Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
статья на тему
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример тематического планирования, включающего учебные умения и упражнения, направленные на их формирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, отражённая в концепции «Обучение в течение всей жизни».
Множество нормативных документов направлено на поддержание качества образования именно исходя из этой концепции. Например, в модели «Российское образование 2020» говорится о неотъемлемом направлении в образовании, к которому должно стремиться наше общество, это – непрерывное образование. Предлагается реальная система мер, позволяющая обеспечить гражданам возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» также предусматривает изменение отношения к учению, что проявляется в изменении образовательных стандартов, которые направлены на вовлечение учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Все эти меры также являются очень важными для развития личности учащихся и формирования на этой основе умения учиться, овладевая учебными умениями, которые обеспечат успешность этого процесса.
Для того чтобы воспитать у учащихся способность к постоянному самообразованию и саморазвитию, начиная с начальной школы, учителю необходимо уделять внимание формированию учебных умений. Реализация этой инициативы воплотилась в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, вступившему в действие с этого учебного года.
Однако на сегодняшний день существуют противоречия между требованиями к владению учебными умениями обучающихся начальной школы, отражёнными в нормативных документах и реальной обстановкой в общеобразовательной школе.
Рассмотрев целевые ориентиры языковой образовательной политики и проанализировав сущностную характеристику учебных действий младшего школьника и изучив составляющие учебной компетенции относительно предмета «Иностранный язык», мы выяснили что, в современном обществе на государственном уровне осознаётся, насколько значимым является непрерывное образование, поэтому перед школой стоит задача сформировать у учащегося умение учиться и добывать знания самостоятельно. Проанализировав различные подходы к понятию «учебное умение», таких ученых как, Андрей Викторович Хуторской, Наталья Фёдоровна Коряковцева, Наталья Викторовна Елашкина и других, а также сопоставив сущность понятий «учебная (учебно-познавательная) компетенция», «учебная стратегия», «учебный приём» «общеучебные умения», «универсальные учебные действия» мы можем сделать вывод о том, что каждое из них отражают свою сущностную характеристику. Обратите внимания на слайд. (Учебные умения – это способ организации познавательной деятельности и условие для формирования учебной компетенции, учебная компетенция - способность учащихся непосредственно управлять своей учебной деятельностью, учебная стратегия – процесс достижения поставленной цели, учебный приём – учебные действия учащихся). Очевидно, что мы не можем не разграничивать данные понятия, так как каждое из них имеет свою сущность. Другими словами, учащийся через приёмы, которые и составляют определённую стратегию, овладевает учебными умениями, которые составляют содержание учебной компетенции.
Следует отметить тот факт, что в российской методике более предпочтительным является термин «учебное умение» (или УУД) в то время как зарубежные методисты чаще всего используют термин «учебные стратегии». Мы же будем придерживаться точки зрения отечественных методистов и из всего многообразия терминов, мы отдаем предпочтение термину «универсальные учебные действия» как способу организации познавательной деятельности при обучении учащихся иностранному языку.
Нормативные документы, по которым мы осуществляем свою педагогическую деятельность, не отражают в полной мере перечень умений, которыми должен овладеть школьник, поэтому для реализации нашей цели мы выбрали классификацию Натальи Фёдоровны Коряковцевой, так как включённые в неё умения представляют собой наиболее обобщённый перечень, дающий возможность учащемуся самостоятельно и компетентно регулировать свою учебную деятельность по овладению иностранным языком.
Проанализировали понятие «лексический навык», требования к его овладению, предъявляемые в Программе по иностранному языку, мы пришли к выводу о том, что для успешной реализации обучения лексическому навыку необходимо руководствоваться принципами и знаниями о закономерностях его формирования на каждом этапе обучения ИЯ. Рассмотрев УМК, по которому мы осуществляем свою педагогическую деятельность, мы сделали вывод о том, что данный УМК содержит большой объём лексического материала, предусматривающий самостоятельную работу учащегося над ним, а в авторской Программе перечень учебных умений является, на наш взгляд, недостаточно полным. С этой целью мы включили в тематическое планирование компоненты – «Учебное умение» и «Упражнения, направленные на его формирование».
Раздел/ Урок | Учебная ситуация | Соответствие ГОС и содер-жанию темы | Комму-никатив-ные задачи и познава-тельная сфера | Лексика | Учебное умение | Упражне-ние, направлен-ное на формирование общеучебно-го умения |
U5 S1 | Speaking about season and weather. | Любимое время года Погода | Рассказать о погоде в разные времена года | will sunny, windy, cloudy, snowy, hot, cold, warm, rainy | Корреля-ция, объясне-ние Заполне-ние про-пусков Выстраи-вание аргумен-тирован-ного ответа с опорой на образец, взаимо-действие по дости-жению общей цели | Игра «Крестики-нолики» Игра «Вставьте букву» Игра «Назови преимущества» |
Представленное тематическое планирование включает лексический материал и учебные умения, которые формируются посредством определённых упражнений.
Приведём несколько примеров подобных упражнений.
«Театр». Две команды учеников становятся лицом друг к другу. Каждая команда выбирает одного актёра. Актёры из разных команд поочерёдно выходят вперёд и выполняют какое-либо действие по дому. Другой команде необходимо сказать, что он делает. В процессе выполнения данного упражнения у учащихся формируются такие умения, как сопоставление, использование образца, взаимодействие партнёров по команде для достижения общей цели.
Посредством упражнения «Что пропущено?» происходит развитие памяти и внимания, формирование умений идентификации и систематизации.
Упражнение «Продукты» направлено не только на развитие фонематического слуха и внимания, но и на формирование умений сопоставления, использование образца, взаимодействие
Данная разработка будет полезна учителю английского языка в начальной школе в контексте реализации современного подхода к образованию с целью формирования таких качеств личности, как гибкость, быстрая адаптация к меняющимся условиям, самообразованию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Ведь как говорил французский писатель Эмиль Золя: «Необходимо вечно учиться, смиряясь с невозможностью всё узнать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе
Материалы к выступлению на заседаниях, конференциях....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе.
Материал предоставлен для учителей начальных классах. Можно использовать как выступление на заседаниях МО учителей начальных классов, педсовете. В статье описаны условия, создаваемые в начальной...
Развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий в разновозрастных группах
использование технологий на уроках химии в разновозрастной группе...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Статья по данной проблеме....
«Мониторинг уровня формированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5/9 класса в условиях внедрения ФГОС»
Современное общество требует от системы образования компетентностного подхода к процессу и результатам учебно-воспитательной деятельности. От выпускников профессиональных учебных заведений требуется н...
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...