Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»
статья на тему

Лоскутова Лариса Николаевна

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx80.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения

«Центр развития ребёнка детский сад №16 «Родничок» г. Моршанска

Обобщённый педагогический опыт  воспитателя

Лоскутовой Ларисы Николаевны

2016 г.

Тема педагогического  опыта:

«Развитие творческих способностей    детей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта:

формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей

               Структура описания обобщённого

педагогического опыта.

1. Сведения об авторе.

Ф.И.О. автора Лоскутова Лариса Николаевна

Место работы:МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №16 «Родничок»

Занимаемая должность: воспитатель

Педагогический стаж работы:29лет__

в должности:29лет

Квалификация:воспитатель детей дошкольного возраста

Награды:почётные  грамоты от Администрации города Моршанска; дипломы и сертификаты за участие в профессиональных конкурсах «Лучший воспитатель Тамбовской  области 2010 - 2011 г.г.»; грамоты и дипломы за участие в городских и областных конкурсах

Образование:среднее профессиональное, окончила Одногодичный педагогический класс при средней общеобразовательной  школе № 32 г. Тамбова, 1987 г.Воспитатель детского сада

2. Условия формирования опыта.
На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- курсы повышения квалификации;

- участие в работе городских методических объединений.

3.Теоретическая база опыта.

В своей деятельности руководствовалась основными положениямиПрограммы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы.

 За основу были взятыметодические  пособия:

- «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова;

-  «Развитие детей от 3-5 лет в изобразительной деятельности» Н.Б.Халезова;

- «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова;

-  «ТРИЗ в изодеятельности» Т. Н. Ветрова;

- «Занятия с дошкольниками по изоискусству» А. С.Галанов,  С. Н.Корнило,      С. Л. Куликова;

- «Семицветик» В. и С.Ашиковы;

-  «Коллекция идей» М. В. Кудейко.

 4. Актуальность педагогического опыта.

Художественное творчество и совместная деятельность творческой направленности почти отсутствуют в жизни современной семьи.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает формирование творческой личности. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Образовательная программа нашего  МБДОУ разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО.Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Гарантом воспитания гармонической, всесторонне развитой личности, по моему мнению, и является внедрение в педагогический процесс более углубленного и подробного включения деятельности художественно-эстетической направленности.

    Поэтому передо мной стоят вопросы: какие условия необходимо создать в группе для развития детского творчества; как научить детей применять полученные знания в практической деятельности; как повысить у родителей интерес к проблеме; как направить способности дошкольников в организованной образовательной деятельности,чтобы дать каждому ребенку раскрыть свою творческую сущность; как развивать интерес  к изобразительному искусству.Поэтому возникает проблема,актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный  процесс для большего проявления детьми индивидуального творческого подхода в своих творениях? Ответить на него можно при условии подхода к организации  воспитания и обучения с позиции следующих принципов:

-развития, ориентирующий на создание каждому ребёнку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;

-природосообразности  воспитания, подразумевающий понимание врождённых  черт  ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей;

-психологической комфортности, обеспечивающий ребёнку положительное эмоциональное самочувствие;

-формирование  деятельности, направленный на обучение ребёнка не навыкам, а умению ставить цель и реализовать её;

-смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребёнка не просто знания, это его знания о мире;

-здоровьесберегающий принцип.

Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы  для обобщения опыта работы.Опыт способствует решению основных задач формирования  творческой личности, поставленных перед  ДОУ:

- развитие творческих способностей детей;

- развитие индивидуальных мыслительных способностей каждого ребёнка;
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- развитие изобразительных способностей детей;
- развитие чувства цвета, ритма, композиции;

- развитие  у детей коммуникативных навыков в совместной деятельности;

-овладение детьми приёмами нетрадиционного рисования;

-обогащение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, народной культуре;

-обогащение словаря детей специальными терминами.

5. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных нетрадиционных технологий в художественно-творческой деятельности:

- внедрение нетрадиционных технологий в деятельность ДОУ (реализация программы по развитию творческой личности в условиях ДОУ);

-использование пальчиковых игротренингов для мотивации к  изобразительной деятельности,  развития  мелкой  моторики  рук.

-использование ИКТ для более  наглядной демонстрации    слайдов по теме организованной  образовательной деятельности.

6. Адресная направленность опыта: рекомендовано использовать этот опыт всем   коллегам, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами развития творческой личности ребенка.

Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 4 лет).

7. Трудоёмкость опыта.

Существует несколько трудностей  по художественно-творческому развитию в ДОУ:

- между пониманием педагогами, родителями, психологами важности развития творческого подхода в изобразительной деятельности у детей и недостаточным желанием и интересом взрослыхк продуктам детского творчества; между незнанием законов возрастной психофизиологии, психологических и эмоциональных проблем ребёнка, неумением оказать помощь детям в проблемных ситуациях и  нехваткой времени у родителей на внимание к детям, на сочувствие. Дети становятся замкнутыми, равнодушными, даже жестокими.

- между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения и загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т. д.), которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребёнка, искажают его мировоззрение.

 Из всего этого вытекает психологическая напряжённость в отношениях взрослых с детьми, детей со сверстниками.

8. Технология опыта.

В процессе работы собран материал по художественно-творческой направленности, создана развивающая среда в ДОУ, разработаны консультации для родителей по проблеме, разработана программа кружка по нетрадиционному рисованию «Страна рисовандия».

Весь процесс внедрения углубленного изучения нетрадиционных техник рисования в  ДОУ строился в три этапа:

1 этап: диагностико-прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по художественно-творческой направленности детей.

2 этап: практический.

Цель: введение нетрадиционных, инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Чтобы обеспечить воспитание творческих качеств у ребёнка, работа на  первом этапе в нашем детском саду велась  по нескольким направлениям:

-  анализ научно-методической литературы;

-  создание материально-технических, организационных, научно-методических условий;

-  разработка плана по рисованию в нетрадиционных техниках;

-  анкетирование родителей.

Нормативно-правовое обеспечение включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения.

Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в МБДОУ:

  • ФГОС ДО №1155 от 17 октября 2013г.
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конституция РФ ст.38, 41, 42, 43.
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Типовое положение о ДОУ утверждённое постановлением Правительства РФ от 1.07.1995г. № 677.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ от 22.07.2010г.

  Программно-методическое обеспечение заключается в том, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса. Основной общеобразовательной программой является «От рождения  до  школы»  под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Кроме основной комплексной программы пользуюсь парциальными программами и методиками.

В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в методической литературе:«Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова; «Развитие детей от 3-5 лет в изобразительной деятельности» Н.Б.Халезова; «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова; «ТРИЗ в изодеятельности»  Т. Н. Ветрова;   «Занятия с дошкольниками по изоискусству» А. С. Галанов, С. Н.Корнило, С. Л. Куликова; «Коллекция идей» М. В.  Кудейко.

Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей по художественно-эстетическому воспитанию, в группе имеется уголок для самостоятельной изобразительной деятельности, а также наглядность для приобщения детей к народной культуре. Для родителей предоставлена информация по художественно-эстетическому развитию для повышения их компетентности по теме.

Создала  условия, которые позволяют обеспечить творческую активность детей и организацию воспитательной  работы. Особое внимание я уделяю художественно-творческим интересам и способностям  детей в продуктивной деятельности.  Всю  работу  по эстетическому  воспитанию детей строила с учетом их заинтересованности и  уже имеющихся навыков. Используя свои наблюдения, в работе с детьми яучитывала :

1.Рисование строила на основе знаний о предмете или явлении, его форме, пропорциях.Темы занятий  подбирала по возрасту.

2.    сочетала  самостоятельную   деятельность с индивидуальной помощью нуждающимся детям.

3. Обязательно включала в продуктивную деятельность оздоровительные техники в игровой форме по теме организованной образовательной деятельности:  релаксацию,  пальчиковый  игротренинг,  гимнастику для глаз.

  С родителями воспитанников  проводила целенаправленную работу по повышению компетентности в художественно-творческой области, по организации совместной изобразительной деятельности в домашних условиях. Мною проводились консультации и индивидуальные беседы «Учите детей рисовать легко и быстро», «Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие», «Развиваем мелкую моторику рук»; проводились практические занятия для родителей по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования, размещала в сети Интернет (http://nsportal.ru/l-n-loskutova) свои педагогические разработки. Открытые просмотры и мастер – классы помогали педагогам освоить методы и формы работы по художественно-эстетическому воспитанию  с дошкольниками.

В ходе реализации первого этапа мною была  изучена методическая литература, проведён мониторинг, подобран материал для организованной образовательной  деятельности, проанализированы анкеты  для родителей.

Содержание работы с детьми на втором этапе определяла в соответствии с «Федеральным государственным стандартомк структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  • Работа с детьми: организованная образовательная деятельность, кружковая работа, индивидуальная работа, наблюдения, беседы;
  • Создание условий в группе: создание уголка для самостоятельной изобразительной деятельности с необходимыми атрибутами, материалами для развития детского творчества;
  • Работа с родителями по проблеме: анкетирование, собрания индивидуальные беседы и консультации,  мастер - классы,выставки информации и литературы по проблеме;
  • Коррекционная работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры и упражнения;
  • Самостоятельная творческая деятельность детей;
  • Организация работы с семьёй.

Ведущее место в организации продуктивной деятельности в работе с  детьми дошкольного возраста отводила  организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Необходимое условие – это создание благоприятной доброжелательной атмосферы. Я всегда настраиваю детей на то, что у них всё получится, помогаю преодолевать  трудности и неудачи, радуюсьвместе с ними успехам, стараюсь, чтобы дети творили на фоне позитивной эмоциональной обстановки. Использую при этом  как традиционные, так и нетрадиционные  виды образовательной деятельности по художественному творчеству - рисованию. В зависимости от цели и источников получения информации использую занятия четырёх типов.

Информационные, на которых осуществляю знакомство детей с неизвестными им ранее познавательными фактами из истории народной культуры.

Познавательные занятия-практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с изобразительными  материалами.

Интегрированные занятия, где дети имеют возможность в рамках одного занятия получить максимум представлений о свойствах, качествах, отношениях между объектами, о существующих между ними взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности.

Итоговые, где я вместе с детьми подвожу итоги, обобщая полученные представления по определённой теме.

Самостоятельная творческая деятельность (самостоятельная изобразительная деятельность по выбору, затем руководство воспитателя).

Важную роль я отводила самостоятельному изобразительному творчеству детей. Дети имеют свободный доступ к разным материалам.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимые материалы для работы, обстановка в это время более непринуждённая, дети смотрят на работу друг друга, советуются. Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, стараюсь направить её по творческому пути, приучая детей действовать обдуманно и планомерно.  Дошкольники самостоятельно ставят перед собой задачи и мысленно определяют способы их решения (например, какие краски и приёмы рисования лучше выбрать для изображения того или иного предмета или явления, какие наиболее яркие материалы использовать). Здесь как раз и взаимодействуют как единое целое – творчество и интеллектуальные возможности ребёнка, что и является решением поставленных задач.

Совместную  работу с семьёй строила на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию  и методику:

  1. Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
  2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания детей в ДОУ.
  3. Индивидуальный подход к каждой семье.
  4. Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй включала:

  • ознакомление родителей с результатами продуктивных способностей  ребёнка и его познавательного развития;
  • ознакомление родителей с содержанием  художественно-творческой работы по рисованию в нетрадиционных техниках;
  • обучение конкретным  практическим способам рисования;
  • ознакомление с необходимыми знаниями и терминами, а также повышение компетентности в области искусства.

Анализ анкетирования  выявил, что только низкий процент родителей создают условия для развития творческих способностей детей, многие из которых не достаточно осведомлены о значимости приобщения детей к искусству, некоторые из них ссылаются на нехватку времени. Большее число считает своим приоритетом материальные ценности. Именно поэтому я уделяю большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников, развитию творческих и познавательных возможностей ребёнка. Организуя работу с родителями по этой проблеме, я даю консультации о роли изобразительного творчества, в частности, рисования в нетрадиционных техниках, даю советы, как устроить творческую мастерскую в домашних условиях: как оборудовать рабочее место для рисования, как приготовить те или иные изобразительные материалы, на что обращать внимание ребят во время изображения предмета. Для того, чтобы дети могли получить от родителей нужные советы, я  предлагаю им посмотреть, какими способами можно нарисовать тот или иной предмет. Мои беседы с родителями я часто веду с сопровождением демонстрации конспектов занятий и разработок приёмов рисования тех или иных предметов, указываю на то, что детям совсем необязательно каждый раз показывать способы изображения, т.к. они должны уметь самостоятельно пользоваться знакомыми способами рисования, а иногда находить и собственные решения. Особенно детям нравится создавать совместные работы с родителями. Мною проводились плановые консультации для родителей на темы:«Учите детей рисовать легко и быстро», «Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие», «Развиваем мелкую моторику рук», «Знакомим детей с народным декоративно – прикладным искусством».В целях приобщения к искусству   важное место отводила изготовлению папок-передвижек с информацией  и наглядностью о народных промыслах, чтобы родители, которые далеки от этого, имели представление о народной культуре, древнем быте, видели всю эстетическую сторону филимоновских, городецких, дымковских, гжельских изделий, их пластику, неповторимость и простоту форм, сказочность орнамента, определённую цветовую гамму, которая отличает многообразие предметов декоративно-прикладного искусства.

Благодаря совместной работе  с родителями, я наблюдаю положительные результаты. У детей проявляется ещё больший  творческий интерес к рисованию.

Результаты моей работы я отслеживаю с помощью мониторинга, наблюдения, анкетирования, бесед с родителями, диагностики.

На третьем этапе подвожу итоги эффективности работы по художественному творчеству-рисованию.

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

п/п

Ф.И. ребенка

Знает и называет материалы, которыми можно рисовать

Различает шесть основных цветов

Знает названия народных игрушек (матрешка, неваляшка, дымковская игрушка)

Умеет изображать отдельные предметы, простые сюжеты

Умеет правильно подбирать цвета

Умеет правильно пользоваться цветными карандашами, фломастерами кистью и красками

Знает  и умеет использовать в работе некоторые нетрадиционные приёмы рисования

Общая оценка уровня овладения изобразительной деятельностью

Оценка детских работ по критерию «творчество» (анализ процесса деятельности) носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме: детям дается альбомный лист с нарисованными на нем тремя кругами одинаковой величины. Детям предлагается дорисовать их, чтобы получился какой-либо предмет и раскрасить, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей, дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задание оценивается следующим образом: количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл.

Алгоритм подготовки к занятию:

          Организационная часть:

  • Сюрпризный момент, игра, проблемная ситуация, ситуативные задачи.

Практическая часть:

  • Беседа, показ образца, показ приёмов работы, обследование предмета, рисование в воздухе (отработка изобразительных приёмов).

Заканчивается вторая часть выстраиванием алгоритма работы  вместе  с детьми: «С чего начнём работу?» (устно, наглядно)

  • Повторение техники безопасности работы с материалами и инструментами.
  • Проведение пальчиковой гимнастики.
  • Самостоятельная работа детей.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Можно помочь ребёнку словом, напоминанием, со своими материалами.
  • Взять руки ребёнка в свои  и повторить приём вместе.

Заключительная часть

  • Выставка детских работ, рассматривание.
  • Сюрпризный момент.
  • Игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Интегрированная НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и элементами экспериментирования «В подводном царстве»

Интегрированная НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и элементами экспериментирования «В подводном царстве» Тема: «В подводном царстве»(изобразит...

Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» с использование нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы счастья»

Конспект занятия с использование  нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы  счастья»...

Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник (для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник(для детей младшего дошкольного возраста(с 3 до 4 лет) Занятие № 1 (сентябрь).Тема: «Мухомор — лекарство для ...

Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...

Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования

Работа педагога по самообразованию в средней группе "Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования" ...

Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник ( для детей дошкольного возраста 3-4 года).

Занятие № 1 (сентябрь). Тема: «Мухомор — лекарство для животных».Техника: рисование пальчиками.Цели занятия: Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;обучать н...