Программа по социализации студентов по предмету «Русский язык» «Юные публицисты»
рабочая программа

Петрова Татьяна Емельяновна

Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в учебной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. А средства массовой информации во все времена оказывали серьезное влияние на формирование мышления подростка, его мировоззрения, на становление жизненных позиций. Сегодня информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне с  информацией из книг, учебников. При изучении программы «Юные публицисты» у студентов появляется возможность не только критически оценивать многообразные печатные материалы, но и самостоятельно отражать в СМИ важные события в колледже, записывать интервью с преподавателями, студентами, гостями колледжа, а также писать первые заметки. Эта работа направлена на то, чтобы студенты, оканчивающие колледж, как можно лучше ориентировались в процессах, происходящих в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii_studentov.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»

СОГЛАСОВАНО                                                                          

УТВЕРЖДАЮ

и.о. заместителя директора

Директор

по ВР  Е.А.Пушкина

В.М.Мельников

______________________-

_____________________

«____»_________2021г.

«___» __________2021г.

 

 

ПРОГРАММА

по социализации студентов по предмету «Русский язык»

«ЮНЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ»

Пояснительная записка

.

Рабочая программа по курсу «Юные публицисты» составлена на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

      (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от31.12.2015г. № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт  основного, общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный №40937);

Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в учебной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. А средства массовой информации во все времена оказывали серьезное влияние на формирование мышления подростка, его мировоззрения, на становление жизненных позиций. Сегодня информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне с  информацией из книг, учебников. При изучении программы «Юные публицисты» у студентов появляется возможность не только критически оценивать многообразные печатные материалы, но и самостоятельно отражать в СМИ важные события в колледже, записывать интервью с преподавателями, студентами, гостями колледжа, а также писать первые заметки. Эта работа направлена на то, чтобы студенты, оканчивающие колледж, как можно лучше ориентировались в процессах, происходящих в обществе.

Программа направлена на обеспечение социализации студентов и профессиональной ориентации.

Программа «Юные публицисты» обладает следующими чертами новизны: интеграция в обучении теоретических и практических знаний, в результате которой студенты могут компетентно использовать приобретенные знания, умения и навыки в области журналистики. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в газетах, информационных сайтах. Особенно ценным и новым является то, что в своей практической работе по программе «Юные публицисты» подростки выступают инициаторами и исполнителями творческих и социальных проектов.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения на 34 часа (один час в неделю). Кружок «Юные публицисты» объединяет студентов 1 и 2 курсов.

Цель курса: дать студентам дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения; развивать коммуникативные способности через овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

Задачи:

  • расширить багажа по предмету русский язык; развивать интерес к чтению, к словесному творчеству;
  • развивать лингвистические способности, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
  • способствовать дальнейшему овладению основными нормами современного русского литературного языка;
  • воспитывать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
  • воспитывать культуру поведения, формировать культуру чтения периодической печати;
  • развивать способность к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;
  • развивать интерес к общественной жизни, формировать умение наблюдать и анализировать жизненно значимые явления;
  • способствовать повышению социальной активности студентов, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение работать в команде;
  • развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
  • выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно– ориентированного подхода в организации образовательной деятельности.

Программа «Юные публицисты» основывается на следующих принципах.

Возрастосообразность - достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность студентов должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия преподавателя и студента, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и студентом. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности преподавателя на подготовку и выведение студента в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение студентами опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

Планируемые результаты

 Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре и языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, научного, публицистического;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
  • формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого, поискового характера;
  • определение цели сотрудничества, распределение функций в системе и выработка способов взаимодействия в системе «студент-преподаватель»;
  • определение цели сотрудничества со сверстниками, распределение функций участников среди сверстников, выработка способов взаимодействия со сверстниками;
  • выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения по способу разрешения конфликта, реализация способа разрешения конфликта на практике.

По окончании изучения курса «Юные публицисты»:

Студент научится:

  • определять стиль и тип речи;
  • давать характеристику текста публицистического стиля;
  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
  • фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Студент получит возможность научиться:

  • владеть различными видами устной и письменной речи;
  • систематизировать материалы на определённую тему;
  • собирать материалы для дальнейшей обработки;
  • писать публицистические тексты разных жанров;
  • делать литературную правку;
  • оперировать приобретёнными знаниями по стилистике;
  • готовить  и  презентовать  социально-значимые проекты на конкурсах разного уровня.

Ожидаемые результаты и способы проверки.

Курс «Юные публицисты» даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

Занятия по данной программе помогут студентам овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.

Студенты смогут:

  • Определить тему или идею текста;
  • Составлять простой и подробный план текста;
  • Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
  • Оценивать чужую и свою речь;
  • Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
  • Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
  • Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
  • Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
  • Вести репортаж с места событий;
  • Составлять различные типы текстов газетной информации.

Студенты должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
  • уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
  • уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
  • уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Внешние результаты реализации программы:

  • достижения студентов на районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
  • устойчивый интерес к созданию творческих текстов;
  • подготовка статей

Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Виды деятельности: познавательная, игровая, социальное творчество, художественное творчество. Приобретение опыта учебного сотрудничества (сотрудничество со сверстниками и с преподавателями); разработка и участие в социальных проектах, овладение навыками работы с информацией.

Формы организации деятельности:

познавательные беседы; лекции; семинары; экскурсии; конкурсы; обзор СМИ; творческие проекты, презентации; выставки творческих работ; социально-значимые акции; подготовка очерка, репортажа, рецензии; проведение литературной правки; социальное творчество – разработка брошюр, написание статей в газету; социальные проекты.  

Содержание программы «Юные публицисты»

Введение (1 час).

Стилистика (6 часов).

Фонетическая стилистика. Стили произношения. Стилистически нейтральная, повышенная и сниженная лексика. Стилистическое богатство русской фразеологии. Фразеология нейтральная, разговорная, просторечная, книжная. Морфологическая стилистика. Стилистика существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

Очерк (4 часа)

Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом преподавателе. 

Особенности событийного, путевого очерков. Проба пера: написать событийный или путевой очерк

Репортаж (4 часа)

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. 

Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный  репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ.

Рецензия (3 часа)
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.
Практическая работа: подготовить рецензию на книгу, фильм или спектакль; подготовить аннотацию к книге.

Фельетон (3 часа)

Фельетон. Тематический фельетон. Проблемный фельетон. Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ.

Обозрение (2 часа)

Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

Практическая работа. Подготовить общее обозрение;
подготовить экономическое обозрение (литературное обозрение, спортивное обозрение).

Обзор (2 часа)

Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор.

 Практическая работа. Общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю.

Комментарий, колонка (2 часа)

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

Практическая работа: подготовить комментарий на заданную тему.

Корреспонденция (2 часа)

Корреспонденция.

Информация и аналитика в корреспонденции. 

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

Статья (2 часа)

Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая статья.

Практическая работа. Проблемная статья о классной жизни.

Экскурсия в редакцию районной газеты. Встреча с сотрудниками газеты.

Подготовка и проведение смотра стенгазет.

Итоговое занятие (1 час)

Мы настоящие журналисты.

Календарно - тематическое планирование для 8 класса

№ занятия

Тема

занятия

Кол-во

часов

Введение (1 час)

Введение

1

Стилистика  (6 часов)

Фонетическая стилистика. Стили произношения.

1

Стилистически нейтральная, повышенная и сниженная лексика.

1

Стилистическое богатство русской фразеологии.

1

Фразеология нейтральная, разговорная, просторечная, книжная.

1

Морфологическая стилистика. Стилистика существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий.

1

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

1

Очерк (4 часа)

Портретный очерк как жанр публицистики. 

1

Практическая работа. Написание портретного очерка о любимом учителе. 

1

Особенности событийного, путевого очерков. 

1

Практическая работа. Записать событийный или путевой очерк.

1

Репортаж (4 часа)

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. 

Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный  репортаж.

1

Тематический репортаж

1

Постановочный репортаж

1

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ.

1

Рецензия (3 часа)

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.

1

Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.

1

Практическая работа. Практическая работа: подготовить рецензию на книгу, фильм или спектакль; подготовить аннотацию к книге.

1

Фельетон (3 часа)

Фельетон. Тематический фельетон.

1

Проблемный фельетон

1

Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ.

1

Обозрение (2 часа)

Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

1

. Практическая работа. Подготовить общее обозрение;
подготовить экономическое обозрение (литературное обозрение, спортивное обозрение).

1

Обзор (2 часа)

Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор

1

Практическая работа. Общий обзор местных печатных СМИ за неделю; общий обзор местных телевизионных каналов за неделю.

1

Комментарий, колонка (2 часа)

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

1

Практическая работа: подготовить комментарий на заданную тему.

1

Корреспонденция (2 часа)

 Корреспонденция. Информация и аналитика в корреспонденции. 

1

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

1

Статья (2 часа)

 Статья. Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая статья.

1

 Практическая работа. Проблемная статья о классной жизни.

1

Экскурсия в редакцию районной газеты. Встреча с сотрудниками газеты

1

Подготовка и проведение смотра стенгазет.

1

Итоговое занятие (1 час)

Мы настоящие журналисты

1

Литература

Основная литература


1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988

3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
4. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.



Дополнительная литература


1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
3. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха? - М., 1998.

4. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.

5. Лимонад Т.В. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.

6. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
7. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

8. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я.Н Засурского. - М., 2001.

9. Сметанина С.И. Литературное редактирование: Для журналистов и специалистов по связям с общественностью. - СПб, 2003.

10. Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2000

11. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. - М., 1983




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Программа учебного предмета "Русский язык" для 5-9 классов (базовый уровень).

Программа учебного предмета "Русский язык" для 5-9 классов (базовый уровень)....

Программа учебного предмета "Русский язык" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Шишкиной Т. С.

Программа учебного предмета "Русский язык" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Шишкиной Т. С....

Календарно-тематическое планирование для студентов групп первого курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности 1 курса:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устро...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе требований к результатам начального общего образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта.  Рабоч...

Олимпиадные задания по предмету "Русский язык и литература" для студентов I -II курса

Задания для олимпиады составлены составлены с учётом базовых компонентов литературного образования, основных видов деятельностистудентов, их возраста. Целью олимпиады является выявление широты литерат...