Проект по логопедии. Тема: "Развитие речи через коммуникативные игры".
проект

Анненкова Татьяна Владимировна

В данной работе представлен перечень методов и приемов на развитие коммуникации. Определены особенности речевого развития первоклассников с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Развитие речи через коммуникативные игры»

Работу выполнила: Анненкова Татьяна Владимировна

ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2»

2023 г.

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Цель, задачи

Участники, длительность проекта, материал

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации

Основная часть

1.1. Календарно-тематический план на I четверть

1.2. Модель взаимодействия с педагогами

1.3. Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации

2 этап – практический (познавательный)

2.1Особенности речевого развития первоклассников с речевыми нарушениями

2.2 Перечень методик коммуникативного развития

2.3 Картотека коммуникативных игр

2.4 Конспект урока обучения грамоте

2.5 Методики речевого развития

2.6 Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка

2.7 Рекомендации для педагогов

2.8 Рекомендации для родителей

3 этап: заключительный

(представление презентации по основным этапам проекта)

Пояснительная записка

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы в межличностностного и внутриличностного характера.

Игровой деятельности в воспитании уделяется особое внимание как средству коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника.

Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Основным фактором развития коммуникативности является речь. Развитие речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы как дошкольного образовательного учреждения, так и школьного. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, ФГОС НОО и обновленных ФГОС ООО  развитие речи приобретает особую актуальность.

Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях в школе и на занятиях в кружках. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Проблема в нарушении речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». Сложности в развитии речи влияют при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.

Педагогическая ценность коммуникативных игр заключается в том, что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Игра – обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Актуальность

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

Основной смысл коммуникативных игр – развёртывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. К школьному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками.

Коммуникативные игры интересны и актуальны, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях.  Их с большим удовольствием и пользой можно использовать    на любых видах занятий, в повседневной деятельности в детском саду, школе,  а также в свободное время в кругу семьи. Такие игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, родителям.

 Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.  В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе, при изучении букв на уроках обучения грамоте и на уроках математики я использую коммуникативные игры. В них ученик активно переосмысливает уже накопленный им нравственный опыт, в игре ему приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игровые моменты на уроке учат справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.          Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания школьников.  Имея нравственную основу, они учат обучающихся обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем.

 Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.

Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.

Участники проекта: обучающиеся 1 класса коррекционной школы-интерната, логопед, психолог, дефектолог, учитель музыки, учитель физкультуры, воспитатели ГПД, родители.

Материал:

  • Видео - и аудиотеки, картотеки игр упражнений;                   
  • наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудиодиски;
  • технические средства – компьютер, проектор; зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Длительность: среднесрочный

1 этап – Подготовительно-информационный

  1. Календарно-тематический план на I четверть

Срок, тема

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

Моя семья

Наш класс

Дом, в котором я живу

Работа

с детьми

Беседы на темы: «Моя семья», «Самые дорогие люди». 

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашем классе девочки и мальчики».

Обсуждение ситуации: «Встречаем гостей»,

«Чтобы в доме стало веселее».

Предметно-развивающая среда

Проект: «Мой класс», «Моя семья».

Создание фото-альбома «Здесь нам весело живется» (использование фото со школьных мероприятий).

Тематическая выставка рисунков.

Взаимодействие с семьей

Анкета  «Комуникативно – личностный опросник»

Анкетирование: «Отношение родителей к школе».

Общешкольное родительское собрание.

  1. Модель взаимодействия с другими педагогами

Говоря о работе с детьми по развитию речи нельзя рассматривать только деятельность учителя. Успех коррекционной работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса коррекционной школы: логопеда, психолога, дефектолога, воспитателей ГПД, учителя музыки, учителя физкультуры, родителей обучающихся.

Логопед координирует всю коррекционную работу специалистов начальной школы:

  • совместные наблюдения, обсуждения, консилиумы, консультации, просмотры открытых занятий;
  • знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;
  • согласование планов своей работы с коррекционными планами и рабочей программы по русскому языку и литературному чтению;
  • оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым учеником;
  • ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и учителя;
  • взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений между специалистами.

Педагогический коллектив «Вышневолоцкой школы-интернат №2» представлен учителем 1 класса, логопедом,  психологом, дефектологом, воспитателями ГПД, учителем музыки, учителем физкультуры, заместителем директора по УВР, заместителем директора по методической работе, директором школы,  медицинскими работниками.

Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

  1. Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации

Метод развития речи определяется как способ деятельности учителя и обучающихся, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:

  • наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр,

предметных, сюжетных картинок);

  • практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);
  • словесные (беседы, рассказы, инсценировки).

2 этап – Практический – познавательный

Особенности речевого развития первоклассников с речевыми нарушениями

Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в школьном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. У детей с нарушениями речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Наибольшие трудности выявляются при выполнении работы по словесной инструкции.

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов первоклассники допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло – диван, вязать – плести) или близкими по звуковому составу (смола - зола). Словарный запас обучающего  ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов.

Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений ученик старается избегать их. Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Ученики употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.

Перечень методик коммуникативного развития

  1. Наглядные: 
  • демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из картинок на каждый звук, схемы для обучения чтению);
  • раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики);
  • использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы);
  • наблюдения в природе, быту.

2. Словесные: 

  • вопросно-ответные беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта;
  • заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.

3. Практические: 

  • дидактические игры и упражнения;
  • логоритмические упражнения;
  • игры-драматизации;
  • инсценировки;
  • театрализация, чтение стихов на школьных мероприятиях;
  • музыкальные и спортивные развлечения.                      

2.3 Картотека коммуникативных игр

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя

вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).                               

Назови ласково

Цель: развитие умения работать в группе. Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости пришла плакса, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы плаксе понравилось в гостях, и он захотела прийти к ним снова. Ведущий предлагает детям игрушку – плаксы и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.

Закорючка

Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Испорченный телефон

Цель: развитие умения правильно сказать слово следующему игроку.

 Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

Я знаю пять имен

Цель: расширение словарного запаса.

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: учитель называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

2.4.  Конспект урока обучения грамоте

Тема: «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р».

Цель: знакомство обучающихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: характеристики звуков [р], [p’], печатные буквы P p; графическое обозначение мягкого и твердого звуков [p], [p'];

уметь: сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой анализ слов; учиться составлять слова и читать их; устно выражать  мысли в связной речи.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие»  нового знания

Оборудование: Азбука часть 1 (В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин УМК «Школа России»), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Олеся Олеговна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.

-Молодцы!

РУУД: взаимодействовие со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, аналитико-синтетический метод:   подводящий диалог

Наглядный: презентация

Формулирование обобщения

Практический: отгадывание загадок

-Посмотрите на рисунок на странице 64. Иллюстрация к какой сказке здесь представлена?

-Кто прочитает отрывок сказки?

-Что произошло в сказке дальше?

-Почему старуха осталась у разбитого корыта?

-Что вы ей посоветуете?

-Что хотел нам сказать через эту сказку Александр Сергеевич Пушкин?

Отгадайте загадки:

-В реке большая драка: поссорились два…

-Дровосек рубит - …

-В космос летают на - …

-трамвай и троллейбус – это…

-Какой звук отчётливо слышен в каждом слове?

-Молодцы!

-«Сказка о рыбаке и рыбке»

-Читает ученик хорошо читающий.

-Рассказ детей.

-Потому что она была жадная.

-Чтобы она перестала быть жадной, ценила то, что у нее есть.

-Что нельзя жадничать, стремиться получить того, что ты не заслуживаешь, иначе останешься у «разбитого корыта»

-рака

-дрова 

-ракете

-транспорт

-звук [р]

КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

3.Постановка учебной задачи

Аналитико-синтетический:

подводящий диалог

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

предметная картинка

формулирование темы

-Какому звуку сегодня будет посвящён наш урок? --Посмотрим на верхний левый угол на странице 65.

-Какая тема урока?

-Какую цель поставим?

-Чтобы достичь поставленной цели нам нужно составить план нашей работы

Звуку [р].

-«Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р».

-Познакомиться со звуками, узнать, как они произносится и какой буквой обозначаются на письме.

План:

1.Проанализируем слово и его модель

2.Выделим характеристику звуков

3.Определим какой буквой обозначается на письме

4.Выполним физминутку

5.Выполним упражнения

6Подведем итоги работы

РУУД: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

ПУУД: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

4.Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Моделирование: анализ слого - звуковых схем

Наглядный: образец печатной буквы, веселая азбука

Практический: поэлементный анализ

Рассмотрите рисунки в красной рамке на стр. 65

-Что изображено на первом рисунке?

-Произнесем по слогам.

-Как определим количество слогов?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

-Произнесем его, проговаривая каждый звук.

-Назовите последний звук во втором слоге

-Дайте ему характеристику.  

-Почему согласный?

-Почему он звонкий?

 Почему он твердый?

Посмотрите на вторую картинку, что изображено?

-Произнесём слово, выделяя каждый звук.

-Какое количество звуков в слове?

-Назовите последний звук.

-Дайте ему характеристику.

-Нужно сделать вывод о звуках [р] и [р’]

- Звуки [р] и [р'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр).

Рассмотрите заглавную и строчную буквы.

Сколько элементов содержит буква?

Из каких элементов состоят эти буквы?

-Посмотрите на букву Р (эр) и скажите, на что она похожа?  

Буква Р - на мачте парус,

Вдаль плывёт небес касаясь.

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

Похожа буква на топор!

Расколет вмиг полено!

-Забор

-За|бор

-По хлопкам, по количеству гласных и т.д.

-ЗабОр

-На второй

-[р]

-Согласный, звонкий, твердый

-Потому что струя воздуха встречает преграду при произношении.

-Потому что когда мы закрываем уши слышим шум.

-Потому что мы слышим его твердо.

-Дверь.

-4 звука.

-[р’]

-Согласный, звонкий, мягкий.

-Звуки [р] и [р’] согласные, звонкие, звук [р] – твердый и звук [р’] – мягкий.

-Ответы детей

-два элемента

-из прямой и полуовала.

РУУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

П: анализ схемы

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

ЛУУД: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей,

КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других.

5.Первичное закрепление

Практический: многократное чтение слогов.

Фронтальная и индивидуальная формы работы

Чтение слогов

-Давайте подружим букву Р (эр) с гласными.

-Найдите в красной рамке слоги

-Прочитаем хором

-Читают девочки хором.

-Читают мальчики хором.

-Прочитай слоги мягких слияний.

-Прочитай слоги твердых слияний.

-Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается.

-ра, ро, ры, ру, ри

Физминутка

Практический: игра

Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вам слова с новыми звуками. Когда в слове будет звук [р] – вы поднимете руки вверх. А когда звук [р’] – присядете.

-Молодцы, присаживайтесь.

Выполняют физминутку.

Рак, рука, река, морковь, море, рис, рана.

П: выполнение действий по алгоритму.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: сопоставление звуков и слов

Сейчас вы поработаете самостоятельно.

Вам даны карточки. Вам нужно соединить слово и звук, который в этом слове встречается: [р] или[р’]

Слова: 1 вариант. рыбак, старуха, море, пряжа.

            2 вариант. рыба, дверь, старик, рак.

Обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте со слайда.

У кого все верно поставьте плюс, верните хозяину.

РУУД: помнить и удерживать инструкцию во времени; планировать, контролировать.

ПУУД: выполнять действие по заданному образцу и правилу;

7.Включение в систему знаний

Аналитико-синтетический

Практический,

Практический: анализ текста

-Прочитаем хором слова на странице 65.

-Что показывает сплошная вертикальная прямая?

-Прерывистая вертикальная черта?

- Прочитайте текст, который находится ниже, соблюдая интонацию.

- Что растет у Иры?

- Что сделала Ира?

- Что случилось?

- Почему рассказ называется «Кактус»?

-рана, ранка, тронул, уколол.

-Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов.

-Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

-У Иры растут кактусы

-Ира тронула кактус

-Ира уколола

КУУД: высказывание точки зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других.

П: смысловое чтение

8.Рефлексия деятельности

Частично-поисковый:

самоанализ

Наглядно-демонстративный:

коллективная картина

Словесный:

обобщение учителя

Что звуки [р] и [р’] рассказали о себе?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли мы ее?

-Возникали ли у вас трудности?

-На слайде представлена лестница успеха, если вы считаете, что находитесь на верхней ступеньке, вам было все понятно, не было никаких затруднений – поднимите зеленый карандаш. Если вы считатете, что на второй ступеньке, у вас возникли некоторые трудности – поднимите желты карандаш. Если вы на последней ступеньке, и вы ну совсем ничего не поняли – красный.

-Спасибо за урок.

-Они согласные, звонкие, звук [р] – твердый, звук [р’] – мягкий.

ЛУУД: формирование основ оптимистического восприятия мира; формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим.

2.5. Методики речевого развития

Название

Задачи

Результаты

Выводы и рекомендации

Мнемо-техника

(мнемо-таблица - при заучивании стих-я)

Мнемотаблица использована для решения следую-щих задач: разви-тие ассоциатив-ного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внима-ния, воображения.

В процессе обучения ученик легче восприни-мает и перераба-тывает зритель-ную информа-цию, сохраняет и воспроизводит её последовательно.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Мнемотаблицы можно использовать не только при заучивании стихов, но и для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы.

Артикуля-ционная гимнастика

Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференци-рованности движений органов, участвующих в речевом процессе. 

В результате у ребенка вырабаты-ваются полно-ценные движения и положения артику-ляционных орга-нов, которые необходимы для правильного процесса звуко-произношения.

Регулярное выпол-нение артикуля-ционной гимнастики позволяет: укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их под-вижность; научить удерживать необхо-димую артикуля-ционную позу; уве-личить амплитуду движений; умень-шить напряженность органов артикуля-ционного аппарата; подготовить ученика к правильному звукопроизношению. Упражнения прово-дятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движе-ния осуществляются последовательно, с паузами перед каж-дым новым движе-нием. Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный само-контроль. Коли-чество повторений того или иного упражнения индивидуальна.

Пальчико-вая гимнастика

Развитие мелкой мускулатуры паль-цев рук, точной координации дви-жений. Совер-шенствование зри-тельно-двигатель-ной координации. Совершенствование произвольного внимания, зритель-ной памяти, аналитического восприятия речи.

В результате выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, соп-ровождаемых короткими стихотворными строчками, речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, и уси-лится контроль над выполняя-емыми движениями.

Пальчиковая гим-настика создаёт не только благоприят-ный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность.
Речь, сопровож-даемая подвижными образами, более вы-разительная и дос-тупна пониманию. Стихотворная фо-рма подача мате-риала имеет соот-ветствующий ритм, который помогает координировать речь и движения.

2.6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

Фамилия, имя: Марк Б., 7 лет

  1. Звукопроизношение нарушено.
  2. Фонематические процессы нарушены: фонематический слух нарушен, навыки языкового анализа и синтеза не сформированы (не может определить количество и последовательность звуков в слове).
  3. Недостаточно развиты умения произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры, не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
  4. Количественный состав словарного запаса ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Допускаются смешения слов по смыслу и акустическому сходству. Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении.
  5. Грамматический строй недостаточно сформирован.
  6. Связная речь недостаточно развита. Не сформированы навыки самостоятельного монологического высказывания. Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
  7. Чтение и письмо: отсутствуют.
  8. Неустойчивое внимание, память, недостаточное развитие словесно-логического мышления.

Цели коррекционно-развивающей работы:

  1. Формировать фонематическое восприятие.
  2. Обогащать словарный запас: учить использовать в речи синонимы, обобщающие понятия, вводить в словарь антонимы; формировать пространственные, временные представления; совершенствовать навыки словообразования (приставочного, суффиксального).
  3. Формировать грамматический строй речи: практическое усвоение значений предлогов, совершенствование навыков построения предложных конструкций, согласование слов в предложении.
  4. Формировать связную речь: совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, учить составлять рассказ по плану, по картинке, по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта, пересказы прочитанных текстов.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

ФИО, год рождения ребенка

Марк Б.

Логопедическое заключение

ОНР (III уровень речевого развития)

Цель программы

Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания

Задачи

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха.

4. Развитие силы голоса.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

7. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.

8. Коррекция психических процессов.

9. Формирование навыков чтения и письма.

Срок реализации

1 год

Содержание

1. Развитие общей моторики

Логоритмика. Упражнения на расслабление.

Учить ловить и бросать мяч.

2. Развитие мелкой моторики

Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами. Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. Пальчиковые игры.

Песочная терапия: пересыпание песка между пальцами, переминание, рисование на песке букв.

Катание игольчатого шарика.

3. Развитие артикуляционной моторики и мимики

Комплексы артикуляционной упражнений перед зеркалом.

4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха

Упражнения с предварительным расслаблением.

Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха».

Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога. Вдох через рот с одновременным нажимом на грудную клетку. Сдувание снежинок и  бабочек с цветка и др. Надувание воздушного шарика. Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.

5. Развитие силы голоса

Проговаривание нескольких гласных звуков подряд.

Упражнение «Лесенка». Пропевание гласных с различной высотой голоса.

6. Развитие фонематического восприятия

Упражнения «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки».

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Упражнения:

«Найди слово, названное по звукам на картинке»,

«Определи первый, последний звук в слове»,

«Определи место звука в слове»,

«Определи количество звуков в трёхсложном слове»,

«Произнеси слово по звукам».

Работа со словами-паронимами.

Составление схем слов.

8. Коррекция звукопроизношения

Постановка и автоматизация звуков (ш), (ж), (ч), (щ), (л), (ль), (р), (рь)

9. Развитие понимания обращённой речи

Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию».

10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи

Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам. Отработка употребления предлогов в речи.

11. Коррекция психических процессов

Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву».

12. Формирование навыков чтения и письма

Формирование зрительного образа отдельных букв и их связь со звуками, которые они обозначают. Называние (показ) букв по алфавиту. Составление слогов и одно- и двусложных слов из букв и слогов. Чтение слоговой таблицы. Чтение слогов с последующей их записью по памяти.

2.7. Рекомендации для педагогов

1. В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого обучающегося.

2. При работе с классом ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.

3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.

5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (меди-цинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

2.8. Рекомендации для родителей

1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.

2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.

3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним.

4. Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение.

5. Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли.

6. Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.

3 этап – Заключительный

Презентация по основным  этапам проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры» Работу выполнила: Анненкова Татьяна Владимировна ГКОУ « Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Слайд 2

Актуальность Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Основной смысл коммуникативных игр – развёртывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. К школьному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками.

Слайд 3

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации. Задачи: Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр. Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни. Воспитательные : воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.

Слайд 4

1 этап – Подготовительно-информационный Содержание деятельности: 1. Изучение методической литературы. 2. Составление перспективного планирования занятий с первоклассниками. 3. Подборка коммуникативных игр. 4. Создание условий для занятий. 5. Создание развивающей среды (изготовление атрибутов для коммуникативных игр). 6. Привлечение родителей к совместной творческой работе.

Слайд 5

Модель взаимодействия с другими педагогами ученик логопед Учитель-музыки психолог дефектолог учитель учитель-физкультуры Зам.директора по УВР Воспитатель ГПД

Слайд 6

Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации Метод развития речи определяется как способ деятельности учителя и обучающихся, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические: наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок); практические (упражнения, моделирование, игровые приемы); словесные (беседы, рассказы, инсценировки).

Слайд 7

2 этап – Практический – познавательный Содержание деятельности: 1. Изучение особенностей речевого развития первоклассников. 2.Составление картотеки коммуникативных игр. 3. Проведение и анализ урока . 4. Анализ речевых методик в индивидуальной коррекционной работе с обучающимся. 5. Составление маршрута сопровождения обучающегося.

Слайд 8

3 этап – Заключительный Содержание деятельности: 1. Подведение итогов проекта. 2. Составление рекомендаций для педагогов и родителей. 3. Обобщение опыта работы по коммуникативному развитию детей и внедрение проекта в процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Занятие Тема: «Развитие коммуникативных способностей. Невербальное общение»

Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков.Задачи: · отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;· расширение возможностей использования навыков невербальн...

Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей...

Выступление на ШМО по теме: «Развитие монологической речи детей с ОВЗ».

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения. Таким образом, под связной речью понимается р...

Проект в средней группе На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Проект в средней группе На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование». Вид проекта: 2 месяца, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети сре...

Дипломная работа студента по теме "Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии". Научный руководитель: Матата Л.В.

Дипломная работа "Развитие связой речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии" опытно -экспериментального характера по специальности 44.02.01 раскрывает методологиче...

Диссертационная работа на тему "Развитие письменной монологической речи в процессе обучения текстам разных функционально-смысловых типов речи в основной школе"

Оригинальность и глубина исследования. В диссертационной работе Желчуряновой Д.А. достаточно глубоко изучены  теоретические основы исследования проблемы, корректно разработан понятийный аппарат и...