Рабочая программа по русскому языку, 72 часа
рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку, 72 часа , профессия "Организация перевозок и управление транспортом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_programma_od_russkiy_yazyk_72_ch._23-opt-1.docx | 116.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык» (базовый уровень)
профиль обучения: технологический
для профессиональных образовательных организаций
МЛ
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» 4
- Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 8
- Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 16
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины...............22
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК1, ОК2, ОК4,ОК6, ОК 7, ОК8 по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР)
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
Личностные результаты реализации программы воспитания, | Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. |
ЛР 13 | Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. |
ЛР 14 | Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. |
ЛР 15 | Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. |
ЛР 16 | Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. |
ЛР 17 | Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. |
ЛР 18 | Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. |
ЛР 19 | Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. |
ЛР 20 | Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. |
ЛР 21 | Приобретение навыков общения и самоуправления. |
ЛР 22 | Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. |
ЛР 23 | Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. |
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные (предметные)1 | |
ОК 04. Эффективно | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и | - уметь создавать устные монологические и диалогические |
взаимодействовать и | самоопределению; | высказывания различных типов и жанров; употреблять |
работать в коллективе | -овладение навыками учебно-исследовательской, | языковые средства в соответствии с речевой ситуацией |
и команде | проектной и социальной деятельности; | (объем устных монологических высказываний – не менее |
Овладение универсальными коммуникативными | 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7- | |
действиями: | 8 реплик); уметь выступать публично, представлять | |
б) совместная деятельность: | результаты учебно-исследовательской и проектной | |
- понимать и использовать преимущества командной и | деятельности; использовать образовательные | |
индивидуальной работы; | информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы | |
- принимать цели совместной деятельности, | для решения учебных задач; | |
организовывать и координировать действия по ее | - сформировать представления об аспектах культуры речи: | |
достижению: составлять план действий, распределять | нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать | |
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты | системы знаний о номах современного русского | |
совместной работы; | литературного языка и их основных видах (орфоэпические, | |
- координировать и выполнять работу в условиях | лексические, грамматические, стилистические; уметь | |
реального, виртуального и комбинированного | применять знание норм современного русского | |
взаимодействия; | литературного языка в речевой практике, корректировать | |
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в | устные и письменные высказывания; обобщать знания об | |
различных ситуациях, проявлять творчество и | основных правилах орфографии и пунктуации, уметь | |
воображение, быть инициативным | применять правила орфографии и пунктуации в практике | |
Овладение универсальными регулятивными действиями: | письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том | |
г) принятие себя и других людей: | числе академическими словарями и справочниками в | |
- принимать мотивы и аргументы других людей при | электронном формате; | |
анализе результатов деятельности; | - уметь использовать правила русского речевого этикета в | |
- признавать свое право и право других людей на ошибки; | социально-культурной, учебно-научной, официально- | |
- развивать способность понимать мир с позиции другого | деловой сферах общения, в повседневном общении, | |
человека; | интернет-коммуникации. |
1Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания:
а) общение:
использованием языковых средств; |
|
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
В области ценности научного познания:
|
|
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия:
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду | функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;
|
Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
ВПД 1 Организация перевозочного процесса (по видам).
ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК.1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и
аварийных ситуаций.
ПК.1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ВПД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам).
ПК.2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
ПК.2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК.2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
ВПД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам).
ПК. 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
ПК.3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
ПК.3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 108 |
в т.ч. | |
1. Основное содержание | 72 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 55 |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | 7 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 6 |
практические занятия | 1 |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 6 |
- Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) | Объем часов | Формируемые компетенции | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||
Основное содержание | ||||||||||||||||||||
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. | 3 | ЛР 01, ЛР 04, ОК 05 | ||||||||||||||||||
Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе | Основное содержание | 1 | ЛР 01, ЛР 04, ОК 05 | |||||||||||||||||
Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии | 1 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка». | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики | Основное содержание | 1 | ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК 05 | |||||||||||||||||
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности | 1 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
2. Сообщение: «Из истории славянской письменности». | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 1.3. Язык как система знаков | Основное содержание | 1 | ОК 05 | |||||||||||||||||
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке | 1 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка» | ||||||||||||||||||||
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография | 44 | ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05 | ||||||||||||||||||
Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия | Основное содержание | 4 | ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Чередование гласных в корне | 3 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
1 | Орфография. Правописание корней. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
4. Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове». 5. Сообщение «Новое в нормах ударения»; 6. Презентация: «Орфоэпические словари» 7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных». | 4 | |||||||||||||||||||
Тема 2.2. Морфемика и словообразование | Основное содержание | 5 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Формообразование. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-. Правописание на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих. | 4 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
2 | Правописание приставок и на стыке корня и приставки | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
8. Составление тестов: «Правописание приставок». | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. | Основное содержание | 4 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имен существительных. | 4 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
9. Презентация: «Несклоняемые существительные» 10. Доклад: «Существительные общего рода». 11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных». | 3 | |||||||||||||||||||
Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи. | Основное содержание | 5 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний прилагательных Правописание суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. | 5 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
3 | Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
12. Презентация: «Правописание сложных слов». | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. | Основное содержание | 3 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. | 3 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
13. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи» | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 2.6. Местоимение как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Правописание местоимений. Дефисное написание местоимений. | 2 | |||||||||||||||||||
Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография» | 1 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
14. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как средства связи предложений» | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 2.7. Глагол как часть речи. | Основное содержание | 2 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Грамматические признаки глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов. | 2 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
15. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола | Основное содержание | 7 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов причастий. Правописание окончаний причастий. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. | 6 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
4 | Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями. | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
16..Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов» 17. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями речи». 18. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ с причастиями» 19. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение разных частей речи» | 4 | |||||||||||||||||||
Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. | Основное содержание | 10 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Грамматические признаки наречий. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи. | 9 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
5 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
20. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи» 21. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов» 22. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ 23. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями речи» | 4 | |||||||||||||||||||
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация | 18 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 | ||||||||||||||||||
Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса. | Основное содержание | 5 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Словосочетание. Строение словосочетания. Способы связи.: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 4 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
6 | Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Знаки препинания в простом предложении | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
24. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым» | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. | Основное содержание | 7 | ОК 04; ОК 05 | |||||||||||||||||
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные и необособленные определения. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Построение предложения с деепричастным оборотом. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении, вводных словах | 6 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
7 | Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами и при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
25. Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи». 26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в построении предложения с однородными членами» 27. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические особенности при употреблении причастных оборотов»(в формате ЕГЭ) 28. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ). | 4 | |||||||||||||||||||
Тема 3.3. Сложное предложение | Основное содержание | 8 | ОК 05; ОК 09 | |||||||||||||||||
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи. Ошибки в построении предложения с косвенной речью | 6 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
8 | Расстановка знаков препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат | |||||||||||||||||||
Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
29. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления» 30. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки». 31.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные ошибки». 32. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате ЕГЭ). | 4 | |||||||||||||||||||
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации. | 7 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. | ||||||||||||||||||
Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. | |||||||||||||||||
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет | 1 | |||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
33. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и речевые нормы» | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи. | Профессионально-ориентированное содержание | 3 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. | |||||||||||||||||
Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь. Употребление синонимв, омонимов, паронимов. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Сфера использования историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Художественные средства выразительности | 3 | |||||||||||||||||||
Практическое занятие: | 1 | |||||||||||||||||||
9 | Лексические нормы. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Исправление ошибок в текстах. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства выразительности | 1 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||
34. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование явления паронимии в русском языке» 35. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов» 36. Презентация: «Лексические ошибки» | 3 | |||||||||||||||||||
Тема 4.3. Научный стиль. | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. | |||||||||||||||||
Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) | 1 | |||||||||||||||||||
Тема 4.4. Деловой стиль | Профессионально-ориентированное содержание | 1 | ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. | |||||||||||||||||
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности | 1 | |||||||||||||||||||
Всего: | 72 | |||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация (Экзамен) | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Русский язык :10—11-е классы : базовый уровень : учебник / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 271, [1] с. : ил.
3.2.2. Дополнительные источники
- Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Москва: «Русское слово», 2022
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
4. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
5. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
6. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4 | Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Деловая (ролевая) игра Выполнение экзаменационного теста |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Р 3, Темы 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Сочинения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного теста |
ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. | Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ | Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по ФГОС 170 часов.
Рабочая программам (календарно-тематическое планирование) по русскому языку в 5 классе по ФГОС (170 ч.)...