ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
статья на тему
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Н.А.МУШТАКОВА, директор, к.п.н.,
Л.В.ПАВЛОВА, зам. директора
МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1»
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как инновационный системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности учащегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В соответствии с п. 9 ФГОС НОО УУД являются метапредметным результатом и формируются: средствами содержания каждого учебного предмета учебного плана НОО; средствами междисциплинарных учебных курсов (к примеру, Программы формирования УУД на уровне НОО); средствами и содержанием внеурочной деятельности как одного из механизмов реализации ООП НОО. [1, с.5] В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы качественно новые образовательные результаты: желание и умение учиться, готовность к образованию на следующем уровне и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения.
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Если еще несколько назад в педагогическом сообществе шли жаркие дискуссии о целях образования, то сегодня Стандарт второго поколения выдвигает в качестве приоритетной задачи образования формирование у учащихся умения учиться. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». [3, с.2]
Однако всегда ли мы понимаем смысл этих слов, а главное – владеем ли методами организации образовательного процесса, которые сделают эти высокие слова реальной практикой?
Перед педагогом начальной общеобразовательной школы, реализующим Стандарт второго поколения, встает вопрос: «Как ему практически воплотить в жизнь идеи, о которых сотни лет назад говорили наши великие предшественники и которые сегодня стали жизненно необходимы каждому ребенку – научить его учиться?».
А разве педагоги не делают это изо дня в день? Ученик выполняет задание учителя – он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, то есть «учить-себя» – значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз и не учится ученик в так называемой традиционной системе обучения. И значит, он не учится учиться.
Чтобы управлять учебной деятельностью детей, а затем учить их самостоятельно управлять ею (то есть учить учиться), нужно, прежде всего, самому педагогу разобраться с тем, что представляет собой деятельность как явление жизни и понять, какова структура деятельности, какие бывают ее виды, как она развивается, в чем специфика и предназначение именно учебной деятельности. И только затем это знание конкретизировать для построения своего образовательного процесса, чтобы сделать его не случайным, а надежным, управляемым, качественным. «О развивающем обучении и воспитании, – писал В.В. Давыдов, – можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности». [2, с. 388]
Что значит «уметь учиться» – это значит хотеть и уметь выполнять и осознавать деятельность учения или учебную деятельность. В процессе профессионального саморазвития учителя начальных классов изучали, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых умений, как следует взаимодействовать с ребенком, какова роль каждого в образовательном процессе. Учебную деятельность мы стали рассматривать как процесс самоизменения ребенка в совместной и самостоятельной учебной деятельности, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. Учебное действие является структурной единицей учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели (задания, учебного занятия). Данный подход в Стандартах второго поколения называется системно-деятельностным в силу того, что он является конкретизацией понятийной системы деятельности и методологической основой Стандарта.
В 2010 году МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» (директор Н.А. Муштакова, к.п.н.) стало одной из девяти региональных экспериментальных площадок, реализующих инновационные проекты по теме: «Введение ФГОС НОО в Астраханской области». Одной из отличительных особенностей гимназии является создание развивающей образовательной среды, которая позволяет максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка. В рамках системно-деятельностного подхода мы используем технологии деятельностного типа, среди которых особое место занимает технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система дидактических принципов, требований к учебному содержанию и условиям его использования на вариативной основе, что важно с точки зрения практической реализации концепции вариативности современного образования. В качестве схемы, описывающей работу по данной технологии, мы используем удобную для работы учителя, специально разработанную структуру учебной деятельности, предложенную Л.Г. Петерсон.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности. [5, с. 36]
Но главное заключается в том, что системно-деятельностный подход открывает учителю возможность построения и практического использования структуры учебной деятельности, без которой умение учиться не может формироваться системно. Следовательно, чтобы научить детей учиться, для нас принципиально важно выстроить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития (формирование у учащихся личностного результата). В данном случае, это дорога, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе учения необходима для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для формирования собственного метапредметного результата. Это позволит ему построить собственный продуктивный путь преодоления затруднений - метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, который заключается он в следующем:
- зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;
- затем проанализировать, как ты выполнял свое действие, и в каком месте возникло затруднение (исследование – И);
- понять, по какой причине оно возникло (критика – К);
- поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (проект – П);
- реализовать построенный проект.
Именно данный метод заложен в структуру организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в гимназии. Ведь известно, что «хромой, идущий по короткой дороге, дойдет быстрее, чем скороход по длинной». Завершится этот путь, естественно, самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться. Именно поэтому со структурой учебной деятельности мы знакомим учащихся с первого класса. Ресурсом для этого служит авторская программа надпредметного курса «Мир деятельности» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования ). Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся УУД и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС НОО в любой образовательной системе приобретает целостность и завершенность.
Данный надпредметный курс предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Курс «Мир деятельности» реализуется во внеурочной деятельности учителями начальных классов гимназии Амировой Е.А. и Смольниковой Ю.В., сопровождает и дополняет работу учителей в технологии деятельностного метода и обеспечивает достижение планируемых результатов ООП НОО гимназии в единстве урочной и внеурочной деятельности.
Поставив перед педагогическим коллективом учителей начальных классов гимназии вопрос: «Что значит научить ребенка учиться?», мы нашли ответ, основанный на методологичекских знаниях, который позволил нам построить эффективный педагогический инструментарий, о котором можно не только прочитать, но и посмотреть его в действии, в реальной работе учителей. Свою главную задачу сегодня мы видим в том, чтобы создать реальную возможность поэтапного освоения деятельностного метода обучения каждым учителем гимназии, с одной стороны, а с другой стороны – мотивировать профессиональное развитие и совершенствование самого учителя. Ведь одной из его новых функций стала функция руководителя, инициатора детского действия, которая требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передавать. Среди них на современном этапе развития начального общего образования ключевое значение имеет понимание самим педагогом того, что значит «уметь учиться».
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа:- htt://standart.edu.ru/
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В. В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1996.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»/ Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
- Петерсон Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий./ Л.Г. Петерсон //Управление начальной школой. – 2012. - №2. М.: Издательский дом МЦФЭР, 2012. С.34-37.
- Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу/ под редакцией Л.Г.Петерсон.- М.: Издательство «Национальное образование», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388374-1390382911.jpg)
Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования
Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-608238-1458633749.jpg)
Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики
Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необход...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855848-1479909436.jpg)
Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-957143-1516130566.jpg)
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-914920-1492177875.jpg)
Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования
Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....