Рабочая программа по истории. Публикация на сайте Инфоурок
учебно-методический материал
Рабочая программа по истории для профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин (ссылка https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-istorii-6717559.html)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sdm-622.doc | 563 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум строительства и городского хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ИСТОРИЯ
по профессии
23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин
Улан-Удэ
2022
Одобрено: Предметно-цикловая комиссия ООД Председатель _________/___________ «_____» ___________ 20_____г. | Утверждаю Зам. директора по УР _____________/ _____________ «____» _____________20_____г |
Рабочая программа учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2013 г. N 466 Федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин
Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
г. Улан-Удэ
Автор: Ракшаева Цырма Жамсарановна, преподаватель истории
Рецензенты: Гомбожапов А.Г. к.и.н. научный сотрудник СО РАН
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 6.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 12 13 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) ГАПОУ «ТСиГХ» по профессии 23.01.06. Машинист дорожных и строительных машин , входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа составлена для очной и очно - заочной формам обучения, с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии СПО.
Учебная дисциплина «История» является базовым учебным предметом из обязательной предметной области «Общественные науки».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Планируемые результаты освоения дисциплин:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Формы аудиторной работы могут включать лекции, семинары, практикумы, коллоквиумы, консультации, проведение оценочных работ, зачетов и экзаменов, мастер-классов, моделирование исторических ситуаций, создание игровых ситуаций, образовательных мероприятий, дебатов, различных видов дискуссий (в т.ч. фасилитированных), круглых столов, конференций, факультативов, клуба, кружка, выездных и виртуальных экскурсий, образовательных путешествий, в том числе по профессиональной направленности программы подготовки обучающихся, и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся.
Формы самостоятельной работы могут включать выполнение учебных заданий, работу с текстовыми материалами, аудио- и видеоматериалами, различными средствами наглядности, написание эссе, проектно-исследовательских работ, составление рефератов и иные формы, которые соответствуют образовательным стандартам и рабочим программам, психолого-педагогическому уровню и познавательным способностям обучающихся.
Совершенствование преподавания общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» на базовом и углубленном уровне осуществляется с учетом профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке. На занятиях следует создавать условия для освоения не только содержания курса истории, но и профессионально актуального содержания. Тематические разделы общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» могут быть дополнены профессионально направленным содержанием в соответствии со спецификой образовательной организации, профессионально актуальная историческая информация может быть интегрирована в учебные занятия. Это позволяет сформировать у обучающихся видение того, что исторические знания можно применять в жизни и будущей профессиональной деятельности. Профессионально ориентированное содержание может быть также выделено в отдельные прикладные модули.
Модели включения профессионально направленного содержания в тематику занятий или организации прикладных модулей:
- выполнение практико-ориентированных заданий (работа с различными видами исторических источников, содержащих информацию по специальности/профессии);
- подготовка мини-проектов о деятельности организаций, предприятий, учреждений профессиональной направленности в изучаемый исторический период;
- различные формы представления деятельности ученых, общественных и государственных деятелей, связанной с профессиональной направленностью обучающихся (дискуссии, круглые столы, проектно-исследовательские работы и т.п.);
- экскурсии и музейно-педагогические занятия;
- занятия с использованием ресурсов образовательной организации и культурно-исторического пространства региона.
При проектировании учебных занятий по истории, содержащих профессионально актуальный материал для обучающихся, необходимо осуществить подбор в содержании материала, имеющего прикладной характер для обучающихся, будущих специалистов; планировать учебные занятия с использованием современных методов и приемов обучения, направленных на активизацию продуктивной деятельности обучающихся.
2.3. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 255 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 171 час;
самостоятельной работы обучающегося 84 часов
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 255 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | 4 |
(индивидуальный проект) (если предусмотрено) | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 84 |
в том числе: | |
самостоятельная работа (над индивидуальным проектом и др.), консультации (если предусмотрено) | 84 |
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии: Рефераты сообщения презентации | 20 30 20 |
Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет |
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- Содержание учебной дисциплины
Новейшая история
Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Первая мировая война. Межвоенный период (1918–1939). Вторая мировая война. «Холодная война». «Разрядка». Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века. Достижения и кризисы социалистического мира. Латинская Америка в 1950–1990-е гг. Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг. Современный мир.
История России
Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 Россия в Первой мировой войне. Великая российская революция 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. Гражданская война и ее последствия.
Советский Союз в 1920–1930-е гг. СССР в годы нэпа. 1921–1928 гг. Советский Союз в 1929–1941 гг. Великая Отечественная война. 1941–1945. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945–1953). «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991). Российская Федерация в 1992–2012 гг. Становление новой России (1992–1999). Россия в 2000-е: вызовы времени и задачи модернизации.
3.3. Направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся:
- социальное;
информационное.
Примерные темы индивидуальных исследовательских проектов:
1. Легенды моей родословной
2. Мой род — мой народ.
3. Мои земляки-герои трудового фронта
4. Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.
5. Города России в легендах и преданиях.
6. Женщины в истории нашей страны.
7. Пакт Молотова-Риббентропа в современных оценках.
8. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
9. Русская православная церковь в эпоху войны.
10. СССР и международные конференции в период II мировой войны.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||
Раздел 1. | Новейшая история | 58 | ||||||||||||||||
Тема 1.1. Мир в начале века. Первая мировая война: причины и итоги. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||||||||||
1 | Мир накануне Первой мировой войны Индустриальное общество. Либерализм, консерватизм, социал- демократия, анархизм. Рабочее и социалистическое движение. Профсоюзы. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Причины Первой мировой войны | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
2 | Первая мировая война Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбиненом и поражение под Танненбергом. Наступление в Галиции. | |||||||||||||||||
Практическое занятие | ||||||||||||||||||
3 |
| 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа №1
| 8 | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
4 | Революционная волна после Первой мировой войны Образование новых национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
5 | Версальско-вашингтонская система Планы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция 1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция. Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры. Формирование новых военно-политических блоков – Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Пацифистское движение. Пакт Бриана- Келлога. | |||||||||||||||||
Тема 1.2. Межвоенный период | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||||||||||
6 | Страны Запада в 1920-е гг.Реакция на «красную угрозу». Послевоенная стабилизация. Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Авторитарные режимы в Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Создание фашистского режима. Кризис Матеотти. Фашистский режим в Италии | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
7 | 2. Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
8 | Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа №2
| 8 | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 6 | |||||||||||||||||
9 10 11 |
| |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
12 | Политика «умиротворения» агрессора Создание оси Берлин–Рим–Токио. Оккупация Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско- японские конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния Германии и СССР | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа №3
| 8 | |||||||||||||||||
Тема 1.3 Вторая мировая война | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||
13 | Начало Второй мировой войны Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон. Блицкриг. «Странная война», «линия Мажино». Разгром Польши. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Советско- финляндская война и ее международные последствия. Захват Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба и захват Балкан. Битва за Британию. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
14 | Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. Пёрл-Харбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План «Ост». Планы союзников Германии и позиция нейтральных государств. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
15 | Коренной перелом в войнеСталинградская битва. Курская битва. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне. Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. «Большая тройка». Каирская декларация. Роспуск Коминтерна | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
16 | Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантамУсловия жизни в СССР, Великобритании и Германии. «Новый порядок». Нацистская политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в нейтральных государствах. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
17 | Разгром Германии, Японии и их союзниковОткрытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии 20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло- Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль СССР в разгроме нацистско Германии и освобождении Европы. Противоречия между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина. Капитуляция Германии. Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа №4
| 8 | |||||||||||||||||
Тема 1.4 Мир во второй половине XX века | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||
18 | Начало «холодной войны» Причины «холодной войны». План Маршалла. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. Политика сдерживания. «Народная демократия» и установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Раскол Германии. Коминформ. Советско-югославский конфликт. Террор в Восточной Европе. Совет экономической взаимопомощи. НАТО. «Охота на ведьм» в США. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
19 | Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы Гонка вооружений. Испытания атомного и термоядерного оружия в СССР. Ослабление международной напряженности после смерти И. Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Организация Варшавского договора. Ракетно-космическое соперничество. Первый искусственный спутник Земли. Первый полет человека в космос. «Доктрина Эйзенхауэра». Визит Н. Хрущева в США. Ухудшение советско-американских отношений в 1960–1961 гг. Д. Кеннеди. Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа №5
| 8 | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
20 |
| |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
21 | «Разрядка» Причины «разрядки». Визиты Р. Никсона в КНР и СССР. Договор ОСВ-1 и об ограничении ПРО. Новая восточная политика ФРГ. Хельсинкский акт. Договор ОСВ-2. Ракетный кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Возвращение к политике «холодной войны» | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
22 | Западная Европа и Северная Америка в 50–80-е годы ХХ века«Общество потребления». Возникновение Европейского экономического сообщества. Германское «экономическое чудо». Возникновение V республики во Франции. «Скандинавская модель» общественно-политического и социально-экономического развития. Проблема прав человека. «Бурные шестидесятые». Движение за гражданские права в США. Внутренняя политика Р. Рейгана. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
23 | Достижения и кризисы социалистического мира«Реальный социализм». Волнения в ГДР в 1953 г. ХХ съезд КПСС. Кризисы и восстания в Польше и Венгрии в 1956 г. «Пражская весна» 1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Югославская модель социализма. Разрыв отношений Албании с СССР. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун и маоизм. «Культурная революция». Рыночные реформы в Китае. Коммунистический режим в Северной Корее. Полпотовский режим в Камбодже. | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
24 |
| |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
25 | Латинская Америка в 1950–1990-е гг «Аргентинский парадокс». Экономические успехи и неудачи латиноамериканских стран. Диктатуры и демократизация в Южной Америке. Революции и гражданские войны в Центральной Америке. | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 4 | |||||||||||||||||
26 27 |
| |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
28 | Современный мир Глобализация конца ХХ – начала XXI вв. Информационная революция, Интернет. Экономические кризисы 1998 и 2008 гг. Успехи и трудности интеграционных процессов в Европе, Евразии, Тихоокеанском и Атлантическом регионах. Изменение системы международных отношений. Модернизационные процессы в странах Азии. Рост влияния Китая на международной арене. Демократический и левый повороты в Южной Америке. Международный терроризм. Война в Ираке. «Цветные революции». «Арабская весна» и ее последствия. Постсоветское пространство. | |||||||||||||||||
29 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | ||||||||||||||||
Раздел 2. | История РоссииI половина XX века | 42 ч | ||||||||||||||||
Тема 2.1 Россия 1914-1917 | Практическое занятие | 2 | ||||||||||||||||
30 | 10.Россия в Первой мировой войне | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
31 | Великая российская революция 1917 гРоссийская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
32 | Великая российская революция 1917 г Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
33 | Первые революционные преобразования большевиков Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
34 | Созыв и разгон Учредительного собранияСлом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. | |||||||||||||||||
Тема 2.2 Гражданская война и последствия. НЭП. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||||||||
35 | Гражданская война и последствия Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина,Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | ||||||||||||||||||
36 | Гражданская война и последствия Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
37 | Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
38 | СССР в годы нэпа. 1921-1928Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. | |||||||||||||||||
39 | Повторительно- обощающий урок | 2 | ||||||||||||||||
II курс | ||||||||||||||||||
Тема 2.3 CCCР в 1929-1941 г | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||
40 | CCCР в 1929-1941 г«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
41 |
| |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
42 | Внешняя политика СССР в 1920-1930 –е годыВнешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
43 | СССР накануне войны. Наш край в 1929-1930 гг. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. | |||||||||||||||||
Тема 2.3 Великая Отечественная война. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||||||||||||||
44 | Великая Отечественная война. 1941-1945. Первый этап Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||||||||||||||
45 | Великая Отечественная война. 1941-1945. Второй этап. Коренной переломКоренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва на Курской дуге. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 3 | ||||||||||||||||
46 | Великая Отечественная война. 1941-1945. Третий этап Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г.Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 6 | |||||||||||||||||
474849 | 12 Трудовой подвиг народа13 Наш край в годы войны. Герои ВОВ из Бурятии.14. Итоги ВОВ и Второй мировой войны | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа №6
| 8 | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
50 | Советско-японская война 1945 г.Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. | |||||||||||||||||
51 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | ||||||||||||||||
Раздел 3. | История РоссииII половина XX века | 71 ч | ||||||||||||||||
Тема 2.4 СССР в 1945-1985 годы. Внутрення и внешняя политика. | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |||||||||||||||
52 | Апогей и кризис советской системыВлияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
53 | «Начало холодной войны» Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа № 7
| 8 | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
54 55 56 | 15. «Оттепель»: середина 1950-х-первая половина 1960 –х. 16. Советское общество в середине 1960-х-начале 1980-х 17.Идейная духовная жизнь советского общества | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
57 | Социально-экономическое развитие середина 1950-х-первая половина 1960 –х Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
58 | СССР и мировая социалистическая система. Конец «оттепели». Наш край в 1953-1964 гг. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа №8
| 8 | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
59 | Внешняя политика сер.1960-1980 Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика «разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. | |||||||||||||||||
60 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | ||||||||||||||||
Тема 2.5 СССР-РФ 1985-2000 | Практическое занятие | 2 | ||||||||||||||||
6162 | 18. Политика «перестройки»19. Распад СССР. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||||||||||||||
63 | Наш край в 1985-1991 г | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
64 | Становление новой России Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
65 | Экономические преобразования Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен.«Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
66 | От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной властиРешение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
67 | Итоги радикальных преобразований 1992-1993 гг.Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками.. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы.. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
68 | Новые приоритеты внешней политикиМировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
69 | 20. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
70 | « Правительства В.С. Черномырдина м Е.М. Примакова Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа № 9 Реферат: Россия 1992-2000 г (внутренняя и внешняя политика) | 8 | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
71 | Наш край в 1992-1999 г | |||||||||||||||||
72 | Повторительно-обощающий урок | 2 | ||||||||||||||||
Тема 2.6 Россия в коце XX-в начале XXI века | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||
73 | Россия в 2000-е годыПолитические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина президентом. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
74 | Политические приоритетыГосударственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
75 | Экономическое развитие в 2000-ые годыЭкономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. | |||||||||||||||||
76 | Человек и общество в конце XX – начале XXI векаНовый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика | 2 | ||||||||||||||||
Самостоятельная работа № 10
| 8 | |||||||||||||||||
Практическое занятие | 2 | |||||||||||||||||
77 | 21. Основные принципы и направления государственной социальной политики. | |||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||
78 | Внешняя политика в конце XX- в начале XXI века Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. | |||||||||||||||||
Практическое занятие №22 | 2 | |||||||||||||||||
79808182 | 22. Культура и наука России в конце XX- в начале XXI века23. Культура и наука России в конце XX- в начале XXI века24. Модернизация бытовой сферы25. Наш край 2000-2012 г. | |||||||||||||||||
Самостоятельная работа № 11 Сообщение. Презентация: Наука России в конце XX- в начале XXI века | 4 | |||||||||||||||||
83 | Повторительно-обобщающий урок «Первая половина XX века»Основные события первой половины XX века. Причины и итоги. Исторические деятели. | 2 | ||||||||||||||||
84 | Повторительно-обобщающий урок «Вторая половина XX века»Основные события второй половины XX века. Причины и итоги. Исторические деятели. | 2 | ||||||||||||||||
85 | Итоговая контрольная работа | 2 | ||||||||||||||||
86 | Зачет | 1 Итого: 171 ч. Ауд 84-срс |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- -продуктивный (планирование и самостоятельное
- выполнение деятельности, решение проблемных задач)
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
- .1. Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы общеобразовательной дисциплины «История» входят:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета;
- рекомендованные мультимедийные пособия.
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мульимедийные), обеспечивающие освоение общеобразовательной дисциплины «история», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
В процессе освоения программы общеобразовательной дисциплины «История» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, историческим картам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим подобным ресурсам).
5.2. Информационное обеспечение реализации программы
5.2.1. Основные печатные издания
- Артемов, В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 15-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 448 с.
- Касьянов, В. В. История: учебное пособие / В. В. Касьянов, П. С. Самыгин, С. И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Оришев, А. Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2021. — 276 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Самыгин, С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н. Шевелев. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 306 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Трифонова, Г. А. История: учебное пособие / Трифонова Г.А, Супрунова Е.П., Пай С.С., Салионов А.Е. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 649 с. — (Среднее профессиональное образование).
Кроме указанных учебных пособий, рекомендуется рассмотреть использование учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ.
5.2.2.Электронные издания (ресурсы)
1. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2. Вторая мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war2.chat.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3. Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI–XVIII столетиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-rus-maps.ru, свободный. – Загл. с экрана.
4. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
5. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Исторические источники по Отечественной истории до начала XVIII в. на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm, свободный. – Загл. с экрана.
7. КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
8. Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2af8f200babe89969f744abd9daccff3.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
9. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
10. Научная электронная библиотека (НЭБ). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный. – Загл. с экрана.
11. Российская национальная библиотека // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nlr.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
12. Российское историческое общество // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org, свободный. – Загл. с экрана.
13. Федеральный портал «Российское образование» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
15. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
16. Федеральный портал «История.РФ» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru, свободный. – Загл. с экрана.
17. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fpu.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
18. Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — Режим доступа: https://profspo.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
19. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
20. Лань: электронно-библиотечная система. — Режим доступа: https://e.lanbook.com, свободный. – Загл. с экрана.
21. Рио.Компас Образовательно-просветительский портал, созданный Российским историческим обществом. — Режим доступа: https://compass.historyrussia.org/, свободный. – Загл. с экрана.
22. Документы советской эпохи. — Режим доступа: //sovdoc.rusarchives.ru/ebooks/, свободный. – Загл. с экрана.
23. Российский государственный архив социально-политической истории. — Режим доступа: http://rgaspi.info/k-75-letiyu-pobedy/nagrady-partizan/, свободный. – Загл. с экрана.
24. Комплекс оцифрованных архивных документов, кино- и фотоматериалов «Вторая мировая война в архивных документах». — Режим доступа: https://www.prlib.ru/news/1324002, свободный. – Загл. с экрана.
25. Журнал «Историк. Журнал об актуальном прошлом». — Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/, свободный. – Загл. с экрана.
5.2.3. Дополнительные источники
- Алятина, А. Г. История: практикум для СПО / А. Г. Алятина, Н. А. Дегтярева. — Саратов: Профобразование, 2020. — 236 c. — ISBN 978-5-4488-0614-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/91875
- Беловинский, Л. В. История русской материальной культуры: учеб. пособие / Л.В. Беловинский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 512 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Загладин, Н. В. История. Конец XIX – начало XXI века. 11-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. – М.: Русское слово, 2015. – 448 с.
- Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 299 с. — (Профессиональное образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452675
- Крамаренко, Р. А. История России. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Р. А. Крамаренко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. — 64 c. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/98675
- Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 639 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Оришев, А. Б. История: от древних цивилизаций до конца XX в.: учебник / А. Б. Оришев, В. Н. Тарасенко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Пашенцев, Д. А. История отечественного государства и права: учебное пособие / Д.А. Пашенцев, А.Г. Чернявский. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 429 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-013945-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961439 – Режим доступа: по подписке.
- Сахаров, А. Н. История с древнейших времён до конца ХIХ века. 10-й класс. Базовый уровень [Текст]: учебник / А. Н. Сахаров, Н. В Загладин. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2016. – 448с.
- Шевченко, Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / Н. И. Шевченко. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 272 с.
6. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
6.1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательной дисциплины «История» направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных базового уровня (далее – ПРб) и углубленного уровня (далее – ПРб) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Между образовательными результатами курса истории на уровне общего среднего образования и общими компетенциями как ожидаемом результате на уровне СПО существует выраженная взаимосвязь, представленная в Таблице 2 (Приложение).
6.2. Система оценивания образовательных результатов
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания общеобразовательной общеобразовательной дисциплины «История» на уровне среднего профессионального образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе, или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте исторических ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым преподавателем в ходе процедур стартовой, текущей, тематической, промежуточной и итоговой диагностики. В качестве форм оценки могут быть использованы письменные и электронные измерительные материалы, оценочные листы, экспертные заключения и иные формы. Процедура оценивания может быть организована посредством письменной работы (тест, практическая работа, реферат, отчет и иные), индивидуального проекта, образовательного мероприятия или события. При этом необходимо учитывать, что изучение истории предусматривает развитие устной речи, поэтому нецелесообразно увеличивать объем и долю письменных работ.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации образовательной деятельности обучающегося, группы в целом. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки, среди которых устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, учебные исследования и учебные проекты, задания с закрытым ответом и со свободно конструируемым ответом – полным и частичным, индивидуальные и групповые формы оценки, само- и взаимооценка и иные.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки обучающихся и включения результатов самооценки в формирование итоговой оценки. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания общеобразовательной дисциплины.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания (особенно при проведении самооценки и взаимооценки). По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися. Особенно важны самооценка и взаимооценка при организации проектной деятельности.
Процедуру оценивания желательно проводить на основе критериальной модели. Каждому параметру оценки в рамках выбранной формы должны соответствовать точные критерии оценки: за что, при каких условиях; в случае балльной оценки - исходя из каких принципов выставляется то или иное количество баллов. Содержанием и критериями процедуры оценки могут выступать планируемые образовательные результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1. Примеры общего предмета изучения при освоении содержания различных социально-гуманитарных дисциплин
История | Обществознание | Право | Экономика |
Реформы политической системы в 1914 – 1991 гг. Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития политической системы. | Политическая система и ее подсистемы Формы государства Политический режим | Основы конституционного строя РФ; федеративное устройство РФ; государственное устройство РФ; судебная система РФ | Финансовое планирование Законы спроса и предложения Механизмы ценообразования Типы экономических систем |
Великая российская революция; Причины и последствия реформ в XX – начале XXI вв. | Общественный прогресс Направления общественного развития | Правовое государство Правосознание | Поведение основных субъектов экономических отношений |
Гражданская война; Холодная война (Холодная война и её влияние на послевоенный мир); Политика разрядки | Социальные конфликты Конфронтация и сотрудничество | Гуманитарное право | Глобальная экономика |
Образование СССР; национальная политика СССР; распад СССР; РФ в конце XX – начале XXI вв. | Нация, народность, этнос Межнациональные отношения | Конституционные основы национальной политики РФ | Влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь Типы экономических систем |
Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни. | Индустриализация Информационное общество | Интеллектуальная собственность Авторское право | Знание и информация как фактор производства Наукоемкое производство |
Место и роль России в современном мире. Современный мир в условиях глобализации | Глобализация Интеграция Глобальные проблемы современности | Международное право Экологическое право | Транснациональные компании |
Особенности трудовых отношений в период «военного коммунизма» и НЭПа; Герои первых пятилеток; Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны; Послевоенное восстановление хозяйства; Формирование и развитие российского предпринимательства | Особенности труда как вида деятельности Роль труда как вида деятельности в социализации человека | Трудовое право. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних Формы организации предпринимательства в РФ | Труд как фактор производства; Рынок труда; Безработица |
История семьи в XX в.; судьба семьи в судьбе страны; Повседневная жизнь и быт в XX – начале XXI вв. | Семья как малая группа и социальный институт | Семейное право | Домохозяйство; семейный бюджет; рациональное поведение потребителя |
Реформы экономической системы в 1914 – 1991 гг. Российская Федерация в 1992–2020 гг.: основные этапы развития экономической системы | Типы обществ | Особенности регулирования экономических правоотношений; Финансовое право Собственность как правовой институт (владение, пользование, распоряжение) Гражданское право (имущественные отношения и способы защиты имущественных прав) | Типы экономических систем Национализация Приватизация Собственность как экономический институт (формы и типы собственности) |
Налоговые реформы в 1914 – 1991 гг. | Налоги как механизм социальной политики | Права и обязанности налогоплательщиков | Налоги; виды налогов |
Культурная жизнь страны в XX – начале XXI вв.; религиозная политика в 1917 – 1991 гг. | Духовная сфера общественной жизни | Культурные права Светское государство Свобода совести как конституционное право человека и гражданина | |
Социальные отношения в 1914 – 1991 гг. | Социальная сфера Класс Страта Социальная группа Социальная мобильность и социальные лифты | Социально-экономические права Социальное государство | Социальное обеспечение граждан МРОТ |
Таблица 2. Интеграция личностных, метапредметных и предметных результатов обучения «Истории» ФГОС СОО с общими компетенциями ФГОС СПО
Общие компетенции | Личностные результаты (ЛР) Метапредметные результаты (МР) | Предметные результаты по предмету «История»: базовый уровень (ПРб) | Предметные результаты по предмету «История»: углубленный уровень (ПРу) |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Метапредметные результаты (регулятивные): - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению | 2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, особенностях исторического познания | 2. сформированность представлений о предмете, функциях и методах исторической науки, месте исторической науки в системе научного знания, основных концепциях, объясняющих процессы исторического развития мира |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | Метапредметные результаты (познавательные): - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника) 4. владение умениями анализа и объяснения исторических событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (систематизация; сравнение; владение ключевыми историческими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; объяснение причин и следствий событий); 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; составления характеристик исторических личностей с использованием учебной и научно-популярной литературы (в форме устного или письменного сообщения); 6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., их сопоставления, определения общего и различий | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории); 4. владение умениями анализа и объяснения событий, процессов, явлений истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (синхронизация; систематизация и сравнение по самостоятельно определяемым основаниям; владение ключевыми историческими и социологическими понятиями; соотнесение единичных фактов и общих явлений, процессов; выявление причин и следствий событий и др.); 5. владение умениями исторического описания (реконструкции) событий истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в., образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху, составления характеристик исторических личностей с привлечением работ историков (в форме эссе, презентации и др.); 6. сформированность опыта рассмотрения исторических версий и оценок событий и личностей истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в.: сопоставление версий (оценок), выявление общего и различий; объяснение, на чем основывается та или иная версия (оценка); определение и аргументация своего суждения (оценки) |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; | Личностные результаты (трудового воспитания): - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты (коммуникативные): - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях проявлять творчество и воображение, быть инициативным; - предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости | 7. Осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме участия в подготовке учебных проектов по отечественной истории Новейшего времени, в том числе – на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и т.д.) | 7. Осуществление проектной, учебно-исследовательской деятельности в форме коллективного или индивидуального учебного проекта по отечественной истории, в том числе – на региональном материале, или по всеобщей истории (с использованием материалов библиотек, музеев, архивов, Интернет-ресурсов, собиранием материалов устной истории и т.д.) |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; | Метапредметные результаты (коммуникативные): - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям | ||
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | Метапредметные результаты (коммуникативные): -осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. | 8. Способность применять исторические знания в учебной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях); | 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.) |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Личностные результаты (гражданского воспитания): - сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам. Личностные результаты (патриотического воспитания): сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России. Личностные результаты (духовно-нравственного воспитания): - осознание духовных ценностей российского народа; - сформированность нравственного сознания | 1. Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом в ХХ – начале XXI в., понимание места России в мировой истории Новейшей эпохи, сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона | 1. Владение системными знаниями об истории России и человечества в целом в Новейшую эпоху, об основных периодах Новейшей истории; понимание места и роли России в мировой истории; сформированность представлений о соотношении истории мира, своей страны, региона, локальной истории |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; | Личностные (экологического воспитания): - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности | 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (анализ современных событий и ситуаций с учетом их исторических предпосылок, применение исторической аргументации в школьных и социальных обсуждениях) | 8. Способность применять исторические знания в образовательной, внешкольной и общественной деятельности, поликультурном общении (применение исторических знаний, приемов исторических аналогий для раскрытия причин и сущности современных событий в стране и мире; привлечение исторической аргументации в школьных обсуждениях и социальном общении, в том числе – с представителями разных этнических, религиозных групп, политических течений и т.д.) |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности | Личностные (физического воспитания): - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью - активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью | ||
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Личностные результаты (ценности научного познания): совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками и другими источниками исторической информации по истории России и всеобщей истории ХХ – начала XXI в. (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание суждений о степени полноты и достоверности источника | 3. Владение умениями работать с аутентичными историческими источниками, а также комплексами источников исторической информации с применением приемов анализа и критики источника (извлечение и интерпретация информации источников; сопоставление данных разных источников, выявление общего и различий; соотнесение информации источников с историческим контекстом; высказывание и аргументация суждений о степени полноты и достоверности, ценности источника; понимание специфики современных источников социальной и личной информации); осознание значения собирания и изучения материалов новейшего времени (в том числе – истории края, истории семьи, устной истории) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...
Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)
Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)...