Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности студентов на уроках истории
статья

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Значительные преобразования происходят как в организации и содержании образования, так и в изменении отношения к обучающемуся, его роли и функций в учебном процессе. Превращение студента в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства преподавателя. Превращение обучающегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства педагога. Наиболее существенным и важным компонентом учебной деятельности при формировании адекватной самооценки является самоконтроль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol_kak_sredstvo.docx53.08 КБ

Предварительный просмотр:

Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности студентов на уроках истории

В.Еренкова, преподаватель истории

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Значительные преобразования происходят как в организации и содержании образования, так и в изменении отношения к обучающемуся, его роли и функций в учебном процессе. Превращение студента в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства преподавателя. Превращение обучающегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства педагога. Наиболее существенным и важным компонентом учебной деятельности при формировании адекватной самооценки является самоконтроль.Описание: C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_2635.jpg

В структуре учебной деятельности ее компоненты: потребность и мотивы, учебные задачи и их реализация в учебных действиях, контроль и оценка всегда взаимосвязаны, и учебную деятельность нельзя свести ни к одному их этих компонентов. Тем не менее, роль действия самоконтроля и самооценки велика и своеобразна. Д.Б. Эльконин отмечает особую роль действий самоконтроля и самооценки: «Если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда»[5].

Вместе с тем анализ традиционной системы обучения показывает, что в традиционном образовательном процессе самооценка целенаправленно не формируется, функции контроля, анализа деятельности студента осуществляются преподавателем. Студент чаще всего получает недостаточно аргументированную оценку результата собственной деятельности в виде отметки.

Недостаток развернутых оценочных суждений преподавателя, с одной стороны, и неумение обучающегося контролировать, анализировать и оценивать свою деятельность, с другой, ведет к потере его ориентации в оценке собственных возможностей и формированию неадекватной самооценки результатов учебной деятельности. У студента возникает устойчивая зависимость от мнения преподавателя и сверстников. Неадекватная самооценка негативно сказывается на общих результатах обучения, формирования его личностных качеств и жизненной позиции. Адекватная же самооценка отражает реальное представление ребенка о достигнутом и о том, к чему он стремится.

Некоторые аспекты формирования самооценки рассматривались в исследованиях Д.Б. Эльконина [5], Юлдашевой С.М.[6] и др. Исследования показали, что становление адекватной самооценки возможно только в том случае, если обучение направлено на формирование всех компонентов учебной деятельности.

С моей точки зрения наиболее существенным и важным компонентом учебной деятельности при формировании адекватной самооценки является самоконтроль. Умение контролировать свою работу – одно из проявлений самостоятельности, необходимой для приобретения, углубления и расширения знаний, развития познавательных способностей обучающихся. Формирование умений и навыков самоконтроля как проявления активности студента в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний.

Изучив теоретические аспекты проблемы развития навыков самоконтроля, я выделила следующие положения.

1. Рассматривая самооценку как способность человека к оценке самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей, следует признать, что самооценка является сложным образованием, оказывающим значительное влияние на развитие личности. Это влияние обусловлено важнейшими функциями самооценки в личностном становлении.

2. Целенаправленное обучение умениям и навыкам самоконтроля обучающихся будет способствовать становлению адекватной самооценки учебной деятельности. В качестве критериев формирования адекватной самооценки у студентов выступают: потребность в самооценивании, интерес к деятельности по самооцениванию, их представления о самооценке, наличие знаний об эталоне с которым сравнивается оцениваемая деятельность (когнитивный компонент).

3. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности студента будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

- процесс осуществляется на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода к обучению;

- формирование адекватной самооценки студента является результатом длительного процесса и опирается на целенаправленно формируемые умения самоанализа, самоконтроля, самокоррекции;

- успешное формирование умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности возможно при наличии методической системы, включающей поэтапное формирование у студентов умений самоконтроля, использования совокупности заданий, направленных на формирование умения контролировать и оценивать свои достижения при усвоении учебного материала.

Главная цель, которую я поставила в начале работы над проблемой – повышение эффективности учебного процесса путем совершенствования навыков самоконтроля.

        Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

  • определить наиболее эффективные формы работы по развитию навыков самоконтроля;
  • сделать подборку эффективных приёмов и методов обучения самоконтролю по темам учебного курса истории;
  • разработать модели учебных занятий по истории с использованием приёмов и методов развития навыков самоконтроля обучающихся; отследить динамику его развития;
  • вести мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для самовыражения и приобретения студентами знаний.

Положительный настрой поддерживается разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому студенту возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Валентина Михайловна выделяет следующие этапы формирования самоконтроля:

  • понимание и принятие контроля по стороны преподавателя;
  • анализ результатов учебной деятельности других студентов;
  • самоанализ, самооценка и самокоррекция собственной учебной деятельности.

На первом этапе преподаватель знакомит студентов с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков. Формированию навыков самоконтроля способствует правильное комментирование, основанное на критериях оценки.

На втором этапе основным видом учебной деятельности становится взаимопроверка, которая служит хорошей школой воспитания самоконтроля, так как обнаружить ошибки в работе другого легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля переносятся затем на свою деятельность.

На третьем этапе формируется способности к самоанализу и самооценке, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны преподавателя (самоконтроль). Чтобы работа по развитию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. С этой целью использую следующие приемы.

Составление задания для других студентов, используя пройденный материал. При составлении задания студент находится и в позиции преподавателя, и в позиции обучающегося. Он составляет задание таким образом, чтобы оно содержало некоторую трудность, т. е требовало обдумывания, применения своих знаний.

Нахождение и исправление «допущенных» ошибок. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется неполнота понимания, что заставляет студента анализировать свои знания. Преподаватель при объяснении сознательно допускает ошибки. Студенты, которые нашли ошибки, дают убедительные объяснения и приводят доказательства, пока все не увидят их, не поймут и не включатся в активную умственную деятельность.

Выполнение студентами роли преподавателя. Эта работа проводится, как правило, в группах. Во время объяснения остальные члены группы должны задавать вопросы о том, что не понятно.

Использование разноуровневых заданий. Выбирая нужный для себя уровень, студент учится правильно оценивать свои знания.

Развитию навыков самоконтроля способствует рефлексия на любом этапе учебного занятия, которая развивает критическое мышление, осознанное отношение к собственной познавательной деятельности. Таким образом, обучающиеся более осознанно могут оценить свои достижения и проблемы. В этом им помогают и специальные задания, направленные на формирование навыков самооценки и самоконтроля. Такие задания предлагаются студентам как по ходу урока, так и в его конце.

Применение метода сократической беседы. В нем заложен мощный механизм, запускающий рефлексию. Преподаватель подвергает сомнению уже имеющиеся у обучающихся представления. Сам он не дает готовых ответов, от него требуется большое искусство обнаружения «зон незнания», вовлечения своих собеседников в пространство рефлексии.

Особое место в организации рефлексивной деятельности на уроках истории занимает рефлексия способов деятельности. Для того, чтобы помочь студенту осознать свои особенности познавательной деятельности в течение урока, преподаватель систематически предлагает студентам отвечать на ориентировочные вопросы:

  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  • Какие задания были легкими?
  • Какие задания оказались самыми сложными?
  • Что Вам предстоит сделать, чтобы научиться выполнять такие задания?

Основными критериями результативности этого опыта являются положительная динамика развития навыков самоконтроля и, как следствие, повышение качества знаний студентов.

       

Таким образом, работа по развитию навыков самоконтроля позволила достигнуть следующих результатов:

  • увеличилось число студентов с хорошо развитыми навыками самоконтроля;
  • наблюдается положительная динамика развития адекватной самооценки.

Литература:

  1. Жарова Л.В. Самоконтроль в учебной работе подростков. - Советская педагогика, издательство "Просвещение", Москва, 1966, №7
  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность преподавателя. Учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009.
  3. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - Москва, 2009.
  4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., под редакцией В.А. Сластёнина. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2008.
  5. . Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего студента - М.,1974.
  6. Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся - подростков. - Вопросы психологии. М.: "Просвещение", 2006, № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности студентов на уроке как действенное средство повышения его качества

Организация самостоятельной деятельности студентов на уроке как действенное средство повышения его качества...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Статья "Инновационные технологии в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания"

В данной статье рассмотрены примеры инновационных технологий, которые имеют важное значение в формировании компетенций студентов на уроках истории и обществознания....

Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника

Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность...

Презентация "Мотивация обучения студентов и ее формирование в ходе учебной деятельности".

Презентация областной педагогической научной конференции «Педагогический опыт. Поиск. Инновации» на тему «Мотивация обучения студентов и ее формирование в ходе учебной деятельности»....

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетентностей студентов

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, про...

Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....