МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
методическая разработка
Технологические карты уроков, разработки занятий внеурочной деятельности, презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока истории, 5 класс | 366 КБ |
5_klass_drevneyshie_lyudi.pptx | 1.31 МБ |
6_klass_obrazovanie_pervyh_gosudarstv_.pptx | 1.04 МБ |
6_klass_pravlenie_knyazya_vladmira_i_kreshchenie_rusi.pptx | 1.48 МБ |
6_klass_rus_pri_naslednikah_yaroslava_mudrogo._vladimir_manomah.pptx | 955.78 КБ |
mir_uvlecheniy_6_obshchestvo_.pptx | 590.35 КБ |
odknr_4_urok.ppt | 708 КБ |
odknr_5_klass.pptx | 2.76 МБ |
chest_i_dostoinstvo_aleksandra_nevskogo.pptx | 2.34 МБ |
ustroystvo_rima.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: история
Класс ___5 б
Базовый учебник: __Вигасин А. А.: Учебник по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс, 2019 г.
Тема урока: «История Олимпийских игр»
Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися теоретических основ по истории олимпийских игр, их значимость в древности и отражение в сегодняшнем дне.
Задачи урока:
- определить ключевые понятие об олимпийских играх и их возникновении, показать значение игр для Древней Греции.
- развивать умение самостоятельно определять цель занятия, ставить задачи и назначать маршрут действий для изучения темы.
- воспитывать интерес к предмету через парную или индивидуальную форму работы, понимание значимости истории Древней Греции и ее влияния на современный мир.
Тип урока: урок новых знаний.
Необходимое оборудование: маршрутный лист для индивидуальной или парной работы, мультимедийное оборудование, Платформа Сбер Класс.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | ПМО | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. Цель для учителя: обеспечить внешнюю обстановку для работы на уроке (проверить готовность обучающихся: учебник, тетрадь, дневник и пенал на столе). Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку (успокоиться, проверить все ли лежит на парте). Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм. | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой. (включение в предметно-практическую деятельность с целью подготовки к изучению новой темы) . | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: проверить правильность выполнения контурной карты по теме «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей». Задачи: уметь выполнять работу с контурной картой (определять местоположение страны, ее столицы, морей и основные виде деятельности людей в том или ином регионе) 3. Мотивационное задание 4. Выведение темы урока, постановка цели урока. Цель для учителя: включить обучающихся в учебно-практическую деятельность. Цель для учеников: уметь ставить свою цель урока. Задачи: стимулировать понимание учащимися значение цели урока и задач. 5. Выстраивание траектории развития 6. Объяснение нового материала. 1) Работа в индивидуальной или парной форме. 2) Итоги парной или индивидуальной работы. Цель для учителя: научить обучающихся выделять главную мысль и структурированно ее использовать в разных форматах работы. Цели для учеников: уметь использовать полученные знания в работе на уроке. Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы 7. Физкультминутка Цель для учителя: снять напряжение с глаз и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение с глаз. Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье, беречь зрение. 8. Систематизация и обобщение знаний. Цель для учителя: закрепить умения и навыки учащихся по теме Олимпийские игры. Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике. 9. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок. Цель для учителя: научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы. 10.Задание на дом. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке. Задачи: закрепление изученного материала, контроль. | Регулятивные: коррекция, направление дальнейшей деятельности обучающихся Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения, развивают навыки коммуникации Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей и идей. Познавательные: построение причинно-следственной связи, анализ предыдущих исторических событий и поиск взаимосвязей с новой темой. Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать результат Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение главной мысли урока (цели) и ее подтем (задачи) Личностные: стремятся развивать внимание. Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия. Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение плана действий исходя из возможных заданных условий, выбор способов действий. Коммуникативные: выражение мыслей, сотрудничество друг с другом. сотрудничество с учителем. Регулятивные: коррекция знаний. Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают с напарниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли Личностные: развивают навыки сотрудничества. Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. | Организует работу, объясняет цели. Задание: Определить местоположение стран-колоний на берегах Средиземного и Черного морей, закрасить их разными цветами и условным знаком отметить столицу (если имеет). Проверка проходит в двух форматах – фронтальная (с обучающимися кому сложна дается выполнение заданий с контурными картами и парная взаимопроверка по образцу – для остальных обучающихся). -Ребята, сегодня на уроке мы перейдем к изучению следующей страницы истории Древней Греции – это Олимпийские игры. Чтобы определить, какое значение играет для нас изучение олимпийских игр, давайте выполним задание с платформы СБЕРКЛАСС - Ребята вы правильно мыслите, что все эти вопросы задают нам общее понимание что религию в жизни древних греков, играла важную роль. Что у нее было много граней и множество богов. А при чем здесь олимпийские игры? - Совершенно верно. Олипийские игры — это праздник в честь богов проживающих на Олимпе. Мы с вами до этого не сталкивались с таким способом поклонения божествам. Все состязания были придуманы в честь того или иного бога. Как вы думаете, что бы вам хотелось сегодня узнать об теме Олимпийских игр по подробнее? -Могут ли эти вопросы выступать целью для сегодняшнего урока? -Тогда давайте каждый сейчас попробует сформулировать свою цель в тетради. - Как мы вяснили тема Олимпийских игр в Древности содержит в себе много информации, чтобы у каждого из нас была возможность добиться своей цели, нужно обозначить ступени, по которым мы должны пройти. Каждая ступень — это шаг вперед к цели. У каждого шага есть определенная ценность. - Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите. Это слово пришло к нам из греческого языка
Итак, мы определили тему урока, поставили цель, составили маршрутный лист. - Ребята, сейчас каждый из вас может определить форму в которой он будет работать. Варианта выбора два: парная или индивидуальная. - Вам будут розданы составленные нами маршрутные листы, и вы сможете самостоятельно определить то в каком темпе вы пойдете, какие задания вы будете выполнять, сколько по времени и с кем вы будете это делать. Каждая ступень является одной единицей изучения и оценивается на ту или иную оценку. Вы сами определяете какого результата ходите достичь. Включение 3-х минутное видео «гимнастика для глаз» Обучающимся выдаются карточки с вопросами по изучаемой теме, по которым они должны дать ответ. Работа происходит в двух форматах – устной и письменной. Часть обучающихся по желанию отвечает так какой формат им подходит. А теперь давайте вспомним вопросы на которые вы отвечали в начале урока. Какая между ними всеми взаимосвязь? -Ребята, давайте подведем итог нашей работе. Посмотрите внимательно на записанную вами цель. Отвечая на мои вопросы, определите, достигли ли вы ее. - Вспомните какие цели вы себе ставили? Удалось ли у вас их достичь? Что нужно сделать еще чтобы их реализовать? -Прошли ли вы весь маршрут? Достигли нужного вам уровня? -Какие моменты вам понравились больше всего? -Какую тему мы сегодня изучали? -Что повторили, а что узнали нового? -Какие умения вам пригодятся в дальнейшей жизни? Спасибо всем за работу! | Перед вами представлены ряд вопросов ответы которых помогут нам вспомнить уже имеющиеся знания о вероисповедании древних греков и понять где упущены пробелы, которые мы можем восполнить на сегодняшнем уроке. 1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? Какие горы там есть? Ребята, на изучение данной темы у нас определено 3 часа (1 учебный час в школе и 2 дома в качестве заданий). Я предлагаю построить маршрут с тем как будет выглядеть наша изучение данной темы. Давайте выстроим последовательность того как будет выглядеть наш используя блоки платформы СБЕРБАНК. На Платформе они расположены в такой последовательности: 1. История Олимпийских игр: (для прохождения уровня 2.0 нужно выполнить 2 задания из 3) 2. Как проходили состязания: (для прохождения уровня 3.0 нужно выполнить 2 задания из 3) Задания 2.0 - Узнать как и когда появились Олимпийские игры Используя учебник стр.155 пункт 1. Ответьте на вопросы. Вопросы: 1. Где проходили Олимпийские игры? 2. Кто в них участвовал? 3. В чем состязались участники? 4. Что прекращалось на время игры в Древней Греции? И как вы думаете почему? 5. Когда прошли первые Олимпийские игры? 2.0 - Составить план-пересказа «Первые Олимпи 2.0 - Составить схему «Подготовка к состязаниям» Используя материал учебника стр.155-156 пункт 2. Составьте схему «Подготовка к состязаниям» постарайтесь раскрыть вопрос со всех сторон (кто мог учавствовать, что они предпринимали тренируясь и т.д.)йские игры» 3.0 - Составить таблицу «Основные виды игр» 3.0 - Решить кроссворд 3.0 - Прочитать документ и ответить на вопросы Вопросы: Годы первых олимпийских игры? Место проведения олимпийских игр? Основные состязания? Герои-олимпийцы? Как награждали? 1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? Какие горы там есть? параграф 33, пересказ; -СБЕРКЛАСС: Задание модуля «Культура Древней Греции, тема Олимпийские игры» | 18 обучающихся проходят взаимопроверку, остальные совместно с учителем в фронтальном формате.
Ребята дают ответы из уже имеющихся знаний. Определяют, что ответы на вопросы ведут нас к одному общему факту. Размышляют и понимают, что все вопросы отражают ту или иную грань тему урока. - Игры проводились в честь богов! Возле горы Олимп, где по мнению греков жили боги.
Варианты ответа: Узнать, как проходили игры? Какие были вознаграждения? Какие были состязания? Понять, как поменялись игры на сегодняшний день и т.д. - Да. Траектория развития 5б класса через маршрутный лист изучения темы «Олимпийские игры»:
Обучающиеся делаться на пары или остаются работать самостоятельно. Обучающиеся приступают к выполнению заданий исходя из поставленной цели и задач. Обучающиеся выполняют гимнастику и продолжают работу с заданиями по маршрутному листу. Обучающиеся в различном формате отвечают на вопросы. Обучающиеся дают свои ответы. Определяя что Олимпийские игры неотъемлемая часть жизни древних греков, вера в множество богов открыло для них разные формы поклонения и на этом уроке мы определили какие из них были главными, когда они начались и какие почести были у тех кто победил состязания. Обучающиеся перечитывают записанную в начале урока цель. Записывают задание. |
Приложение 1
Маршрутный лист урока
Цель урока которую вы выбрали:
____________________________________________________________________
Класс _______
Фамилии ученика/ов ____________________________________________________________________
Тип работы (индивидуальный, групповой, по парам) - НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНУТЬ
Инструкция: Для прохождения маршрута изучения темы «Олимпийские игры в древности» нужно двигаться по ступеням, выполняя определенное количество заданий (несколько на выбор).
Помните о том какую цель вы преследуете на уроке, что вам важно изучить, понять и исследовать. Тема будет считаться изученной при прохождения заданий уровня 2.0 и 3.0 (4.0 - выполняется дополнительную на оценку, те кто успел пройти все уровни на уроке.
Задания выполняются в вашем маршрутном листе (после сдачи их и проверки я отдаю их вам для того чтобы вся информация сохранилась у вас в тетради.
Ваш маршрут
Задания
2.0 - Узнать как и когда появились Олимпийские игры
Используя учебник стр.155 пункт 1. Ответьте на вопросы.
Вопросы:
1. Где проходили Олимпийские игры?
2. Кто в них участвовал?
3. В чем состязались участники?
4. Что прекращалось на время игры в Древней Греции? И как вы думаете почему?
5. Когда прошли первые Олимпийские игры?
2.0 - Составить план-пересказа «Первые Олимпийские игры»
2.0 - Составить схему «Подготовка к состязаниям»
Используя материал учебника стр.155-156 пункт 2. Составьте схему «Подготовка к состязаниям» постарайтесь раскрыть вопрос со всех сторон (кто мог учавствовать, что они предпринимали тренируясь и т.д.)
Подготовка к состязаниям
3.0 - Составить таблицу «Основные виды игр»
Название игры | Характеристика |
3.0 - Решить кроссворд
По горизонтали:
1. С него начиналось пятиборье.
2. Греческий атлет, повторивший подвиг Геракла.
3. Награда победителю игр.
4. Бог, которому были посвящены олимпийские игры.
5. Последнее состязание пятиборья.
6. Город, в котором проходили игры.
По вертикали:
1. Угощение, которым до конца жизни обеспечивал победителя игр его родной город.
2. Место для проведения конных состязаний.
3. Укажите пропущенное слово: во время олимпийских игр (…) между полисами была запрещена.
4. Они не могли участвовать в олимпийских играх.
5. Участник олимпийских состязаний.
6. Прославленный боец, шестикратный победитель олимпийских игр.
3.0 - Прочитать документ и ответить на вопросы
Существует множество мифов и легенд об истории возникновения первых Олимпийских игр. Согласно самой распространенной из них, создателем Олимпиады стал древнегреческий герой Геракл, который решил прославить победу своего отца Зевса над титаном Кроном. Кроме того, полубог почтил память колесничего Пелопса, который одолел подлого царя Эномая.
Более достоверная версия связана с царем Элиды Ифитом, который решил отправиться за советом к легендарным дельфийским жрицам. Пророчицы рассказали ему о том, что боги требуют учредить общегреческие спортивные празднества, которые остановят бесконечные распри между царствами. Ифит тут же начал действовать, заручившись поддержкой Ликурга из Спарты и Клиосфена из Афин.
Согласно задумке правителя, Олимпийские игры должны проходить каждые четыре года, и во время соревнований вводилось всеобщее перемирие. Праздник начинался в первое полнолуние после летнего солнцестояния, и длился целых пять дней, делясь на спортивную и религиозную части. В эти дни город Олимпия становился центром спорта, культуры и торговли.
Ряд источников утверждает, что победителем первой Олимпиады стал некий Кореб из Элины. Первые 14 игр греки соревновались исключительно в беге на дистанцию, однако в более поздние времена проходили следующие соревнования:
- бег на дистанцию (192 метра);
- двойной бег (384 метра);
- долгий бег (1344 метра);
- бег гоплитов (384 метра в полном вооружении);
- пятиборье (бег, метание диска, метания копья, прыжки в длину, борьба);
- борьба;
- кулачный бой;
- панкратион (особый стиль рукопашного боя);
- конные бега.
Колыбелью олимпийского движения является древний город Олимпия в северо-западной части Пелопонесского полуострова, где находилась я священная роща Зевса и уникальный храмовый комплекс. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости.
Вопросы:
1. Сколько мифов об основании Олимпийских игр представлено в документе? Какой из них является исторически более точным на ваш взгляд и почему?
2. Какие мифические персонажи описаны в документе? Перечислите их и опишите кто они такие.
3. Сколько дней длились Олимпийские игры? РАз в сколько лет они проходили?
4. Напишите ваше мнение об Олимпийских играх в древности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подумайте Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
Первобытные люди - – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств.
План урока Происхождение человека Далекие предки Древнейшие орудия труда Охота древних людей Овладение огнем
Облик далеких предков Древнейшие люди жили в теплых странах – Восточной Африке, около 2 млн. лет назад. Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах? У людей не было защиты от холода Легче было найти пищу и выжить Много различных видов растений и животных
Внешний вид древнего человека Густой волосяной покров Глубоко посаженные глаза Широкие ноздри Сильные челюсти Густой волосяной покров Глубоко посаженные глаза Стр. 11
Облик далеких предков В своем развитии люди прошли 3 основных стадии: Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам
Облик далеких предков Второй этап: Питекантроп (обезъяна-человек) , облик их больше походил на человека. Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем. Пользовались огнем
Облик далеких предков Третий этап: Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии ) – по своему строению напоминают современного человека . Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.
Откройте карту на странице 9, ответьте на вопросы: Где жили древнейшие люди? Где следы их жизни не обнаружены? Чем древние люди отличаются от людей нашего времени? Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?
Древнейшие орудия труда Орудия труда - это то, чем человек работает. Палка-копалка - орудие древнейшего человека, с помощью которого он добывал пищу и оборонял свое жилище. Рубило - каменное орудие труда с режущими кромками
Работа с иллюстрациями : (стр.10-11) 1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей? 2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные? 3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.
Основные занятия древних людей Охота Собирательство
Охота древних людей Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
Овладение огнем Возможно от зажженного в грозу дерева Или от горящей лавы вулкана.
ОГОНЬ Защита Свет Тепло Орудия Пища
Впишите недостающие слова: Древнейшие люди на земле жили________________лет назад. Главным отличием древнейших людей от животных было_________________. Древнейшими орудиями труда были________. У древнейших людей было два способа добывания пищи__________.
Назовите территорию расселения первобытного человека Южная Африка; 3. Восточная Африка; Передняя Африка; 4. Австралия. Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда? Из камня; 3. Из меди; Из бронзы; 4. Из железа.
Назовите основное занятие первобытного человека Охота; 3. Собирательство; Бортничество; 4. Рыболовство. На каких животных чаще всего охотились древние люди? На мамонтов; 3. На тигров; На носорогов; 4. На зебр.
«Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ
Цель урока Познакомить с процессом появления первых государств на территории современной России; Определить причины великого переселения народов; характеризовать особенности первых государств.
План урока 1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. 2) Скифское царство. 3) Упадок причерноморских государств. 4) Великое переселение народов. 5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. 6) Жители лесной полосы Восточной Европы
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Первые государства на территории нашей страны возникли на берегах Чёрного моря. В VII-VI в. до н.э. Северное Причерноморье стали активно осваивать греческие мореплавателями.
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Греческие мореплаватели искали места для своих поселений и стремились наладить с местными племенами выгодную торговлю . На северном и восточном побережье Черного моря греки основали множество городов, которым принадлежала и окрестная территория. Их называли городами – государствами.
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Самые крупные города – государства: Ольвия Пантикапей Херсонес
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Что такое полис? Город (в Греции)
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Большую часть населения греческих городов составляли купцы и ремесленники.
1)Греческие города-государства Северного Причерноморья. Греческие переселенцы сохранили на новых местах такой же порядок управления, какой существовал у них на родине.
2) Скифское царство. Ближайшими соседями греков в Северном Причерноморье были ираноязычные народы, получившие название «скифы». Скифские племена Скотоводческие Земледельческие Стр.20
2) Скифское царство. Земля скифов привлекала многих завоевателей. Для того, чтобы противостоять захватчикам, скифские племена объединились. Во главе союза стаял вождь, который позже стал называться царем. Так в Северном Причерноморье появилось Скифское царство. Занимало территорию от Дуная до степной части Крыма. Столицей Скифского царства – Неаполь Скифский (вблизи нынешнего Симферополя)
3) Упадок причерноморских государств На рубеже III – II вв.до н.э в пределы Скифского государства вторглись кочевые ираноязычные племена сарманов. В их состав входили: роксоланы, аланы. В конце III в. до.н.э Северное Причерноморье вторглись германские племена готов, но их господство было недолгим. Готский союз был разгромлен. Также были нападения со стороны гуннов, которые сопровождались страшными погромами и убийствами. Они нанесли окончательный удар по греческим городам на черноморском побережье. Сохранился только Херсонес. Так закончилась античная эпоха в Северном Причерноморье.
4) Великое переселение народов IV-VII века стали переломными в истории Евразии . Пришли в движение многочисленные племена и народы . Историки до сих пор спорят о причинах стремительного перемещения огромных масс населения. Главной из них считается начинавшееся похолодание , заставившее кочевников искать более благоприятные места проживания.
4) Великое переселение народов Их внимание привлекли богатые и удобные для жизни страны с мягким климатом. В середине IV в.до н.э. происходит нашествие гуннов. Несколько веков гунны воевали с Китаем. Защищаясь от их набегов, китайцы соорудили - великую Китайскую стену.
4) Великое переселение народов Нашествие гуннов подтолкнуло к переселениям и других народов . Началось великое переселение народов. Его последствием стали паления Западной Римской империи и образование варварских королевств.
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. Одним из самых древних городов не только в России, но и мира является Дербет. Стал одним из первых христианских центров на современной территории нашей страны. Позже жители Дербета приняли ислам .
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. Воинственныеи кочевники – тюрки на огромным пространстве от Монголии до Волги они создали свое государство – Тюркский каганат. Это было одно из самых крупных государств в мировой истории. Глава – хакан или каган («хан ханов»). В начале VII в. Тюркский каганат распался.
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. В VII в. В Нижнем Поволжье тюркоязычные хазары создали свое государство – Хазарский каганат. Они постепенно подчиняли себе многие кочевые и земледельческие племена. Жители подчиненных территорий платили кагану дань.
5) Древнейшие города и первые государства на территории нашей страны. В VII в. у тюркоязычных булгар возникло государство Великая Булгария . Оно занимало территорию от Кубани до Днепра. Первой столицей – город Булгар.
Домашнее задание Параграф 2 Термины на стр.26
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Продолжите предложение: « Во главе Древнерусского государства стоял великий князь » 2.Как назывался объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье). 3.Как называлось собрание жителей города и его окрестностей для решения важных вопросов? (Вече). 4.Дайте определение: а) урок – это размер дани. б) погост – это место сбора дани.
1.Назовите дату объединения Новгорода и Киева: а) 850 г. б) 882 г. в) 912 г. 2.В каком году произошло восстание древлян, в результате которого был убит киевский князь? а) 945 г. б) 922 г. в) 957 г. 3.Соотнесите имена князей и годы их правления: 1) Князь Олег а) 945- 957 гг. 2) Князь Игорь б) 882 – 912 гг. 3) Княгиня Ольга в) 957 – 972 гг. 4) Князь Святослав г) 912 – 945 гг.
Киевляне упрекали князя Святослава: « Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь!» - Чем был вызван этот упрек? - Справедлив ли он?
1.Начало правления князя Владимира. 2.Причины принятия христианства на Руси. 3.Крещение Руси. 4.Русская православная церковь. 5.Значение принятия христианства. « Князь Владимир Киевский». Клыков В.
Святослав Ярополк ( Киев) Олег (Древлянская земля) Владимир (Новгород)
Вместо далёких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. Великий князь Владимир Святославич. Неизв. автор.
Князь Владимир : -возвратил «под руку» Киева вятичей и радимичей; -покорил Полоцкое княжество на Западной Двине; -возглавил поход против Волжской Булгарии; -отвоевал у Польши города Червень и Перемышль.
1.Создание мощной системы крепостей на южной границе. 2.Строительство сигнальных башен. 3.Создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей. Линии крепостей. Оборонительные укрепления.
На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов во главе с Перуном. (Хорс, Даждьбог, Стрибог,Семаргл, Макошь.) Все другие боги запрещались. Перун. Макошь.
1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли. 2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. 3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство. 4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить княжескую власть. 5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.
« Крещение Владимира». Васнецов В.М.
«Свержение идола Перуна». Макаров М.
«Крещение киевлян». Лебедев К.
Новая религия стала распространяться по всей Руси. Но были случаи ожесточенных столкновений язычников с княжеской дружиной. « Христиане и язычники».Иванов С.
Константинопольский Патриарх Митрополит Епископы Белое духовенство, служившее в городских и сельских церквях. Черное духовенство, жившее в монастырях.
Для экономического развития страны Для политического развития Для культурного развития Для международ-ного положения государства Установление прочных торговых связей с христианскими странами Основа для объединения древнерусского общества Смягчение нравов; развитие образования, архитектуры, иконописи. Расширение международных связей; повышение международного авторитета.
Домашнее задание Параграф 5 (полностью), знать даты и термины
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Укажите, кто из князей: дела 1) Построил храм Святой Софии в Киеве 2) Ввел христианство как государственную религию 3) Упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты 4) Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат 5) Начал составление свода законов 6) Убил Бориса и Глеба 7) Организовал оборонительную систему крепостей на южных границах Руси Имена князей: А) Владимир Б) Игорь В) Ольга Г) Святослав Д) Ярослав Мудрый Е) Олег Ж) Святополк Окаянный З) Болеслав I Храбрый
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
План урока 1. Правление Ярославичей 2. Княжеские усобицы 3. Любечский съезд князей 4. Киевское восстание 1113 год 5. Правление Владимира Мономаха в Киеве
Проблемный вопрос: Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?
1072 г. Создание «Правды Ярославичей», нового свода законов
Половцы Кочевые воинственные племена
Задание Прочитайте п. 2 «Княжеские усобицы», ответьте на вопросы: 1. Каковы основные причины княжеских усобиц? 2. Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период?
Причины княжеских усобиц 1) сложность очередного порядка престолонаследия; 2) рост могущества каждого отдельного княжества; 3) личные амбиции князей.
Задание Работая с пунктом 3 стр. 65-66 , ответьте на вопросы: 1. С какой целью собрались князья в Любече? 2. Какое они приняли решение? 3. Главный итог съезда?
Запись в тетрадь 1097 год – съезд князей в Любече. Итог Объединение в случае опасности Начало раздробленности на Руси
В Оружейной палате Московского Кремля — главном хранилище древних и современных сокровищ России — хранится экспонат, который называется Шапка Мономаха. По преданию, эта шапка принадлежала Константину Мономаху (деду Владимира по матери), а потом была передана греками Владимиру.
Время княжения Владимира Мономаха было самым цветущим в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились, а непокорные чувствовали сильную руку князя. Владимир Мономах – великий князь
Киевское восстание 1113 год
ЗАДАНИЕ Работая с п. 5 стр. 67-68, выпишите основные направления внутренней и внешней политики Владимира Мономаха
Политика Владимира Мономаха 1. Сохранение и укрепление власти в государстве 2. Борьба с другими князьями 3. Борьба с половцами (1111 г) 4. «Устав Владимира Всеволодовича», заключительная часть «Русской Правды»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Х О Х О Х Х Х О Х
Д/З §8 читать Задания на выбор Составьте генеалогическое древо князей, упомянутых в тексте этого и предыдущих параграфов Сравните вооружение русских и половецких дружин (по учебнику и интернет)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание свободное время ?
Свободное время – часть внерабочего времени, остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат.
Какие дела для вас обязательны? (составьте список из 5-10 пунктов) Умеете ли вы правильно распределять своё время?
Как использовать время правильно 1.Составьте список всего, что вам нужно сделать. Внесите в него и самые маленькие дела, не сосредоточивайтесь только на больших. 2.Разместите в самом верху списка то, по вашему мнению, следует в первую очередь. Также отметьте дела, которые можно сделать в любое время. 3.Выделите те дела, которые можно выполнить быстро и сразу. Если вы хотите использовать свое свободное время правильно, у вас должно быть несколько дел, которые можно
сделать, к примеру, во время телерекламы. 4.Выделите те дела, которые должны выполняться ежедневно. Для этого просто проанализируйте список, и вы поймете, что некоторые пункты не относятся к важным каждодневным делам. Н-р, приготовить ужин необходимо, а мойку окон можно и отложить. 5.Управляйте своим временем. Если кто-то хочет отнять у вас драгоценное время, рассказывая сплетни, уйдите от этого разговора. Бессмысленно тратить свое время на досужие разговоры.
6.Убедитесь, что предметы, которые нужны для выполнения дел, находятся рядом. Чем меньше лишних шагов, тем больше экономия времени. Прежде чем идти в продуктовый магазин, составляйте список всего необходимого. 7.Проверьте список дел, которые вы выполнили за день, и напишите задачи на следующий. Поставьте вверху списка те дела, которые не были выполнены в срок.
Свободное время Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел Время, которым ты сам распоряжаешься, которое распределяешь по своему усмотрению, то есть делаешь то, что тебе хочется Это время для разнообразных свободных занятий которые каждый сам себе выбирает
Составь своё личное расписание, вписав время в пропуски Обычно я встаю в … . Занятия в школе продолжаются с … до … . Домашние задания я делаю с … до … . Спать я ложусь обычно в … . Свободное время составляет в сутки … .
Как вы проводите свободное время?
Привычки Полезные – те, что улучшают здоровье, способствуют восстановлению сил и улучшают жизнь человека. Вредные – те, что наоборот, ухудшают здоровье, вызывают проблемы в отношениях с окружающими людьми.
Соцсети приносит больше пользы или вреда ? Кино и сериалы приносит больше пользы или вреда ? Игры приносит больше пользы или вреда ?
С. 43-44 прочитайте текст рубрики «Жил…»
Рассмотрите репродукции картин на с.56-57, сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь.
Историческая справка. Стр. 44 Шахматы 1вар.Назовите родину шахмат. 2вар.Что развивает игра в шахматы?
Как Вы думаете, что будет, если человек ничем не занят? Такое вообще возможно?
Последствия Снижаются зрение и слух Перенапрягается мозг Возникают ложные потребности
Вывод урока: чтобы проводить время с пользой – надо умело его распределять. Этому нас учит народная мудрость - «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Праздность – мать пороков»; «Без дела жить – только небо коптить»; «Проленился – хлеба лишился».
Закрепление изученного материала Что такое свободное время? Что такое хобби? Зачем человеку хобби? Как наполнить свободное время полезными делами?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выберите из списка то, что относится к поведению порядочного человека: Рисует на стенах лифта. Списывает у соседа по парте во время контрольной работы. Дал однокласснику цветной карандаш для заполнения карты. Помог подняться подскользнувшемуся пожилому человеку. Посмеялся над тем что, кто-то не может сделать.
НОРМЫ МОРАЛИ - ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
ПОРЯДОЧНОСТЬ - Это честность, надежность, соблюдение норм морали.
Работа с текстом : 1. Прочитайте текст 2. Выпишите, на основе текста, качества, которые характеризуют порядочного человека.
Составьте схему, выбрав из списка то, что относится к порядочности Выполнять правила поведения. 2. Нарушать правила. Обманывать. 4. Держать слово Грубить. 6. Уважать людей Быть честным. 8. Отстаивать справедливость 9. Поступать по совести
Объясните смысл следующих пословиц: Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Работа с дополнительным материалом: Прочитать рассказ «Дорогая покупка». (стр. 22). Ответить на вопросы после текста.
Домашнее задание: Нарисовать рисунок, показывающий пример порядочности. Написать сочинение на тему: «Что значит держать слово?».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства Гражданство – правовая связь между человеком и государством Выборы – избрание лиц П рава – это то что можно делать а можно и не делать Обязанности – это то что ты должен д едать хочешь того или нет
Гражданин – Гражданство – Выборы – П рава – Обязанности –
Домашнее задание : В ыучить Гимн Российской Федерации.
План урока: 1. Герб России. 2. Флаг России. 3. Гимн России.
К ак и другие государства, Россия име-ет государственные символы. Их не-сколько. Но главные из них – герб, флаг, гимн. В России гербы и флаги имеет каждый регион. З наешь ли ты герб и флаг региона, в ко-тором ты живёшь? К акое значение имеют для государства государственные символы? О б этом наш сегодняшний разговор.
Герб России С огласно Закону Герб России: 4 -угольный, с закруглён- ными нижними углами, заострённый в оконеч-ности красный гераль-дический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья
о рёл увенчан 2-мя ма-лыми коронами н ад ними – одной боль- шой короной с оединёнными лентой в правой лапе орла – скипетр в левой – держава н а груди орла в крас -ном щите – серебря- ный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий се- ребряным копьём чёр-ного … дракона.
Где и как используется государст -венный герб? Герб используется строго по назначению На зданиях госучреждений На официальных знамёнах и флагах На государственных печатях и штампах На государственных бланках, паспорте На денежных знаках На наградах
Из истории Герба России 15 (XV) век Середина 16 ( XVI) века Конец XVI – нача - ло XVII века XVII век Начало XVIII века 1799 - 1801 годы 1-я полови- на XIX века Середина XIX века 1882 г. 1917 г.
Флаг России Г осударственный флаг Российской Федерации является официальным государственным сим-волом Российской Феде-рации . Г осударственный флаг Российской Федерации представляет собой пря- моугольное полотнище из трех равновеликих гори- зонтальных полос: в ерхней - белого , с редней – синего и нижней - красного цве -та . О тношение ширины фла -га к его длине 2:3.
Б елый, синий и красный цвета с древних вре-мён на Руси означали: б елый цвет — благородство и откровенность, чистоту и святость; с иний цвет — верность, честность, величие, красоту, ясность, безупречность и целомуд-рие ; к расный цвет — мужество, смелость, храб-рость , удаль, великодушие и любовь . К роме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например: б елый — цвет свободы; с иний — цвет Богородицы; к расный цвет — символ державности .
Флаг можно использовать строго по назначению На правительственных зданиях На машинах официаль-ных представителей РФ На морских, речных и воздушных судах Во время спортивных соревнований Во время официальных переговоров На официаль-ных и празд-ничных меро -приятиях, пара- дах и т.п.
Гимн России Г имн – это торжественная песня или музыка без слов. А вторы Государственного гимна РФ – С.В. Михалков и Г.А. Эль- Регистан . М узыка А.В. Александрова. У тверждён современный Гимн в 2001 го-ду . И сполняют гимн стоя во время важных государственных церемоний, спортив-ных соревнований, при подъёме гос -флага. (необходимо закачать файл с гимном России, сайт его не тянет)
Гимн России Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Давай повторим главное П еречисли главные символы государства. Н а современном гербе РФ изображён орёл, который держит в лапах 1) державу и меч 2) скипетр и державу 3) пучок молний 4) меч и скипетр К акие цвета флага символизируют: х рабрость, удаль, красоту _________________ в еличие, красоту, ясность _________________ ч истоту и святость _________________________ Герб, флаг, гимн v белый красный синий
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова , Я.В. Хотеенкова . Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл .: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания!
Победителем телевизионного конкурса "Имя Россия. Исторический выбор 2008" признан святой князь Александр Невский
Св. благоверный князь Александр Невский (1220–1263 гг.)
Биографические данные Князь Новгородский и Владимирский 1236 г. Вероисповедание: Православие Рождение: 30 мая (6 июня) 1220 г. в г.Переславль-Залесский Смерть: 14 ноября (21 ноября) 1263 г. Городец Похоронен: Рождественский монастырь, в 1724 году перезахоронен Александро-Невской лавре Династия: Рюриковичи Отец: Ярослав Всеволодович Мать: Ростислава Мстиславна Смоленская Супруга: Александра Брячиславовна Полоцкая Дети: сыновья Василий, Дмитрий, Андрей и Даниил
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, а также заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, гарнизон немецкий привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников – казнил.
5 апреля 1242 года на Псковском озере началась знаменитая битва, известная в летописях под названием Ледовое побоище
Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные». Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, он спас ослабленную Русь от полного уничтожения.
Чтобы умилостивить хана, Александр в 1262 году лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце.
Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой Александр Невский проявил себя как воин и дипломат
В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.
В 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. Он просуществовал до 1917 г. и был вторым по значимости после ордена святого всехвального апостола Андрея Первозванного.
В 1942 г. был тоже учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу и обеспечение успешных действий своих частей .
«А если кто к нам с мечом войдёт – от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» Александр Невский
Домашнее задание: посмотреть документальный фильм о Александре Невском https://www.youtube.com/watch?v=VyKTv6hLRAk&t=152s
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Марсово поле Здесь ежегодно собиралось Народное собрание , чтобы выбрать двух консулов
Власть консулов была очень велика. Подобно царям они были правителями и судьями в римском государстве в дни мира и главнокомандующими римской армией на войне. Оба консула обладали равной властью. Во время войны один консул обычно оставался в Риме, а второй во главе войска отправлялся в поход. Консулом мог стать и бедный, и богатый гражданин, но денег за исполнение должностей не платили. Поэтому только богачи могли стать консулами.
Консулов окружали различными почестями. Они носили тогу, обшитую пурпуром. При исполнении своих обязанностей консулы восседали на креслах из слоновой кости. Их постоянно сопровождали почётные телохранители — ликторы. По истечении года консул становился простым гражданином. Если за время своего правления он допустил злоупотребления, то сограждане могли привлечь его к ответственности. Любое распоряжение консула, если римляне не были с ним согласны, можно было обжаловать в народном собрании.
Форум – главная площадь Рима. Здесь проходили выборы народных трибунов. Они вместе с консулами могли предлагать новые законы в Народном собрании.
Самым могущественным государственным органом Римской республики был сенат. Он пополнялся без всяких выборов бывшими консулами, народными трибунами, другими должностными лицами. Все они пожизненно являлись членами сената. Всего в сенате заседало 300 человек. Сенаторы (барельеф)
Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. Судьями в Риме могли быть только сенаторы. Сенат ни перед кем не отчитывался в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения. В случае, если государству угрожала крайняя опасность, сенат назначал диктатора - единоличного правителя государства, которому подчинялись все власти и который мог отменить любое распоряжение другого должностного лица. Здание Сената
Римская республика имела три власти: народное собрание, сенат и магистратов – правителей, которые исполняли решения сената и народного собрания . Статуя магистрата
Римское войско Во времена республики в Риме было создано большое и боеспособное войско. Основную массу воинов составляли землевладельцы. Люди, не имевшие земельных наделов, не допускались к службе в армии. В армию призывались все граждане Рима в возрасте от семнадцати до шестидесяти лет. В мирное время римская армия состояла из четырех частей. Они назывались легионами.
В каждом легионе было по 4200 человек. Римский воин, участник легиона, назывался легионером.
Римляне уделяли особое внимание боевой подготовке войска. В мирное время проводились учения, где постоянно отрабатывались приемы рукопашного боя, метания дротиков, возведения укрепленного лагеря.
Во время сражения римское войско придерживалось четкой последовательности в построении. Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии. Каждая линия состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй - воины постарше и покрепче, а в третьей - самые надежные, чье мужество не раз было испытано на деле. Конница во время боя защищала пехоту с правого и левого флангов. При победе она преследовала разбитого противника.
Особую роль в сражении играло знамя легиона . Это был символ славы легиона, предмет гордости и почитания солдат. Знаменосец в окружении наиболее надежных воинов всегда находился в первых рядах. Часто знаменосец со знаменем сам устремлялся в гущу врагов. Римские воины вслед за ним бросались вперед, чтобы спасти символ своего легиона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...