Языковая норма: требование или необходимость?
статья

Писать безграмотно — значит

     посягать на время людей,

к которым мы адресуемся,

а потому совершенно недопустимо

в правильно организованном обществе.

Л.В. Щерба

 

   В справедливости слов известного лингвиста Л.В. Щербы сомневаться не приходится – мы все понимаем важность и необходимость орфографически правильного письма, соблюдения норм, установленных правописанием… Да, объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и прочее, — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Языковая норма: требование или необходимость?

Писать безграмотно — значит     посягать на время людей,

к которым мы адресуемся,

а потому совершенно недопустимо

в правильно организованном обществе.

Л.В. Щерба

   В справедливости слов известного лингвиста Л.В. Щербы сомневаться не приходится – мы все понимаем важность и необходимость орфографически правильного письма, соблюдения норм, установленных правописанием… Да, объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и прочее, — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? На одном из занятий по русскому языку на втором курсе шла речь о важности соблюдения норм русского языка и необходимости борьбы с несоблюдением этих норм. На уроке выяснялись причины массовых речевых ошибок, среди которых отмечены следующие:

  • влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (медийные личности);
  • доверие печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);
  • порой запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, заявлений, и, как следствие, неясность языка их произведений;
  • снижение интереса к классической литературе;
  • неуважение к адресатам речи;
  • пренебрежение к родному языку.

   «По моим наблюдениям, окружающие часто совершают ошибки в своей устной и письменной речи, с чем обязательно надо бороться. Известно, что неверное восприятие и воспроизведение языковых единиц ведет к постепенной деградации самого говорящего, а потом и всего народа, культуры… Без языка умирает нация! Я уверена, что до таких крайностей не дойдет, но задуматься о чистоте языка уже необходимо.» (Христолюбова Е., гр.202)

   «В последнее время люди стали редко читать вслух, писать письма друг другу (эпистолярный жанр постепенно, увы, умирает), все чаще используется автоматическое исправление ошибок в телефоне… Снижение уровня грамотности стало заметно и в печатных изданиях разного уровня, все чаще в речи употребляются сленговые слова.

  Решением этой проблемы могут служить следующие мероприятия: чтение классической литературы, чтение вслух (что может способствовать даже сближению внутри семьи), практиковаться в написании диктантов, увеличить часы изучения языка в образовательных учреждениях, слушать аудиокниги с правильным произношением и запоминать как нужно ставить ударения, устраивать конкурсы сочинений среди всех возрастных групп.» (Трухина М., гр. 202)

   «Причин нарушения норм очень много. Во-первых, это неполное усвоение знаний о нормах литературного языка и недостаточно бережное отношение к языковой традиции. Во-вторых, неумение и нежелание разобраться в смысловых оттенках разных слов. Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за обращение с ним.

   Надо ли бороться с речевыми ошибками, ведь даже взрослые люди допускают их? Конечно, бороться необходимо! Хотя, к сожалению, с такими ошибками бороться очень непросто, потому что на конкретные правила чаще всего опереться сложно, особенно в разговоре, а «чувство языка» развито не у всех.

   Бороться с нарушением языковых норм можно разными способами: от социальных реклам на вывесках до корректировки школьной программы. В эру развитых современных технологий детей можно заинтересовать различными играми, которые бы улучшали грамотность и повышали интерес к языку через компьютеры и телефоны. Это поможет в воспитании культуры языка. Некоторые мои одногруппники планируют связать свою будущую деятельность именно с этим профессиональным направлением.» (Коренева В., гр.251)

   «Языковая норма – это общепринятый, общеупотребимый стандарт, правило. Мы знаем, что нормы подразделяются на виды: лексические, грамматические, орфоэпические и синтаксические… Но в современном мире языковые ошибки возникают очень частно. Это происходит по разным причинам: влияние неграмотных авторитетных медийных личностей, слепое доверие читателей к печатным изданиям и телевидению, снижение редакторских требований к журналистам, нечеткость и неясность выражения мысли автором текста, снижение интереса школьников к правильности употребления слов и общее неуважение к языку.

   Конечно, с речевыми ошибками надо бороться. Если не контролировать ситуацию в обществе, это может привести и, скорее всего приведет, к его деградации. Неграмотность сильно влияет на жизнь человека: если официальный документ составлен вне соответствий с нормами, то это грозит возникновением непонимания сторонами друг друга, и может привести к печальным последствиям.» (Воробьева А., гр.251)

   Основные источники языковых норм – это прежде всего произведения классической литературы, образцовая речь высокообразованных носителей языка, общепринятое, широко распространенное современное употребление, а также научные исследования. Однако, признавая важность литературной традиции и авторитета источников, следует помнить и об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что, безусловно, является оправданным в определенных ситуациях общения. Варианты норм отражаются в специальных словарях, таких как «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей русского языка», «Словарь сочетаемости слов» и других.
В настоящее время процесс изменения языковых норм стал особенно активным и заметным на фоне событий историко-политического значения, экономических реформ, изменений в социальной сфере, науке, технике. Следует помнить, что языковая норма не догма: в зависимости от условий, целей и задач общения, от особенностей того или иного стиля возможно отступление от нормы. Однако эти отступления должны отражать варианты норм, существующие в литературном языке.

   Вывод очевиден: необходимо уделять большое внимание проблемам современного русского языка, не игнорировать существующие языковые факты и бережно относиться к языку.

Васенкова Л.А.,

преподаватель русского языка

и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование языковой компетенции у студентов аграрного колледжа

Методика обучения иностранным языкам в средних профессиональных учебных заведениях определяется целями и задачами обучения иностранным языкам, а также профессиональной направленностью и условиями кажд...

Культура речи и языковая норма

Я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя....

Культура речи. Языковая норма

Культура речи. Языковая норма Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна ЦЕЛИ:Закрепить понятие языковая норма.Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и...

Языковые нормы

Презентация "Языковые нормы" содержит теоретический  материал и практические задания по закреплению знаний о языковой норме, признаках, клафисикациях норм по уровням языка и степени обязательност...

Разработка урока-проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знанийФорма проведения урока: урок-проект   Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности ...

Презентация к открытому уроку. Тема:" Курсовое проектирование. Нормы и требования".

В презентации рассмотрены основные требования и нормы к написанию курсового проекта по спциальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....

Подготовка школьников к выполнению норм и требований ВФСК ГТО

Указом президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным был возрождён комплекс «Готов к труду и обороне». Правительству РФ совместно с региональными властями поручено разр...