Программа по социализации студентов по предмету «Русский язык» «Юные публицисты»
рабочая программа
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в учебной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. А средства массовой информации во все времена оказывали серьезное влияние на формирование мышления подростка, его мировоззрения, на становление жизненных позиций. Сегодня информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне с информацией из книг, учебников. При изучении программы «Юные публицисты» у студентов появляется возможность не только критически оценивать многообразные печатные материалы, но и самостоятельно отражать в СМИ важные события в колледже, записывать интервью с преподавателями, студентами, гостями колледжа, а также писать первые заметки. Эта работа направлена на то, чтобы студенты, оканчивающие колледж, как можно лучше ориентировались в процессах, происходящих в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii_studentov.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
и.о. заместителя директора | Директор |
по ВР Е.А.Пушкина | В.М.Мельников |
______________________- | _____________________ |
«____»_________2021г. | «___» __________2021г. |
|
|
ПРОГРАММА
по социализации студентов по предмету «Русский язык»
«ЮНЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ»
Пояснительная записка
.
Рабочая программа по курсу «Юные публицисты» составлена на основе:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от31.12.2015г. № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного, общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный №40937);
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в учебной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. А средства массовой информации во все времена оказывали серьезное влияние на формирование мышления подростка, его мировоззрения, на становление жизненных позиций. Сегодня информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне с информацией из книг, учебников. При изучении программы «Юные публицисты» у студентов появляется возможность не только критически оценивать многообразные печатные материалы, но и самостоятельно отражать в СМИ важные события в колледже, записывать интервью с преподавателями, студентами, гостями колледжа, а также писать первые заметки. Эта работа направлена на то, чтобы студенты, оканчивающие колледж, как можно лучше ориентировались в процессах, происходящих в обществе.
Программа направлена на обеспечение социализации студентов и профессиональной ориентации.
Программа «Юные публицисты» обладает следующими чертами новизны: интеграция в обучении теоретических и практических знаний, в результате которой студенты могут компетентно использовать приобретенные знания, умения и навыки в области журналистики. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в газетах, информационных сайтах. Особенно ценным и новым является то, что в своей практической работе по программе «Юные публицисты» подростки выступают инициаторами и исполнителями творческих и социальных проектов.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения на 34 часа (один час в неделю). Кружок «Юные публицисты» объединяет студентов 1 и 2 курсов.
Цель курса: дать студентам дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения; развивать коммуникативные способности через овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
Задачи:
- расширить багажа по предмету русский язык; развивать интерес к чтению, к словесному творчеству;
- развивать лингвистические способности, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
- способствовать дальнейшему овладению основными нормами современного русского литературного языка;
- воспитывать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
- воспитывать культуру поведения, формировать культуру чтения периодической печати;
- развивать способность к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;
- развивать интерес к общественной жизни, формировать умение наблюдать и анализировать жизненно значимые явления;
- способствовать повышению социальной активности студентов, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение работать в команде;
- развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
- выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно– ориентированного подхода в организации образовательной деятельности.
Программа «Юные публицисты» основывается на следующих принципах.
Возрастосообразность - достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность студентов должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия преподавателя и студента, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и студентом. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности преподавателя на подготовку и выведение студента в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение студентами опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, научного, публицистического;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого, поискового характера;
- определение цели сотрудничества, распределение функций в системе и выработка способов взаимодействия в системе «студент-преподаватель»;
- определение цели сотрудничества со сверстниками, распределение функций участников среди сверстников, выработка способов взаимодействия со сверстниками;
- выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения по способу разрешения конфликта, реализация способа разрешения конфликта на практике.
По окончании изучения курса «Юные публицисты»:
Студент научится:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Студент получит возможность научиться:
- владеть различными видами устной и письменной речи;
- систематизировать материалы на определённую тему;
- собирать материалы для дальнейшей обработки;
- писать публицистические тексты разных жанров;
- делать литературную правку;
- оперировать приобретёнными знаниями по стилистике;
- готовить и презентовать социально-значимые проекты на конкурсах разного уровня.
Ожидаемые результаты и способы проверки.
Курс «Юные публицисты» даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут студентам овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Студенты смогут:
- Определить тему или идею текста;
- Составлять простой и подробный план текста;
- Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
- Оценивать чужую и свою речь;
- Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
- Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
- Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
- Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
- Вести репортаж с места событий;
- Составлять различные типы текстов газетной информации.
Студенты должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
- уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
- уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
- уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Внешние результаты реализации программы:
- достижения студентов на районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
- устойчивый интерес к созданию творческих текстов;
- подготовка статей
Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальное творчество, художественное творчество. Приобретение опыта учебного сотрудничества (сотрудничество со сверстниками и с преподавателями); разработка и участие в социальных проектах, овладение навыками работы с информацией.
Формы организации деятельности:
познавательные беседы; лекции; семинары; экскурсии; конкурсы; обзор СМИ; творческие проекты, презентации; выставки творческих работ; социально-значимые акции; подготовка очерка, репортажа, рецензии; проведение литературной правки; социальное творчество – разработка брошюр, написание статей в газету; социальные проекты.
Содержание программы «Юные публицисты»
Введение (1 час).
Стилистика (6 часов).
Фонетическая стилистика. Стили произношения. Стилистически нейтральная, повышенная и сниженная лексика. Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология нейтральная, разговорная, просторечная, книжная. Морфологическая стилистика. Стилистика существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение
Очерк (4 часа)
Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом преподавателе.
Особенности событийного, путевого очерков. Проба пера: написать событийный или путевой очерк
Репортаж (4 часа)
Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности.
Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ.
Рецензия (3 часа)
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.
Практическая работа: подготовить рецензию на книгу, фильм или спектакль; подготовить аннотацию к книге.
Фельетон (3 часа)
Фельетон. Тематический фельетон. Проблемный фельетон. Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ.
Обозрение (2 часа)
Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
Практическая работа. Подготовить общее обозрение;
подготовить экономическое обозрение (литературное обозрение, спортивное обозрение).
Обзор (2 часа)
Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор.
Практическая работа. Общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю.
Комментарий, колонка (2 часа)
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа: подготовить комментарий на заданную тему.
Корреспонденция (2 часа)
Корреспонденция.
Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Статья (2 часа)
Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая статья.
Практическая работа. Проблемная статья о классной жизни.
Экскурсия в редакцию районной газеты. Встреча с сотрудниками газеты.
Подготовка и проведение смотра стенгазет.
Итоговое занятие (1 час)
Мы настоящие журналисты.
Календарно - тематическое планирование для 8 класса
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение (1 час) | ||
Введение. | 1 | |
Стилистика (6 часов) | ||
Фонетическая стилистика. Стили произношения. | 1 | |
Стилистически нейтральная, повышенная и сниженная лексика. | 1 | |
Стилистическое богатство русской фразеологии. | 1 | |
Фразеология нейтральная, разговорная, просторечная, книжная. | 1 | |
Морфологическая стилистика. Стилистика существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий. | 1 | |
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | 1 | |
Очерк (4 часа) | ||
Портретный очерк как жанр публицистики. | 1 | |
Практическая работа. Написание портретного очерка о любимом учителе. | 1 | |
Особенности событийного, путевого очерков. | 1 | |
Практическая работа. Записать событийный или путевой очерк. | 1 | |
Репортаж (4 часа) | ||
Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. | 1 | |
Тематический репортаж | 1 | |
Постановочный репортаж | 1 | |
Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ. | 1 | |
Рецензия (3 часа) | ||
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. | 1 | |
Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии. | 1 | |
Практическая работа. Практическая работа: подготовить рецензию на книгу, фильм или спектакль; подготовить аннотацию к книге. | 1 | |
Фельетон (3 часа) | ||
Фельетон. Тематический фельетон. | 1 | |
Проблемный фельетон | 1 | |
Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ. | 1 | |
Обозрение (2 часа) | ||
Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. | 1 | |
. Практическая работа. Подготовить общее обозрение; | 1 | |
Обзор (2 часа) | ||
Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор | 1 | |
Практическая работа. Общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю. | 1 | |
Комментарий, колонка (2 часа) | ||
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария. | 1 | |
Практическая работа: подготовить комментарий на заданную тему. | 1 | |
Корреспонденция (2 часа) | ||
Корреспонденция. Информация и аналитика в корреспонденции. | 1 | |
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции. | 1 | |
Статья (2 часа) | ||
Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая статья. | 1 | |
Практическая работа. Проблемная статья о классной жизни. | 1 | |
Экскурсия в редакцию районной газеты. Встреча с сотрудниками газеты | 1 | |
Подготовка и проведение смотра стенгазет. | 1 | |
Итоговое занятие (1 час) | ||
Мы настоящие журналисты | 1 |
Литература
Основная литература
1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
4. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Дополнительная литература
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.
4. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
5. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
6. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
7. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.
8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.
9. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.
10. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000
11. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Программа учебного предмета "Русский язык" для 5-9 классов (базовый уровень).
Программа учебного предмета "Русский язык" для 5-9 классов (базовый уровень)....
Программа учебного предмета "Русский язык" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Шишкиной Т. С.
Программа учебного предмета "Русский язык" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Шишкиной Т. С....
Календарно-тематическое планирование для студентов групп первого курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности 1 курса:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устро...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
Рабочая программа по предмету "Русский язык"
Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе требований к результатам начального общего образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Рабоч...
Олимпиадные задания по предмету "Русский язык и литература" для студентов I -II курса
Задания для олимпиады составлены составлены с учётом базовых компонентов литературного образования, основных видов деятельностистудентов, их возраста. Целью олимпиады является выявление широты литерат...