Формирование предметных знаний и умений дисциплины Русский язык при реализации профессиональной образовательной программы профессии 29.01.25 Переплетчик. (опыт работы)
статья

     Почти 10 лет назад появившийся образовательный стандарт для средней школы предлагал проверять не знания, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс предметной подготовки. Компетентностный подход проверяет, как человек умеет, например, читать, интерпретировать, высказывать свою точку зрения, ориентироваться в литературном процессе (если речь идет о дисциплине Литература), выбирать чтение. Это те компетенции, которые на самом деле нужны не только филологам, а любому человеку. И здесь уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского, основоположника научной педагогики в России: «Ни один наставник не должен забывать, что его и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Мы сейчас видим, что слова замечательного педагога актуальны в наше время как никогда.

     Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предметных знаний и умений дисциплины Русский язык

 при реализации профессиональной образовательной программы

 профессии 29.01.25 Переплетчик.

(опыт работы)

     Почти 10 лет назад появившийся образовательный стандарт для средней школы предлагал проверять не знания, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс предметной подготовки. Компетентностный подход проверяет, как человек умеет, например, читать, интерпретировать, высказывать свою точку зрения, ориентироваться в литературном процессе (если речь идет о дисциплине Литература), выбирать чтение. Это те компетенции, которые на самом деле нужны не только филологам, а любому человеку. И здесь уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского, основоположника научной педагогики в России: «Ни один наставник не должен забывать, что его и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Мы сейчас видим, что слова замечательного педагога актуальны в наше время как никогда.

     Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.  

     Условия экономики нашей страны требуют от образовательных организаций подготовку высококвалифицированных кадров. Новые образовательные стандарты предъявляют высокие требования к подготовленности выпускников средних учебных заведений, что требует интенсивного перехода на новый формат образования – компетентностный. Компетентностная парадигма образования в отличие от традиционной ориентирована на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся, что сложно сделать без активной интеграции программ общего образования с программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих и специалистов среднего звена).

   Таким образом, подготовка обучающихся в пределах освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна, с одной стороны, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и среднего профессионального образования (ФГОС СПО), а с другой, – стать компонентом образовательной программы, ориентированной на достижение конечного результата: подготовку квалифицированного специалиста и развитие конкурентоспособности системы среднего профессионального образования.

   Методика преподавания общеобразовательных дисциплин в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования разработана с целью совершенствования подходов к реализации требований среднего общего образования (далее – СОО) в пределах освоения основных образовательных программ СПО (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена) и направлена на совершенствование организации обучения различным дисциплинам, а также на обеспечение преемственности основных образовательных программ среднего общего и среднего профессионального образования.

   Освоение содержания общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла обеспечивает формирование предметных знаний и умений, необходимых для осознания указанных предметов как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления знаний, расширения кругозора в области гуманитарных наук;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
  • расширения круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
  • приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

   Основными задачами совершенствования системы преподавания общеобразовательных дисциплин гуманитарного цикла в системе среднего профессионального образования являются:

- обновление их содержания с учётом общих подходов в преподавании гуманитарных дисциплин, реализации междисциплинарных связей, интеграции содержания общеобразовательных учебных предметов с дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями;

- реализация системно-деятельностного, личностно-дифференцированного подходов в преподавании общеобразовательных дисциплин;

- усиление практической направленности обучения и воспитания с учетом современных нормативных требований к выпускникам средней школы, которые включают необходимость формирования у обучающихся опыта применения приобретенных знаний, умений, навыков для принятия обоснованных решений в различных жизненных ситуациях и решения проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- включение в общеобразовательные дисциплины содержания прикладного характера, соответствующего профессиональной направленности профессий и специальностей;

- формирование функциональной грамотности обучающихся (и это касается всех предметов, изучаемых в лицее), включающей развитие умений анализировать конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения проблем и принятия решений; осуществлять поиск, получение и использование необходимой социальной информации, распространяемой по каналам СМИ, в том числе в сети Интернет; развитие навыков критического мышления и креативности, коммуникации и сотрудничества;

- внедрение в педагогическую практику современных информационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения;

- освоение преподавателями способов преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом интенсификации обучения;

- обеспечение возможности подготовки обучающихся на уровне среднего профессионального образования к прохождению государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.

   В соответствии с проектом ФГОС СОО требования к предметным результатам освоения базового курса должны отражать как на базовом уровне, так и на углубленном.

   Готовя открытый урок в группе 122 (профессия 29.01.25 Переплетчик (технологический профиль) «Орфоэпия. Орфоэпические нормы», я ставила целью не только формирование сознательного овладения нормами произношения, повторение основных орфоэпических норм русского языка, формирование орфоэпических компетенций (ПРб 01 и ПРб 03), т.е. предметных задач, но попыталась решать и личностные задачи (развивать уважение к традициям русского языка, потребность в овладении нормами устной речи) и метапредметные как регулятивные (развивать умение ставить цели своей деятельности на уроке; учить самостоятельно анализировать лингвистический материал; формировать понимание учебной задачи на каждом этапе урока, учить корректировать свою деятельность; адекватно оценивать), так и коммуникативные (учить работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; развивать умение сотрудничать в паре, вырабатывать совместные решения; формировать умение строить  высказывание и обосновывать свою точку зрения). В качестве средства формирования регулятивных УУД использовалась технология развития критического мышления через чтение и письмо.

   Предварительно было дано индивидуальное задание двум учащимся: подготовить доклад о возникновении понятия орфоэпическая норма и подготовить выразительное чтение стихотворения. На уроке использовались словари (орфографические и орфоэпический); раздаточный материал – карточки для групповой и индивидуальной работы, составленные на материале профессиональной направленности; презентация, проектор.

   Работа проводилась как индивидуальная, так и групповая и в парах, что способствует совершенствованию владения языковыми средствами - умению ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства (МР 08); развитию навыков сотрудничества со сверстниками (ЛР 07) и толерантному поведению, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания (ЛР 06). Формы работы, использованные в ходе урока, позволили обучающимся организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем группы (ОК 2) и осуществлять поиск информации, необходимой в будущем для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4).

Отдельно отмечу, что такие уроки проходят с повышенным интересом и вниманием со стороны обучающихся, что обусловлено их профессиональной заинтересованностью.

        Отмечу, что особый интерес вызывают все виды заданий на материале текстов профессиональной направленности. Статьи из предметных журналов, учебники изучаемых спецдисциплин, материалы интернета профессиональной направленности позволяют не только расширять их кругозор, но и работают на более глубокое погружение в профессию. Один из уроков раздела «Лексика и фразеология» профессиональной направленности «Профессионализмы. Терминологическая лексика полиграфической отрасли» вызвал не только интерес, но и мотивировал на создание собственных текстов, послужил подготовкой к последующей практической работе «Составление связного высказывания о развитии полиграфической отрасли в России».  

       Подобная подготовительная работа проводится на предшествующих занятиях систематически, поэтапно от составления словосочетаний, простых и сложных предложений до составления текстов, где идея или тема обозначаются заранее.  Групповая работа по нахождению фразеологизмов, характерных или употребляемых в изучаемой профессии, а также работа со словарями по составлению этимологических справок к словам-профессионализмам развивают интерес к предмету в целом и показывают богатство языка, расширяют не только кругозор, но и представление о выбранной профессии, учат работать с научной литературой, ведь «…главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду». Знакомясь с именами фотохудожников, узнавая историю подвигов переплетчиков, обучающиеся начинают понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, на что и обращает особое внимание образовательный стандарт.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности (СПО) Технология продукции общественного питания на базе основного общего образова

Общие положения………………….......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетен...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...