотности, способностями и задатками сможет вывести в жизнь качественных специалистов с высоким профессиональным уровнем.
Весь воспитательный процесс многоуровневый и многогранный. Важно все: и развитие правильного мировоззрения молодежи, и ее личные качества, и формирование понятия «человек в обществе», а не каждый сам по себе, чувство коллективизма, желание развиваться как профессионалу в своей выбранной деятельности и быть полезным обществу. А также развитие гражданской и патриотической позиции.
Как уже говорилось выше, современная молодежь иначе сейчас воспринимает и получает информацию, в условиях образовательной деятельности в том числе. Значит нужны и новые формы преподавания, подачи учебного материала, чтобы идти в ногу с современным мировоззрением юного поколения. Старые формы уже не дадут нужный результат, это надо понимать современным педагогам, развиваться и учиться вместе с молодыми людьми. Учитывая психологические особенности развития современных студентов, выведем интересные формы подачи информации, которые допустимо и даже эффективно применять в образовательных учреждениях.
Эффективные формы подачи учебного материала для современных студентов:
- Современные подростки имеют «клиповое» сознание. Это неспособность воспринимать большой поток информации, поэтому отлично подойдет форма различных акций:
- Промо-акции,
- блиц-турниры,
- пиар-акции,
- акции в интернет-ресурсах,
- тематические программы или акции
- Больше визуальное восприятие, чем аудиальное (слуховое). Здесь применяем все, что связано с визуализацией:
- Презентации
- Пресс-релизы
- Коллажи
- Тематические эфиры и фильмы
- Выставки художественных и других работ
- Наглядный материал
- Видеоролики и клипы научного характера
- Субъективный взгляд и критическое мышление:
- Деловые и бизнес-игры
- Встречи с приглашенными интересными людьми, вопрос-ответ
- Открытые дебаты или открытая кафедра
- Круглые столы и мозговые штурмы
- Дискуссии и диспуты
- Стремление к риску и неизвестному, любознательность через экстрим:
- экстримальные тимбилдинги
- Веревочный, высотный тур
- Квест-игры в квест-комнате
- Картинг-соревнование и пейнтбол
- Стремление к событийности и соревновательность:
- Онлайн-игры и виртуальные туры
- Командообразующие тимбилдинги
- Фестивали и театрализованные шествия
- Потребность в движении и развлечении:
- Дискотеки
- Тематические вечеринки
- Конкурсы между курсами
- Ток-шоу
- Собственные фестивали
- Спортивные праздники
- Интерактивные шоу (научные, физические и другие)
- Флешмобы
- Секции по увлечениям
- Стендапы и студенческий КВН
- Потребность в реализации и самостоятельности:
- Дни самоуправления
- Тренинги и психологические игры
- Защита собственных пректов
- Акции и выступления
- Олайн-эфиры и конференции
Эти формы необязательны, а рекомендованы, каждый педагог сам решает, как ему преподавать. Но если взять на вооружение несколько таких приемов и применить на практике, то обучение станет намного разнообразнее, повысится эффективность восприятия у студентов и, главное, авторитет преподавателя возрастет, что немаловажно для современного образования и воспитания.
Личностно-деятельный подход образования как психолого-педагогическая проблема
Продолжая тему индивидуализации учебного процесса, можно сказать, что интересные нестандартные формы подачи учебного материала несут положительную сторону и в отношении педагога, который в глазах студента теперь еще на шаг выше и в отношении самих обучающихся. Они хотят больше свободы, самореализации, в инновационных формах есть такая возможность. Кроме того, формируется личностно-деятельный подход к обучению, к чему сейчас и стремится большинство учебных заведений. Что это такое?
Такой подход предполагает выражение всех возможностей личности, раскрытие потенциала, профессиональных качеств. В центре обучающего процесса – личность, с ее индивидуальными особенностями, интересами, умениями и способностями, также ее мотивами, целями, мировоззрением. Педагог определяет задачи, направленные на развитие данных качеств и способностей студента, и образовательный процесс проходит от лица самих студентов и группы в целом. То есть простроенные педагогом задачи, решает сам ученик, образовательная деятельность идет с интересом, с применением знаний на практике, так как в программе отражены индивидуальные особенности обучающихся.
В таких условиях со стороны студента есть понимание его индивидуального и личностного роста, раскрытие скрытых возможностей, лидерских и организаторских качеств, полезность и нужность его как будущего профессионала и личности в целом. При такой форме обучения у студентов повышается мотивация к обучению, стремление к взаимодействию с другими обучающимися, происходит становление нравственно-эстетического восприятия.
Цель образования – это социально-сформированная личность, которая включает в себя:
- Интеллектуальное формирование (умение нестандартно мыслить, делать выводы, находить решения проблемы, строить планы и достигать цели)
- Социальная зрелость (умение работать в коллективе, готовность к сотрудничеству, толерантность, дисциплина и ответственность, самостоятельность и умение самостоятельно принимать решения)
Такие признаки развития личности говорят о самостоятельном и сознательном выборе профессии, о стремлении получать знания и постоянно пополнять этот багаж, о сознательном выборе образа жизни, организации своего здоровья, о готовности к общественным нагрузкам, трудовому распорядку и жизни в социуме.
Проблема психолого-педагогического ведения молодых людей, получающих профессиональное образование, от первых ступеней образования до выхода во взрослую жизнь, все актуальней. В мире технологий и инноваций, дети зачастую остаются инфантильны и не способны к самостоятельному и правильному выбору жизненного пути.
Задача учреждения среднего профессионального образования подготовить и заложить необходимый фундамент для полноценного развития, обучения и воспитания современной молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое развитие личности в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования
Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковым...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей СПО
Предлагаемые методические указания и контрольные задания содержат методические указания к выполнению контрольной работы, варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачёту....
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины ОП.09 Основы декоративной косметики и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство
Методические рекомендации и практические задания учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...
Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»
Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...