Языковые нормы
презентация к уроку на тему

Презентация "Языковые нормы" содержит теоретический  материал и практические задания по закреплению знаний о языковой норме, признаках, клафисикациях норм по уровням языка и степени обязательности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Языковые нормы221 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормы современного русского литературного языка Виды норм и их взаимосвязь с системой языка

Слайд 2

Классификация норм по уровням языка Нормы пронизывают все уровни языка: фонетический, лексический, грамматический.

Слайд 3

Акцентологические - соблюдение правил постановки ударения. Звони  шь, догово  р Орфоэпические - соблюдение правил произношения слов русского языка что  што  , сегодня  с ۥ эво  дн ۥ а  Грамматические - соблюдение правил формообразования слов русского языка, а также выбор нужной формы слова, уместной в данном контексте. Договоры (не договора) – мн.ч. им.п. Орфографические - соблюдение правил орфографии (написания) слов русского языка. Пр и к о сну ться Лексико-семантические - употребление слов в соответствии с их значением, разграничение значений многозначного слова, соблюдение правил семантической сочетаемости слов в различных контекстах, адекватный подбор синонимов, разграничение паронимов и паронимических словосочетаний. Началась избирательная компания.

Слайд 4

Лексико-грамматические - знание грамматической сочетаемости слова, глагольного/ предложного управления. Уверенность в побед е (П.п.), оплатить проезд (В.п.) Синтаксические - следование правилам согласования подлежащего и сказуемого, употребления деепричастных оборотов, сочетания однородных членов; выбор синтаксической конструкции, уместной в данном контексте. Посмотрев этот фильм, я загрустил. Пунктуационные - соблюдение правил постановки знаков препинания в предложении. Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка. (М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.) – сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Стилистические - знание стилистических свойств слов, фразеологизмов, словосочетаний и синтаксических конструкций, уместное использование их в текстах различных стилей и жанров. Искусственный спутник вращается (нельзя использовать крутиться) вокруг Земли.

Слайд 5

Классификация норм по степени обязательности Обязательная (императивная) норма – норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. Например, нормативным признается только ударение на последнем слоге в словах магази  н (не мага  зин ), догово  р (не до  говор ). Вариативная (диспозитивная) норма – это норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке. Они рекомендуют отдавать предпочтение тому или иному из вариантов в зависимости от ситуации общения. Например, возможно употребление следующих существительных и в мужском, и в женском роде: лангуст – лангуста , манжет – манжета , проток – протока .

Слайд 6

Вариативные нормы различаются по временному признаку, т.н. хронологические варианты : одна из них всегда связана с традицией употребления и предшествует по времени другой норме, которая обычно отражает современные тенденции языкового развития. Соответственно разграничиваются «старшая» и «младшая» нормы. Например, нормирова  ть и норми  ровать (доп.) , мышле  ние и мы  шление (доп.) . Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: творо  г и тво  рог (разг.), догово  р и до  говор (прост.)

Слайд 7

Функционально-стилевая дифференциация литературного языка и профессиональные варианты например, общелитературная норма собирательных и вещественных существительных – форма ед.ч.: молодежь знает, песок хорошо пропускает воду , для научного стиля характерна возможность использования формы мн.ч.: глины, пески, щелочи . Нормы ударения вариативны в зависимости от сферы употребления: профессиональные и общелитературные, например, компа  с, рапо  рт – морское, ко  мпас, ра  порт – лит.; а  лкоголь – медицинское, алкого  ль – лит.

Слайд 8

Варианты норм представлены на всех уровнях языка Фонетический чтобы – чтоб, папоротник – папортник, уполномочивать – уполномачивать, тво  рог – творо  г, жа  люзи - жалюзи  Словообразовательный осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица – волчиха Морфологический эта тюль – этот тюль, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – езжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболее важный, в ста метрах – в сотне метрах Синтаксический ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером – рекомендовать как тренера – рекомендовать в качестве тренера Фразеологический язык прилип / присох к гортани, язык не повернется / не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизала

Слайд 9

Задание 1. В следующих словах и предложениях найдите ошибки и исправьте их, запишите исправленный вариант. При возникновении затруднений обращайтесь к словарям и справочным материалам. 1. Чрезмерное употребление а`лкоголя вредит здоровью. 2. Были предприняты все мероприятия для повышения посещаемости занятий студентами. 3. В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы. 4. Погоды у нас стоят холодные. 5. Глазник сегодня не принимает.

Слайд 10

Задание 2. Найдите примеры несоответствия нормам современного русского литературного языка. О каком свойстве нормы они свидетельствуют? 1. Не выкормя, не выпоя, ворога не узнаешь ( греч. посл .). 2. А слово «фильм», между прочим, было женского рода, говорили: «приключенческая фильма» ( Панова ). 3. Высокий крылец на улицу Зубинского дома обставился экипажами ( Аксаков ). 4. Много про чудо вселенной странник в дому говорил ( Фет ). 5. Ее прогулки длятся доле. Теперь то холмик, то ручей остановляют поневоле Татьяну прелестью своей ( Пушкин ). 6 . Наше дело – учиться, учиться, стараться накоплять возможно больше знаний ( Чехов ). 7. Появились новые мебели из Москвы (Тургенев). 8. С тетей Дашей мы впервые ходили в «синематограф Люмьера». Так тогда называли кино ( Паустовский ).

Слайд 11

Задание 3. Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте на вопросы к тексту. Современная лингвистика среди основных признаков литературного языка называет такие язык культуры язык образованной части народа сознательно кодифицированный язык. Последнее сознательная кодификация языка то есть определение и узаконение его норм прямая задача культуры речи с появлением литературного языка появляется и культура речи. Кодифицированные нормы литературного языка это такие нормы которым должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного литературного языка любой его словарь есть не что иное как его кодифицирование. …Культура речи начинается там где язык как бы предполагает выбор для кодификации и выбор далеко не однозначен. Часто можно услышать кило  метр но норма только киломе  тр не менее часто до  говор но норма догово  р хотя сейчас уже категорически не запрещается до  говор . Это свидетельствует еще и о том что современный русский литературный язык хотя и может рассматриваться как язык от А.С.Пушкина до наших дней не остается неизменным. Он постоянно меняется и следовательно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам то есть опасность что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои правила. (Е.Н.Ширяев)

Слайд 12

Что понимается под кодификацией языка? Какие нормы называются кодифицированными? Назовите основные способы кодифицирования языка. В чем заключается опасность установления только жестких, незыблемых норм? Приведите примеры исторической изменчивости норм. Какова основная задача культуры речи?

Слайд 13

Задание 4. Определите тип вариантов слов. Лесопильня – лесопилка, бескрайний – бескрайный, напой – напои, ежегодный – ежегодний, двухполостный – двухполостной, целлюлоза – целлулоза, фо  льга – фольга  , шофёр – шо  фер, арабеск – арабеска, бекеша – бекеш, планшет – планшета, кроличий – кроликовый, индюшиный – индюшечий – индюшачий, достигнуть – достичь, брызгают – брызжут.

Слайд 14

Домашнее задание: Пользуясь орфографическим, словарем трудностей и др. словарями русского языка запишите по 5 примеров обязательной и вариативной нормы.

Слайд 15

Презентация подготовлена преподавателем ЧУПО «Экономический бизнес-колледж» г.Москва Филимоновой А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование языковой компетенции у студентов аграрного колледжа

Методика обучения иностранным языкам в средних профессиональных учебных заведениях определяется целями и задачами обучения иностранным языкам, а также профессиональной направленностью и условиями кажд...

Культурологическая составляющая языкового образования в системе СПО

Культура речи – основа общей культуры личности, базовый компонент коммуникативной культуры.Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее важных при изучении общества, так ка...

«Интеллектуальная разминка, как эффективный способ вхождения студентов в языковую среду и формирование положительной учебной мотивации на уроках иностранного языка»

В статье содержаться материал, рассказывающий о способах вхождения студентов, в языковую среду,а так же  способы формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка....

Культура речи и языковая норма

Я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя....

Культура речи. Языковая норма

Культура речи. Языковая норма Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна ЦЕЛИ:Закрепить понятие языковая норма.Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и...

Разработка урока-проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знанийФорма проведения урока: урок-проект   Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности ...

Языковая норма: требование или необходимость?

Писать безграмотно — значит     посягать на время людей, к которым мы адресуемся,а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Л.В. Щерба...