Организация самостоятельной деятельности студентов на уроке как действенное средство повышения его качества
статья на тему
Организация самостоятельной деятельности студентов на уроке как действенное средство повышения его качества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной деятельности студентов на уроке как действенное средство повышения его качества
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания студентов. Эта задача выступает перед каждым преподавателем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Знания, навыки, умения, привычки, убеждения нельзя передавать от преподавателя к студенту так, как передаются материальные предметы. Каждый студент овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности студентов, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы студентов на уроке. Если быть точнее, то и дома тоже. Но, к сожалению, практика показывает, что наши студенты не готовы выполнять домашнее задание. Тем более, необходимо как можно более полно разобрать с ними необходимый материал, в том числе и с помощью их самостоятельной деятельности.
Студенты испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным ребятам нужна помощь или консультация преподавателя, хотя не так часто как остальным. Преподаватель не должен принимать участие в выполнении задания, но он должен организовать деятельность группы, направить познавательный процесс, создать необходимые условия и настрой.
Управление самостоятельной работой включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.
Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью студента на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи студенту, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий студента, оценивание результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.
Таким образом, принципами управления необходимо считать следующие:
1) дифференцированный подход к студентам с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление преподавателя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля преподавателя к самоконтролю.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у студентов вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и
содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у студентов интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Студенты должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что студенты, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к преподавателю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
Постановка задачи преподавателем, которая звучит как: спишите материал параграфа, законспектируйте и т.п. не является верно поставленной задачей. Ничего, кроме простого списывания с учебника, такая задача не предусматривает. Другое дело, когда преподаватель предлагает, например, найти в тексте ответы на конкретные вопросы, сравнить данные, сделать вывод по прочитанному и т.п. В этом случае студентам приходится мыслить, делать выводы.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать студента при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для студентов, а сами студенты — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых уроках у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе студентов должен предшествовать наглядный показ приемов работы с преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы преподавателем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой студенты оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
Большую роль играет процесс создания на уроках производственных ситуаций, которые позволяют студентам не только окунуться во взрослую жизнь, представить себя на рабочем месте, но и опять же заставляют их мыслить, рассуждать, принимать решения.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным студентам требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к ним. Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных ребят, преподаватель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым студентам количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы студентов на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее студентов вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес студентов. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед студентами практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Ребята всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у студентов занимается весь коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.
7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой студентов по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения студентов вперед в познании нового.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания: осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
2. Закрепление и уточнение знаний: достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
3. Выработка умения применять знания на практике: осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
4. Формирование умений творческого характера: достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Для эффективной организации самостоятельной работы студента преподаватель должен уметь спланировать познавательный процесс студента и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.
Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма студентов, интереса к предмету. Ребята должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные студенты вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин»
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – фор...
Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов
Информационно-коммуникационная предметная среда (ИКОС) представляет собой совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными средствами обучения н...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...
Урок самостоятельной деятельности студентов как шаг повышения педагогического мастерства преподавателя
Статья подготовлена для сборника II международной научно-практической конференции в г. Волгограде. В ней рассматриваются вопросы самостоятельной деятельности студентов при мониторинге строительной пло...
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...
Контрольно-оценочные средства внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов по дисциплине: ОГСЭ.03 Иностранный язык, специальность: 43.02.10 Туризм
Материалы для проведения внеаудиторной самостоятельной деятельности по дисциплине: ОГСЭ.03 Иностранный язык, составлены в соответствии с действующими стандартами и учебным планом для специальности: 43...