Обучение двигательным действиям
методическая разработка
Овладение каким бы то ни было двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах её выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_dvigatelnym_deystviyam.pptx | 688.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План лекции 1. Двигательные умения и навыки. 2. Взаимодействие двигательных навыков. 3. Структура процесса обучения двигательным действиям.
Обучение «Это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями и приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний ».
Овладение каким бы то ни было двигательным действием начинается с формирования системы знаний о параметрах его техники и способах её выполнения. Знания – это обобщённое отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности. Наглядно-чувственные знания Словесно-логические знания
Двигательные умения и навыки
Двигательное умение приобретенная на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности.
Умение характеризуется повышенной концентрацией внимания на компонентах движения; не стабильными способами решения двигательной задачи излишним мышечным напряжением; большим количеством лишних движений; большой затратой энергии; быстрым утомлением.
Двигательный навык это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии.
Навык характеризуется устойчивостью и надежностью выполнения двигательного действия; способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном психическом состоянии, сниженных физических возможностях (утомлении), неблагоприятных внешних условиях и других помехах.
знания Неавтоматизированное управление Относительная расчленённость движений Нестабильность действия ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ мышление двигательный опыт
СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ Автоматизированное управление движениями; концентрация внимания на цели и условиях действий Слитность движений (операций) Устойчивость, стабильность, надёжность действия Двигательный навык
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка . ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности «Переделка» техники, связанная с прочными навыками, представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.
Взаимодействие двигательных навыков
Положительный перенос такое взаимодействие навыков, когда ранее усвоенные двигательные действия содействуют более быстрому усвоению новых
Отрицательный перенос когда ранее усвоенные навыки не помогают, а наоборот, тормозят процесс усвоения новых движений.
Структура процесса обучения двигательным действиям
этап углубленного разучивания этап закрепления и совершенствования этап начального разучивания
Цель этапа начального разучивания создание модели предстоящего действия, формирование двигательного умения
Задачи этапа осмысление задач обучения; проверка правильности созданного представления; корректирование созданного представления; освоение элементов и частей двигательного действия; выполнение двигательного действия в целом; устранение ошибок. под «ошибкой» понимается выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия. Главные ошибки Второстепенные ошибки
Основные причины ошибок и пути их устранения
Неправильное представление Разъяснить, повторить, нарисовать, показать, продемонстрировать наглядные пособия
Недостатки общей и специальной физической подготовки Выделить, какого качества недостает для повышения функциональных возможностей, разработать программу физической подготовки.
Недостатки волевой подготовленности (нерешительность, боязнь, неуверенность в своих силах) Выяснить причину, облегчить выполнение, обеспечить безопасность, улучшить страховку.
Нарушение последовательности обучения Изменить последовательность обучения, возвратиться к предыдущему материалу, то есть восстановить методику обучения
Отрицательный перенос навыков Временное прекращение обучению двигательному действию, начать обучение упражнению сходной структуры
Утомление Дать отдых
Неблагоприятные условия выполнения упражнения Устранить недостатки, например, сменить инвентарь. Постепенно приучать к неблагоприятным условиям
Цель этапа углубленного изучения совершенствование двигательного умения и перехода его в двигательный навык.
Задачи этапа Уточнение техники двигательного действия по кинематическим, ритмическим и динамическим характеристикам. Углубление и расширение созданного представления об изучаемых движениях. Формирование навыка, то есть свободного и стабильного выполнения двигательного действия. Создание предпосылок для вариативности реализации навыка.
Цель этапа закрепления и совершенствования формирование умения высшего порядка, то есть реализация сформированного навыка в условиях его практического применения на соревнованиях, в быту, в производственной и военной деятельности.
Задачи этапа Добиться надежного и вариативного выполнения двигательного действия в меняющихся условиях максимальных физических и психических напряжений Завершить работу над индивидуализацией и перестройкой техники действий с тем, чтобы максимально использовать особенности телосложения и физической подготовленности занимающихся.
Вариативность двигательного действия на этом этапе достигается: * При усложнении внешних условий (разные места занятий, метеорологические условия, внешние помехи и др.) * Изменением физического и психического состояния занимающихся (утомление, волнение, отвлечение внимания, различные сбивающие факторы). * Возрастающими физическими нагрузками в усложненных условиях (бег по песку, гребля или плавание с увеличенным сопротивлением воды и т.д.).
Принципы обучения 1. Сознательности и активности 2. Наглядности 3. Доступности и индивидуализации 4. Систематичности 5. Последовательности 6. Прочности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
Обучение грамматике английского языка с использованием алгоритмов - действия
Разработка может быть использована в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе; средней (полной) общеобразовательной школе, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»
Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...
Перспективное планирование формирования универсальных учебных действий по годам обучения
Проектная работа...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Статья по данной проблеме....
Обучение двигательным навыкам и внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
Обучение двигательным навыкам и внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры...