Культура речи и языковая норма
презентация к уроку на тему

Грошева Надежда Рафаиловна

Я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kultura_rechi_pedagoga.ppt782 КБ
Файл kultura_rechi_pedagoga.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Культура речи и языковая норма Выполнила: Грошева Н.Р.

Слайд 2

«Если ты говоришь, то твое слово должно быть лучше молчания» А. Платонов

Слайд 3

. Речь педагога как средство развития культуры речи учащихся В умственном развитии учащихся огромное значение имеет формирование устной речи, и учить их надо на лучших образцах родного языка. Дети перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога зависит культура речи учащихся. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения учащихся, в общении с ними, является основным источником, из которого они получают образец родного языка, культурной речи.

Слайд 4

Некоторые недочеты речи педагога: Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе; Невнятность произношения; Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию); Употребление в речи слов – паразитов; Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные); Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.; Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.; Произнесение слов с неправильным ударением; Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Слайд 5

играет роль играет значение свободная вакансия народный фольклор баловать заиндеветь закупоривать зубчатый красивее обеспечение Отметьте номера правильных словосочетаний 2. Расставьте ударение в словах. 3. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно уведомлЕние уведомлЕнный облЕгчить одновремЕнно усугубИть ходАтайствовать

Слайд 6

Проверь себя играет роль бАловать заиндевЕть закУпоривать зубчАтый красИвее обеспЕчение Запомни: правильно только так! уведомлЕние ходАтайствовать

Слайд 7

звонЯт или звОнят? Проговорите все формы глагола «звонить» («позвонить»),чтобы именно в таком виде ваша память зафиксировала звуковой и зрительный образ этого слова и его форм ЗвонИть: звонЮ, звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте,звонЯт ПозвонИть: позвонЮ, позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт Вставьте в предложения слово «звонить» («позвонить») в нужной форме Опять (что делает?)…. телефон. Он мне нечасто (что делает?) …. Мама всегда (что делает?)… мне и спрашивает, где я. Кому ты (что делаешь?)…. ? Вы сейчас (что делаете?)… в поликлинику? Сергей Петрович, поднимите трубку, Вам (что делают?)…. ! Ты мне (что сделаешь?)… завтра вечером? Спасибо за предложение, мы вам обязательно (что сделаем?)…. Вы мне (что сделаете?) …., когда все будет готово?

Слайд 8

Одеть или надеть пальто? Глагол «одеть» сочетается с существительными одушевленными. Лишь в своем переносном значении слово «одеть» может сочетаться с неодушевленными существительными: ветки деревьев одеты листвой, одеть плотину в бетон. Одеть можно кого-нибудь, одеться (самому) во что-либо: одеть ребенка, одеться в лучшее платье. Глагол «надеть» сочетается с неодушевленными существительными: надеть калоши, надеть лучшее платье.

Слайд 9

« Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах » Твёрдый согласный Интернат, компьютер, коттедж, модель, резюме, рейтинг, полонез, диспансер, идентичный Мягкий согласный Брюнет, бассейн, компетентный, корректный, музей, патент, термин, шинель, Одесса, паштет

Слайд 10

До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность. Олег Рисс

Слайд 11

Пунктуация Наука…форма творческой общественной деятельности. Научная теория… есть основа серьезного исследования. Укажите предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире Наука – форма творческой общественной деятельности. Научная теория есть основа серьезного исследования.

Слайд 12

Тяжело в учении – легко в общении Нам экономистам ясно одно обсуждаемая тема интересна как студентам так и т..оретикам и р..довым гражданам размышляющ..м куда пом..стить свои сб..р..жения. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания Нам , экономистам , ясно одно : обсуждаемая тема интересна как студентам , так и т е оретикам , и р я довым гражданам , размышляющ и м , куда пом е стить свои сб е р е жения.

Слайд 13

. Речь педагога должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной, доступной для понимания; с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Слайд 14

Тест на сообразительность 1 . Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор? 2. Есть ли 7 ноября в Австралии? 3. У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько осталось овец? 4. Вы - пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту? 5. Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? 6. Вы заходите в комнату, которая затемнена. В ней есть две лампы – газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь? 7. Один поезд идет из Москвы в Екатеринбург, а другой – из Екатеринбурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого в 3 раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи? 8. Отец с сыном попали в автокатастрофу. Отец скончался в госпитале. К сыну в палату входит хирург и говорит, показывая на него:"Это мой сын". Могут ли эти слова быть правдой? 9. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 10. Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? 11. В каком количестве Ной взял зверей в свой ковчег? 12. Врач прописал больному 3 укола через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, чтобы сделать все уколы? 13. Сколько цифр 9 в ряду чисел от "1" до "100"? 14. Одинокий сторож умер ночью. Дадут ли ему пенсию? 15. Горело 7 свечей. 3 погасло. Сколько свечей осталось? 16. Кирпич весит 1 кг плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич? 17. Под каким кустом сидит заяц во время дождя?

Слайд 15

. Подведём итоги 0 - 1 гений 2 - 4 интеллектуал 5 - 6 нормальный человек 7 - 8 рядовой идиот 9 - 10 рядовой идиот с побочными явлениями 11 - 12 абсолютный идиот 13 - 15 не способен мыслить 16 - 17 необходима изоляция от общества За каждый неправильный ответ начислите себе 1 балл. 1. 1час 2. да 3. 9 4. Столько, сколько Вам 5. Во всех 6. Спичку 7. Одинаково 8. Хирург – его мать. 9. 50 10. 11 11. Каждой твари по паре 12. 1час 13. 20 14. Нет 15. 7 16. 1кг 17. Под мокрым

Слайд 16

А знаешь ли ты? Когда цапля стоит на одной ноге? Сколько дверных ручек в училище? Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?

Слайд 17

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Культура речи педагога

 I слайд

  Я не случайно начала свое выступление с эпиграфа писателя-драматурга А. Платонова. У Максима Горького есть в одном из очерков воспоминание, где он плывет на теплоходе. Там он увидел женщину, поразившую его своей красотой. И вдруг она заговорила. Все! Вся красота вмиг улетучилась. Исчез образ красавицы, перед ним предстала, в лучшем случае, уличная торговка.

         В одной из передач было сказано, что самым пагубным изобретением 20 века является интернет. И это, по всей видимости, правда. Не будем брать в пример учеников, а, цитируя Крылова, лучше на себя оборотимся. Если раньше нам самим приходилось готовить какое-либо выступление, доклад, реферат и тому подобное, мы брали ручку, бумагу, шли в библиотеку, вооружались учебниками, карпели над ними, но составляли свое выступление сами. А теперь? Нам дают тему. Мы, не мудрствуя долго, набираем на клавиатуре нужное, клацаем по энтеру и готово. Не всегда даже утруждаем себя корректировкой скачанного. Положа руку на сердце, кто помнит, какую книгу он прочитал в последний раз и когда это было?

       Всем известно, что наш родной русский язык достаточно сложный для изучения. Педагоги стараются применять разнообразные методы, облегчающие формирование грамотной речи школьников.

      Дети воспринимают взрослых как «носителей» и «трансляторов» разнообразных знаний: «тронешь утюг – обожжешься», «Волга впадает в Каспийское море»... А демонстрирует ли учитель способность и желание учиться? Можно сколько угодно говорить детям, что читать полезно, но если они не видят своих родителей с книгой – вырастут ли они читателями? Если учитель в своей профессиональной деятельности не демонстрирует умение осваивать новые компетенции, приобретать новые знания, учиться всю жизнь (Lifelong Learning ), то станут ли его ученики мотивированными к учебе? Проще говоря, являет ли учитель собой пример ученика?

II слайд

Речь педагога как средство развития культуры речи учащихся

   В умственном развитии учащихся огромное значение имеет формирование устной речи, и учить их надо на лучших образцах родного языка.

   Дети  перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те  несовершенства речи, которые        встречаются у взрослых.

    От культуры речи педагога зависит культура речи учащихся.

   Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения учащихся, в общении с ними, является основным источником, из которого они  получают  образец родного языка, культурной речи.

    III слайд

Некоторые недочеты речи педагога:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Употребление в речи слов – паразитов; 
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;
  • Речь с национальным акцентом,  с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил чиновникам обладминистрации тест по русскому языку.

   Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

IV слайд, Vслайд

VIслайд

Бич нашего языка – глагол звонить.

VIIслайд

Глагол «одеть» сочетается с существительными

одушевленными. Лишь в своем переносном значении слово «одеть» может сочетаться с неодушевленными существительными: ветки деревьев одеты листвой, одеть плотину в бетон. Одеть можно кого-нибудь, одеться (самому) во что-либо: одеть ребенка, одеться в лучшее платье.

Глагол «надеть» сочетается с неодушевленными существительными: надеть калоши, надеть лучшее платье.

VIIIслайд

    В устной публичной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед е.

   Произношение твёрдых и мягких согласных в заимствованных словах имеет социальную значимость.

Так произношение мягкого согласного в таких словах (шимпанзе[е], гофре[е], компьюте[е]р, маде[е]муазе[е]ль) может восприниматься слушателями как проявление низкой культуры говорящего.

В то же время произнесение твёрдого согласного там, где нормой уже стало произношение мягкого согласного, может быть воспринято слушателями как проявление мещанства, псевдоинтеллигентности. Так, например, воспринимается произношение твёрдых согласных в словах: акаде[э]мик, бере[э]т, брюне[э]т, де[э]магог, кофе[э],  те[э]рмоме[э]тр, шине[э]ль, музЭй.

IX слайд

До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших  мыслей на бумаге!

Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность.

Олег Рисс

X, XIслайды – пунктуация

XII слайд – итог всему сказанному

XIIIслайд - тест

Данный тест-программа для испытания абитуриентов на сообразительность предлагается полушутя, полусерьезно в Калифорнийском университете (США).

Фокус  со  счетом

     Век живи - век учись, гласит известная поговорка. На протяжении всей нашей жизни мы учимся, возможно, иногда мы этого не замечаем, но, сколько мы будем жить, столько будем и учиться, ведь знания безграничны, именно поэтому человек должен всегда оставаться открытым для новых знаний.

Какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – компьютеры, интерактивные доски, пусть даже обучающую машину, – главным, вечным и неизменным остается в школе учитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Культура речи. Языковая норма

Культура речи. Языковая норма Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна ЦЕЛИ:Закрепить понятие языковая норма.Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и...

Языковые нормы

Презентация "Языковые нормы" содержит теоретический  материал и практические задания по закреплению знаний о языковой норме, признаках, клафисикациях норм по уровням языка и степени обязательност...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;      отработать навыки произ...

Разработка урока-проекта «Языковые нормы и их изменение в современном обществе»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знанийФорма проведения урока: урок-проект   Цель урока: углубить знания о языковой норме, показать характерные особенности ...

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...